Презентация "Человек в системе советской культуры"
презентация к уроку по истории (10 класс)
Изучение вопросов культуры в средней школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_v_sisteme_sovetskoy_kultury.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классовое воспитание советского человека Сознание человека ориентировалось на еще не осуществленное, но великое будущее, во имя которого можно было оправдать любые жертвы, лишения и даже террор. И чем грандиознее становились задачи, тем большее значение придавалось роли идеологического фактора.
Классовое воспитание советского человека Задача утверждение марксистско-ленинской идеологии в сознании людей Стержнем государственной политики воспитания человека социалистического общества становится идеология. Приоритетными «классовое сознание», «национальное сознание». При этом власть активно обращается к национальным традициям, взывает к национальной гордости. Постановления ЦК ВКП(б) 1931 г. «О журнале «Под знаменем марксизма, «О работе Комакадемии» письмо И. В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма»
Ускорение темпов индустриализации История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы... Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все — за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную , за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную... Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это , либо нас сомнут ».
ИСТОРИЯ – средство классового воспитания 16 мая 1934 г. вышло Постановление правительства (СНК СССР) и Центрального комитета ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». И. В. Сталин лично курировал процесс подготовки школьных учебников по истории. Все учебники были тщательно проверены и приведены в соответствие с генеральной линией партии. Главное место в отечественной истории теперь отводилось событиям Октября 1917 года. Эти события становились главными и для всемирной истории. Положительная оценка политики Ивана Грозного (опричнина рассматривалась как прогрессивное, полезное для укрепления государства дело).
ИСТОРИЯ – средство классового воспитания В 30-40-е гг. во всех высших учебных заведениях было введено преподавание общественных наук. В 1938 г. был опубликован «Краткий курс истории ВКП(б)», в подготовке которого принимали непосредственное участие руководители правящей партии (узаконил диктат единомыслия и в науке, и в обществе). Все события исторического процесса были соотнесены с самым великим событием XX в. — Октябрьской революцией 1917 г. Действующие лица истории жестко разделялись на «своих» и «врагов». В сознании людей утверждался один из главных стереотипов, существовавших вплоть до середины 50-х гг.: « Сталин — это Ленин сегодня ».
Литература Лучшим писателем в школьных учебниках литературы становится А.М. Горький, лучшим поэтом — В.В. Маяковский. Л.Н. Толстого стали изучать лишь как « зеркало русской революции», А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова — как «борцов с самодержавием и крепостничеством ». Не укладывавшиеся в рамки идеологии литературные произведения и их авторы были изъяты из школьных учебников. Творчество Ф.М. Достоевского, Н.С. Гумилева, И.А. Бунина, С.А. Есенина, Е.И. Замятина, А.П. Платонова, М.А. Булгакова и многих других талантливых русских литераторов постепенно оказалось под запретом. Запреты на эти имена сохранялись вплоть до середины 80-х гг. XX в. Идеологические стереотипы становились органической частью сознания человека.
Советская идеология Словосочетание «советский человек» стало своего рода обобщенным символом, набором определенных ментальных характеристик. Благодаря этим чертам были возможны великие жертвы и великие достижения и победы. Люди возводили новые города, строили заводы и фабрики, демонстрировали чудеса трудового героизма. Во имя великого завтра они защищали свою Родину в Великой Отечественной войне, не раздумывая жертвовали своей жизнью, возрождали из пепла разрушенные города и осваивали целину.
Философ Г.П. Федотов Вглядимся в черты советского человека, конечно, того, который строит жизнь, не смят под ногами на дне колхозов и фабрик, в черте концлагерей. Он очень крепок, физически и душевно, очень целен и прост, живет по указке и по заданию, не любит думать и сомневаться, ценит практический опыт и знания. Он предан власти, которая подняла его из грязи и сделала ответственным хозяином над жизнью сограждан. Он очень честолюбив и довольно черств к страданиям ближнего — необходимое условие советской карьеры. Но он готов заморить себя работой, и его высшее честолюбие — отдать свою жизнь за коллектив: партию или Родину, смотря по временам
Черты советского человека Отсутствие потребности свободы личности, независимости мышления Мифологизированное сознание Утопизм, слепая вера Исторический оптимизм Коллективизм Жертвенность
Картина мира советского человека Время – мифологизировалось – сакральное и профанное . В советской мифологии сакральное время охватывает период от 7 ноября 1917 года до первых советских «пятилеток». Воспитание всех советских поколений осуществлялось через изучение жизни и деятельности революционеров и героев Гражданской войны). Важнейшие понятия прошлого – народ, масса, партия, класс, вождь. Настоящее – подчинялось идее великого будущего Формирование поколений людей созидателей.
Картина мира советского человека пространство – имело четкие внешние границы. «Свое», «свои», «советское» – «чужое», «чужие» «Чужое» – враждебное, угроза Внутреннее пространство – человек в коллективе Коллектив определял иерархию ценностей: энтузиазм, патриотизм, жертвенность, ответственность, дисциплина
Картина мира советского человека Система ценностей – иерархическая лестница, устремленная к идее светлого будущего – коммунизм. Коллектив с. 157, 163 Вождь – титанический герой с. 161 Герои – челюскинцы, отважные летчики, папанинцы , стахановцы, Павлик Морозов Простой человек – главный герой – передовик производства, защитник, хозяин страны
Стиль жизни советского человека Фабрика грез «Весёлые ребя́та » — первая музыкальная кинокомедия, снятая в 1934 году в СССР Театральность – проигрывание разных ролей: героя – жертвы Унификация – трудовая деятельность, коммунальный быт, стереотипы поведения, внешности Реклама будущего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы игры в баскетбол в системе физической культуры профессионального образования.
Элементы игры в баскетбол в системе физической культуры профессионального образования. Косолапова Татьяна Леонидовна – руководитель, преподаватель физического воспитания. Государствен...
Элементы игры в баскетбол в системе физической культуры профессионального образования.
Элементы игры в баскетбол в системе физической культуры профессионального образования. Косолапова Татьяна Леонидовна – руководитель, преподаватель физического воспитания. Государствен...
Социальная система советского общества в 30 е годы. Форма урока – урок пресс – конференция по типу – урок педагогического сотрудничества
Предлагаю Вашему вниманию открытый урок по истории. Урок преследует следующие цели:1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенност...
Литературно-музыкальная композиция: «Советская культура периода Великой Отечественной войны».
Литературно-музыкальная композиция: «Советская культура периода Великой Отечественной войны». Можно использовать для внеклассного мероприятия и для интегрированного урока истории и литературы....
Методическая разработка урока "Развитие советской культуры (1945 – 1991 г.)"
Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины ОУД «История» и ориентирован на студентов II курса ГБПОУ СПО. Он является уроком открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков...
Советское государство и общество в 1920-1930-е годы. Советская культура.
Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....