Методическая разработка урока "Развитие советской культуры (1945 – 1991 г.)"
методическая разработка по истории
Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины ОУД «История» и ориентирован на студентов II курса ГБПОУ СПО. Он является уроком открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Рассчитан на 90 минут и представляет собой теоретическое исследование темы, завершающееся практикумом.
Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы углубления восприятия и осмысления большого объёма учебной информации и позволяет студентам самостоятельно исследовать причины и особенности развития нескольких отраслей советской культуры (образование, наука, кинематограф, спорт)
Разработка урока может быть полезна преподавателям системы СПО, т.к. даёт возможность реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода к процессу обучения. Содержит задания, направленные на формирование универсальных учебных действий и способствует применению полученных знаний в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sovetskoy_kultury_1945-1991g.docx | 41.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский колледж радиоэлектроники»
Методическая разработка урока
Развитие советской культуры
(1945 – 1991 г.)
Подготовила:
преподаватель высшей категории
Опацкая Алла Ивановна
Симферополь
2019
Аннотация.
Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины «История» и ориентирован на студентов II курса ГБПОУ СПО. Он является уроком открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Рассчитан на 90 минут и представляет собой теоретическое исследование темы, завершающееся практикумом.
Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы углубления восприятия и осмысления большого объёма учебной информации и позволяет студентам самостоятельно исследовать причины и особенности развития нескольких отраслей советской культуры (образование, наука, кинематограф, спорт)
Разработка урока может быть полезна преподавателям системы СПО, т.к. даёт возможность реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода к процессу обучения. Содержит задания, направленные на формирование универсальных учебных действий и способствует применению полученных знаний в повседневной жизни.
Цели:
- Совершенствовать ценностно-смысловую компетентность студентов в процессе анализа причин развития и состояния советской культуры 1945-1991 гг.
- Воспитывать активную позицию студентов в процессе постижения истории и своего места в ней. Мотивировать процесс непрерывного самообразования.
Ожидаемые результаты освоения темы.
Предметные:
- Студенты продолжат формирование умения применять исторические знания, проводя анализ исторического периода жизни страны по произведениям художественной культуры и фрагментам социального быта.
- Студенты усовершенствуют навык привлечения различных источников к осуществлению исторической реконструкции и проекции её в настоящее.
Метапредметные:
Студенты усовершенствуют умение самостоятельно и с помощью преподавателя осуществлять, контролировать и корректировать исследовательскую деятельность.
Личностные:
- Продолжится формирование мировоззрения, основанного на диалоге исторических эпох жизни страны и осознании собственного места в отечественной истории.
- Будет осуществляться саморазвитие и самовоспитание студентов в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями; их готовность и способность к нравственному выбору.
Технологическая карта
Тема: | Развитие советской культуры в 1945 – 1991 гг. |
Группа: | |
Время: | 90 минут |
План: | 1. Развитие советского образования и науки в послевоенные годы 2. «Оттепель» в художественной жизни страны 3. Советская культура в 1960-1980-е годы |
Этапы урока: | I этап. Вводно-мотивационная часть 1.1 Орг.момент; актуализация ранее полученных знаний 1.2 Постановка цели и учебных задач II этап. Собственно учебная деятельность 2.1 Изучение нового материала. Первичное восприятие нового. 2.2. Осмысление новых знаний и умений: анализ видео-ролика. Соревнование малых групп, эвристическая беседа 2.3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на творческом уровне: практикум III этап. Этап контроля и коррекции 3.1. Подведение итогов урока: рефлексия. (Чему научились? Что умеем? Как можно использовать полученные результаты?) 3.2. Оценивание роботы группы и отдельных студентов. 3.3. Инструктаж домашнего задания. Задание дифференциро-вано и предполагает вариативность. |
Характер учебной деятельности: | Личностно-ориентированное развивающее обучение |
Тип урока | урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Форма урока: | комбинированный |
Методы обучения: | Наглядно-индуктивный (частично-поисковый), Наглядно-дедуктивный, Словесно-индуктивный. Постановка и решение проблемных вопросов |
Форма организа-ции деятельности студентов: | Работа в малых группах; обсуждение; решение познавательных задач; индивидуальная работа с информацией различной модальности для закрепления учебного материала |
Приёмы деятельности учителя: | Объяснение, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных задач, организация обсуждений мнений. |
Развитие УУД студентов: | работа с информационными источниками различной модальности; формулирование выводов и собственной точки зрения, умение определить причинно-следственные связи |
Оборудование: | Мультимедийный комплект для демонстрации заданий практикума |
Домашнее задание: | Контрольные вопросы №2 и №4 учебника (§31). Познавательное задание: Почему «Стадион моей мечты» называют «Вся мощь СССР в одной песне»? Сделать вывод из анализа статистики олимпийских медальных зачётов СССР и США в промежутке между 1952 и 1992 годами |
Учебно-методическое обеспечение урока: | 1.Учебник В.В. Артёмов, Ю.Н.Лубченков История(для всех специальностей СПО) М. Издательский центр «Академия». 2015. 2. Задания для практикума. 3. Видео «Реформа образования» |
ОПИСАНИЕ ХОДА УРОКА
- Организационный момент. Задать тон урока. Создать моральный настрой.
- Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса.
Вызов: Чем, по вашему мнению, культура и культурная политика СССР были больше всего не похожи на культуру современной Российской Федерации?
Формулируя ответ, составьте для себя определение культуры.
3. Запись темы и Постановка задач урока. Самостоятельно осуществляется сту-дентами. Преподаватель корректирует выбор ожидаемых результатов урока (Что узнаете? Чему научитесь? Как сможете применить полученные знания?)
4. Изучение нового материала. Первичное восприятие нового.
Форма работы: Осмысление вариантов решения проблемного вопроса. Составление конспекта.
Культура – это процесс и результат творческой деятельности общества и человека. Которые ориентированы на приумножение в мире добра, истины, красоты.
Культура – это условие свободы человека; это средство установления взаимопонимания между людьми; это средство превращения индивидов в общество.
В отличие от советского времени, в современной РФ:
- Развитие культуры освобождено от обязательных идеологических рамок. Не существует государственной идеологической цензуры.
- Государство, прекратившее контролировать и направлять процесс научного и художественного творчества, прекратило поставлять деятелям культуры социальные заказы и обеспечивать их выполнение.
- Превратив непроизводственную деятельность в категорию «услуг» и переведя процесс творчества на самофинансирование, государство лишило работников науки, образования, искусства многих, существовавших ранее форм социального одобрения и престижа. А поскольку в современном обществе честь, уважение, сострадание не в цене, то имеем соответствующее качество «услуг»
В СССР послевоенных лет наука и образование получали от власти трудящихся до 8 % средств государственного бюджета на выполнение поставленных задач и в итоге избавили человечество от потенциального превращения «Холодной войны» в третью мировую. В 1999г. на науку и образование РФ ежегодно расходовала 0,4% государственного бюджета и в итоге получила потерю экономической независимости страны, ежегодную смертность 1% населения, массовую миграцию талантов и целое поколение слабо-воспитанных и невостребованных людей.
5. Осмысление новых знаний и умений
Форма работы: анализ видео-ролика Константина Сёмина «Реформа образования» https://www.youtube.com/watch?v=zsOZ1F0NX4o
Вопросы:
- Как напрямую связаны успехи в «Холодной войне» и качество школьного образования в СССР?
- Какой процент мировых изобретений принадлежал СССР?
Рефлексия.
Преподаватель:
Для страны, победившей фашизм, и втянутой в «Холодную войну», понятно усердие довоенных «двоечников», которые в 1950-е годы стали учиться не хуже довоенных «хорошистов». Тогда, в 1950-1960-е годы, количество общеобразовательных школ увеличилось в 2 раза. Количество заочников в ВУЗах – в 3,5 раз. На вечерних отделениях стало учиться в 11 раз больше студентов.
Государство трудящихся не жалело средств на строительство новых образовательных учреждений, на повышение заработных плат учителей и преподавателей, на оснащение школ и ВУЗов самым современным оборудованием и учебными пособиями.
С 1956г. советская школа не только общеобразовательная, но и политехническая, трудовая. Это признание аксиомы - невозможно стать совершенным человеком без прочных навыков осознанного общественно-полезного труда. В начальных классах советских школ появились обязательные уроки труда. В средней школе – практические занятия в мастерских и на учебных опытных участках. В старших классах - производственная практика на предприятиях.
С 1958г. вводилось обязательное 8-летнее образование. Фабрично-заводские училища и школы трудовых резервов были превращены в городские и сельские профессионально-технические училища с двухлетним сроком обучения. Овладение профессией и стаж работы по профессии давали выпускникам ПТУ преимущественное право на поступление в профильный ВУЗ.
Если в Российской империи в начале ХХ в. трудилось 11,6 тыс. учёных, то к 1975г.их число увеличилось в 100 раз и составило 25% научных работников всего мира.
На прошлой неделе (март 2019г.) скончался советский лауреат Нобелевской премии по физике, депутат Государственной Думы РФ Жорес Иванович Алфёров. В конце 1950-х гг. он разработал первые отечественные полу-проводниковые приборы, в т.ч. полу-проводниковый лазер. Без открытий Ж.Алфёрова невозможна была бы современная оптико-волоконная связь, т.е. функционирование смартфонов и проигрывание компакт-дисков. Благодаря открытиям Ж.Алфёрова в области свето-диодов и фото-диодов, сделанным в 1970-е годы, человечество может извлекать энергию из солнечного света. Если у мира отобрать открытия Алфёрова, современная цивилизация рухнет.
Форма работы: соревнование малых групп с использованием информации предварительного домашнего задания.
Задание: Назовите как можно больше достижений советской науки 1945-1991 гг. в четырёх отраслях: 1. Компьютеры и мобильная связь; 2. Космонавтика; 3. Военная техника; 4. Гражданский транспорт.
Критерии оценки групп: 3 более достижений по каждой отрасли – 5 баллов;
2 достижения по каждой отрасли – 4 балла;
1 достижение по каждой отрасли – 3 балла.
Приложение №1 содержит перечень достижений советской науки, представленный победителями соревнования.
Форма работы: эвристическая беседа
Художественная культура СССР эпохи «оттепели» прекрасно передаёт атмосферу свободы, радости от стремительных перемен в качестве жизни, энтузиазм строителей коммунизма, в котором не останется безнравственности, любых форм эксплуатации и эгоизма, стяжательства и бездуховности. Эталоном и камертоном воспитания советских людей с 1961г. являлся «Моральный кодекс строителя коммунизма», включенный в Программу КПСС.
Приложение 2. «Моральный кодекс строителя коммунизма»
Задание: Проанализируйте текст «Морального кодекса строителя коммунизма» и приведите известные вам примеры поступков советских людей, отвечающих такому Кодексу.
Молодых, задиристых, новаторских авторов произведений советского искусства того времени называют «шестидесятниками». В отличие от творчества многих современных молодых авторов, в стихах, фильмах, песнях шестидесятников не было нигилизма и эсхатологических настроений. Оно не было протестным и не было декадентским.
Задание: поясните значение метафоры «Они были телами в поисках душ», проанализировав цитату: «Мы хотели рисовать, но не только портреты Ленина, мы желали писать стихи, но не только о мире во всём мире, мы стремились к исследованиям, а не следованиям указаниям. И мы хотели строить коммунизм, будучи телами в поисках душ»
В период «оттепели» социалистическое государство создало специальные кино-теле-радио-студии и новые периодические издания с многомиллионными тиражами специально для молодёжи. Среди них были журналы «Юность», «Ровесник», «Техника-молодёжи», «Знание – сила», «Студенческий меридиан». Книжное издательство «Молодая гвардия». Киностудия им. М.Горького для детей и юношества.
Партия обратилась к творческой молодёжи с призывом критически осмыслить проблемы, встречающиеся в социалистической действительности. Не создавать художественных коллизий по принципу «хорошее борется с лучшим» и не выступать в роли обличителей, а раскрывать в своём творчестве состояние души человека, столкнувшегося с проблемой и решающего проблему. Государство способствовало своим гражданам в избавлении от стереотипов и комплексов, в приумножении искренности и красоты в мире.
Шестидесятники, как и подавляющее большинство советских людей 1960-1970-х годов, стремились усовершенствовать социалистическую действительность, а не бороться с ней.
Задание: приведите примеры.
Форма работы: соревнование малых групп без использования предварительно подготовленной информации.
Задание: назовите как можно больше фильмов, снятых в СССР режиссёрами: Георгием Данелия (1-му ряду), Марком Захаровым (2-му ряду), Леонидом Гайдаем (3-му ряду)
Проблемное задание: Почему эти фильмы продолжают нравиться людям всех поколений даже сейчас, спустя много десятилетий после их появления?
6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на творческом уровне.
Форма работы: практикум
ЗАДАНИЕ: Посмотрите и послушайте музыкальные фрагменты советских фильмов и ответьте на вопросы.
1.Почему песенное творчество Владимира Высоцкого пользовалось в СССР всенародной любовью?
2.С какой целью существовал государственный заказ на возвеличивание чувств героев советских фильмов и художественные советы не допускали изображения пошлости?
3.Назовите как можно больше советских художественных фильмов для детей и юношества. О чём свидетельствует их качество и количество?
В проведении практикума использованы:
1.Рассказ В.С.Высоцкого об истории появления песни «Тот, который не стрелял»
2.Песня «Последняя поэма» композитора Алексея Рыбникова на слова Рабиндраната Тагора из фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось»
3.Песня «Ты мне веришь или нет?» композитора Алексея Рыбникова и поэта И.Кохановского из фильма Валентина Селиванова «Большое космическое путешествие»
7. Подведение итогов урока. Осуществляется рефлексия. (Чему научились? Что умеем? Как можно использовать полученные результаты?)
Форма работы: обмен мнениями
Оценивание роботы группы и отдельных студентов.
8. Инструктаж домашнего задания. Задание дифференцировано и предполагает вариативность.
Обязательная часть: подготовка устных выступлений по контрольным вопросам №2 и №4 §31 учебника В.В. Артёмов, Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО) М. Издательский центр «Академия». 2015.
Вариативная часть: Найти, посмотреть и проанализировать дома содержание двух видео-роликов о советском спорте.
1."Стадион моей мечты". Музыка: А.Пахмутовой, Стихи: Н.Добронравов. Исполнитель Муслим Магомаев. Ролик представляет собой 5–минутный Фрагмент фильма "Баллада о спорте", "Мосфильм" 1979г. Представлено открытие Спартакиады народов СССР.
2. «Герои спорта» Музыка: А.Пахмутовой, Стихи: Н.Добронравов. Исполнитель Муслим Магомаев. Ролик представляет собой документальные фрагменты выступлений советских спортсменов на Олимпийских играх 1952 - 1992 годов, сопровождаемые статистикой медальных зачётов сборных команд СССР и США.
После просмотра видео, письменно ответьте на следующие вопросы:
- Почему «Стадион моей мечты» называют «Вся мощь СССР в одной песне»?
- Сделайте вывод из анализа статистики олимпийских медальных зачётов СССР и США в промежутке между 1952 и 1992 годами
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Достижения советской науки 1945- 1991 гг. по направлениям исследований
Компьютеры и мобильная связь:
1957г. – создан первый в мире мобильный телефон с радиусом действия 30 км. В США первый мобильный телефон создан в 1973г.
1958г.- введена в эксплуатацию самая быстродействующая в мире ЭВМ - М-20
(не смотря на то, что до 1953г. кибернетика в СССР считалась «лженаукой»)
1975г. – БЭСМ-4 управляла совместным советско-американским космическим полётом по программе «Союз-Аполлон». Она обрабатывала информацию гораздо быстрее американского компьютера.
1981г. – первые советские персональные компьютеры стали внедрять в производство.
Космонавтика:
1957г. – запущен первый в мире искусственный спутник Земли, что в США расценили как «удар, уничтожающий престиж США»
1961г. – первый в мире советский пилотируемый космический корабль совершил 108-минутный космический полёт.
1965г. – советский космонавт Алексей Леонов первым в мире работал в открытом космосе.
1970г - на Луне работает советский «Луноход-1»
1971г. – в космос запущена первая космическая станция («Салют»)
1976г. – создан самый мощный в мире ракетный двигатель на жидком топливе. До 2015г США покупали этот тип двигателей у России.
1986г. – в космосе смонтирована орбитальная станция «Мир»
Военная техника.
1949г. - принят на вооружение в СССР автомат Калашникова АК-47. Самое массовое стрелковое оружие в мире. Выпущено более 70 млн. единиц. Его изображение включено в гербы 4-х государств Африки.
1949г. – 29 августа испытана первая советская ядерная бомба РДС-1
1953г. – на Семипалатинском полигоне испытана первая в мире водородная бомба
1964г. – принята на вооружение первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета
1964г. – серийный истребитель МиГ-25 установил рекорд скорости – 3 тыс. км/ч
1975г. – принят на вооружение лучший истребитель «Холодной войны» МиГ-31
1978г. – поставлен на боевое дежурство лучший в мире стратегический ракетный комплекс шахтного базирования Р-36 М (в иностранных источниках «Сатана»)
1988г. – создано наибольшее в мире судно на воздушной подушке – десантный корабль «Зубр»
Гражданский транспорт:
1955г. – уникальный до 1958г. пассажирский реактивный самолёт ТУ-104
1957г. – первый в мире атомный ледокол («Ленин»)
1957г. – первые в мире суда на подводных крыльях «Ракета», «Комета», «Метеор»
1965г. – самый крупный в мире грузовой самолёт «Антей». Грузоподъёмность 100 тонн.
1968г. – первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт ТУ-144.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
«Моральный кодекс строителя коммунизма» - это свод принципов коммунистической морали, вошедший в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, принятые ХХII съездом КПСС в 1961 году.
Текс Кодекса включал в себя следующие положения:
- Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
В новой редакции Программы КПСС и в Уставе КПСС, принятых на ХХVII съезде КПСС в 1986 году, «Моральный кодекс строителя коммунизма» ОТСУТСТВУЕТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...
Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»
Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...
Методическая разработка по физической культуре Тема: Рекреационная физическая культура в школе
Проведение физкультминуток и динамических перемен с музыкальным сопровождением в течение учебного дня (подвижные игры). Проведение флешмоба (массовое разучивание танцевальных движений с элементами рит...
Методическая разработка урока "Советский тыл и город Горький в годы войны"
Тема урока актуальна и востребована. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это урок изучения нового материала с использованием элементов практикума. ...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...