Элементы игры в баскетбол в системе физической культуры профессионального образования.
Косолапова Татьяна Леонидовна – руководитель, преподаватель физического воспитания. Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей петербургской моды Санкт – Петербурга» (ГБОУ НПО ПЛПМ СПб)
Одной из наиболее распространённых на сегодняшний день игр с мячом является баскетбол. Он помогает организму поддерживать и восстанавливать здоровье. В баскетбол играют и дети, молодежь и люди старшего поколения.
В современной жизни все большее использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой проблемы наиболее эффективными средствами являются, спортивные игры. Преподавание физической культуры в НПО и СПО должно быть направленно, прежде всего на формирование физических, физиологических и психологических качеств, способствующих достижению и поддержанию достаточной готовности к успешной профессиональной деятельности.
Задачи профессиональной двигательной подготовки для учащихся нашего лицея в рамках профессий сферы обслуживания и швейной промышленности будут следующие:
- укрепление здоровья;
- формирование ЗОЖ;
- воспитание стойкой потребности, благодаря осознанию значения двигательной активности, в систематических занятиях физическими упражнениями;
- развитие общей и статистической выносливости;
- обучение самостоятельному выполнению упражнений вводной, производственной и релаксационной гимнастики;
- овладение приемами массажа и самомассажа;
- совершенствование дифференцировок (пространственных, временных, динамических);
- воспитание доброжелательности, уравновешенности.
Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально – волевых качеств.
Основные задачи, которые позволяют улучшать, профессиональную двигательную подготовку учебного процесса по баскетболу являются;
- укреплять здоровье;
- развивать координационные способности, ориентацию в пространстве, скорость реакции;
- овладеть основными приемами техники и тактики игры;
- увеличивать двигательную активность, силовую и скоростную выносливость, взрывную силу;
- развивать такие личностные качества, как восприятие, внимание, память, воображение, а так же согласованность групповых взаимодействий, способность быстро принимать решения;
- воспитывать волевые качества, инициативность и самостоятельность, смелость и настойчивость, дисциплинированность и коллективизм, навыков культурного поведения, чувство дружбы.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются:
- сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность и прочность.
При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи.
Основная задача преподавателя физической культуры состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на уроках физической культуры в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Главным является метод разучивания упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
1. В целом.
2. По частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того как у учащихся образовались некоторые навыки.
Техническая подготовка является необходимой базой для реализации тактических замыслов команды.
Разучивание технических приемов игры условно подразделяется на четыре взаимосвязанных этапа:
1. Общее ознакомление с приемом – создать правильное, четкое представление о приеме. Для этого надо показать и объяснить изучаемый прием, сообщить основные сведения о его значении.
2. Разучивание технического приема в упрощенных, специально созданных условиях. Баскетбольные технические приемы сложны, и их можно изучать в упрощенных условиях. Выполнения приема упрощается за счет его расчленения: изменения исходного положения, расстояния; направления-----, быстроты, силы и т.д.
3. Разучивание технического приема в усложненных условиях.
На данном этапе изучения приема следует постепенно усложнять условия, в которых выполняется прием, и подвести студентов к свободному выполнению приема в игре.
4. Совершенство и разнообразие технических приемов не имеет границ и во многом зависит от индивидуальных качеств игрока. Поэтому качество выполнения технических приемов, разнообразие их применения в игре должны совершенствовать в первую очередь сами игроки. Постоянно совершенствуя выполнение технических приемов, можно достичь виртуозности.
Усвоения тактики – очень важный раздел в подготовке баскетболиста. Начинать обучение тактическим действиям учащихся необходимо с индивидуальных действий игроков, после чего можно переходить к командным действиям.
Учащимся сразу следует объяснять, как, когда и какой прием целесообразно применять, когда и как действовать и т.д. Это надо делать, изучая каждый прием техники. Чтобы успешно действовать в игре, учащийся должен не только хорошо исполнять разные приемы, но и уметь выбирать в сложившейся ситуации самый целесообразный прием и лучший способ его выполнения. Недостаточно знать, как действовать, надо суметь воплотить свои знания в игровые действия.
На уроках физической культуры следует работать над развитием следующих волевых качеств:
- творческое отношение к своей деятельности;
- постоянно стремиться к активной деятельности (преодолевать трудности);
- не отказывать от своих замыслов;
-самостоятельно планировать цели и задачи;
- отвечать за свои поступки;
- менять свою роль в соответствии с игровой ситуацией;
- брать на себя руководство игрой или действиями отдельных партнеров по команде;
- оказывать помощь партнерам по команде (заслон, выход на свободное место, подсказка,);
- навязывать свою волю соперникам;
- уметь перестраивать план действий по ходу игры;
- брать на себя ответственность за выполнение заключительного броска;
- владеть своими чувствами, особенно неприятными эмоциями, переживаниями;
- быть на поле дисциплинированным, не пререкаться с судьями и игроками.
Общая и специальная физическая подготовка баскетболистов совершенствуется во время командных тренировок. Но, занимаясь только баскетболом, нельзя достичь хорошей, всесторонней физической подготовки. Поэтому необходимо заниматься другими видами спорта и в первую очередь легкой атлетикой.
Основные физические качества – быстрота, сила, выносливость, прыгучесть, ловкость, зависят от развития основных качеств, в каждом виде спорта имеют свою специфику, поэтому развивая их надо об этом помнить.
Быстрота в баскетболе проявляется не только в способности игрока быстро пробегать установленные отрезки. Баскетболисту необходимы и большая стартовая скорость на отрезках 5 – 6 м. из разных, часто очень сложных, исходных положений, и умение быстро, без большой подготовки выполнять технические приемы. Для развития быстроты надо применять соответствующие упражнения:
- бег на короткие отрезки с максимальной скоростью;
- сочетание бега в среднем темпе с бегом с максимальной скоростью;
- пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью из сложных положений;
- пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью, обегая препятствия, меняя направление;
- пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью, выполняя определенные задания по зрительным или звуковым условным сигналам;
- быстрое выполнение гимнастических упражнений;
- быстрое выполнение технических приемов;
- сочетание технических приемов с быстрым бегом.
- сочетание технических приемов с быстрым бегом и изменением направления, обманными действиями.
Сила баскетболиста во многом определяет быстроту движений, прыгучесть, качество передачи мяча и бросков в корзину, а также успех в борьбе за мяч. Основными средствами для развития силы считаются упражнения с отягощениями:
- набивные мячи;
- мешки с песком;
- ремни с песком;
- ремни с металлом;
- гантели, эспандер;
- штанга;
- тренажеры, гимнастическая стенка.
Для развития силы также применяются упражнения с преодолением собственного веса и веса партнера:
- отжимание из различных положений;
- приседания;
- подтягивания;
- лазанье по канату;
- переноска партнера;
- сопротивление партнера;
- различные прыжковые упражнения.
Вынослив тот баскетболист, который хорошо переносит нагрузку во время всего матча или нескольких матчей. Необходимо различать общую и специальную (скоростную) выносливость. Баскетболисту важно развивать скоростную выносливость, чтобы во время всей игры точно выполнять технические приемы в нужном темпе. Выносливость баскетболиста развивается с помощью специальных упражнений, где сравнительно долго выполняются движения в быстром темпе:
- быстро передавать мяч (у стенки);
- быстро передавать мяч в движении;
- быстро вести мяч, обводя препятствия;
- быстро вести мяч, выполняя финты.
Для развития прыгучести необходимо укреплять силу мышц ног, улучшать быстроту движений и координацию. В баскетболе прыгучесть проявляется в очень специфических условиях: прыгать надо в тесном соприкосновении с партнерами и соперниками, часто в очень сложных ситуациях.
Развитие прыгучести в баскетболе идет по двум направлениям: общая и специальная и общая прыгучесть развивается с помощью:
-приседаний (штанга, блин, гантели, партнер);
- специальные тренажеры;
- прыжки через препятствия, многоскоки, выпрыгивания;
- прыжки через скакалку.
Специальная прыгучесть развивается в условиях, близких к игровым:
- добивание мяча в кольцо;
- борьба за надувной шарик;
- прыжки в соприкосновении с партнером.
Упражнения для развития быстроты:
- короткие рывки на 10 – 30 м; то же с максимальной частотой шагов;
- бег прыжками с одной ноги на другую;
- бег в среднем темпе, чередуемый с ускорениями;
- короткие рывки после прыжков, поворотов, остановок, сигналов;
- салки с раздельного старта;
- многократные прыжки в длину с места (выполняются быстро, подряд, на определенной дистанции);
- эстафеты с бегом, с различными предметами;
- подвижные игры.
Упражнения для развития прыгучести:
- прыжки с места на скамейку и другие снаряды толчком двумя, одной;
- прыжок в длину с разбега;
- прыжки через скакалку;
- прыжки через гимнастическую скамейку;
- прыжки на одной и двух ногах по ступенькам;
- прыжки через препятствия;
- подвижные игры « Салки прыжками», « Удочка»;
- эстафеты с прыжками, преодолениями препятствий.
Упражнения для развития ловкости, ориентировки:
- попасть в корзину после кувырка вперед;
- после кувырка вперед прыжки через скакалку;
- после кувырка ловля мяча от партнера;
- прыгая через скакалку ловить и передавать мяч;
- прыгая через гимнастическую скамейку боком, ловить и передавать мяч;
- комбинированные упражнения – обегание стоек, преодоление препятствий, кувырки, прыжки, ведение мяча.
- эстафеты;
- подвижные игры «Живая цель», «Догони партнера», « Вызов номеров».
Профессиональная двигательная подготовка является органической частью программы физического воспитания учащихся в лицее. Правильно подобранные виды двигательной активности, средства и методы физического воспитания способствуют тренировке сенсорных и моторных функций человека, что улучшает восприятие; повышает стрессоустойчивость; увеличивает скорость ответных реакций; совершенствует координацию движений; развивает такие психологические функции личности, как память, мышление, воображение, умение общаться в коллективе, а также качества, трудолюбие и целеустремленность. Специальная физическая подготовка благоприятствует выполнению разнообразных действий в современных профессиях (парикмахер, швейной промышленности). Среди различных способностей, в частности двигательных, особое место в современном производстве принадлежит ловкости (координационным способностям), точным дифференцированным движениям во времени и пространстве и мышечным усилиям.
Список литературы.
1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.
2. Журнал «Спорт в школе» № 10, 2003г.