Исследовательская работа по истории " Ночные ведьмы"
проект по истории (11 класс)

Курочкина Маргарита Юрьевна

Исследовательская работа по истории " Ночные ведьмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_nocheye_vedmy.docx164.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тематика:  История

Автор работы:  Пилипчук Диана, Феликсова Дарья

Руководитель проекта:  Курочкина Маргарита Юрьевна

Учреждение:  МБОУ « Таксимовская СОШ №3»

Класс:  11 «Б»

https://obuchonok.ru/files/images/images-projects/1000x745_0xac120003_1617843191588948839.jpg

Первый боевой полет ведьм подробно отражен в работе над исследовательским проектом по истории на тему "Ночные ведьмы", в котором учащиеся 11 классов проследили историю полка под командованием Евдокии Бершанской, битвы и будни военных женщин в те дни.

Подробнее о работе:

В процессе проведения исследовательской работы по истории на тему "Ночные ведьмы" обучающиеся 9 класса изучили документальные и учебные материалы для выявления информации о героических поступках людей во время Великой Отечественной войны, и истории самих героев.

В исследовательском проекте 11 класса изучена история некоторых летчиц - ночных ведьм, таких как Марина Раскова, Серафима Амосова и Мария Долина, сформулировано заключения, даны выводы и приведены источники, литература.

Оглавление

Введение

Знакомство с историей ночных ведьм

Появление ночных ведьм

Цели ведьм

Первый боевой полет ведьм

Битвы полка под командованием Евдокии Бершанской

Истории некоторых летчиц

Марина Раскова

Серафима Амосова

Мария Долина

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы: в истории ‘’ночные ведьмы’’ оставили великий след, и я бы хотела, чтобы о них было известно гораздо большему количеству людей. Мы не должны забывать свою историю.

Цель проекта: ответить на вопросы интересующие меня.

Задачи:

Изучить информацию для увеличения кругозора.

Разобрать их появление

Вспомнить героев

Методы: анализ и систематизация материала.

ГЛАВА 1. Появление

С первых дней великой Отечественной многие девушки и женщины шли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Письма с просьбами помочь попасть в действующую армию шли многим известным личностям.

В октябре 1941 г., будучи уже в звании майора ВВС, Марина Раскова инициировала создание боевых женских авиационных полков, одним из которых был 588-й ночной бомбардировочный. И 8 октября 1941 г. народный комиссариат СССР издал соответствующий приказ о формировании. Подобных формирований практика мировой авиации еще не знала.

Недостатка в желающих не было. В 588 ночной бомбардировочный полк было отобрано 115 совсем еще юных девушек в возрасте от 17 до 26 лет. А 26 октября 1941 г. девушки с эшелоном отправились в город Энгельс, где на базе военной авиационной школы шло формирование полка. Командовала им Евдокия Бершанская.

Летать девчонкам предстояло на на самолете У-2, прозваным в народе «Кукурузником». По своим техническим характеристикам, У-2 совсем не подходил для войны. Фюзеляж у него был из дерева, а крылья из полотна, покрытого эмолитом - веществом, придающим ткани плотность, но легко возгорающимся при попадании снаряда. А сидения летчиков ничем не защищены. Кроме того, самолеты были настолько малы, что могли нести всего лишь две бомбы. Ночные ведьмы, таким образом, должны были выполнить несколько полетов, в среднем восемь, в течение ночи.

молодым женщинам выдали форму, которая была им слишком велика, так как предназначалась для мужчин. Некоторые женщины даже разорвали свои простынки и пододеяльники, чтобы запихнуть их в сапоги, чтобы они не соскальзывали.

23 мая 1942 г. полк вылетел на фронт, где вошел в состав 218 ночной бомбардировочной авиадивизии. Командир дивизии полковник Попов, узнав каких ему прислали бойцов, в сердцах произносит: «Ну чем мы провинились? Почему нам прислали такое пополнение?». А коллеги мужчины встретили новоиспеченных бомбардировщиц с иронией и называли их «Бабий» или «Дунькин» полк.

У женщин 588-го ночного бомбардировочного полка советских ВВС — более известных как Ночные ведьмы — не было ни радара, ни пулеметов, ни раций, ни парашютов. Все, что у них было на борту, — это карта, компас, линейки, секундомеры, фонарики и карандаши.

Их цели

У отважных летчиц было много целей: аэродромы, укрепленные позиции врага, склады с боеприпасами, переправы, скопления немецкой техники. Задача была не просто нанести урон, но и максимально измотав противника и лишить его сна.

Солдаты Вермахта вспоминали:

«Данные самолеты не дают нам жить. Мы не можем разжечь огонь ни в маленьком костре, ни в печке. Экипажи У-2 сразу обнаруживают их и сбрасывают бомбы. Они находят нас постоянно. Из-за этого мы всю ночь вынуждены сидеть в траншеях, для того, чтобы избежать лишних потерь.»

Самолеты вылетали в сумерках и в темноте добирались до позиций противника. Над целью выключали двигатели и бесшумно планировали. Широкое крыло самолета позволяло это делать под углом до 30 градусов. Штурман внимательно вглядывался в темноту и заметив цель, давал команды летчику, а летчик выравнивал самолет. Наконец звучала команда штурмана на сброс бомбы. Сбросив снаряды, летчик тут же запускал мотор на полную. Самолет, избавившись от груза легко набирал высоту. Зенитные установки давали залпы снарядов вслед экипажу, который летел на базу за новой порцией боеприпасов.

Ночные ведьмы. Так прозвали немцы беспощадных бомбардировщиц. Среди нацистов ходили слухи, что летчиц пичкают психотропными средствами. Якобы поэтому они не спят и не чувствуют страха. Другие считали, что девушек набирали из мест лишения свободы, якобы им уже нечего было терять. Третьи и и вовсе считали их самыми настоящими ведьмами, которые перед атакой читают особые заклинания, а затем атакуют. Поэтому их заколдованные самолеты появлялись из ниоткуда и даже зенитки их не брали.

Первый боевой полет

Первый боевой вылет экипажей женского полка состоялся 12 июня 1942 г. Летом за ночь экипажи совершали по 6 - 8 боевых вылетов, а зимой по 10 - 12. Перерывы между вылетами составляли всего 5-8 минут, лишь для того, чтобы заправить самолет и загрузить бомбами. С захода солнца и до рассвета девушки не выходили из кабин. Иногда на рассвете, выбраться из самолета не было сил, тогда помогали подруги.

Битвы полка под командованием Евдокии Бершанской

Во главе этого полка стояла Евдокия Давыдовна Бершанская. Ей было всего 28 лет, но за её плечами уже был 10-летний опыт не только своих полётов, но и подготовки и инструктажа для других летчиц.

8 февраля 1943 г., спустя всего 8 месяцев, как девчата прибыли на фронт, генерал Чумаков перед строем зачитал о присвоении полку звания Гвардейского. А 588-й ночной бомбардировачный полк был переименован в 46-й гвардейский авиаполк.

31 октября 1943 г началась Керчинская Эльтигентская десантная операция. Советским войскам удалось закрепиться на небольшом клочке земли в районе Керчи, однако они оказались отрезаны от основных сил. Патроны и снаряды были на исходе, десантники голодали, а метеосводка день за днем сообщала - погода не летная. Командование десанта обратилось к летчицам 46-го гвардейского полка за помощью. Девушки все до единой добровольно вызвались лететь.

Десантники находились на узкой полосе крымского берега. Чтобы сбрасывать мешки с грузом в цель, нужна была исключительная точность. Девушки подлетали к месту назначения на высоте 50 м., а при сбрасывании груза старались снизиться еще немного.

Керчь была взята. Далее девчонкам предстояла битва за Севастополь. Гитлер понимал, что потеря Севастополя станет для него настоящей катастрофой и он лишится последних союзников. Он запрещает эвакуацию из Крыма боеспособных войск, а по воздуху в город прибывают свежие части и вооружение. Пока они регулярны, наступать штурм города рисковано. Для того, чтобы их прекратить, нужно уничтодить аэродромы.

Это были хорошо защищенные, ключевые для немцев объекты. Крупным бомбардировщикам к ним не подобраться. Это задание для «Ночных ведьм». Летчицы обрушивали бомбы на взлетно-посадочные полосы, превращая их в непригодную для посадки землю. Немецкие пилоты вспоминали:

«Перед самым приземлением вдруг услышал по радио, что русские вновь бомбят наш аэродром. Затем я увидел гигантское облако дыма и пыли. С земли мне сообщили, что посадка запрещена. За последние дни пребывания в Херсонесе, русские 4 раза бомбили наш аэродром. Я дошел до предела своих сил и возможностей.»

Паника в немецких частях была настолько сильной, что один из самолетов приземлился на советский аэродром. Летчик вышел из кабины и спрашивает: «Севастополь?». А ему в ответ: «Севастополь, Севастополь. Сдавайся!». В боях за Севастополь, полк «Ночных ведьм» совершил 1150 ночных вылетов и получил благодарность от Сталина.

Итог

За всю войну 23 летчицы этого подразделения получили звание героев Советского Союза. А на деньги, собранные летчицами, комиссар полка Евдокия Рачкевич ездила по местам боев, чтобы обнаружить места захоронения тех, кто считался пропавшим без вести. ИМЕНА И МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЯ ВСЕХ 32 ПОГИБШИХ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ.

ГЛАВА 2

Марина Раскова

Будущий Герой Советского Союза родилась в Москве в семье артиста оперы и учительницы гимназии. Страсть к небу проявилась у Марины довольно поздно - к 20 годам, до этого она училась в консерватории и о самолетах не помышляла. Однако уже в 1937 году Раскова в составе летной группы бьет мировой рекорд по дальности перелета, а в 1938 - превосходит и его!

Как раз в 1938 году состоялся известный, еще один рекордный - почти 6500 километров - перелет летчицы из Москвы на Дальний Восток. В конце полета она была вынуждена экстренно покинуть самолет и катапультироваться в глухой тайге, где ее и обнаружили через 10 дней несколько похудевшую: во время прыжка при ней оказалась только плитка шоколада…

С началом Великой Отечественной войны у Марины возникла идея создать регулярные женские авиаполки, но военное руководство было иного мнения, лишь личное знакомство со Сталиным и его симпатия помогли осуществить задуманное. Была создана авиагруппа, состоящая из трех полков - два бомбардировочных и один истребительный. Среди военных структурное подразделение получило имя "Ночные ведьмы", так как состояло исключительно из представительниц прекрасного пола.

К середине войны немцы, заслышав ночью гул советских самолетов, уже знали, что это "ведьмы" и бросали против них лучших пилотов. За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка (до своей трагической смерти) Раскова совершила более сотни боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника.

Погибла женщина-герой при посадке в плохих метеоусловиях в январе 1943 года. Прах ее помещен в урне в Кремлевской стене на Красной площади.

Серафима Амосова

Родилась в 1914 году в Красноярском крае и была очень активным ребенком - состояла в кружке самодеятельности, играла на музыкальных инструментах. Позже вступила в комсомол и даже успела получить разряд токаря. Но от судьбы не уйдешь: в 1936 году после успешно сданных экзаменов в летной школе Амосова становится пилотом. Как она сама вспоминала: "Желание стать летчицей и летать возникло как-то стихийно".

Вплоть до самого начала войны она работала пилотом гражданской авиации, но буквально на следующий день после вторжения она написала свой первый рапорт о переводе на фронт. Амосовой отказали. Спустя несколько недель отказали в ответ и на второе прошение, удивляясь настойчивой летчице. И лишь на третий раз, уже после создания "Ночных ведьм", Амосову взяли на фронт, как раз в группу Марины Расковой.

Два Ордена Красного Знамени, Орден Красной Звезды, Орден Александра Невского - это далеко не полный список всех ее наград за годы войны. А чего стоят 555 боевых вылетов? Сколько человек личного состава и бронетехники недосчитались после этих вылетов немцы?

Амосова владела виртуозной техникой пилотирования и летала рискованно, но всегда была уверенна в своих силах. Она любила повторять: "Выдержка в нашем деле необходима. Только при этом условии вы сумеете найти выход, может быть, единственный верный выход из самого опасного положения".

После войны Серафима вышла замуж и взяла фамилию мужа - Тараненко, была редактором устного журнала "Боевая подруга" при Центральном Доме Советской Армии. Умерла в 1992 году.

Мария Долина

Родилась в 1922 году в маленькой деревне Шаровка Омской области в семье простых крестьян. С самого раннего детства тянулась к знаниям, и потому окончила среднюю школу экстерном, но в высшую пройти так и не удалось: из-за инвалидности отца Марии пришлось пойти на работу. С другой стороны, у нее появилась возможность поступить в Школу планеров при аэроклубе, чем она и воспользовалась.

В 1939 году Долина с отличием оканчивает Херсонскую авиационную школу. Чтобы туда поступить, она подделывает свидетельство о рождении - приписывает себе два лишних года.

С началом войны, Долина и ее подруги-летчицы стали забрасывать военкомат прошениями об отправке на фронт, и им повезло - они были зачислены в ряды пилотов. Правда, с небольшим авансом. Полковник, командир истребительной дивизии тогда сказал: "Так и быть, зачислю вас, если сами перегоните самолеты за Днепр, в Каменку (современный аэродром Днепропетровского аэроклуба, до сих пор называется "Каменка"). Перед этим взорвете цистерны, подожжете ангары. Лететь будете ночью. Сигнальными огнями встретить не могу, придется садиться вслепую. Захочешь жить - сядешь!".

Везение и тут сопутствовало боевым подругам - с задачей они справились. Позже Раскова лично просила руководство перевести Долину в ее авиаполк "Ночные ведьмы". Она добилась своего, несмотря на нежелание последней расставаться с боевыми товарищами.

Всего за время войны гвардии капитан Долина произвела 72 успешных боевых вылета, сбросила на объекты противника 45 тонн бомб, и сбила 3 самолета противника.

Пережив войну, ушла в запас, работала в горкоме партии, состояла в Республиканском обществе дружбы "СССР - Франция". В ее честь названа бригада трубного завода города Волжский Волгоградской области. Скончалась в 2010 году.

Заключение

Во время работы над исследовательским проектом по истории на тему "Ночные ведьмы" мы изучили как создавался полк ''ночных летчиц'' или как их называли немцы '' ночные ведьмы ''. Теперь мы знаем, как было сложно выполнять поставленные цели. Ознакомилась с их личностями. И с тем какие вылеты они совершали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно исследовательские работы по истории Методические рекомендыции

Подготовка  научно исследовательской работы: Методические указания по написанию  исследовательских работ. Методические указания рекомендуют комплекс вопросов, связанных с выполнением, подго...

"Исследовательская работа по истории. История бумажных денег"г во времена Екатерины II

Эта работа о истории бумажных денег во времена Екатерины II.: Во все времена деньги занимали важное место в жизни человека. В этой работа говорится о причинах появлению бумажных денег во времена Ека...

исследовательская работа по истории

Материал предназначен для краеведческой конференции....

Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"

Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «В ИСТОРИИ КОСТЮМА - ИСТОРИЯ НАРОДА»

Данный проект связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями. История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме являе...

Приказ № 116 - Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»

Приказ № 116  - Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников  «История семьи – история Победы»...

Приказ № 116-0 Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»

Приказ  № 116-0 Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»...