исследовательская работа по истории
творческая работа учащихся по истории по теме

Материал предназначен для краеведческой конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detstvo_opalyonnoe_voynoy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Отечество - 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»                                                                     

Номинация «Военная история России»

Детство, опалённое войной.

Исследовательская работа

                                                                       

                    Демченко Елена Сергеевна

                дата рождения 21.03.1998г, учащаяся 8 класса

                                                        МБОУ Багаевская СОШ   п. Чаканиха

                                                        пер.Школьный, 17 Весёловского района

                                                        Ростовской области

347794 п. Чаканиха ул. Молодежная, 20/1

Весёловский район Ростовская область

                                                       Руководитель:  Демченко Евгения Викторовна

учитель истории МБОУ Багаевская СОШ  

п. Чаканиха пер. Школьный, 17 Весёловского района Ростовской области

Тел. (886358)6-72-37

п. Чаканиха

2011г.

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Семья Кондратьевых.
  3. Эвакуация в Воронежскую область.
  4. Семейная трагедия.
  5. Возвращение на Родину.
  6. Командировка отца в Киргизию.
  7. Профессиональная деятельность Василевской Валентины Константиновны.
  8. Заключение.

                                                            «Да будет светлой жизнь детей!

                                                             Как светел мир в глазах открытых!

                                                             О, не разрушь и не убей –

                                                             Земле достаточно убитых!»                                                                          

        Я часто задумываюсь, для чего я живу, и что меня ожидает в будущем? Кто я вообще в этом мире, имею ли я право называть себя человеком, заслужила ли уважение к себе?

        Каждый должен добиться чего-то в жизни, поставить перед собой цель и стремиться к ней. У каждого человека есть своя мечта. Я мечтаю закончить хорошо школу, иметь любимую профессию, семью, достичь много в жизни, быть в ней не последним человеком, общаться с интересными людьми и радоваться каждому дню, который мне подарила жизнь.

        О чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длилась четыре долгих и нескончаемых года. Они так же, как и я, учились в школе, посещали разные кружки: пели, танцевали, мастерили. Дети любили жизнь, радуясь лучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых цветов. На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Ребята не знали, что их ждет завтра, какое новое испытание им преподнесет судьба!

      Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая  Отечественная война. В 2011 году исполнилось 66 лет со  для  её  окончания.  За  эти  годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые  не  слышали  орудийного грома и взрывов бомб.

      Но война не стёрлась с людской памяти и забыть те дни  нельзя.  Потому что  история – это судьба каждого, кто  вынес  на  себе  4  года  смертельных боёв,  четыре  года  ожидания  и   надежды,   кто   проявил   поразительное, беспримерное мужество.

       Невозможно  спокойно  смотреть  кадры  военной  хроники,  потому  что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли  все  тяготы  войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы и они так похожи на нас.

      Как же жили тогда, дети войны?

      Мне захотелось узнать  о детях военной поры на примере судьбы Василевской Валентины Константиновны – жительницы нашего села.

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-80 -летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Я хочу рассказать о судьбе скромной сельской учительницы, которая была первой учительницей моей мамы и моего дяди.

Родилась Валентина Константиновна 23 октября 1939года в городе Валуйки Курской области в семье машиниста железной дороги Кондратьевых Константина Владимировича и домохозяйки Марии Степановны.

«Детство моё»,- рассказывает Валентина Константиновна,- пришлось на грозные, голодные, военные годы. Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и  солдатам,  и их близким. Но особенно страдали дети.  Страдали  от  голода  и  холода,  от невозможности вернуться в детство, от кромешного  ада  бомбёжек  и  страшной тишины сиротства.

 Мы ведь дети войны,

 Счастья детства не знали,

 Нам его не дано,

 Счастье наше украли.              Нас не надо жалеть,

 Мы из камня и стали,

 Наша гордость жива,

 И душа не устала.

 Люди, дайте вздохнуть,

 Не губите нам старость,

 Нам от детства беды

 На две жизни осталось.

    В первые годы войны отец мой попал в партизанский отряд, где долгое время воевал с врагом в лесах Воронежской области. Нас было трое в семье детей и когда начали бомбить Валуйки, мы вместе с мамой, чтобы выжить и не умереть с голоду были эвакуированы в заброшенную деревню Воронежской области.

В моей памяти, хотя я была ещё совсем маленькая, остались воспоминания о том, что жили мы у старой одинокой старушки, в  избушке без света. Топили русскую печку камышом и хворостом. Мы, детвора жили на печке и проводили там большую часть времени: спали, играли.  Там было сухо, тепло и просторно. Брат Женя очень хорошо пел, и мы его слушали. У нашей хозяйки была коза Марфа, которая была нашей любимицей, ведь она давала вкусное молоко. Было того молока немного, чуть больше стакана, хозяйка разбавляла его водой и делала затирушку из муки. Это было очень вкусно, ведь кроме этого есть было практически нечего. Иногда на наш стол попадала картошка размером с крупную вишню. Её варили в мундирах и давали детям по три штуки. Приходилось есть суп с крапивой, свекольными листьями. А ещё ели молодую лебеду, дикий щавель, калачики, паслён, чакан-рогоз. В общем, ели, что бог пошлёт лишь бы выжить. Весной любили цветы акации.

Весной средний брат Женя сильно заболел. Простуда, земляной пол, дырявая обувь одна на троих дали о себе знать. Лекарств никаких не было, поэтому лечили мальчика народными средствами: парили, поили отваром лекарственных трав, растирали, но спасти Женю не удалось. В 1943 году зимой в возрасте 7 лет он умер. Там, на деревенском кладбище на чужбине мы похоронили нашего братика. Мама долго плакала, переживала, но горе одно не приходит. Через полгода на её хрупкие плечи свалилось ещё одно горе. Старший сын Митя подорвался на мине, оставленной немцами. Тогда было много опасных, военных трофеев, которые очень сильно интересовали мальчишек – подростков. Они хотели её разминировать и мина взорвалась. Мальчуганы остались живы, но сильно пострадали. У моего брата Мити был повреждён глаз, оторваны  пальцы на руках и ногах, и осколочные ранения по всему телу. За 12 километров мама возила его в больницу, где его лечили, делали перевязки. На всю жизнь у Мити остались шрамы по всему телу.

В это время Советская Армия по всем фронтам гнала фашистов, освобождая нашу Родину. Выбили немцев и из наших родных Валуек. Пришло время возвращаться домой.

Со слезами мы прощались с нашей бабушкой Ариной - хозяйкой у которой жили более трёх лет. Эта добрая, милая женщина делила с нами последние крохи, наши горести и беды. На прощание мы сходили  на могилу братика Жени.

Но жизнь продолжается. И нам предстояло возвращаться на Родину. Город сильно пострадал от бомбёжек, везде были руины, развалины, воронки от взрывов. Наш дом разбомбило. Всех эвакуированных, заселяли в пустые квартиры, которые мы сами ремонтировали.

Вскоре вернулся папа – живой – наш папа! В партизанском отряде он обморозил себе ноги, долго болел и его комиссовали. Приехав домой, он устроился работать на железную дорогу машинистом. Водил он паровозы марки «ФД» - Феликс Дзержинский.

Вскоре начались труднейшие голодные годы. Мы получали продовольственные карточки. В сутки детям давали 200 грамм хлеба, маме 300 грамм т.к. она была не работающая, а папе 400грамм. Выдавали по карточкам ещё суп, сваренный из мёрзлой картошки, и какой-нибудь крупы. Выглядел он невзрачно. Баланда была чёрно-серого цвета и невкусная, но есть приходилось ведь другого ничего не было. Я очень любила бегать в магазин с братом за карточным хлебом. Возле весов в магазине от резки хлеба были крошки, и мы украдкой собирали их ладонями и ели. Запах этого чёрного ржаного хлеба преследует меня всю жизнь.

Я хорошо помню день Победы.   Мы все вышли из дому. Люди плакали, целовались, танцевали, а оглушал рёв паровозных гудков со всех сторон железной дороги.

Отец постоянно был в отъездах, и мы с мамой жили сами. А рядом с железной дорогой находился лагерь военнопленных немцев. И мы, дети, умудрялись пролазить под колючей проволокой к немцам, просили у них кашу. Немцы делились с нами, давая, прямо в пригоршню тёплую кашу. Мы ели с ладони, облизывая руку, пальцы. А взамен, немцы просили у нас тряпки для перевязки, кусочки мыла. Я всегда завидовала большим ребятам, у кого была большая рука, им доставалось больше каши.

В памяти остались события, когда папу послали в командировку в Киргизию, с группой машинистов он погнал в капитальный ремонт паровозы. В первые дни после его отъезда у нас украли продуктовые карточки, и мы практически остались без еды. Пили горячую воду. Прошло дней 10-15 и мы начали пухнуть от голода. Ходить сил не было, приходилось лежать.

Мы были серыми, как соль.

 А соль –  на золото ценилась.

 В людских глазах застыла болью

 Земля дрожала и дымилась.

 Просили, плача: «Мама, хлеба!»

 А мама плакала в ответ.

 И смерть обрушивалась с неба,

  Раскалывая  белый свет.

 Да, мало было хлеба, света,

 Игрушек, праздников, конфет.

 Мы рано выучили это

 Безжалостное слово – «Нет!»

 Так жили мы, не зная сами,

 Чем обделила нас война.

 И материнскими слезами

 В глаза смотрела нам страна.

 Мы были бережно хранимой

 Её надеждой в горький час  –

 И свет, и соль земли родимой,

 И золотой её запас.                                                               Л. Щасная 

     А в канун православного праздника Пасхи мама пошла в церковь с надеждой попросить у прихожан хоть кусочек пасхального кулича для своих голодных детей. Сама мама была настоль слабой, что не рассчитывала на свои силы и боялась не вернуться назад. Отстояв службу, она пошла по ряду молящихся и просила пасочку для детей. Одна женщина поделилась с мамой, и дала ей куличик величиной со стакан. По дороге домой, наслаждаясь запахом, она несколько раз хотела отщипнуть кусочек, но вспомнив о голодных детях, отгоняла от себя эти мысли. А в эту же ночь неожиданно вернулся из командировки папа. Мы с братом не могли встать, чтобы встретить его. Папа, узнав, что мы уже месяц голодаем, что у нас украли карточки, заплакал.   Из Киргизии он привёз нам много продуктов: рис, горох, крупу, муку, яблоки, маслины. Ещё папа привёз полосатую азиатскую ткань, из которой нам мама пошила одежду и даже ботиночки.

Он быстро сварил нам кашу и кормил потихонечку с ложки. В это время в комнату вошла мама, увидев мужа, она вскрикнула и в беспамятстве стала спускаться вниз, теряя сознание. А из-за пазухи пальто у неё выпала маленькая ароматная пасочка.

Мы с братом долго болели из-за голода, нам не хватало витаминов, начались золотуха, малокровие, слабость.  На летние месяцы нас отправляли к бабушке в деревню. Там тоже была беднота, но всё же  были огород и сад, домашняя птица и козы. Мальчишки ходили на рыбалку. Здесь было не так голодно.

     В 1948 году в возрасте 9 лет Валентина Константиновна пошла в 1 класс. Понемногу жизнь стала налаживаться. После школы она поступила в педагогическое училище г.Путивля в Украине. После окончания получила направление в Крым в детский интернат для детей сирот. Проработав там два года, вернулась в родные Валуйки ухаживать за больной мамой. Там она год проработала в вечерней школе в колонии строгого режима, вела русский и литературу и была классным руководителем в 7 классе. А ученики её были заключённые в возрасте от 18 до 40 лет. На уроках Валентины Константиновны всегда присутствовал конвоир. Но она всегда мечтала работать с детьми.

   В 1962 году Василевская Валентина Константиновна приехала работать в Багаевскую восьмилетнюю школу и проработала здесь 37 лет учителем начальных классов. За годы работы в школе она выпустила 11 выпусков четвероклассников. Это приблизительно 250 человек. Её бывшие ученики звонят своей первой учительнице, поздравляют её с праздниками. Они хорошо помнят ту доброту, с которой Валентина Константиновна их учила и воспитывала. За годы работы в школе наша героиня занималась общественной работой: библиотекарем, председателем профкома школы, членом женсовета Багаевского з/совхоза, членом родительского комитета Багаевской средней школы, пользовалась уважением и авторитетом, как среди коллег, так и среди жителей Багаевского совхоза. За добросовестный труд она награждена  званием «Отличник народного образования», множеством грамот и дипломов РОНО, ОБЛОНО, Министерства образования Ростовской области, Российской Федерации.

В настоящее время наша героиня живёт в п. Чаканиха, имеет двух детей, внуков и правнучку в которых души не чает.

Дочь Татьяна пошла по стопам матери и работает в детском саду «Улыбка».

Во время беседы пожилая учительница несколько раз прерывала свой рассказ, чтобы смахнуть накатившиеся слёзы. С болью в сердце слушала я её рассказ. Мне страшно было представить, какое трудное детство было у моей собеседницы и её родственников и близких. Нам, современным подросткам, которые ни в чём не нуждаются, надо ценить то, что у нас есть и в какое время мы живём.

 Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. Война «украла» детство у тысяч мальчишек и девчонок. Дети жили в страхе и голоде. Они мечтали, чтобы скорее закончилась война. Дети не могли представить себе такой жизни, как наша. У ребят не было игрушек, им некогда было отдыхать. Многие дети убегали на фронт, желая помочь своей стране. Поэтому у мальчишек и  девчонок не было детства. Такого беззаботного и счастливого…

Из воспоминаний Е. Евтушенко: «Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщевой мешочек на шее, - всё это было суровой начальной школой нашего поколения».

Для меня, как и для каждого нормального человека, кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне и разного рода террористическим актам, больше всего, когда мишенью зла становятся дети, самые чистые существа на земле.

А в заключении всей моей работы хотелось бы посвятить стихотворение …всем детям военных лет. А уважаемой Валентине Константиновне хочется сказать спасибо за её труд и пожелать доброго здоровья и долгих лет жизни.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,

Чтоб жить под оккупацией врага,

Всегда страдать от голода и страха,

Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

Настал чудесный светлый День Победы,

В тяжёлой битве выжила страна,

От радости забылись сразу беды,

Фронтовики надели ордена.

Войны не знают люди молодые,

Их детству золотому нет цены,

Теперь уже все старики седые

Мы – дети грозной праведной войны.

Бегут вдаль годы жизни неизменно,

Солдат ушёл, и память ушла с ним,

Но мы живём, и о поре военной

В сердцах навечно память сохраним.

 

Список используемой литературы.

  1. Алещенко Н.М. Во имя победы / Москва “Просвещение” 1985г.
  2. виноградов И.В. Герои и судьбы / Лениздат 1988г.
  3. Гришин В.Г. Великая Отечественная в письмах / Москва Издательство политической литературы 1983г.
  4. С. Аликсиевич «Дети войны» / Москва, 1988г.
  5. Сборник стихов «Дети войны» / Москва, 1989г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно исследовательские работы по истории Методические рекомендыции

Подготовка  научно исследовательской работы: Методические указания по написанию  исследовательских работ. Методические указания рекомендуют комплекс вопросов, связанных с выполнением, подго...

"Исследовательская работа по истории. История бумажных денег"г во времена Екатерины II

Эта работа о истории бумажных денег во времена Екатерины II.: Во все времена деньги занимали важное место в жизни человека. В этой работа говорится о причинах появлению бумажных денег во времена Ека...

Из опыта исследовательской работы по истории

Занимаясь исследовательской работой по истории своей семьи учащиеся открывают новые неизвестные страницы ее прошлого и через это глубже усваивают историю своего Отечества. По исследованиям моих у...

Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"

Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «В ИСТОРИИ КОСТЮМА - ИСТОРИЯ НАРОДА»

Данный проект связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями. История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме являе...

Приказ № 116 - Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»

Приказ № 116  - Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников  «История семьи – история Победы»...

Приказ № 116-0 Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»

Приказ  № 116-0 Об участии во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «История семьи – история Победы»...