План-конспект урока "Батыево нашествие на Русь"
план-конспект урока по истории (6 класс)
, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов.
Планируемые результаты:
предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII-XIVв.; определять черты сходства и различия русских воинов и кочевников Востока; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
метапредметные УУД – 1)коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: устанавливать аналогии, классифицировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3)познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; устанавливать причинно-следственные связи; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, исторические карты.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
- Организационный момент
- Мотивационно-целевой этап
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня...
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города
Н.Кончаловская
Тема нашего урока «Батыево нашествие на Русь».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- На какие вопросы предстоит нам ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
- Вторжение в Рязанскую землю.
- Разгром Владимирского княжества.
- Поход на Новгород.
- Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
Проблемный вопрос
- Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
- Введение в новый материал
(объяснение материала)
- Работа по теме урока
- Вторжение в Рязанскую землю.
(Работа с историческим источником.)
- Работая с п. 1 §16 ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
- По какому княжеству монголы нанесли первый удар?
- Что потребовал Батый от жителей Рязанской земли?
- Кто предпринял рязанский князь?
- Какие последствия имели переговоры с монголами?
(Ответы учеников.)
- Разгром Владимирского княжества
(Работа с картой)
- Работая с п.2 §16, ответьте на вопросы.
(работа в малых группах. Найти в тексте ответы на вопросы)
- Кто возглавлял оборону Москвы?
- Кто возглавлял оборону Владимира?
- Какое вооружение использовали монголы при штурме городов?
- Какой владимирский князь попытался объединить силы и дать отпор
завоевателям?
- Каковы итоги этого сражения?
(Ответы учеников.)
- Поход на Новгород
(Работа с историческим источником)
- Работая с п.3 §16 учебника и дополнительным материалом, опишите героическую оборону Козельска. Ответьте на вопросы.
(Проверка выполнения задания.)
Господин Великий Новгород монголы не взяли, в этот город не были посажены монгольские наместники. Не дойдя 100 верст до города, Батый повернул на Юг, его войско направилось в южные степи.
Вопросы к классу
- Как Новгороду удалось избежать участи многих других центров Руси?
- Почему монголы решили «повернуть морды коней на юг»?
- Почему Батый назвал Козельск «злым городом»?
- На какие города Северо-Восточной Руси монголы позже совершили набеги?
- Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
В сентябре 1240 г. Батый подошел к Киеву. Киев был взят. Батый устремился на запад через Галицко-Волынскую землю. В Центральную Европу монгольские тумены прорвались в 1241 г. двумя потоками – через Польшу и Венгрию. Батый вступил в пределы Чехии в 1242 г. в Хорватию и Долмацию. Монголы вышли к Адриатическому морю, но неожиданно повернули назад. Батый вернулся в степи, на Волгу. Основал город Сарай, столицу своего государства – Золотой Орды.
- Рефлексия
- Подведение итогов
Представьте, что вы являетесь современниками Батыева нашествия н
Русь.
Вам необходимо оставить своим потомкам информацию о борьбе русских
княжеств с монголами.
-Работая с п.4 §16 учебника, составьте хронологическую таблицу «Походы Батыя на Русь».
Первый поход Батыя на Русь (1237 – 1239гг.)
Дата | Направление | Итоги |
Декабрь 1237 г. | Рязанское княжество | Пять дней защитники Рязани отбивали атаки монголов. На шестой день враги пробили таранами стены, ворвались в город, подожгли его и перебили всех жителей. |
Зима 1237 г. | Коломна | Победа оказалась на стороне Батыя. Монголам была открыта дорога во Владимиро-Суздальскую землю. |
Февраль 1238 г. | Владимир | После трехдневной осады монголы ворвались в город и подожгли его |
Март 1238 г. | Река Сить на границе Владимиро-Суздальской и Новгородской земель | Разгром дружины великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Смерть князя. |
Февраль – март 1238 г. | Северо-Восточная Русь | Батый разделил войско, «распустил облаву» по Северо-Восточной Руси. Были взяты и разграблены Переясловль-Залесский, Тверь, Торжок, Козельск. |
Второй поход Батыя на Русь (1239 - 1241гг.)
Дата | Направление | Итоги |
1239 г. | Восточное Приднепровье | Разгром Чернигова и Переяславля. |
Сентябрь 1240 г. | Киев | Город был взят после трехмесячной осады. |
Весна 1241 г. | Галицко-Волынская Русь | Было взято и разорено множество городов. |
(Проверка выполнения задания.)
Проверим на сколько хорошо вы усвоили новый материал.
Вопросы к классу
- Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление?
- Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
- Как вы понимаете смысл слов А.С.Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Русью»?
Закрепление материала
(Викторина )
Домашнее задание
1. Прочитать §16 учебника.
2. Написать рассказ об одном эпизоде борьбы русского народа с монголами
(на выбор).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
batyy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
6-A класс. Тема урока: Батыево нашествие на Русь.
Цели и задачи: познакомить с периодом вторжения на Русь внука Чингисхана- Батыя; объяснить особенности завоевания русских земель; выявить причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов.
Планируемые результаты:
предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII-XIVв.; определять черты сходства и различия русских воинов и кочевников Востока; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
метапредметные УУД – 1)коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: устанавливать аналогии, классифицировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3)познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; устанавливать причинно-следственные связи; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, исторические карты.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
- Организационный момент
- Мотивационно-целевой этап
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня...
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города
Н.Кончаловская
Тема нашего урока «Батыево нашествие на Русь».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- На какие вопросы предстоит нам ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
- Вторжение в Рязанскую землю.
- Разгром Владимирского княжества.
- Поход на Новгород.
- Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
Проблемный вопрос
- Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
- Введение в новый материал
(объяснение материала)
- Работа по теме урока
- Вторжение в Рязанскую землю.
(Работа с историческим источником.)
- Работая с п. 1 §16 ответьте на вопросы.
Вопросы к классу
- По какому княжеству монголы нанесли первый удар?
- Что потребовал Батый от жителей Рязанской земли?
- Кто предпринял рязанский князь?
- Какие последствия имели переговоры с монголами?
(Ответы учеников.)
- Разгром Владимирского княжества
(Работа с картой)
- Работая с п.2 §16, ответьте на вопросы.
(работа в малых группах. Найти в тексте ответы на вопросы)
- Кто возглавлял оборону Москвы?
- Кто возглавлял оборону Владимира?
- Какое вооружение использовали монголы при штурме городов?
- Какой владимирский князь попытался объединить силы и дать отпор
завоевателям?
- Каковы итоги этого сражения?
(Ответы учеников.)
- Поход на Новгород
(Работа с историческим источником)
- Работая с п.3 §16 учебника и дополнительным материалом, опишите героическую оборону Козельска. Ответьте на вопросы.
(Проверка выполнения задания.)
Господин Великий Новгород монголы не взяли, в этот город не были посажены монгольские наместники. Не дойдя 100 верст до города, Батый повернул на Юг, его войско направилось в южные степи.
Вопросы к классу
- Как Новгороду удалось избежать участи многих других центров Руси?
- Почему монголы решили «повернуть морды коней на юг»?
- Почему Батый назвал Козельск «злым городом»?
- На какие города Северо-Восточной Руси монголы позже совершили набеги?
- Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
В сентябре 1240 г. Батый подошел к Киеву. Киев был взят. Батый устремился на запад через Галицко-Волынскую землю. В Центральную Европу монгольские тумены прорвались в 1241 г. двумя потоками – через Польшу и Венгрию. Батый вступил в пределы Чехии в 1242 г. в Хорватию и Долмацию. Монголы вышли к Адриатическому морю, но неожиданно повернули назад. Батый вернулся в степи, на Волгу. Основал город Сарай, столицу своего государства – Золотой Орды.
- Рефлексия
- Подведение итогов
Представьте, что вы являетесь современниками Батыева нашествия н
Русь.
Вам необходимо оставить своим потомкам информацию о борьбе русских
княжеств с монголами.
-Работая с п.4 §16 учебника, составьте хронологическую таблицу «Походы Батыя на Русь».
Первый поход Батыя на Русь (1237 – 1239гг.)
Дата | Направление | Итоги |
Декабрь 1237 г. | Рязанское княжество | Пять дней защитники Рязани отбивали атаки монголов. На шестой день враги пробили таранами стены, ворвались в город, подожгли его и перебили всех жителей. |
Зима 1237 г. | Коломна | Победа оказалась на стороне Батыя. Монголам была открыта дорога во Владимиро-Суздальскую землю. |
Февраль 1238 г. | Владимир | После трехдневной осады монголы ворвались в город и подожгли его |
Март 1238 г. | Река Сить на границе Владимиро-Суздальской и Новгородской земель | Разгром дружины великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Смерть князя. |
Февраль – март 1238 г. | Северо-Восточная Русь | Батый разделил войско, «распустил облаву» по Северо-Восточной Руси. Были взяты и разграблены Переясловль-Залесский, Тверь, Торжок, Козельск. |
Второй поход Батыя на Русь (1239 - 1241гг.)
Дата | Направление | Итоги |
1239 г. | Восточное Приднепровье | Разгром Чернигова и Переяславля. |
Сентябрь 1240 г. | Киев | Город был взят после трехмесячной осады. |
Весна 1241 г. | Галицко-Волынская Русь | Было взято и разорено множество городов. |
(Проверка выполнения задания.)
Проверим на сколько хорошо вы усвоили новый материал.
Вопросы к классу
- Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление?
- Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
- Как вы понимаете смысл слов А.С.Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Русью»?
Закрепление материала
(Викторина )
Домашнее задание
1. Прочитать §16 учебника.
2. Написать рассказ об одном эпизоде борьбы русского народа с монголами
(на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Монголо-татарское нашествие на Русь
Контрольное тестирование по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь"...
Урок на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь."
Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.Класс: 10Тип урока: комбинированный....
План-конспект и презентация к уроку "Русь в IX - первой половине XII века " (6 класс)
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Русь в IX - первой половине XII века" в 6 классе проведен в форме деловой игры: создание нового телеканала "Древняя Русь"....
План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"
План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...
План-конспект урока "Германское нашествие. Трагическое начало"
Приводится конспект урока в 9 классе...
План конспект урока "Германское нашествие. Трагическое начало"
Урок - практикум в 9 классе...
Рабочий лист "Монгольское нашествие на Русь. Походы Батыя на Русь"
История России с древнейших времен до нача-ла XVI в. 6 класс: методическое пособие к учебни-ку И. Л. Андреева, И. Н. Федорова / Е. В. Симоно-ва. — М. : Дрофа, ...