План конспект урока "Германское нашествие. Трагическое начало"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Урок - практикум в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
germanskoe_nashestvie._tragicheskoe_nachalo.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Здравствуйте ребята. Давайте настроимся на серьёзную работу и начнём наш урок. Садитесь. (слайд 1) У меня в руках мешочек, в нем находится то, за что умирали в годы войны наши деды и прадеды. Это родная земля. Земля, что защищали они не щадя своей жизни. К сожалению, люди воюют постоянно на протяжении всей истории человечества. Мы сегодня будем говорить о войне, а математика нам поможет узнать о какой. Предлагаю вам выполнить несложное математическое вычисление. Возьмём дату Крещения Руси, прибавляем год призвания варягов на Русь «Откуда есть пошла русская земля?», к этой сумме прибавляем число, означающее, сколько лет в этом году исполняется со дня окончания ВОВ. Затем последнее действие: к получившейся сумме прибавим число, означающее, сколько лет длилась Северная война. Итак, мы имеем год. Что произошло в этом году? Ребята, скажите, пожалуйста, а с чем у вас ассоциируется слово «война»? Если я добавлю слово Отечественная война? А если добавить Великая Отечественная война, что меняется? Тема нашего урока на экране « Германское нашествие. Трагическое начало». Я предлагаю вашему вниманию главный вопрос, ответ на который мы найдём в ходе урока. В своих мемуарах Г.К. Жуков вспоминал, что начальный этап войны для советской армии был самый неудачный. И сегодня я предлагаю вам обсудить проблему войны и доказать, что война – это трагедия для человечества. И нужно делать всё возможное, чтобы никогда не повторились те ужасы, которые перенёс наш народ в те годы. Через 70 лет, здесь встретились историки 2х стран. Как вы думаете, представители, каких стран в большей степени заинтересованы в обсуждении проблем начала ВОВ. Я предлагаю каждому из вас карточку с понятием, которое ассоциируется у вас с одной стран. Займите, пожалуйста, ваши места за столом. 8 января 2015 года по ТВ выступил премьер – министр Украины Арсений Яценюк. Недавно, в исторической науке появилось утверждение, что Сталин тоже готовился к нападению, но Гитлер его опередил. Вы бы поверили этому? Какой вывод мы можем сделать? Не нужно верить всему тому, что говориться по ТВ, лучше обратиться к первоначальным источникам. Мы с вами сегодня будем работать с документами. Возьмите 1й конверт и опираясь на факты, изложенные в документах попытайтесь ответить на этот вопрос. Как Германия готовилась? (выслушиваются точки зрения сторон). Все ваши размышления, ребята абсолютно правильные. В 1941 году СССР не имел намерения начинать войну. ( слайд 7) Но война началась и виновниками начала этой войны признана фашистская Германия. Вспомните, как назывался план молниеносной войны Германии против СССР? По этому плану война должна была вестись в трёх направлениях. Возьмите 2-й конверт: перед вами контурная карта, отметьте, по каким направлениям планировалось силами трёх армий нанести удар, и подпишите их на карте. Москву, Ленинград, Киев и другие города предписывалось взорвать, затопить и полностью стереть с лица земли. ( слайд 8) Только малая часть немецких военных и дипломатов предостерегала Гитлера от этой войны, большинство же было согласно с его целями и надеялись на быструю победу. После разговора с Гитлером, примерно за неделю до нападения, Геббельс выразил всеобщее предвкушение победы: «Мы стоим перед беспримерным победоносным походом». Солдатам и офицерам немецкой армии говорилось: «…убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик, или женщина, девочка, или мальчик – убивай, этим ты спасёшь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семье и прославишься на века.» И фашисты убивали… ( слайд 9) Человечество не может, не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Четыре года страшных испытаний... ( слайд 10) Прошу почтить память погибших минутой молчания. ( слайд 11) Спасибо прошу всех сесть. Вспоминать ужасы этой войны тяжело, забыть невозможно. Нет такой семьи, которую бы не затронуло горе войны. Недавно, я стала свидетелем одного разговора. Один современный молодой человек, россиянин, на вопрос, что было бы, если бы нацистская Германия одержала победу над Советским Союзом, ответил буквально следующее: « Я сейчас бы сидел в хорошем ресторане и пил классное немецкое пиво». Другой, немного подумав, сказал: «Ничего, мы бы сейчас жили, как в Германии». Какую же судьбу готовила нам фашистская Германия? Возьмите 3й конверт документов и ответьте на вопрос
( выслушиваются ответы сторон) Развязывая войну, агрессоры стремились, уничтожить наше государство, превратить людей в рабов. Потери в этой войне велики. Вы только вслушайтесь…27 млн. человек. ( слайд 12) Имелась ли информация, о предстоящей войне Германии с СССР у высшего советского руководства? Чтобы обсудить этот вопрос, предлагаю сделать небольшую историческую реконструкцию, а вы мне поможете. Мы постараемся представить вам три эпизода – доклада Сталину, о готовящемся ударе. Начальник Народного Комиссариата Государственной безопасности Митин: « Все военные мероприятия Германии по подготовке вооружённого выступления против СССР полностью завершены, и удар можно ожидать в любое время.» Советский разведчик Рихард Зорге: «Германский посол в Токио Отто сказал мне, что война между Германией и СССР неизбежна.» Разведчик Старшина: « Немцами решён вопрос о военном выступлении против СССР ещё весной 1941 года». Так знало ли советское руководство о готовящейся войне? ( слайд 13) Но Сталин на все предупреждения отвечал, что это дезинформация, которую нужно проверить, но проверить не успели. ( слайд 14) 22 июня 1941 года рано утром немецкие войска вероломно вторглись на территорию СССР. Началась Великая Отечественная война. В этот же день по радио Германии прозвучало обращение Гитлера к народу. 3 июля пред народом выступил Сталин. Предлагаю обсудить, как, с точки зрения противоборствующих государств объясняются, причины и войны. Для аргументации воспользуйтесь текстом выступлений представителей двух государств и заполните предложенные таблицы. ( слайд 15) Если сравнить с современностью, то сейчас агитацию мы можем увидеть по ТВ, интернету, а раньше, в то время, откуда народ мог получить эту информацию? А в советские годы была очень популярна карикатура. Перед вами карикатура советского народа и фашистов. Посмотрите и определите: Какова главная идея данной карикатуры? Что именно высмеивает данная карикатура? Унижает ли данная карикатура достоинства политика, который на ней изображён? С какой целью была создана эта карикатура? ( слайд 16) Не смотря на энтузиазм и пропаганду, итога 1 этапа ужасны. В первые месяцы войны СССР потерял тысячи танков и самолётов, наши потери исчисляются не сотнями, даже не тысячами, а миллионами. 3 987 000 человек (по численности – это 3 города Самары) Немецкие войска захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. А вспомните слова премьера – министра Украины? Что мы ему можем ответить, зная события начального этапа войны? Люди надеялись на победу. В этом году исполняется 70 лет со дня окончания войны. Юбилей. Как поётся в одной очень известной песне «Это праздник со слезами на глазах». ( слайд 18) И каждой весной, в канун празднования Дня Победы каждый надевает себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку. Зачем мы это делаем? в знак памяти о героическом прошлом. Можно увидеть автомобили с наклейками « спасибо, деду за победу». Зачем люди клеят эти наклейки? Что это? Дань моде или память? Мы обращаемся к народной памяти. Можем ли мы это забыть? Я раздам каждому из вас Георгиевскую ленточку, и давайте не будем забывать о тех, кто дал нам шанс жить в такое чудесное мирное время. Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. Вы знаете своих героев? ( смотр видео из к/ф «Офицеры») Желаю вам мирного неба над головой и пусть, на нашей родной земле, которая находится у меня в руках, никогда не проливается кровь. Спасибо за урок. ( слайд 19) | Приветствуют учителя Выполняют задание, предложенное учителем, для определения эпохи. Отвечают на вопрос. Видеофрагмент «Довоенный вальс» Формулировка темы урока. Дети делятся на группы. Работа по группам, дискуссия по предложенным вопросам. Работа с контурной картой. Минута молчания Работа по группа , дискуссия. Историческая реконструкция Видео о начале войны Карикатура Видео из к/ф «Офицеры» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока алгебры и начал анализа в 10 кл. по теме: "Синус и косинус разности аргументов"
План-конспект урокатригонометрии в 10 классе по теме: "Синус и косинус разности аргументов". Цели: вывести формулы синуса и косинуса разности, вырабатывать умение и навыки применять их, выполня...
План – конспект урока алгебры и начала анализа в 11 классе по теме "Применения производной".
Обобщить и закрепить материал по теме "Производная и ее применение»....
Планы конспекты уроков алгебра и начала анализа 10 класс.
Архив содержит планы конспекты уроков алгебра и начала анализа 10 класс по учебнику Мордковича. Понятие производной, нахождение производной. Самостоятельные работы по данным темам....
Урок по истории. ТЕМА: «Великая отечественная война. Германское нашествие. Трагическое начало.» 11 класс
Конспект урока можно использовать как для урока в 9, 11 классах, так и для внеклассного мероприятия....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нашествие с Востока
Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монгол...
План-конспект урока "Германское нашествие. Трагическое начало"
Приводится конспект урока в 9 классе...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нашествие с Востока
Технологическая карта урока истории 6 класс с использованием ЭОРНашествие с Востока...