"Активные методы обучения на уроках истории"
методическая разработка по истории
В докладе по теме «Применение активных методов обучения на уроках истории» я, опираясь на основные положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, Концепцию исторического образования, подчеркнул значение использования в образовательном процессе активных форм обучения учащихся, более подробно представил опыт работы по использованию технологий проблемного обучения, развития критического мышления, проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serov_s.m._akt._metody_obucheniya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Серов С.М., учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 5»
Знания только тогда становятся знаниями,
когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти.
Л.Н. Толстой
Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно.
Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими
он должен путем собственной деятельности. Можно
наполнить чем-либо тело, но ум наполнить нельзя. Он должен
самостоятельно все охватить, усвоить, переработать.
Фридрих Дестервег
Применение активных методов обучения на уроках истории позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствует надежному запоминанию исторических событий, пониманию исторических процессов, умению правильно оценивать деятельность исторических личностей.
Применение активных методов на уроках позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- совершенствовать знания по истории;
- развивать мышление учащихся, которое формируется только в процессе самостоятельной умственной деятельности;
- приобретать навыки работы с документами, исторической и мемуарной литературой, СМИ;
- приобретать практический опыт самовоспитания;
- реалистично оценивать собственные возможности и перспективы;
- разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки поступков людей;
- строить взаимоотношения с людьми;
- формировать гражданскую идентичность.
Достижение поставленных целей требует от учителя систематической работы и кропотливой подготовки на всех стадиях образовательного процесса:
- работа с теоретической и методической литературой о применении активных методов обучения на уроках истории;
- отбор содержания материала;
- апробирование материалов методической разработки;
- выявление результатов, внесение коррективов в свою педагогическую деятельность, определение перспектив дальнейшей работы.
История – очень везучая наука. Интерес ребенка к ней пробуждается, как правило, гораздо раньше, чем увлечение математикой или физикой. Но, увы, немногим подросткам удается сохранить этот настрой до конца школьных лет.
Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное – непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учащихся, невостребованности их личностного потенциала. Ни для кого не секрет, что учащиеся при традиционной подаче материала усваивают немногим более 25% всего материала.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической и педагогической науке, так и в образовательной практике. Уровень проявления активности личности в обучении обуславливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности. В соответствии с традиционной логикой обучение включает такие этапы, как первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.
В этой связи большое значение придается активному восприятию учащимися предлагаемого материала. Выделяют три уровня активности:
- активность воспроизведения – характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;
- активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний по образцу;
- творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, интенсивному проявлению познавательных интересов.
Характеристика основных активных методов обучения
Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и учащихся. Основная задача педагога – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Логика проблемного обучения принципиально отличается от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся – не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторые противоречия в ее условиях и завершающееся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречия.
Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для учащихся, они должны учитывать познавательные возможности учащихся, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.
При проблемном обучении базовыми являются следующие два важнейших элемента:
- система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;
- общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал.
Например, после изучения темы в 8 классе «Россия во второй половине 19 века» можно поставить вопрос: «Какая из приведенных оценок характерна для результатов крестьянской реформы 1861 года вам кажется более правильной?»
- реформа 1861 г. – вынужденная уступка крепостников;
- реформа 1861 г. – компромисс между крепостниками и либералами,
- реформа 1861 г. – не дала крестьянам ни свободы, ни земли;
- реформа 1861 г. – окончательно решила крестьянский вопрос;
- реформа 1861 г. – хитрая уловка самодержавия и крепостников.
Размышления учащихся на заданную тему позволяют выяснить их уровень понимания вопроса, самостоятельность размышления о достоинствах и недостатках реформы. Данный алгоритм вопросов можно применять при изучении любой темы, связанной с различными историческими событиями.
Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется в процессе диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника, уметь слушать собеседника, уважать мнение других людей, даже если оно не совпадает с собственным мнением. В такой работе учащиеся получают возможность построения собственной деятельности, что и обуславливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях и в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения учителя его организовывать. Имея опыт руководства дискуссионным клубом, я использую метод семинара-дискуссии на уроках истории в 6 классе, тема: «Значение принятия христианства на Руси и его роль в истории нашей страны»; «Кто был Иван Грозный – «кровавый диктатор» или великий реформатор» - 7 класс, «Роль личности в истории» (в 7 классе – Петр Великий, в 8 классе – Александр Освободитель).
Технология критического мышления. Данная технология включает три стадии:
- стадия вызова: задачи учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы;
- стадия осмысления: осуществляется работа с текстом учебника (маркировка текста) и делаются записи в тетради.
- стадия рефлексии: сравниваем то, что знали и что нового узнали; оцениваем полученную информацию; анализируем, делаем выводы.
В рамках данной технологии я проводил урок «Реформы Петра Великого» и использовал метод «чистой доски».
На доске записываются вопросы по теме реформ, например: «Почему возникла необходимость в реформах?»:
- «Что изменилось в армии в результате реформ?»;
- «Как стала выглядеть система органов государственной власти после реформ?» и т.д.
По ходу изучения новой темы ставился вопрос: «На какой вопрос вы можете дать ответ?».
В случае правильного ответа вопрос стирался с доски. В конце урока доска должна стать чистой – следовательно, учащиеся усвоили материал.
В данном сообщении я не стал подробно анализировать активные методы обучения, а рассмотрел только те, которые использую на уроках и которые, по моему мнению, дают положительный результат. Кроме выше указанных методов, существует также метод игрового производственного проектирования - я работаю над возможностями его применения в своей профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Реализация требований ФГОС второго поколения через активные методы обучения на уроках истории и обществознания
Доклад на РМО...
Современные образовательные технологии и активные методы обучения на уроках истории.
Статья рассказывает о проектной деятельности учащихся, о технологии проблемно-диологового обучения, о самостоятельной работе учащихся, как активном методе обучения....
Применение активных методов обучения на уроках истории
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение«Тверское суворовское военное училищеМинистерства обороны Российской Федерации» Методи...
Применение активных методов обучения на уроках истории
По наблюдениям за обучающимися мы отметили, что серьезные затруднения дети испытывают при переходе к объемному материалу, насыщенному событиями, датами, историческими личностями, когда на основе усвое...
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания
В статье описываются цели,принципы и характеристика активных методов обучения на уроках истории и обществознания....
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС
Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовкевыпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставитумения применять полученные знания в новых ситуаци...