Итоговый обобщающий урок по истории Средних веков «Назад в Средневековье»
методическая разработка по истории (6 класс)
Итоговый обобщающий урок по истории Средних веков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednie_veka.docx | 705.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый обобщающий урок по истории Средних веков
«Назад в Средневековье»
6 класс
учитель истории и обществознания
Цатурян Лилит Жоржиковна
ГБОУ школа №93
Педагогические цели | Урок является итоговой цепочкой в логической цепи уроков в 6 классе по истории Средних веков. Игровая соревновательная форма урока истории позволяет в нетрадиционной форме проверить знания обучающихся; акцентировать внимание на ключевых моментах; способствует развитию их самостоятельной познавательной деятельности; заинтересовать обучающихся изучением дополнительной литературы. | ||||||||
Задачи урока | Образовательные: повторить, закрепить и систематизировать основные понятия ранее пройденного материала и знания обучающихся по истории средних веков. Воспитательные: прививать культуру умственного труда, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели. Развивающие: расширить представления по данной теме, подготовить к восприятию нового материала. | ||||||||
Тип урока | Урок обобщения и структурирование знаний | ||||||||
Форма урока | Игра с использованием интерактвной доски | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира. Метапредметные: Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, развитие культуры общения во время групповой работы. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, развитие творческих способностей учащихся. | ||||||||
Оборудование | Оформление кабинета в средневековом стиле (изображения, картинки), карта, мультимедийная презентация, карточки с заданиями игры-викторины, оценочные листы, памятки работы в группе. | ||||||||
Организационная структура урока | Планируемые результаты | ||||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формы организации взаимодействия на уроке | Предметные | Формируемые умения (УУД) | Формы контроля | ||
Организационный момент | Вступительная часть | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Фронтальная. | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | ||||
Обобщение и систематизация знаний | Игровая часть | Класс делится на две команды, каждая из которых выберет себе капитана и придумает название. Победителем выходит та команда, которая даст больше правильных ответов и заработает большее количество баллов. Задания для игры (см. Приложение 1, 2) | Выполняют задания игры-викторины. | Фронтальная, групповая. | Систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира. | Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям. Коммуникативные: договариваются и приходят к консенсусу совместной деятельности. Личностные: понимают чувства других людей. | Игра-викторина | ||
III. Итоги урока. Рефлексия. | Обобщающая беседа, заключительная часть | Учитель дает оценку капитанам, а капитаны команд оценивают работу своих коллег по команде, каждому ученику выставляется оценка. Закончите предложения: - Я приобрёл.. - Я научился.. - Я смог… - Меня заинтересовал - У меня получилось… - Мне понравилось | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, учитель дает оценку капитанам, а капитаны команд оценивают работу своих коллег по команде. Все ребята получают оценки за урок, эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная, групповая | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние. Личностные: Понимают причины успеха в учебной деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке |
Эпиграф: «Мне необходимо разобраться самому, а что бы разобраться самому, думать сообща» Борис Васильев. (Слайд 3)
Приложение 1
Ход игры
Учитель: Ребята, мы с вами завершаем изучение истории средних веков. В истории закрепился образ «темных веков», времени бесконечных войн и разрушений, жестоких обычаев и кровавых расправ с вольнодумцами. Даже сейчас иногда можно услышать определение «средневековый» в значении «дикий», «жестокий», «невежественный». Действительно, дикости, жестокости и невежества тогда хватало – как, впрочем, и в любую другую историческую эпоху.
Но отметим, другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян и искусных ремесленников, благородных рыцарей и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. В средние века совершались далекие путешествия. Строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и радостного, прекрасного и мудрого в той эпохе было ничуть не меньше, чем в другой. И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходило в эту эпоху.
Класс делится на две команды, каждая выберет себе капитана и придумает название. Победителем выходит та команда, которая даст больше правильных ответов и заработает большее количество баллов.
Объяснение правил игры:
(Слайд 4)
- Не выкрикивать ответ раньше времени, за это баллы отнимаются.
- Готовность к ответу означает поднятая рука капитана.
- Обсуждения сверх положенного времени прекращаются.
- Отвечать можно без подготовки, подняв руку, за это прибавляется один дополнительный балл.
- Выслушивать друг друга.
- Не перебивать игроков из другой команды – отнимаются баллы.
Структура игры (Слайд 5)
Название тура | Задание тура | Оценка тура |
1 | 2 | 3 |
Разминка | Командам предлагают по 10 вопросов, их задача – дать быстрые и правильные ответы | 1 правильный ответ – 1 балл |
Хронологическая эстафета | Каждый член команды последовательно получает листок, проставляет номер по порядку и пишет ответ – дату события, которое называет ведущий | 1 правильная дата – 1 балл |
«Читаем карту…» | Командам предлагается ответить на вопрос и показать на карте | 1 правильный ответ – 1 балл |
Исторические личности | Командам дают 3 портрета с краткой характеристикой | От 0 до 3 баллов |
Современный писатель о событиях средневековья | Команда за 3-5 минут должна составить рассказ на заданную тему использовав слова на карточках (7 слов). | От 0 до 7 баллов за рассказ |
1 тур. РАЗМИНКА
Учитель: Вопросы задаются поочередно каждой команде, если первая команда затрудняется ответить, то правом ответа может воспользоваться другая.
1. Какую фамилию носили первые франкские короли? (Меровинги)
2. Какой город в Средневековье называли вторым Римом? (Константинополь)
3. Куда должен был сходить хоть раз в жизни мусульманин? (В Мекку.)
4. Как назывался союз ремесленников одной специальности в Средневековье? (Цех)
5. На какие группы делилось средневековое общество? (На сословия.)
6. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай.)
7. Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы.)
8. Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто они? (Ян Жижка и Ян Гус.)
9. Продолжите фразу «Вассал моего вассала…» и объясните, что она означает. (Слугу своего слуги нельзя заставить что-либо сделать.)
2 тур. Хронологическая эстафета
Учитель: Каждый член команды последовательно получает листок, проставляет номер по порядку и пишет ответ – дату события, которое называет ведущий.
- Образование империи Карла Великого. (800 г.)
- Жакерия (1358 г.)
- Разделение христианской церкви на западную и восточную (1054 г.)
- Начало Гуситских воин (1419 г.)
- Начало Крестовых походов. (1096 г.)
- Созыв первого парламента в Англии. (1265 г.)
- Окончание Столетней войны. (1453 г.)
- Созыв Генеральных штатов во Франции. (1302 г.)
- Восстание Уота Тайлера (1381 г.)
- Открытие Америки Х. Колумбом (1492 г.)
3 тур. «Читаем карту…»
Учитель: Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в путешествие. Проверим, хорошо ли вы знаете карту. По очереди команды работают у карты, каждой команде по 5 вопросов (На доске карта Европа в XIV – XVвв.) Слайд 6
Вопросы к работе с картой:
Показать на карте страны – участницы Столетней войны. (Англия, Франция).
Государство, образованное турками после разгрома Византийской империи. (Османская империя).
Страна, в которой происходили Гуситские войны. (Чешское королевство).
Показать страну, в которой происходила Реконкиста. (Отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов.) (Испания).
Наиболее сильные славянские страны, попавшие под власть турок. (Болгария и Сербия).
Покажите город, освобождение которого сыграло решающую роль в Столетней войне. (Орлеан).
Покажите город, в котором был казнен Ян Гус. (Констанц).
Какое государство возглавило борьбу с Тевтонским орденом. (Королевство Польша).
Где находилась резиденция главы католической церкви. (Рим – папская область).
Физминутка для глаз (музейная). Слайд 7
Усадьба князей Радзивилов в г. Несвиже (Дворцово-замковый комплекс, находящийся в северо-восточной части города Несвижа в Минской области Белоруссии, памятник архитектуры XVI-XVIII веков. Заложен князем Н. Х. Радзивиллом Сироткой в 1583 году, на месте деревянного замка. Вначале в строительстве замка участвовал итальянский архитектор Дж Бернардони. В XVI-XX вв - резиденция князей Радзивиллов. Включает в себя собственно замок, замковые укрепления, а также большой ландшафтно-пейзажный парк).
4 тур. «Личность в истории» Слайд 8
Учитель: У вас на столе 3 портрета, вам нужно определить кто эта историческая личность и как она связана с нашей темой.
- 18-летняя девушка спасла государство в тот момент, когда ему угрожала опасность потерять свою целостность. (Жанна д Арк)
- В молодости он был простым крестьянином, но сумел достичь императорского престола. Женой императора стала умная и властная актриса Феодора (Юстиниан)
5 тур. «Современный писатель о событиях средневековья»:
Учитель: Для 1 команды: составить рассказ по теме «Средневековый город», используя данные слова (на карточках).
Для 2 команды: составить рассказ по теме «Средневековые рыцари», используя данные слова (на карточках).
Для 1 команды | Для 2 команды |
Средневековый город: Мэр, самоуправление, ратуша, рынок, устав, ремесленник, цех. | Средневековые рыцари: Сеньор, замок, герб, доспехи, вассал, турнир, кодекс рыцарской чести. |
Домашнее задание: повторить изученный курс истории.
Литература:
- М.В. Короткова. Дидактические материалы по истории средних веков. 6 класс. М.: “Экзамен” 2004г.
- В.А. Ведюшкин, Н.И. Шевченко. Методические рекомендации к учебнику “История средних веков” М.: “Просвещение” 2006г.
- Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2010г.
- История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.
- Нестандартные уроки истории 5-6 классы. Волгоград “Учитель” 2004г.
- История средних веков в 6 классе. М. “Просвещение” 2006г.
- Н.А. Горбачен. Тесты по истории для 6 класса средней школы. М. Юнвес 1997г.
- Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе. М.”Владос” 2000г.
- Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся, / Т. Черкашина. - Волгоград: Учитель, 2012.
Приложение 2
Памятка №1
«Правила работы в группе»
- Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- Помогай товарищам, если они об этом просят.
- Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Памятка №2
«Лист самооценки»
Критерии | Моя оценка (+ или -) | Оценка других (+ или -) |
Я слушал, что говорят другие… | ||
Я делал выводы и задавал вопросы… | ||
Я говорил спокойно, только по делу… | ||
Я выполнил работу без недостатков… | ||
Я помогал другим… | ||
Я точно выполнял свою роль… |
Памятка №3
«Оцени работу группы».
Критерии | Своя оценка (+ или -) | Оценка других (+ или -) |
Работали дружно… | ||
Работали по алгоритму… | ||
Своевременно выполнили задание.. | ||
Качественно выполнили задание… | ||
Каждый приложил усилие в общем деле… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"
Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...
" Тайны средневекового города" урок по истории средних веков для 6 класса
Авторский урок по истории класс. Представлена методическая разработка урока. Урок по истории средних веков 6 класс. Автор: Едомина Г.Н.«Тайны средневекового города»Ц...
Урок по истории средних веков для 6 класса "Формирование средневекового города"
Технологическая карта урока по теме "Формирование средневекового города", два приложения к уроку и презентация...
Урок по истории Средних веков "Урок - игра "Час Средневековья"
Материал урока может быть использован для проведения обобщающего урока по истории Средних веков....
Урок всеобщей истории (средние века) в 6 классе «Средневековый город в Западной и Центральной Европе»
Обобщающий урок в форме дифференцированной игры....
План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"
Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...
Повторительно- обобщающий урок по истории средних веков 6 класс. (Урок обобщения. Формат брейн- ринга)
Обобщающий игровой урок по истории средних веков...