Великая греческая колонизация.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Журмухамбетова Малика Биркалиевна

Технологическая карта по истории  «Великая греческая колонизация» предназначена для учащихся 5-х классов. Урок разработан на основе проблемно-диалогической технологии. При изучении материала учащиеся самостоятельно формулируют проблему, работая с текстом учебника, находят ответы на поставленный вопрос. На уроке применяются различные формы работы учащихся- фронтальная беседа, задание на повторение, работа с текстом, иллюстрациями, картой, схемой.

Цель урока: познакомить учащихся с процессом греческой колонизации; создать яркое образное представление о жизни колонистов, их отношений с местными жителями; способствовать формированию картографических, образных способностей школьников; проявлению их индивидуальных, творческих способностей.

Форма урока: комбинированный урок с элементами игры и применением компьютерной презентации

Задачи урока:

– образовательные: создать у учащихся представление о процессе колонизации; выявить причины колонизации; сформировать у учащихся понятия: колония, варвары, Великая греческая колонизация, ойкист
– развивающие: формирование у учащихся способности в свободной форме выразить свои чувства и эмоции, проявить эрудицию, смекалку, познавательные умения делать самостоятельные выводы, научить их решать познавательные задачи, проводить параллели с современностью, дополнять ответы других учащихся, закрепить умение работать с картой.
– воспитательные: на материале учебника познакомится с обстановкой эпохи и образом жизни колонистов, их отношениях с местными жителями “изнутри”, т.е. попытаться представить себя на месте колонистов сопереживая их проблемы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта26.44 КБ
Файл презентация2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет

история

Класс

5

Тема урока

Великая греческая колонизация

Тип урока

Учебное занятие комбинированного типа

Цели

содействовать формированию представлений  о причинах и последствиях греческой колонизации

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объяснять причины греческой колонизации, ее географию.

Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Описывать  наряд грека.

Уметь  получать информацию из разных  источников,

давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком;  содействовать развитию умений анализировать причины недовольства демоса, характеризовать личность Солона, основные положения его реформ.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Основные понятия, изучаемые на уроке

Метрополия, колония, колонизация, эллин, Эллада, пираты, мрамор, скифы, хитон, гиматий

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

Включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

2

Актуализация знаний

Познавательные:  

Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

Организует решение тестов.

Организует беседу по вопросам:

1)сравните природу и основные занятия Афин и Спарты (по критериям)

2)охарактеризуйте спартанское воспитание

Решают тесты.

Отвечают на вопросы

«Спартанское воспитание» - это

  •  строгое послушание;
  •  военные навыки;
  •  умение пользоваться оружием;
  •  пренебрежение удобствами;
  •  простота в общении инемногословность (такая речь называется лаконичной)

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Древние греки, античные греки,

Многим прославили себя навеки.

Даже порой удивленье берет

Ну, до чего знаменитый народ.

Древние греки моря бороздили

В новых землях города возводили.

Массалия, Ольвия и Херсонес

Много колоний – даже не счесть!

Подумайте, о чем пойдет разговор на уроке?

Ребята, а вы знаете, что на юге нашей страны, в т.ч. и в Крыму были найдены греческие поселения. На месте Севастополя был греческий город Херсонес, а на месте Керчи – Пантикопей.

Какие вопросы у вас возникают?

 

В названии темы урока нам встретилось знакомое понятие. Какое?

Что означает?

Жители какой страны Древнего Востока первыми основали свои колонии на берегах Средиземного моря?

Как называлась их самая крупная колония?

Определяют тему урока

Возможные ответы:

Как же греки оказались в наших краях?

Что заставило их покинуть свою Родину? Куда направили они свои корабли?  

Определяют цель, план

- колония

- поселение, основанное в дали от родины

- финикийцы

- Карфаген

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

 План урока.

1.Причины греческой колонизации

2. Местоположение греческих колоний

3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

1. Работа с текстом параграфа, с. 163. Обсуждаем. Записываем в тетрадь причины греческой колонизации.

Составить схему «Кто покидал Грецию? Почему?»

Образное повествование:

Целый месяц длилась подготовка к отплытию…

2.Работа с картой учебника с.163. 

Обратите внимание на легенду карты. Что обозначают на карте красные точки и коричневый цвет?

Объясните слова афинского мыслителя Сократа, который однажды сказал, что «греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота».

Вокруг каких морей располагались новые поселения, основанные греками?

беседа по карте:

 - Какую территорию заселяли греки к началу колонизации?

- Что обозначаю стрелочки на карте?

– Что такое колонизация? З/Т 

- Назовите колонии греков на Черном море.

- Назовите места колонизации на Средиземном море.

Физкультминутка

Работа с иллюстрацией и текстом параграфа, с. 164.

Слайд 11

 Задание: опишите в каких местах греки основывали колонии

Слайд 12, 13

Задание: заполните таблицу «Торговля греков с колониями»

Слайд 14, 15

3.Обычно грекам удавалось наладить мирные отношения с местным населением. Со многими народами подружились греки на новых землях. Одним из них были скифы. О том как складывались отношения греков и скифов вы узнаете прочитав п.3 с.164-167

Беседа по прочитанному:

Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
- Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полисами?

«Что дала колонизация грекам? Колонизация разобщила или объединила греков?»

Слайд 16

1. Читают текст и  записывают в тетрадь З/Т причины греческой колонизации:

- угроза голода;

 - долговое рабство;

 - малоземелье;

 - борьба между демосом и аристократами;

- развитие торговли.

демос – из-за победы аристократов

земледельцы – в поисках земли, бежали от долгов

аристократы- из-за победы демоса

торговцы – развитие торговли

- колонии греков; берега колонизованные греками

- Средиземного и Черного

- юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии

- направления греческой колонизации

-  освоение, заселение новых земель

- Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Истрия, Трапезунд

- Сиракузы, кирена, Массилия, о.Корсика, Египет

З/Т Направление греческой  колонизации: Северное Причерноморье, Малая Азия, Северная Африка, Южные Апеннины, Северо-Западное Средиземноморье.

Предполагаемый ответ: близ моря, с удобной гаванью (здесь торговые и военные корабли), пресной водой и плодородными почвами.

Из Греции в колонии везли:

Из колоний в Грецию везли:

оливковое масло, вино, изделия ремесла:             оружие, вазы, статуи из мрамора, ткани.

пшеницу, шкуры животных, рабов, мёд.

3.Читают текст, составляют рассказ.

- одежда, строения, религия, статуи

- Греки были верны своим обычаям и традициям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с ними не враждовать.

Предполагаемый ответ:

1)Расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре.

2)Способствовала развитию хозяйства и торговли, мореплавания. Росли и богатели новые города.

3)заставила греков осознать себя единым народом: один язык, алфавит, религия

5

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует решения теста с самопроверкой

Слайды 17-22

Решают  тест с самопроверкой

6

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Слайды 23

Параграф 34  о/в

Составить рассказ от лица афинянина поселившегося в колонии.

Индивидуальное задание: текст «Древний город в дельте реки Дон» стр.166 учебник

Домашнее  задание   записывают   в дневник.

 

7

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке.

В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

«Меня удивило на уроке…»

«Я сумел понять, что…»

«Я не успел на уроке …»

«Я бы еще хотел узнать о том, что…»

Отвечают на вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Афины Спарта Местоположение и природные условия Население полиса Основные занятия Использование труда рабов Управление Условия жизни в Спарте и в Афинах.

Слайд 2

Афины Спарта Местоположение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения ). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели). Население полиса демос, знать, рабы-чужеземцы спартанцы, илоты (рабы-греки), периэки Основные занятия выращивание оливок и винограда, ремесло и торговля. земледелие (илоты) и война (спартанцы). Использование труда рабов рабы -чужеземцы рабы-греки Управление Закладываются основы демократии. Власть немногих ( спартанцев ) - олигархия Условия жизни в Спарте и в Афинах.

Слайд 3

ВЕЛИКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ

Слайд 4

Древние греки, античные греки, Многим прославили себя навеки. Даже порой удивленье берет Ну, до чего знаменитый народ. Древние греки моря бороздили В новых землях города возводили. Массалия , Ольвия и Херсонес Много колоний – даже не счесть!

Слайд 5

Севастополь Керчь Херсонес Пантикапей

Слайд 6

Причины основания греческих колоний Нехватка плодородных земель , угроза голода и долгового рабства Борьба демоса и знати Для развития выгодной торговли с новыми землями

Слайд 7

земледельцы В поисках земли для занятий с\х, от долгов ДЕМОС Развитие морской торговли АРИСТОКРАТЫ ТОРГОВЦЫ Из-за победы демоса Из-за победы аристократов

Слайд 8

Средиземное море Малая Азия Черное море Африка Испания Италия о. Сицилия о. Кипр Ольвия Танаис Пантикапей Кирена Неаполь Массалия Сиракузы НАПРАВЛЕНИЯ КОЛОНИЗАЦИИ ГРЕЦИЯ Византий Греческая колония Направление колонизации Херсонес

Слайд 9

Северное Причерноморье Малая Азия Северная Африка Южные Апеннины Северо-Западное Средиземноморье Основные направления колонизации

Слайд 10

Колония - поселение, основанное в дали от родины. К олонизация - освоение , заселение новых земель .

Слайд 11

ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ греки создавали свои поселения на свободных землях, на берегу моря с удобной бухтой греки укрепляли свои поселения крепостными стенами, опасаясь внешних врагов Храм Геры на о.Сицилия

Слайд 12

в колонии РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ из городов Греции Греческие купцы привозили: оливковое масло, вино изделия ремесла: оружие ва з ы статуи из мрамора ткани Амфора – сосуд для хранения вина или масла Монеты из Афин

Слайд 13

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ Греческие купцы привозили: из колоний в города Греции пшеницу рабов мед шкуры животных скот из г. Милета Взвешивание сильфия (ценного растения) в г. Кирены (Африка) Монеты с о. Родос

Слайд 14

ГРЕКИ И СКИФЫ Скифский лучник. Изображение на древнегреческой вазе Золотые вещи из скифских курганов Ольвия Черное море Эгейское море скифы Милет Афины Спарта

Слайд 15

скифы

Слайд 16

ЧТО ДАЛА КОЛОНИЗАЦИЯ ГРЕКАМ расширила знания древних греков . Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре способствовала развитию хозяйства и торговли , а также мореплавания . Росли и богатели новые города заставила греков осознать себя единым народом , отличающимся от других народов. Греки стали называть себя эллинами , а свою страну - Элладой . Другие народы они называли варварами Колонизация:

Слайд 17

1. Греки покидали Родину и основывали свои поселения из-за а) увеличения притока рабов в полисы Греции б) угрозы голода в) вторжения племен дорийцев с севера.

Слайд 18

2. Где греки основывали свои колонии? а) в глубине чужих территорий б) во внутренних районах балканского полуострова в) на побережье Средиземного и Черного морей.

Слайд 19

3. Товары, которые греки везли в колонии, - это: а) оливковое масло, вино, оружие б) рабы, зерно, оливковое масло в) зерно, мед, шкуры животных.

Слайд 20

4. Греческие колонии: а) подчинялись метрополиям б) превращались в самостоятельные государства в) входили в состав государств, на территории которых были основаны.

Слайд 21

5. Греки, жившие в разных концах побережья Средиземного и Черного морей: а) порывали связь с Родиной б) забывали родной язык и перенимали культуру местных народов в) говорили на родном языке и называли себя эллинами.

Слайд 22

Ответы к тесту: 1-б; 2-в; 3-а; 4-б; 5-в

Слайд 23

Параграф 34 Составить рассказ от лица афинянина поселившегося в колонии. Индивидуальное задание : текст « Древний город в дельте реки Дон » стр.166 учебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Греческая колонизация

Презентация к уроку по истории Древнего мира на тему "Великая колонизация"....

Великая Греческая колонизация Северного Причерноморья урок в 5 классе

Данный материал разработан для 5 класса по истории. В разработке используются различные элементы технологий развивающего обучения....

Великая греческая колонизация

ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать в качестве фронтальной работы с классом при изучении и  актуализации знаний на уроке по теме: «Великая греческая колонизация». ...

Методическая разработка проблемно- диалогического урока по истории Древнего мира по теме «Великая греческая колонизация»

Цели и задачи урока:1. Учить объяснять процессы греческой колонизации и взаимодей­ствия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия ­  в целостную картину мира.2.  Учит...

Греческая колонизация

Презентация + рабочая карточка...

Рабочий лист к уроку по теме "Великая греческая колонизация"

Задания для самостоятельного изучения материала по теме "Основание греческих колоний" в 5 классе по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера....