Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг"
план-конспект урока по истории (11 класс)
Данная тема позволяет раскрыть причины, содержание и результаты реформ в экономике СССР с 1985 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-ekonomicheskoe_razvitie_sssr_v_1985.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Социально-экономическое развитие СССР в 1985–1991 гг.
Цели урока:
Образовательная: обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в «застойный» период; уяснить такие понятия как «ускорение»; термины: «хозрасчет», «самофинансирование»; понять суть экономических реформ.
Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, таблицами), с понятиями и терминами; формировать умение работать в группе; развивать умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от периода застоя, и что стало в период реформирования; коммуникативные способности, умение аргументировать собственное мнение; развивать умение выполнять задания по типу ОГЭ: тесты
Воспитательная: воспитывать трудолюбие и уважение друг к другу во время самостоятельной работы, культуру ведения диалога, совместной работы над поставленной проблемой.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Ход урока.
1. Мобилизующий этап.
2. Постановка целей, задач урока.
-Почему период 1985-1991 года назван перестройкой?
-Какие изменения произошли в политической жизни страны в 1985 -1191гг. ?
-Как вы думаете, изменения в политической сфере повлекут за собой изменения в сферу экономики?
У вас было опережающее задание: Выяснить мнение родственников по вопросу «Каковы их впечатления о результатах экономических реформ, проведённых руководством страны в период перестройки?
Подумайте, чем интересна вам эта тема?
3. Актуализация знаний учащихся по теме «Итоги социально-экономического развития СССР к середине 80-х гг.».
Учитель: Вы обозначили цель нашего урока. Мы вместе выясним причины, содержание и результаты реформ в экономике СССР с 1985 года. Предлагаю начать с причин перестройки в экономике.
Учитель: В обыденном сознании наших людей существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:
1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.
2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.
3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.
К какой точке зрения склоняетесь вы?
Вам помогут эксперты по «застою». Ваша задача: слушать внимательно и после каждого выступающего записать в тетради особенности экономики середины 80-х годов и как они отразились на жизни общества.
Ученик 1. В период застоя была проведена аграрная реформа, на проведение которой было затрачено много средств (за 1966 – 1980г.г. их сумма составила почти 400 млрд. рублей), использовалась крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.
Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось ростом иждивенческих настроений. К началу 80-х годов колхозы и совхозы в целом оказались убыточными. Сократилась пашня. Потери сельскохозяйственной продукции составили от 20% до 40% от урожая. Страна с чернозёмными землями стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.
Ученик 2. Реформа в промышленности пошла на убыль. Поползли вниз плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода, снизились темпы роста производительности труда. Это объяснялось: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения; истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов.
Ученик 3. Несмотря на первоклассные, а порой и уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс (развитие и совершенствование) науки и техники не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.
К 1985 году, когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей.
Ученик 4. Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ.
Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. Сокращалось жилищное строительство, несмотря на рост населения. Урезаны расходы на здравоохранение. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. Потребление продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами.
Уже в 80-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов.
Учитель: Итак, вы перечислили отрицательные итоги периода застоя, и как они отразились на жизни общества. Давайте вместе сформулируем причины перестройки.
Ученики: (записи в тетрадях)
1. Падение производительности труда.
2. Падение темпов роста промышленного производства.
3. Научно-технический разрыв с Западом.
4. СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ (экспорт нефти).
5. Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга.
6. Непосильная гонка вооружений, рост внешнеполитической изоляции.
7. Неэффективное использование финансовых средств.
8. Падение дисциплины, паралич общественного сознания.
9. Отсутствуют или находятся в большом дефиците отечественные товары массового спроса, затоваривание некачественными продуктами.
Учитель: Вернемся к вопросу о выборе вашей позиции. К какому мнению вы склоняетесь, почему?
Учащиеся: В 80-е годы экономика СССР переживала кризис. Были необходимы серьезные реформы, чтобы преодолеть торможение хозяйственного механизма, оздоровить и обновить экономику.
4. Изучение новой темы. Основное содержание реформ в экономике и их результаты. Организация групповой работы.
Учитель: Если бы вам пришлось проводить реформирование экономики, что бы вы изменили?
Учащиеся: Тип экономической системы: командную экономику заменили бы рыночной.
Учитель: давайте вспомним характерные признаки данных типов экономических систем с помощью такого задания:
Учащиеся выполняют задание.
- Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством.
- Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
- Многообразие форм собственности на средства производства.
- Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием.
- Что производить определяется группами профессионалов.
- Договорные отношения между хозяйствующими субъектами.
- Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления.
- Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Назовите типы экономик.
Впишите в таблицу порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность экономических систем.
Административно-командная | Рыночная |
1, 4, 5,7 | 2,3,6,8 |
Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. | Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. |
Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. | Многообразие форм собственности на средства производства. |
Что производить определяется группами профессионалов. | Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. |
Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. | Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. |
Учитель: Предлагаю разделиться на три группы по рядам.
На основании текста учебника и групповых заданий подготовьте материал о том, какие экономические реформы были проведены на каждом этапе и каковы их результаты. (Учитель раздает задания и материалы)
Задания для групповой работы
1 группа.
Что предполагала стратегия ускорения?
Как осуществлялось ускорение?
Каковы его результаты?
Почему они такие?
Чем закончился курс на ускорение?
2 группа.
Какие задачи ставились на втором этапе перестройки?
Какой закон был принят в 1987 году?
Что такое самофинансирование?
Что такое хозрасчет?
Каковы результаты данной реформы? Назовите причины неудач в реформировании экономики в эти годы
3 группа.
Какие экономические программы были предложены на третьем этапе перестройки?
Почему она так называлась?
Кто были её авторы?
Что они предлагали? Что такое приватизация?
Почему руководство СССР так и не приступило к его реализации?
Физкультминутка (Когда нужна перестройка человеческому организму? Когда он устал. Мы уже достаточно поработали, чтобы отдохнуть. Предлагаю провести эмоциональную перестройку: возьмите друг друга за руки в тех группах, в которых вы работали, улыбнитесь друг другу, посмотрите в глаза своему соседу по кругу, поделитесь теплом своего сердца. Жизнь продолжается и продолжается наш урок).
Выводы. Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики.
5. Закрепление: Тест.
1. Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачёвым:
а) ускорение социально-экономического развития;
б) переход к регулируемому рынку;
в) переход к свободной рыночной экономике;
2. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала:
а) расширение самостоятельности предприятий;
б) внедрение хозрасчёта и самофинансирования;
в) постепенное возрождение частного сектора;
г) отказ от монополии внешней торговли.
3. Когда была разработана программа «500 дней»?
а) 1988 г.;
б) 1989 г.;
в) 1990 г.;
4. Авторами программы 500дней» были:
а) М.С. Горбачёв;
б) С.С. Шаталин;
в) Е.Т. Гайдар;
г) Г.А. Явлинский;
5. Главными причинами неудач экономических реформ в годы перестройки были:
а) тактические просчёты;
б) предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера;
в) реформы носили половинчатый характер
г) все варианты ответов.
6. Выбрать позитивные и негативные черты экономической реформы:
- демонополизация экономики,
- отсутствие продуманной концепции, разгосударствление экономики,
- развитие малых предприятий,
- противоречивость,
- развитие предпринимательства,
- многообразие форм собственности и форм хозяйствования,
- ограниченность рамками командно-административных способов хозяйствования.
Взаимопроверка. Ученики обмениваются результатами теста, и проверяют.
Ответы: 1 – а; 2 – а, б; 3 – в; 4 – б, г; 5 – г.
6. Подведение итогов, выставление оценок.
«Каковы их впечатления о результатах экономических реформ, проведённых руководством страны в период перестройки?
Домашнее задание: § прочитать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по разделу "Перестройка в СССР (1985-1991)
В ходе учебного занятия дети работают с иллюстративным (в основном фото) материалом. К концу занятия они готовы составить портрет эпохи. Урок основан на кейс-педтехнологии. Занятие проводилось в 9 кла...
Новая модель общественного развития (1985 - 1991 г.г.).
Данный материал представляет собой урок -семинар,рассчитанный на два часа. Целью урока является обобщение изученного материала по теме "Перестройка в СССР", а также формирование у обучающихся понимани...
Презентация "Внешняя политика СССР 1985-1991" - 9 класс
Презентация "Внешняя политика СССР 1985-1991" - 9 класс - история России...
"СССР в 1985-1991 гг. Перестройка"
Проверочная работа по теме «СССР в 1985-1991 гг. Перестройка»1 вариант 1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям период...
Перестройка и распад СССР 1985-1991
Презентация - пособие для изучения и повторения учебного материала по данной теме. В презентации содержатся задания для работы с иллюстративным материалом, с учебником для письменной работы в тетради ...
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах
Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах"....
Политическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Реформа политической системы
Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Политическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Реформа политической системы"....