Новая модель общественного развития (1985 - 1991 г.г.).
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Данный материал представляет собой урок -семинар,рассчитанный на два часа. Целью урока является обобщение изученного материала по теме "Перестройка в СССР", а также формирование у обучающихся понимание процессов, происходивших в СССР в 1985-1991 годах. В ходе урока раскрываются предпосылки и объективная неизбежность обновления политической сферы, замыслы и результаты политической реформы, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_perestroyka.zip | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Чернусская И.А.
г. Кемерово
Тема: Новая модель общественного развития (1985 - 1991 г.г.).
Тип урока: Урок - семинар (2 часа).
Цели урока:
- Обобщить изученный ранее материал по теме "Перестройка в СССР"; сформировать у обучающихся понимание процессов, происходивших в СССР в 1985 - 1991 г.г.
- Совершенствовать навыки работы со схемами, опорными конспектами, документами, тестами.
- Прививать чувство любви к Родине, чувство гражданской ответственности.
Задачи урока:
Раскрыть предпосылки и объективную неизбежность обновления политической сферы, замысел и результаты политической реформы, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов.
Оборудование урока:
1. Территориально - административная карта СССР.
2. Схема: "Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития".
3. Словарь.
4. Выставка книг, вышедших в свет в период перестройки: А.Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ", "Раковый корпус", А.Рыбаков "Дети Арбата" и др.
5. Документы: "Апрельский Пленум 1985 г.", "Июльский Пленум 1987 - го", материалы XIX партконференции", М.С.Горбачев "Перестройка: новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира".
6. Тесты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
Учитель обращает внимание обучающихся на словарь, висящий на доске, и предлагает вспомнить значение слов, необходимых для обсуждения темы урока. Обращает внимание на орфографию слов:
Инфляция - падение покупательной способности денег, их обесценивание, связанное с избытком денежной массы и недостатком товаров.
Коррупция - использование должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.
Ортодокс - наиболее последовательный приверженец какого - либо учения.
Приватизация - разгосударствление собственности, передача ее в разных формах в руки частных лиц.
Далее учитель объясняет учащимся задачи семинара. Останавливает внимание на том, что освещать этот этап в истории нашей страны намного сложнее, чем предыдущие, т.к. пока недоступны источники, позволяющие вскрыть подоплеку событий, истинные мотивы решений, принимаемые государственными деятелями. К тому же многие из них продолжают в наши дни свою карьеру, воздействуют на общественное мнение, предлагая собственную версию того, что произошло в годы перестройки. Поэтому неизбежен субъективизм в оценке исторических явлений. Но все же мы попытаемся осмыслить основные процессы, происходившие в годы перестройки и попытаемся понять как всего за шесть лет разрушилась такая мощная держава как СССР, казавшаяся неприступной крепостью, как произошел переход от одной общественно - экономической формации к другой (от социализма к капитализму). Для этого мы обратим внимание на схему:
«Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития (1985 – 1991)».
Цели
Совершенствование социализма, очищение его
от сталинизма и возврат к ленинским истокам
Осуществление
Ускорение социально- Реформа политической Обострение межнациональ-
экономического развития. Системы КПСС. ных противоречий. Подго-
Политика введения товка нового Союзного
хозрасчета предприятий. договора.
Августовские события 1991 года.
Итоги.
Начало перехода к рыночной Ликвидация тоталитарной Распад СССР и об-
экономике. системы и монополии разование СНГ.
КПСС на власть
III. К доске выходит ученик, который объясняет цели, пути осуществления и итоги перестройки. Затем три ученика составляют на доске схемы " Варианты перехода к рыночной экономике", "Перестроечное ускорение", "Попытки экономических реформ в 1987м- 1988 г.г." Пока они готовятся, класс отвечает на известные заранее вопросы:
1. Предпосылки перестройки. Различные точки зрения на этот вопрос.
- Объективная необходимость, обусловленная кризисными явлениями во всех сферах общества (М.С.Горбачев и его сторонники).
- Заговор мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала «великой державы» (Противники М.С.Горбачева).
2. Каковы причины кризиса в экономической сфере?
-господство командно - административной системы привело к отрицанию основ рыночного хозяйства: отсутствие частной собственности, конкуренции и реальных экономических стимулов к труду у населения.
3. Доказать, что в социальной и духовной сферах также проявились кризисные явления.
- в социальной сфере – уравнительность; привилегии номенклатуры; остаточный принцип выделения средств на социальные нужды; рост негативных явлений (пьянство, наркотики, коррупция).
- в духовной - подавление инакомыслия; утрата нравственных ориентиров в обществе; иждивенчество; атеизм.
Учитель предлагает сделать вывод:
- К середине 80-х годов СССР находился в кризисе, который проявился во всех сферах общества.
IV. Учитель обращает внимание учащихся на то, что целью перестройки было совершенствование социализма, а не переход к капитализму. Предлагает рассмотреть экономическое развитие в 1985 - 1991 годах, используя «схему А».
Схема А
Перестроечное ускорение.
Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС
Курс на ускорение социально-
экономического развития страны
Научно-техническое Достижение Совершенство- Активизация дея-
обновление произ- мирового уровня вание эконо- тельности поли-
водства производитель- мических от- тических и общест-
ности ношений венных институтов
Акцент на → ускорение научно – технического прогресса
Основные капиталовложения в отечественное машиностроение
В 1985 году Горбачев намеревался провести реформы и вывести СССР из кризиса. Но четкого плана действия у него не было. Поэтому к работе были привлечены экономисты Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян и другие. Еще в 1983 году была начата разработка программы «ускорения». На ее основе проводились первые экономические преобразования.
Уже в апреле 1985 года Горбачев предложил стране новую политику реформ, получившую затем название «перестройка».
С апреля 1985 года по декабрь 1987 года главной была идея «ускорения» развития экономики, с января 1988 года по апрель 1989 года – идея перестройки управленческого аппарата и перехода к «социалистическому рынку» и с мая 1989 года по декабрь 1991 года – идея изменения всей советской системы. В целом можно сказать, что перестройка – это попытка части правящей верхушки реформировать советскую систему, соединив «социализм и демократию».
Учитель задает учащимся вопросы:
1. Какие периоды социально - экономического развития в это время можно выделить?
- перестроечное ускорение - 1985 - конец 1987 г.
- попытки экономических реформ - 1988 - 1989 г.г.
- варианты перехода к рынку - весна 1989 – декабрь 1991 г.
2. Начинается разбор "схем Б и В", представленных учащимися. Дополнения?
Учитель объясняет, что с апреля 1985 г. по июнь 1987 г. власти пытались проводить реформы, опираясь на представления о высоких возможностях советской системы, сознательную активность трудящихся. Горбачев надеялся за счет "скрытых резервов" в короткий срок переломить наметившееся падение темпов экономического роста.
Предполагалось за 15 лет удвоить уровень экономического развития страны. Одновременно решили основные средства направить на техническое перевооружение и обновление действующих предприятий, а строительство новых сократить. Особые надежды возлагались на целевые программы научно - технического прогресса, связанные с вычислительной техникой, робототехникой, генной инженерией. Был намечен ряд мер по изменению методов управления народным хозяйством. Началась реорганизация центральных экономических органов.
Схема Б
Попытки экономических реформ в период перестройки (1987 – 1988 г.г).
Июнь 1987 г. Утверждены основные направления
Пленум ЦК КПСС перестройки управления экономикой
Предоставление самостоятельности Закон о государственном предприятии
предприятиям и перевод их на (объединении) 1987 г.
хозрасчет.
Сокращение плановых показателей.
Начало развития сферы частной Законы:
инициативы «Об индивидуальной трудовой деятель-
ности» (1988 г.)
«О кооперации» (1988 г.)
Создание кооперативов
Враждебность и недоверие
общественного мнения
НО → ситуация в народном хозяйстве продол-
жала ухудшаться
Схема В
На подступах к рыночной экономике
Варианты перехода к рыночной экономике
Правительственная программа Программа «500 дней»
Н.И.Рыжкова и Л.И.Абалкина. С.С.Шаталина и Г.А.Явлин-
Поэтапное введение рыночных ского.
механизмов, рассчитанное на Быстрый переход в течение 1,5 лет.
6 лет.
Обсуждение в Верховном Совете СССР осенью 1990 г.
Ни один из вариантов не получил поддержку, и М.С.Горбачеву
поручают синтезировать обе программы.
Основные направления по стабилизации народного
хозяйства и переходу к рыночной экономике.
Декларация о намерениях, а не программа Отказ союзных республик при-
перехода к рыночной экономике. нимать ее к исполнению.
Учитель продолжает, что в 1987 году темпы роста экономики после некоторого увеличения в 1985 - 1986 г.г. стали снижаться. Затем начался спад производства, что явилось началом экономического кризиса. Неудачи политики "ускорения" заставили руководство искать другие пути продвижения вперед. Выход увидели в проведении комплексной экономической реформы, и прежде всего в движении в сторону рыночной экономики. Летом 1987 года правительство Рыжкова представило план реформ, разработанных с учетом опыта экономических реформ 1965 г. и времен нэпа. Это была программа осторожных рыночных преобразований, перехода к "социалистическому рынку". Попытка ее реализации составила содержание второго этапа экономической реформы Горбачева.
В июне 1987 года был принят закон о государственном предприятии, который расширял права предприятий. Но эта реформа привела к дальнейшему ухудшению положения.
В 1986 - 1987 г.г. были приняты первые решения о развитии индивидуальной трудовой деятельности и кооперации. Было провозглашено равноправие частного, кооперативного и государственного секторов экономики. Но деятельность первых частных кооперативных предприятий иногда с самого начала носила противозаконный характер, так как руководители очень часто устанавливали связи с преступным миром. В результате провозглашенные цели экономических реформ не были реализованы. Падение производства продолжалось. Чтобы поддержать уровень жизни населения правительство решило прибегнуть к внешним займам, в результате чего внешний долг СССР быстро рос.
Так как идеи "рыночного социализма" не сработали, появились новые программы выхода из кризиса. Были разработаны и представлены десять крупных программ дальнейших реформ. Официальная правительственная программа отрицала как быстрое вхождение в рынок через ликвидацию контроля над ценами на товары (либерализацию цен) и приватизацию, так и возврат к прежней системе.
Одновременно группой экономистов под руководством С.Шаталина и Г.Явлинского был разработан другой вариант реформ, получивший название "500 дней", которая предполагала быстрый и решительный "переход к рынку", передачу в частные руки предприятий торговли и промышленности. Но многие вопросы были в этой программе разработаны поверхностно. И потому как большая часть партийно - хозяйственного руководства отрицательно оценила программу Шаталина, Горбачев избрал программу реформ, совмещавшую положения официальной программы и программы "500 дней".
V. Учитель предлагает перейти к обсуждению вопроса о реформе политической системы. Учащиеся работают со "схемой Г", представленной на доске.
Схема Г.
Реформа политической системы СССР в период перестройки.
Январский пленум ЦК КПСС XIX Всесоюзная конференция КПСС
(1987 г.) (28 июня – 1 июля 1988 г.)
Гласность и демократия Импульс для реформ в политической
Сфере.
Основные направления:
- Внедрение радикальной демократизации процесса выборов в представительные органы власти.
- Установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране – Съезда народных депутатов Верховного Совета ССС, избираемого из депутатов Съезда.
- Прямое представительство общественных организаций в высших органах власти. Из 2250 депутатов Съезда 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций.
- Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент, занимающийся законодательством.
- Создание нового органа правового контроля – Комитета Конституционного надзора.
- Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6 статьи Конституции, закрепляющей руководящую роль партии в обществе.
- Начало становления многопартийной системы.
- Учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 года на эту должность М.С.Горбачева.
- Изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание кабинета министров, подчиненного президенту.
Учитель объясняет, что важную роль в определении идеологических основ реформ стал играть член Политбюро А.Н.Яковлев, который уже в 1985 году предложил М.С.Горбачеву провести серьезные изменения в политической системе. Он предлагал разделить КПСС на две конкурирующие между собой части (коммунистическую и социал-демократическую) и ввести пост избираемого президента. Этот план был Горбачевым отклонен. В 1987 г. М.С.Горбачев провозгласил политику так называемой "гласности". СМИ получили право на свободу критики. Были сняты многие цензурные запреты, стали выходить новые газеты и журналы. Были открыты архивы библиотек для ученых.
Перед учащимися ставятся вопросы:
1. Когда руководство страны решилось на реформирование политической системы СССР?
2. Основные направления политической системы?
- демократизация выборов
-превращение Верховного Совета СССР в парламент
-создание Комитета Конституционного надзора
-ликвидация 6 статьи Конституции
-начало становления многопартийной системы
-учреждение поста Президента СССР
-создание Кабинета министров и т.д.
3. Делается вывод:
- Отказ КПСС от монопольного права на власть приводит к становлению многопартийной системы и правового государства, которое предполагает четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
VI. Одному из учеников предлагается работа на компьютере и его ответы будут показаны на мониторе телевизора. Учитель предлагает записать результаты перестройки:
а) позитивные
- разрушение тоталитарной системы,
- утверждение политической свободы и свободы совести,
- создание парламента,
- начало демилитаризации страны,
- ликвидация гонки вооружений.
б) негативные
- обострение межнациональных противоречий ,
- распад СССР,
- ухудшение продовольственного обеспечения,
- ослабление власти в центре и на местах.
Пока ученик пишет, класс отвечает на ранее заданные на дом вопросы:
1. Предпосылки распада СССР.
- национальный и региональный экономический изоляционизм,
- борьба за власть между центром и регионами,
- диктат центра,
- ликвидация тоталитарной системы и монополии КПСС на власть.
2. Распад СССР.
VII. Внешнеполитическая деятельность СССР. Учащиеся изучали этот вопрос дома самостоятельно.
Учитель предлагает рассмотреть вопрос о внешней политике СССР.
1. Каковы характерные черты международных отношений периода 1985 - 1991 г.г.?
- Деидеологизация межгосударственных отношений,
- приоритет общечеловеческих ценностей, признание норм морали как критерия политики.
2. Внешняя политика СССР в 1985 - 1991 г.г.
- Новое политическое мышление приводит к улучшению отношений с Западом, отказу от вмешательства во внутренние дела братских стран (вывод войск из Афганистана в феврале 1989 года, ликвидация СЭВ и ОВД, объединение Германии 1989-1990 г.г. и т.д.),
- подписание советско - американских договоров (о ликвидации ракет средней дальности1987 г., договор об обычных ВС в Европе 1990 г.). Т.о., ликвидирована гонка вооружений.
Подводится итог работы на семинаре. Выставляются оценки учащимся. Тем, кто не принимал участие в обсуждении, предлагаются тесты по основным вопросам. После их проверки, им также выставляются оценки.
Тест 1.
Указать причины перехода КПСС и Советского правительства к политике перестройки:
а) экономические
б) политические
в) социальные
г) внешнеполитические
Ответы:
1. Коррупция в высших эшелонах власти.
2. Снижение жизненного уровня населения.
3. Ослабление международного престижа СССР.
4. Падение темпов роста промышленного производства.
5. Складывание двойной идеологии и морали.
6. Отставание в НТП от развитых стран.
7. Падение производительности труда.
8. Неэффективность советской административной системы.
9. Дефицит продовольственных и промышленных товаров.
10. Инакомыслие в обществе.
11. Неэффективность директивного планирования.
12. Сокращение капиталовложений в производство.
13. Усиление диссидентского движения и идейного противоборства.
14. Большой удельный вес военных затрат.
15. Усиление и углубление межнациональных конфликтов.
16. Централизация в распределении ресурсов, финансов, решении всех административно - хозяйственных вопросов.
Тест 2.
Соотнесите даты и события:
а) апрель 1985 г. 1) авария на Чернобыльской АЭС;
б) октябрь 1993 г. 2) референдум о сохранении СССР;
в) май – июнь 1989 г. 3) переход к политике перестройки;
г)март 1991 г. 4) Первый съезд народных депутатов СССР;
д) апрель 1986 г. 5) политический кризис, противостояние исполни-
тельной и законодательной властей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.
Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...
"ПЕРЕСТРОЙКА" - хронология событий в период 1985 - 1991 гг.
Основные события в период "Перестройки" Горбачёва - основная помощь учителю для 9 и 11 кл....
Кризис советского федерализма в 1985 - 1991 гг.
Исследовательская работа по теме "Кризис советского федерализма в1985 - 1991гг"....
"Казахстан в период перестройки (1985-1991 гг.)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТАМ "История КАЗАХСТАНА" И "ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ"...
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах
Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах"....
Политическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Реформа политической системы
Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Политическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Реформа политической системы"....
Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг"
Данная тема позволяет раскрыть причины, содержание и результаты реформ в экономике СССР с 1985 года....