Новая модель общественного развития (1985 - 1991 г.г.).
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Данный материал представляет собой урок -семинар,рассчитанный на два часа. Целью урока является обобщение изученного материала по теме "Перестройка в СССР", а также формирование у обучающихся понимание процессов, происходивших в СССР в 1985-1991 годах. В ходе урока раскрываются предпосылки и объективная неизбежность обновления  политической сферы, замыслы и результаты политической реформы, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_perestroyka.zip25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Чернусская И.А.

г. Кемерово

Тема:  Новая модель общественного развития (1985 - 1991 г.г.).

Тип урока: Урок - семинар (2 часа).

Цели урока:

-  Обобщить изученный ранее материал по теме "Перестройка в СССР"; сформировать у обучающихся понимание процессов, происходивших в СССР в 1985 - 1991 г.г.

-  Совершенствовать навыки работы со схемами, опорными конспектами, документами, тестами.

- Прививать чувство любви к Родине, чувство гражданской ответственности.

Задачи урока:

   Раскрыть предпосылки и объективную неизбежность обновления политической сферы, замысел и результаты политической реформы, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов.

Оборудование урока:

1. Территориально - административная карта СССР.

2. Схема: "Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития".

3. Словарь.

4. Выставка книг, вышедших в свет в период перестройки: А.Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ", "Раковый корпус", А.Рыбаков "Дети Арбата" и др.

5. Документы: "Апрельский Пленум 1985 г.", "Июльский Пленум 1987 - го", материалы XIX партконференции", М.С.Горбачев "Перестройка: новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира".

6. Тесты.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

   Учитель обращает внимание обучающихся на словарь, висящий на доске, и предлагает вспомнить значение слов, необходимых для обсуждения темы урока. Обращает внимание на орфографию слов:

Инфляция - падение покупательной способности денег, их обесценивание, связанное с избытком денежной массы и недостатком товаров.

Коррупция - использование должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.

Ортодокс - наиболее последовательный приверженец какого - либо учения.

Приватизация - разгосударствление собственности, передача ее в разных формах в руки частных лиц.

   Далее учитель объясняет учащимся задачи семинара. Останавливает внимание на том, что освещать этот этап в истории нашей страны намного сложнее, чем предыдущие, т.к. пока недоступны источники, позволяющие вскрыть подоплеку событий, истинные мотивы решений, принимаемые государственными деятелями. К тому же многие из них продолжают в наши дни свою карьеру, воздействуют на общественное мнение, предлагая собственную версию того, что произошло в годы перестройки. Поэтому неизбежен субъективизм в оценке исторических явлений. Но все же мы попытаемся осмыслить основные процессы, происходившие  в годы перестройки и попытаемся понять как всего за шесть лет разрушилась такая мощная держава как СССР, казавшаяся неприступной крепостью, как произошел переход от одной общественно - экономической формации к другой (от социализма к капитализму). Для этого мы обратим внимание на схему:

«Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития (1985 – 1991)».

                                       

Цели

 Совершенствование социализма, очищение его

от сталинизма и возврат к ленинским истокам

Осуществление

Ускорение социально-                Реформа политической      Обострение межнациональ-

экономического развития.            Системы КПСС.              ных противоречий. Подго-

Политика введения                                                   товка нового Союзного

хозрасчета предприятий.                                             договора.

                                  Августовские события 1991 года.

                                              Итоги.

Начало перехода к рыночной        Ликвидация тоталитарной       Распад СССР и об-

экономике.                            системы и монополии             разование СНГ.

                                        КПСС на власть

III.   К доске выходит ученик, который объясняет цели, пути осуществления и итоги перестройки. Затем три  ученика составляют на доске схемы " Варианты перехода к рыночной экономике", "Перестроечное ускорение", "Попытки экономических реформ в 1987м- 1988 г.г."  Пока они готовятся, класс отвечает на известные заранее вопросы:

1. Предпосылки перестройки. Различные точки зрения на этот вопрос.

- Объективная необходимость, обусловленная кризисными явлениями во всех сферах общества (М.С.Горбачев и его сторонники).

- Заговор мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала «великой державы» (Противники М.С.Горбачева).

2. Каковы причины кризиса в экономической сфере?

-господство командно - административной системы привело к отрицанию основ рыночного хозяйства: отсутствие частной собственности, конкуренции и реальных экономических стимулов к труду у населения.

3. Доказать, что в социальной и духовной сферах также проявились кризисные явления.  

- в социальной сфере – уравнительность; привилегии номенклатуры; остаточный принцип выделения средств на социальные нужды; рост негативных явлений (пьянство, наркотики, коррупция).

 - в духовной -   подавление инакомыслия; утрата нравственных ориентиров в обществе; иждивенчество; атеизм.

   Учитель предлагает сделать вывод:

- К середине 80-х годов СССР находился в кризисе, который проявился во всех сферах общества.

IV. Учитель обращает  внимание учащихся на то, что целью перестройки было совершенствование социализма, а не переход к капитализму. Предлагает рассмотреть экономическое развитие в 1985 - 1991 годах, используя «схему А».

   

Схема А

Перестроечное ускорение.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС

Курс на ускорение социально-

экономического развития страны

Научно-техническое      Достижение             Совершенство-      Активизация дея-

обновление произ-        мирового уровня        вание эконо-         тельности поли-

водства                    производитель-         мических от-         тических и общест-

                            ности                    ношений             венных институтов

Акцент на   →           ускорение научно – технического прогресса

Основные капиталовложения в отечественное машиностроение

   В 1985 году Горбачев намеревался провести реформы и вывести СССР из кризиса. Но четкого плана действия у него не было. Поэтому к работе были привлечены экономисты Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян и другие. Еще в 1983 году была начата разработка программы «ускорения». На ее основе проводились первые экономические преобразования.

   Уже в апреле 1985 года Горбачев предложил стране новую политику реформ, получившую затем название «перестройка».

   С апреля 1985 года по декабрь 1987 года главной была идея «ускорения» развития экономики, с января 1988 года по апрель 1989 года – идея перестройки управленческого аппарата и перехода к «социалистическому рынку» и с мая 1989 года по декабрь 1991 года – идея изменения всей советской системы. В целом можно сказать, что перестройка – это попытка части правящей верхушки реформировать советскую систему, соединив «социализм и демократию».

   Учитель задает учащимся вопросы:

1. Какие периоды социально - экономического развития в это время можно выделить?

- перестроечное ускорение -  1985 - конец 1987 г.

- попытки экономических реформ - 1988 - 1989 г.г.

- варианты перехода к рынку - весна 1989 – декабрь 1991 г.

2. Начинается разбор "схем Б и В", представленных учащимися.  Дополнения?

 

     Учитель объясняет, что с апреля 1985 г. по июнь 1987 г. власти пытались проводить реформы, опираясь на представления о высоких возможностях советской системы, сознательную активность трудящихся. Горбачев надеялся за счет "скрытых резервов" в короткий срок переломить наметившееся падение темпов экономического роста.

   Предполагалось за 15 лет удвоить уровень экономического развития страны. Одновременно решили основные средства направить на техническое перевооружение и обновление действующих предприятий, а строительство новых сократить. Особые надежды возлагались на целевые программы научно - технического прогресса, связанные с вычислительной техникой, робототехникой, генной инженерией. Был намечен ряд мер по изменению методов управления народным хозяйством. Началась реорганизация центральных экономических органов.

Схема Б

Попытки экономических реформ в период перестройки (1987 – 1988 г.г).

Июнь 1987 г.                                          Утверждены основные направления

Пленум ЦК КПСС                                    перестройки управления экономикой

Предоставление самостоятельности                  Закон о государственном предприятии

предприятиям и перевод их на                        (объединении) 1987 г.

хозрасчет.

Сокращение плановых показателей.

Начало развития сферы частной                       Законы:

инициативы                                            «Об индивидуальной трудовой деятель-

                              ности» (1988 г.)

                                                 «О кооперации» (1988 г.)

 Создание кооперативов

 Враждебность и недоверие

 общественного мнения                  

                                       НО → ситуация в народном хозяйстве продол-

                                                жала ухудшаться

Схема В

На подступах к рыночной экономике

Варианты перехода к рыночной экономике

Правительственная программа                              Программа «500 дней»

Н.И.Рыжкова и Л.И.Абалкина.                              С.С.Шаталина и Г.А.Явлин-

Поэтапное введение рыночных                             ского.

механизмов, рассчитанное на                               Быстрый переход в течение 1,5 лет.

6 лет.

Обсуждение в Верховном Совете СССР осенью 1990 г.

Ни один из вариантов не получил поддержку, и М.С.Горбачеву

поручают синтезировать обе программы.

                     Основные направления по стабилизации народного

хозяйства и переходу к рыночной экономике.

Декларация о намерениях, а не программа              Отказ союзных республик при-

перехода к рыночной экономике.                              нимать ее к исполнению.

   Учитель продолжает, что в 1987 году темпы роста экономики после некоторого увеличения в 1985 - 1986 г.г. стали снижаться. Затем начался спад производства, что явилось началом экономического кризиса. Неудачи политики "ускорения" заставили руководство искать другие пути продвижения вперед. Выход увидели в проведении комплексной экономической реформы, и прежде всего в движении в сторону рыночной экономики. Летом 1987 года правительство Рыжкова представило план реформ, разработанных с учетом опыта экономических реформ 1965 г. и времен нэпа. Это была программа осторожных рыночных преобразований, перехода к "социалистическому рынку". Попытка ее реализации составила содержание второго этапа экономической реформы Горбачева.

     В июне 1987 года был принят закон о государственном предприятии, который расширял права предприятий. Но эта реформа привела к дальнейшему ухудшению положения.

     В 1986 - 1987 г.г. были приняты первые решения о развитии индивидуальной трудовой деятельности и кооперации. Было провозглашено равноправие частного, кооперативного и государственного секторов экономики. Но деятельность первых частных кооперативных предприятий иногда с самого начала носила противозаконный характер, так как руководители очень часто устанавливали связи с преступным миром. В результате провозглашенные цели экономических реформ не были реализованы. Падение производства продолжалось. Чтобы поддержать уровень жизни населения правительство решило прибегнуть к внешним займам, в результате чего внешний долг СССР быстро рос.

     Так как идеи "рыночного социализма" не сработали, появились новые программы выхода из кризиса. Были разработаны и представлены десять крупных программ дальнейших реформ. Официальная правительственная программа отрицала как быстрое вхождение в рынок через ликвидацию контроля над ценами на товары (либерализацию цен) и приватизацию, так и возврат к прежней системе.

    Одновременно группой экономистов под руководством С.Шаталина и Г.Явлинского был разработан другой вариант реформ, получивший название "500 дней", которая предполагала быстрый и решительный "переход к рынку", передачу в частные руки предприятий торговли и промышленности. Но многие вопросы были в этой программе разработаны поверхностно. И потому как большая часть партийно - хозяйственного руководства отрицательно оценила программу Шаталина, Горбачев избрал программу реформ, совмещавшую положения официальной программы и программы "500 дней".

V. Учитель предлагает перейти к обсуждению вопроса о реформе политической системы. Учащиеся работают со "схемой Г", представленной на доске.

Схема Г.

Реформа политической системы СССР в период перестройки.

Январский пленум ЦК КПСС                        XIX Всесоюзная конференция КПСС

(1987 г.)                                                 (28 июня – 1 июля 1988 г.)

Гласность и демократия                           Импульс для реформ в политической

                                                     Сфере.

Основные направления:

  1. Внедрение радикальной демократизации процесса выборов в представительные органы власти.
  2. Установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране – Съезда народных депутатов Верховного Совета ССС, избираемого из депутатов Съезда.
  3. Прямое представительство общественных организаций в высших органах власти. Из 2250 депутатов Съезда 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций.
  4. Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент, занимающийся законодательством.
  5. Создание нового органа правового контроля – Комитета Конституционного надзора.
  6. Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6 статьи Конституции, закрепляющей руководящую роль партии в обществе.
  7. Начало становления многопартийной системы.
  8. Учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 года на эту должность М.С.Горбачева.
  9. Изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание кабинета министров, подчиненного президенту.

    Учитель объясняет, что важную роль в определении идеологических основ реформ стал играть член Политбюро А.Н.Яковлев, который уже в 1985 году предложил М.С.Горбачеву провести серьезные изменения в политической системе. Он предлагал  разделить КПСС на две конкурирующие между собой части (коммунистическую и социал-демократическую) и ввести пост избираемого президента. Этот план был Горбачевым отклонен. В 1987 г. М.С.Горбачев провозгласил политику так называемой "гласности". СМИ получили право на свободу критики. Были сняты многие цензурные запреты, стали выходить новые газеты и журналы. Были открыты архивы библиотек для ученых.  

    Перед  учащимися ставятся вопросы:

1. Когда руководство страны решилось на реформирование политической системы СССР?

2. Основные направления политической системы?

- демократизация выборов

-превращение Верховного Совета СССР в парламент

-создание Комитета Конституционного надзора

-ликвидация 6 статьи Конституции

-начало становления многопартийной системы

-учреждение поста Президента СССР

-создание Кабинета министров и т.д.

3. Делается вывод:

- Отказ КПСС от монопольного права на власть приводит к становлению многопартийной системы и правового государства, которое предполагает четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

VI.  Одному из учеников предлагается  работа на компьютере и его ответы будут показаны на мониторе телевизора. Учитель предлагает записать результаты перестройки:

а) позитивные

- разрушение тоталитарной системы,

- утверждение политической свободы и свободы совести,

- создание парламента,

- начало демилитаризации страны,

- ликвидация гонки вооружений.

б) негативные

- обострение межнациональных противоречий ,

- распад СССР,

- ухудшение продовольственного обеспечения,

- ослабление власти в центре и на местах.

 

     

   Пока ученик пишет, класс отвечает на ранее  заданные на дом вопросы:

1. Предпосылки распада СССР.

- национальный и региональный экономический изоляционизм,

- борьба за власть между центром и регионами,

- диктат центра,

- ликвидация тоталитарной системы и монополии КПСС на власть.

2. Распад СССР.

VII.  Внешнеполитическая деятельность СССР. Учащиеся изучали этот вопрос дома самостоятельно.                                                    

    Учитель предлагает рассмотреть вопрос о внешней политике СССР.

1. Каковы характерные черты международных отношений периода 1985 - 1991 г.г.?

- Деидеологизация межгосударственных отношений,

- приоритет общечеловеческих ценностей, признание норм морали как критерия политики.

2. Внешняя политика СССР в 1985 - 1991 г.г.

- Новое политическое мышление приводит к улучшению отношений с Западом, отказу от вмешательства во внутренние дела братских стран (вывод войск из Афганистана в феврале 1989 года, ликвидация СЭВ и ОВД, объединение Германии 1989-1990 г.г. и т.д.),

- подписание советско - американских договоров (о ликвидации ракет средней дальности1987 г., договор об обычных ВС в Европе 1990 г.). Т.о., ликвидирована гонка вооружений.

     

   Подводится итог работы на семинаре. Выставляются оценки учащимся. Тем, кто не принимал участие в обсуждении, предлагаются тесты по основным вопросам. После их проверки, им также выставляются оценки.

Тест 1.

   Указать причины перехода КПСС и Советского правительства к политике перестройки:

а) экономические

б) политические

в) социальные

г) внешнеполитические

Ответы:

1. Коррупция в высших эшелонах власти.

2. Снижение жизненного уровня населения.

3. Ослабление международного престижа СССР.

4. Падение темпов роста промышленного производства.

5. Складывание двойной идеологии и морали.

6. Отставание в НТП от развитых стран.

7. Падение производительности труда.

8. Неэффективность советской административной системы.

9. Дефицит продовольственных и промышленных товаров.

10. Инакомыслие в обществе.

11. Неэффективность директивного планирования.

12. Сокращение капиталовложений в производство.

13. Усиление диссидентского движения и идейного противоборства.

14. Большой удельный вес военных затрат.

15. Усиление и углубление межнациональных конфликтов.

16. Централизация в распределении ресурсов, финансов, решении всех административно - хозяйственных вопросов.

Тест 2.

Соотнесите даты и события:

а) апрель 1985 г.              1) авария на Чернобыльской АЭС;

б) октябрь 1993 г.             2) референдум о сохранении СССР;

в) май – июнь 1989 г.         3) переход к политике перестройки;

г)март 1991 г.                 4) Первый съезд народных депутатов СССР;

д) апрель 1986 г.              5) политический кризис, противостояние исполни-

                                  тельной и законодательной властей.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.

Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...

"ПЕРЕСТРОЙКА" - хронология событий в период 1985 - 1991 гг.

Основные события в период "Перестройки" Горбачёва - основная помощь учителю для 9 и 11 кл....

Кризис советского федерализма в 1985 - 1991 гг.

Исследовательская работа по теме "Кризис советского федерализма в1985 - 1991гг"....

"Казахстан в период перестройки (1985-1991 гг.)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТАМ "История КАЗАХСТАНА" И "ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ"...

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах

Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах"....

Политическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Реформа политической системы

Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Политическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Реформа политической системы"....

Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг"

Данная тема позволяет раскрыть причины, содержание и результаты реформ в экономике СССР с 1985 года....