"СССР в 1985-1991 гг. Перестройка"
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Морозюк Анна Николаевна

 

Проверочная работа по теме «СССР в 1985-1991 гг. Перестройка»

1 вариант

 

 

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям периода перестройки. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.

 

1) Альтернативные выборы

2) гласность

3) раскулачивание

4) Съезд народных депутатов

5) индивидуальная трудовая деятельность

    1. совнархозы

 

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Курс на _______________ был провозглашен М. С. Горбачёвым в самом начале периода перестройки. Этот курс должен был осуществляться за счёт интенсификации труда, активного внедрения достижений научно-технического прогресса в производство.

 

3. Какие три из названных мер были осуществлены в ходе перестройки? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

 

1) созыв Съезда народных депутатов

2) введение госприёмки

3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами

4) либерализация цен

5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

    1. ликвидация КГБ

 

4. Какие из перечисленных положений характеризуют внешнюю политику и внешнеполитическое положение СССР в конце 1980-х гг.? Выберите три ответа и впишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) участие советских специалистов во Вьетнамской войне

2) улучшение отношений с западными странами

3) укрепление единства социалистического лагеря во главе с СССР

4) наращивание гонки вооружений

5) улучшение отношений с Китаем

    1. проведение политики «нового политического мышления»

 

5. Прочтите отрывок из выступления руководителя страны и укажите фамилию автора.

 

«...В современной обстановке должны быть осмыслены и приведены в соответствие с радикальной экономической реформой права союзных республик. Видимо, целесообразно, чтобы, выполнив обязательства перед союзным фондом, они могли наращивать производство для собственных нужд за счет умелого, инициативного хозяйствования. Это тоже отвечало бы требованиям социальной справедливости в развитии национальных отношений, стимулировало наше общее движение вперед. В последние годы в процессе демократизации и гласности высвечиваются и такие проблемы, существование которых не всегда достаточно учитывалось, - например, вопросы, связанные с языком, культурой, литературой и искусством, историческими памятниками, охраной природы.

Развитие нашего многонационального государства, естественно, сопровождается ростом национального самосознания. Явление это позитивное, но, поскольку возникающим в связи с ним новым потребностям не всегда уделялось должное внимание, некоторые вопросы начали осложняться, приобретать в ряде случаев националистическую окраску.»

 

6. Прочтите отрывок из заявления политического деятеля.

 

«Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота. Центральный Комитет не сумел занять решительную позицию осуждения и противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности. Среди заговорщиков оказались члены партийного руководства, ряд партийных комитетов и средств массовой информации поддержал действия государственных преступников. Это поставило коммунистов в ложное положение.

Многие члены партии отказались сотрудничать с заговорщиками, осудили переворот и включились в борьбу против него. Никто не имеет морального права огульно обвинять всех коммунистов, и я как Президент считаю себя обязанным защитить их как граждан от необоснованных обвинений.

В этой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное, но честное решение о самороспуске. Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций определят они сами.

Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Автор заявления занимал одновременно с постом Генерального секретаря важный государственный пост.

2) Одним из тех, кого автор заявления называет заговорщиками, был Г. И. Янаев.

3) Заговорщики, о которых идёт речь в данном отрывке, были в сговоре с Президентом РФ.

4) Автор заявляет, что все члены партии поддержали заговорщиков.

5) Заявление сделано в 1993 г.

    1. В течение того же года, когда было сделано данное заявление, деятельность названной в отрывке партии была прекращена на территории России.

 

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы А,Б,В. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису...

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

 

А) На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?
 

Б) Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.

 

В) Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.

 

  1. После прихода к власти в 1985 г. М.С. Горбачёва в международной сфере СССР начал проводить политику «нового политического мышления». Западные страны с восторгом приняли изменение внешнеполитического курса советской страной, а в 1990 г. М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Однако сейчас многие специалисты оценивают внешнеполитическую деятельность М.С. Горбачёва критически. Дайте не менее трёх объяснений такой оценки.

 

  1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Действия ГКЧП были направлены на защиту интересов советских людей, населения СССР».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

 

 

 

 

 

Проверочная работа по теме «СССР в 1985-1991 гг. Перестройка»

2 вариант

 

 

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, относящимся к периоду 1985—1991 гг.

 

1) многопартийность

2) бюджетный дефицит

3) вертикаль власти

4) монетизация льгот

5) референдум

6) ускорение социально-экономического развития

 

2. Напишите пропущенное слово.

 

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное руководителями РСФСР, Белоруссии и Украины в декабре 1991 г., ознаменовавшее прекращение существования СССР, по месту подписания получило название «________________соглашение».

 

3.Какие из перечисленных положений характеризуют политическую ситуацию конца 1980-х гг.? Выберите три ответа и впишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) проведение альтернативных выборов

2) рост национальных конфликтов на территории СССР

3) усиление роли партии в управлении государством

4) политика гласности

5) сокращение полномочий союзных республик

6) проведение кампании по борьбе с космополитизмом

 

 

4. Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) выпуск приватизационных чеков

2) развитие индивидуальной трудовой деятельности

3) начало забастовочного движения в стране

4) снижение цен на потребительские товары

    1. острый дефицит товаров

    2. либерализация цен

 

  1. Прочитайте отрывок из работы современного политика и укажите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь:

 

«... Подобно многим гражданам СССР, первое время после назначения ___________ на высший государственный пост СССР я относился к нему с восхищением. Появление сравнительно молодого, энергичного человека на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, который до него занимали немощные старики, задыхавшиеся при прочтении длинных докладов, не могло не вызывать надежд и симпатий к ___________. Он говорил о создании новой федерации, о демократизации всей нашей жизни. Поэтому впечатления от его выступлений не портило ни его южнорусское произношение, ни то, что подобно другим советским правителям, он не мог, к примеру, произнести слово «Азербайджан», а говорил «Азебаржан». Но это было лишь первое впечатление. Через несколько месяцев я стал относиться к ________ более критически».

 

6. Прочтите отрывок из доклада руководителя коммунистической партии СССР.

 

«Товарищи!

На нас, членов Центрального Комитета, XXVII съездом партии возложена величайшая ответственность- обеспечить проведение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. Политбюро именно так понимает ситуацию и роль Центрального Комитета на нынешнем этапе жизни советского общества.

Исходя из этого, на обсуждение Пленума вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для успешной реализации политической стратегии, разработанной апрельским Пленумом ЦК и XXVII съездом КПСС, — вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Мы должны рассмотреть его в широком социально-политическом плане, учитывая уроки прошлого, характер переживаемого момента и задачи на будущее».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

 

1) Руководитель партии, выступивший с данным докладом, — М. С. Горбачёв.

2) На съезде, о котором идёт речь, руководитель партии выступил с докладом о культе личности И.В. Сталина.

3) Доклад относится к периоду «оттепели».

4) Выступление относится к 1980-м гг.

5) Результатом работы съезда стало принятие Программы построения коммунизма за 20 лет.

    1. Перед съездом и в ходе съезда в партии была осуществлена «кадровая революция» — свои посты покинули многие прежние руководители

 

 

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы А,Б,В. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Прочтите отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС.

 

«XXVII съезд КПСС собрался на крутом переломе в жизни страны, современного мира в целом. Мы начинаем работу с чувством глубокого понимания своей ответственности перед партией и советским народом... По достоинству оценивая достигнутое, руководство КПСС считает своим долгом честно и прямо сказать партии и народу о наших упущениях в политической и практической деятельности, неблагоприятных тенденциях в экономике и социально-духовной сфере, о причинах таких явлении. В течение ряда лет, и не только в силу объективных факторов, но и причин, прежде всего, субъективного порядка, практические действия партийных и государственных органов отставали от требований времени, самой жизни. Проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались. Инертность, застыл ость форм и методов управления, нарастание бюрократизма - всё это наносило немалый ущерб делу. В жизни общества начали проступать застойные явления.

Ситуация требовала перемен, но в центральных органах, да и на местах стала брать верх своеобразная психология: как бы улучшить дела, ничего не меняя. Но так не бывает, товарищи. Как говорят, остановишься на миг — отстанешь на версту. Нельзя уклоняться от решения назревших проблем. Подобная позиция слишком дорого обходится стране, государству, партии. И давайте скажем об этом в полный голос!..

Переломная ситуация сложилась не только во внутренних делах. Она характерна и для внешних. Изменения в современном мировом развитии настолько глубоки и значительны, что они требуют переосмысления, комплексного анализа всех его факторов. Обстановка ядерного противостояния обязывает к новым подходам, способам и формам взаимоотношений между различными социальными системами, государствами и регионами...

Выражением глубокого осознания партией принципиально новой ситуации внутри страны и на мировой арене, своей ответственности за судьбы Родины, проявлением её воли и решимости осуществить назревшие преобразования стала выдвинутая апрельским Пленумом установка на ускорение социально-экономического развития нашего общества».

 

А) Укажите время (с точностью до десятилетия), когда прозвучал данный доклад. Назовите фамилию Генерального секретаря ЦК КПСС, сделавшего данный доклад. Укажите название политики преобразований в СССР, проведение которой обосновывается в данном докладе.

 

Б) Назовите три недостатка системы управления в СССР, которые отмечает автор.

 

В) Используя знания по истории, укажите не менее трёх изменений в политической системе СССР в тот период истории страны, когда был сделан данный доклад.

 

  1. После прихода к власти в 1985 г. М.С. Горбачёва в международной сфере СССР начал проводить политику «нового политического мышления». Западные страны с восторгом приняли изменение внешнеполитического курса советской страной, а в 1990 г. М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Однако сейчас многие специалисты оценивают внешнеполитическую деятельность М.С. Горбачёва критически. Дайте не менее трёх объяснений такой оценки.

 

9. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Действия ГКЧП были направлены на защиту интересов советских людей, населения СССР».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

    1. ...

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

1 вариант

2 вариант

1. 36

2. Ускорение

3. 125

4. 256

5. Горбачев

6. 126

1. 34

2. Беловежское

3. 124

4. 235

5. Горбачев

6. 146

7.

А) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проблема экономического и социально-политического кризиса в стране;

2) вторая половина 1980-х гг.;

М. С.Горбачёв

 

Б) Могут быть указаны следующие направления:

1) введение эффективных методов хозяйствования;

2) повышение реальных доходов трудящихся;

3) увеличение производства потребительских товаров;

4) расширение жилищного строительства;

реформы образования и здравоохранения.

 

В) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) итоги, например:

- неудача в преодолении кризиса;

- распад СССР;

2) причины, например:

- ограниченность возможностей реформирования командной модели экономики;

- отсутствие общественного согласия;

- сепаратизм союзных республик.

7.

А) В ответе должны быть указаны:

- десятилетие -1980 гг;

- Генеральный Секретарь ЦК КПСС - Горбачев;

- Название политики: "перестройка"

 

Б) В ответе должны быть указаны следующие недостатки управления:

- практические действия партийных и государственных органов отставали от требований времени, самой жизни.

- Проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались.

- Инертность, застылость форм и методов управления, нарастание бюрократизма - всё это наносило немалый ущерб делу.

 

В) В ответе могут быть указаны следующие изменения:

-Частичная свобода слова, гласность, отмена цензуры, ликвидация спецхранов.

-Плюрализм мнений.

  • Введение плюрализма власти и отмена однопартийной системы.

  • Альтернативные выборы

 

 

8. Могут быть приведены следующие объяснения:

результатом политики Горбачёва стало крушение социалистической системы (что не входило в цели «политики нового мышления»);

политика Горбачёва (в том числе и в международной сфере) привела к распаду СССР;

в результате политики уступок, проводимой Горбачёвым, биполярный мир сменился однополярным, утвердилось мировое господство США;

многие договорённости того времени оказались вскоре нарушены западными странами (например, обязательство не расширять НАТО на Восток)

9. Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

ГКЧП заявлял о стремлении сохранить СССР, что соответствовало результатам недавно проведённого референдума, на котором большинство населения высказалось за сохранение СССР;

обещание ГКЧП установить твёрдый порядок в стране соответствовало чаяниям населения, страдавшего от последствий национальных конфликтов и разгула преступности;

члены ГКЧП обещали усилить государственный контроль за экономикой, что рождало надежду у части населения, страдавшей от последствий экономического кризиса периода перестройки;

ГКЧП отстранило от власти М.С. Горбачёва, уже крайне непопулярного среди населения, разочарованного результатами перестройки;

2) в опровержение, например:

ГКЧП угрожал демократическим завоеваниям периода перестройки: свободе слова, печати, собраний, альтернативным выборам, позволявшим населению участвовать в управлении страной;

действия ГКЧП представлялись угрозой для развития в стране рыночных отношений, на которые возлагала тогда надежды большая часть населения

действия ГКЧП были направлены против руководства ряда союзных республик (в т.ч. России), пришедших к власти через всенародные выборы, получившие поддержку народа;

в действиях ГКЧП наблюдалось корыстное стремление сохранить свою личную власть в условиях угрозы реализации ново-огарёвских соглашений, практически низводящих к нулю власть союзного центра, в глазах народа члены ГКЧП были не защитниками его интересов, а представителями старой номенклатуры, боявшейся потерять своё влияние

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа по теме «СССР в 1985-1991 гг. Перестройка»

3 вариант (дополнительный)

 

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду перестройки в СССР (1985–1991 гг.).

 

1) народный депутат

2) гласность

3) федеральный округ

4) кооперация

5) национальные приоритетные проекты

6) «новое политическое мышление»

 

2. Напишите пропущенное слово.

 

Единственный всесоюзный _______ за всю историю существования СССР был проведён по вопросу о сохранении СССР 17 марта 1991 г.

 

3. Что из перечисленного относится к периоду перестройки в СССР? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) расширение самостоятельности союзных республик

2) введение альтернативных выборов

3) ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов

4) усиление роли КГБ в управлении страной

5) перевод государственных предприятий на хозрасчёт и самофинансирование

6) проведение ваучерной приватизации

 

4. Какие три предложения по реформированию экономики СССР из перечисленных ниже содержались в программе «500 дней»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 

1) усиление и развитие планирования экономических показателей

2) проведение «политики ускорения»

3) приватизация государственной собственности

4) децентрализация управления экономикой

5) полный отказ от внешних заимствований, опора на собственные силы

  1. создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства

 

5. Какие из перечисленных положений характеризуют внешнюю политику и внешнеполитическое положение СССР в конце 1980-х гг.? Выберите три ответа и впишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) участие советских специалистов во Вьетнамской войне

2) улучшение отношений с западными странами

3) укрепление единства социалистического лагеря во главе с СССР

4) наращивание гонки вооружений

5) улучшение отношений с Китаем

6) проведение политики «нового политического мышления»

 

6. Прочтите отрывок из заявления и укажите фамилию его автора.

 

«В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР Принимаю это решение по принципиальным соображениям.

Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства целостности страны.

События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться».

 

7. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы А,Б,В. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

 

А) Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.

 

Б) Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

 

В) Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.

 

  1. После прихода к власти в 1985 г. М.С. Горбачёва в международной сфере СССР начал проводить политику «нового политического мышления». Западные страны с восторгом приняли изменение внешнеполитического курса советской страной, а в 1990 г. М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Однако сейчас многие специалисты оценивают внешнеполитическую деятельность М.С. Горбачёва критически. Дайте не менее трёх объяснений такой оценки.

 

  1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло возможности для сохранения СССР».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

  1. Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

  1. Аргументы в опровержение:

1)....

2)...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

3 вариант

1. 35

2. Референдум

3. 125

4. 346

5. 256

6. Горбачев

7.

А) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) период— перестройка;

2) фамилия Генерального секретаря— М. С. Горбачёв.

 

Б) Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»:

отсутствие частной собственности на средства производства;

плановый характер хозяйства;

командные (бюрократические) методы руководства экономикой;

отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;

бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов;

государственный контроль за ценообразованием;

- государственная монополия на внешнюю торговлю.

 

В) Могут быть названы следующие экономические реформы периода перестройки:

введение системы госприёмки;

расширение самостоятельности предприятий, внедрение хозрасчёта;

развитие кооперативного движения;

разрешение индивидуального предпринимательства;

создание фермерских хозяйств (признание пяти основных форм хозяйствования на селе);

- создание коммерческих банков.

 

8. Могут быть приведены следующие объяснения:

результатом политики Горбачёва стало крушение социалистической системы (что не входило в цели «политики нового мышления»);

политика Горбачёва (в том числе и в международной сфере) привела к распаду СССР;

в результате политики уступок, проводимой Горбачёвым, биполярный мир сменился однополярным, утвердилось мировое господство США;

многие договорённости того времени оказались вскоре нарушены западными странами (например, обязательство не расширять НАТО на Восток)

 

9. Аргументы в подтверждение:

1) в марте 1991г на референдуме о сохранении СССР 77% участников проголосовали "ЗА";

2) единство экономических связей между республиками давало возможности для сохранения СССР;

    1. общая 70-летняя история также сплачивала большинство народов СССР между собой.

 

Возможные аргументы в опровержение:

1) националистические устремления в ряде республик Прибалтики и Закавказья делали невозможным сохранение СССР ( события в Вильнюсе. Киргизии, Азербайджане, Нагорном Карабахе. Грузии);

2) сепаратистские устремления политической элиты в республиках тоже содействовали распаду СССР;

3) глубокий экономический кризис также подводил Союз к распаду.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.

Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...

"ПЕРЕСТРОЙКА" - хронология событий в период 1985 - 1991 гг.

Основные события в период "Перестройки" Горбачёва - основная помощь учителю для 9 и 11 кл....

Итоговый урок по разделу "Перестройка в СССР (1985-1991)

В ходе учебного занятия дети работают с иллюстративным (в основном фото) материалом. К концу занятия они готовы составить портрет эпохи. Урок основан на кейс-педтехнологии. Занятие проводилось в 9 кла...

Перестройка и распад СССР 1985-1991

Презентация - пособие для изучения и повторения учебного материала по данной теме. В презентации содержатся задания для работы с иллюстративным материалом, с учебником для письменной работы в тетради ...

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах

Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах"....

Политическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Реформа политической системы

Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Политическое развитие СССР в 1985–1991 гг. Реформа политической системы"....

Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг"

Данная тема позволяет раскрыть причины, содержание и результаты реформ в экономике СССР с 1985 года....