Классный час "Холокост - память поколений"
классный час (10 класс)

Фахрутдинова Елена Валериевна

Сценарий классного часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час:  «Холокост – память поколений»

Цели:    

  • формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;  ознакомление с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”;
  • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;  обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;
  • формирование патриотизма, гражданственности.

Ход:

Звучит песня “Бухенвальдский набат” 1-ый куплет (на сцену выходят выступающие)

Ведущий 1. 

 1 сентября 1939 года началась 2 Мировая война. Это была самая ужасная война в истории, и ужасна она не только большими потерями на фронтах, но и огромным количеством жертв среди мирного населения. К этому привела политика нацистов, которые исходили из расовой теории. Целью этой политики было освобождение Европы от "низших" рас путем их уничтожения. Частью этой политики был Холокост.

Ведущий 2. Что такое Холокост?

Видеоролик (« Холокост- это клей для обоев»)

Холокост (от древнегреч. "holokaustos" - всесожжение; уничтожение огнем; жертвоприношение)

Холокост – это  гибель значительной части еврейского населения Европы (около 6 млн.) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях на протяжении 12 лет гитлеровской диктатуры. В еврейской литературе это слово обозначается библейским понятием Шоа (катастрофа, великая беда).

Ведущий 3. 

Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.

Ведущий 4.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Ведущий 1. 

В ночь с  9 на 10 ноября 1938 г. в Германии произошло событие, вошедшее в историю под названием «Хрустальной ночи» (Ночь разбитых витрин). Эта была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории  «Третьего рейха». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

Ведущий 3. 

Земное зло ушло в небытиё.
Но памяти осколки ранят душу.
Остался жив! И клятвы не нарушу.
«Ночь хрусталя» – нам не забыть её.

Хрустит стекло, разбитое, в ночи.
Нет, не стекло, – душа хрустит.
Нет, не забыт, никто здесь не забыт.
И Ты не позабудь! Не промолчи!

Ведущий 1. 

Мы обращаемся к урокам истории, из которых ясно видно, к каким катастрофическим последствиям привело попустительство шовинизму и ксенофобии, разобщенность мирового сообщества и национальный эгоизм. И спустя семь десятилетий продолжаем воспринимать трагедию еврейского народа и как глобальную катастрофу, и как горькое предостережение нынешним поколениям. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству.

Ведущий 3. (читает отрывок стихотворения), звучит еврейская музыка - Nigun_e_bloch:

Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды
Давида, горькие слёзы еврейской обиды.

Ведущий 2.

Нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.

 Ведущий 1.

С началом войны, нацисты захватили регионы с компактным еврейским населением — Польша, Прибалтика, Украина, Белоруссия. В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.  Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.  Особой гордостью обитателей Вильнюсского гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И отнюдь не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось…  Где эти ученики? Где их учителя? Они ушли в лагеря смерти или были уничтожены во время одной из многочисленных акций.

Ведущий 2.

 Нацисты до нитки грабили и тех, кого депортировали в концентрационные лагеря. Все личные вещи — одежда, обувь, очки, кольца, детские коляски — конфисковывались немедленно по прибытии. Многое из награбленного, отправляли в Германию для раздачи немецкому населению.

Ведущий 1.

Они грабили даже трупы своих жертв. Женские волосы, срезанные до или после газовых камер, шли на изготовление теплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Вырванные золотые зубы переплавляли. Золу от сожженных тел применяли в качестве сельскохозяйственного удобрения.

Ведущий 2.

 В 1941-1942 гг. в Польше были созданы 6 лагерей смерти для уничтожения евреев - Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Майданек, Освенцим. Только в Освенциме (Аушвице) было убито более 1 миллиона евреев. Он был впервые опробован на советских военнопленных. Врачи Освенцима проводили селекцию и опыты над обреченными. Узников уничтожали вплоть до середины января 1945г.

Ведущий 4. Звучит еврейская музыка – Doyna (ученик читает стихотворение Э.Межелайтиса “Пепел”).

Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –
Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.

Ведущий 1.

В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок.

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 — были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу. Затем расстрелы продолжались.

Ведущий 3.

Засыпал снег сегодня Бабий Яр

Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают, молча к миру,
чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!


Там, где фашисты сваливали в ад
убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
погибших не вернут уже назад.

Но слёзы скорби нашей не напрасны
Они, как мудрость, над душою властны:
они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
как будет страшен войн грядущих Молох,
что  в гневе уничтожит людской род.

Ведущий 1.

Для Таганрога холокост начался 26 октября 1941г., через 9 дней после оккупации города. Было замучено и уничтожено более 6,5 тысяч евреев. Самое страшное, что в этой «Балке смерти» были уничтожены дети. Более 1500 малолетних жителей Таганрога и беженцев убиты немецко-фашистскими оккупантами .

    Оккупировав Таганрог, фашисты и их пособники установили в городе жестокий оккупационный режим. Малейшие нарушения его карались быстро и жестоко. Уже в первые дни оккупации были казнены несколько человек публично на базаре, в городском парке, в Карантинной роще и других местах. А 6 октября 1941г. в Петрушиной балке были убиты более 1800 евреев. Расстрелы в Балке на Петрушиной косе проводились регулярно на протяжении двух лет. Всего в Балке смерти за два года оккупации погибли, по разным данным, от 10000 до 12000 человек. Имена многих казненных так и не восстановлены. Известно, что большая часть расстрелянных – это жители Таганрога, в основном, еврейской и цыганской национальностей, но также здесь были убиты военнопленные, заложники, коммунисты и комсомольцы, больные и инвалиды. Расстрелы в “Балке смерти“ проводились три раза в неделю. В «Балке смерти» были казнены члены таганрогской антифашистской подпольной организации.

Ведущий 2

В 2005 году на 60-том заседании Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о том, что 27 января станет Международным днем памяти жертв Холокоста.

Презентация «Холокост – память поколений»

Ведущий1

Надо помнить, что Холокост, как и другой геноцид – дело рук человеческих, что его можно было предупредить, и возможно газовых камер и печей крематория не знала бы история. История повторяется теми, кто ее забывает и не учится на ошибках прошлых поколений.

Ведущий 2

Учитывая события сегодняшних дней и массовые проявления антисемитизма и национализма, никто не знает, кто станет следующим «евреем». Это должно стать предостережением для следующих поколений!!   Чтобы сделать в жизни верный выбор, мы должны понимать, во что обойдется ошибка.

Ведущий 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Ведущий 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Ведущий 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Ведущий 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Видеоролик о концлагерях

 Минута молчания.

“Бухенвальдский набат” (3-й куплет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Живая память поколений».

Цели и задачи классного часа :1)способствовать формулированию патриотических чувств у учащихся на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну ,родной край;2)воспитание уважения к близ...

Классный час "Холокост - память поколений"

Классный час "Холокост - память поколений" в 7 классе....

Классный час "Неугасима память поколений..."

ЦЕЛИ:Мотивация студентов к изучению истории родной страны.Сохранение и развитие лучших традиций патриотического воспитания молодёжи.Воспитание чувства гордости за свою страну, малую родину, семью и от...

Классный час на тему: "Холокост - память поколений"

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». И.Бауэр, исследователь Холокоста.Цели:...

Классный час на тему "Холокост - память поколений"

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.План подготовки  юбилея Победы внес...

Классный час "Память поколений"

Классный час "Память поколений"...