Тест по теме "Монгольское нашествие. Русь и Литва"
тест по истории (11 класс)

Павлова Анастасия Анатольевна

Тест в форме ЕГЭ по теме "Монгольское нашествие. Русь и Литва", 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mongoly_10.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ. ОТПОР ШВЕДСКИМ И НЕМЕЦКИМ ЗАХВАТЧИКАМ.

РУСЬ И ЛИТВА

1. В чём была причина победы монгольского войска в битве на Калке?

1) в несогласованности действий русских князей                              

2) в наличии у монголов огнестрельного оружия

3) в численном превосходстве монгольского войска            

 4) в отказе русских князей прийти на помощь половцам

2. Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, о котором идёт речь. «В 1242 году пришёл великий князь... в Новгород и тотчас пошёл с новгородцами, ладожанами, с корелою и с ижерянами на город Копорье, и разрушили крепость до основания, а самих немцев перебили, а иных с собою привели в Новгород, а остальных помиловал и отпустил, потому что был чрезвычайно милостив, а изменников вожан и чудцев повесил и пошёл в Переяславль. Немцы же собрались с другой стороны и пришли на Псков и победили псковские полки и наместников своих посадили в Пскове».

3. Запишите термин, о котором идёт речь. Ханская грамота, дававшая русским князьям право на княжение.

4. Кто был основателем государства Золотая Орда?

1) Тимур 2) Батый 3) Чингисхан 3) Тохтамыш

5. Прочитайте текст и напишите год, когда произошли описанные в нём события. «Пришёл Батый к Киеву с большой силой, со многим множеством воинов. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рёва множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами».

6. Что было одним из последствий установления на Руси ордынского владычества?

1) активное проникновение ислама на русские земли 2) участие русских дружин в походах ордынцев в Западную Европу 3) сохранение раздробленности русских земель 4) установление тесных торговых связей с Ближним Востоком и Средиземноморьем

7. Запишите термин, о котором идёт речь. Дань, собираемая на Руси для хана Золотой Орды.

8. Какой город не был разорён монголо-татарами во время нашествия на Русь?

 1) Козельск          2) Новгород Великий           3) Рязань                    4) Владимир

9. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют зависимость Руси от Золотой Орды.

1) число; 2) ярлык; 3) баскаки; 4) пожилое; 5) выход; 6) полюдье.

10. Как называлась самая крупная тактическая единица монгольского войска?

1) тумен 2) ярлык 3) орда 4) баскак

11. Какому ордену принадлежали немецкие рыцари, с которыми в 1242 г. пришлось воевать князю Александру Невскому?

1) Тевтонскому 2) Меченосцев 3) Ливонскому 4) Тамплиеров

12. Где произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?

1) на реке Калке    2) на реке Волге    3) на реке Сити      4) на берегу озера Ильмень

13. Какие из перечисленных черт характеризовали зависимость русских земель от Орды?

1) перепись населения 2) создание Земских соборов 3) система баскачества 4) система местничества  5) получение ярлыка на великое княжение 6) отмена кормлений

14. Какой русский город Батый назвал «злым»?

1) Козельск          2) Новгород Великий           3) Рязань                    4) Владимир

15. В каком году произошла битва на реке Калке?

1) в 1220 г.         2) в 1221 г. 3) в 1222 г. 4) в 1223 г.

16. Что у монголов называлось курултаем?

1) территориальная единица Монголии        2) национальный праздник 3) съезд монгольских князей           4) тактическое соединение монгольского войска

17. Запишите термин, о котором идёт речь. Представитель ханской власти и сборщик дани на завоёванных русских землях.

18. Что из представленного списка НЕ относится к последствиям монгольского нашествия?

1) гибель значительной части населения страны 2) замедление темпов развития ремесла и торговли 3) ослабление позиций Русской православной церкви 4) упадок культуры

19. Прочитайте текст и напишите название сражения, о котором повествует летописец. «И пошёл “князь Александр” с братом своим Андреем и с новгородцами, и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря “унизим словенский язык”. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов от мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью… И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху… били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна…».

20. Какие из перечисленных причин способствовали быстрому завоеванию русских земель монголо-татарами.

1) жёсткая военная дисциплина монголо-татар 2) высокий уровень культурного развития монголов 3) раздробленность русских земель 4) чёткая организация монгольского войска 5) согласованность монголов с действиями немецких и шведских рыцарей 6) использование монголами огнестрельного оружия

21. Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи? «Пришёл на Русскую землю безбожный царь Батый с множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутёвых на Рязань к великому князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всём: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошёл».

1) в 1223 г.                     2) в 1237 г.                 3) в 1240 г.                4) в 1242 г.

22. Кто был основателем Монгольского государства?

1) Тимур 2) Батый 3) Чингисхан 4) Тохтамыш

23. Установите соответствие между процессами и терминами, к ним относящимися: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ТЕРМИНЫ А) улус Б) выход В) темник Г) баскак Д) курултай

ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) золотоордынский чиновник, сборщик дани с русских княжеств 2) административная единица Монгольской империи 3) монгольский князь 4) монгольский военачальник 5) дань, выплачиваемая Русью Золотой Орде 6) съезд монгольских князей Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

24. Кто из перечисленных пар исторических деятелей были современниками?

1) Александр Невский и Чингисхан 2) Юрий Долгорукий и Даниил Галицкий 3) Ярослав Мудрый и Андрей Боголюбский 4) Всеволод Большое Гнездо и Владимир Креститель

25. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Вассальная зависимость Руси от Золотой Орды представляла собой военно-политический союз, весьма выгодный для русских земель». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение: 1) … 2) …  

Аргументы в опровержение: 1) … 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по истории. Тема: Русь в 9 - 12 вв.

Тест по истории. Тема: Русь в 9 - 12 вв.Цель: проверить знания учащихся, связанные с изучением деятельности первых русских князей....

Русь и Литва

Русь и Литва презент ация по истории 6 класс...

Монголо-татарское нашествие, Русь под властью Золотой Орды, военно-политическая деятельность Александра Невского

Открытыйурок о переломном моменте русской истории середины XIII века, в 10-м классе дается не столько фактический материал, сколько представлены основные концепции и подходы к этому моменту, актуальны...

Русь и Литва

Цели урока:  Дать представление о литовско-русском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью. Продолжить изучение истории борьбы русского народа и других ...

Технологическая карта урока Русь и Литва

Цель - сформировать представление об отношениях Руси и Литвы, об основных этапах создания Литовского государства....

Русь и Литва

Презентация помогает изучить тему "Русь и Литва", иллюстрирует изменения границ Литовского княжества, помогает осознать связи между Древнелитовским государством и славянами. Создана в поддержку изучен...

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ   И   ЛИТВА...