Русь и Литва
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему
Цели урока: Дать представление о литовско-русском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью. Продолжить изучение истории борьбы русского народа и других народов нашей страны с внешними врагами в XIII- XIV вв. Воспитание патриотизма, толерантности
Учащиеся должны знать:
· Формирование литовско-Русского государства
· Характер Литовско-русского государства
· Роль Гедимина, Миндовга в истории Литвы
· Значение присоединения русских земель к Литве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_i_litva.docx | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: Дать представление о литовско-русском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью. Продолжить изучение истории борьбы русского народа и других народов нашей страны с внешними врагами в XIII- XIV вв. Воспитание патриотизма, толерантности
Учащиеся должны знать:
- Формирование литовско-Русского государства
- Характер Литовско-русского государства
- Роль Гедимина, Миндовга в истории Литвы
- Значение присоединения русских земель к Литве
Учащиеся должны понимать, что такое:
- Религия
- Язычество
- Государство
- Феодализм
- Личность
Учащиеся должны уметь:
- Работать самостоятельно
- Обобщать, анализировать, делать выводы
- Работать по карте
- Высказывать свою точку зрения
- Аргументировать свой ответ
Тип урока: комбинированный, проблемный
Оборудование: учебник, карта, м/м, энциклопедия
Ход урока
- Организационный момент
- Опрос домашнего задания
- Вступительное слово учителя: - На прошлом уроке мы изучили тему Русь и Орда
- Фронтальный опрос: - Ребята, сейчас повторим понятия к $ 14
- Баскак – представитель ордынского хана на Руси
- Владычество – господство, верховная власть, обладание
- Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой орды
- Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица
- Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах
- Работа по вопросам: - Ответьте на вопросы
А) каково влияние монголо-татар на Русь (Русь стала отставать от западных стран в экономическом развитии; русские князья по примеру золотоордынских князей старались усилить свою власть; налаживание культурных связей, взаимообогащение народов Руси и Орды)
Б) Какие события произошли в :
1242 г?
1243 г.?
1246 г.?
1257-1259 гг.?
1262 г.?
Вывод: Итак, ребята, северо-восточные земли Руси попали в вассальную зависимость от Золотой Орды на 240 лет. Но западные земли Руси избежали нашествия Батыя, но и над этими землями нависла угроза разорения.
Сегодня, на уроке мы продолжаем изучение темы взаимоотношений Руси уже с западными соседями. Ребята, я перечислю несколько слов, означающих имена, фамилии, название реки, города, а вы попытайтесь угадать о каком государстве идет речь: - Таранда, Гедимин, Неман, Сабонис, Ингеборга Дапкунайте, Вильнюс
- Изучение новой темы
План
- Формирование литовско-Русского государства
- Гедимин
- Характер Литовско-Русского государства
- Значение присоединения русских земель к Литве
- Проблемный вопрос
Задание: В чем состоит историческое значение присоединения русских земель к Литве?
- в ходе урока вам встретятся незнакомые термины, определения даны в рабочем листе
2. Вводная беседа к пар.16
А) какие враги угрожали русским и прибалтийским землям в XIII в.
Б) какие планы вынашивали?
- обращение язычников и православных в католиков
- захват новых территорий
Направление агрессии Новгород
Псков
В) какие битвы связаны с борьбой русского и прибалт. Народов
1240 г. 1242 г.(над немецкими рыцарями)
(победа над шведскими рыцарями)
Г) каковы итоги битв?
* предотвращены попытки навязывания Руси католичества
* Тевтонский и ливонские ордена отказались от агрессивных замыслов по отношению к русским землям
Д) Какие новые государства образовались на территории Прибалтики? (Тевтонский и Ливонский орден )
Е) Кто из народов Прибалтики сохранили независимость? (литовцы живущие по р.Неман и его притокам, о которых мы сегодня будем говорить)
3. Заслушиваем сообщения о природе, населении Литвы
Площадь – 65 тыс. кв.км,4400 озер, 722 реки, главная река Неман, 31% - составляют леса. Население – 4 млн. человек: из них – 81% литовцы, 9% русские. 80% - католики. Столица – Вильнюс.
4. Формирование Литовско – Русского государства
Самостоятельная работа/ пар.15,п.1
- В чем своеобразие Литовского княжества?
- Отвечало ли оно задачам стоявшим перед народами Прибалтики, русским, украинским, белорусским народами
- В каком положении находились русский, украинский, белорусский народы, занимавшие большую территорию Литовского княжества?
5. Генеалогическое древо : Ягайло Витовт
Ольгерд Кейстут
Гедимин
Витянис
Миндаугас(Миндовг)
6.Сообщения учащихся: Миндовг, Гедимин, Ольгерд
7. Работа по таблице: «Русские земли в составе Литовско – Русского государства»
№ | Литовский князь | Русские земли, вошедшие в состав его державы |
1 | Миндовг (1230-1264) | Гродно, Пинск, Берестье |
2 | Гедимин (1315- 1341) | Полоцк, Витебск, Туров, Брестское княжество, Минское княжество, Киевское княжество |
3 | Ольгерд (1345-1377) | Брянская, Северская, Черниговская, Подольская русские земли |
8. Характер Литовско-Русского государства
Рассказ учителя
Гедимин посадил на престол в крупнейших центрах своих сыновей – гедиминовичей, а местное население платило дань, которая была много меньшей, нежели ордынцам. Кроме того Гедимин не разорял земли, благодаря чему, край экономически развивался. Столицей нового государства стало Вильно. Вместе с тем из Зап.Европы приходило много католиков, представители орденов. Сам Гедимин был язычником, но хранил мирные отношения и с местными православными, и с католиками. После смерти Гедимина Ольгерд получил в правление восточную часть государства – русские земли, число которых он увеличил. Ольгерд помогал тверскому князю в его борьбе с Москвой за власть во Владимиро-суздальском княжестве, укреплял одновременно влияние в Новгороде, а в 1368 и 1370 гг. он возглавил походы на Москву, окончившиеся неудачей. После смерти Ольгерда к власти пришли его сын Ягайло и племянник Витовт.
9. Разбор проблемного вопроса: - В чем состоит значение присоединения русских земель к Литве?
1. Положительное. Оно спасло русские земли от тяжелого монгольского ига
2. Более высокая культура русских земель оказывала положительное влияние на литовскую культуру и государственность
3. Жители государства были как язычниками так и православными
4. Русский язык был государственным языком Великого княжества Литовского
5. Главная особенность литовско-русского государства – это был по сути своеобразный союз литовских и русских земель, основанный на взаимном уважении и терпимости.
Таким образом, в XIII-XIV вв. сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское
- Кроссворд (с.138.,пособие)
- Домашнее задание пар.15
Тема урока: Русь и Литва
- Понятия:
Баскак
Владычество
Выход
Резиденция
Ярлык
- События:
1242г. –
1243 г. –
1246 г.-
1257-1259 гг. –
1262 г. –
- Понятия :
- Религия – вера в существование сверхъестественных сил богов или Бога, обожествление сил природы
- Язычество – религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов
- Государство – политическая организация общества с единой системой управления людьми, территорией, едиными законами, обладающая суверенитетом
- Феодализм – это строй, основанный на частной собственности, где преобладает натуральное хозяйство, существует две основные социальные группы (феодалы и крестьяне)
- Личность – любое человеческое существо, способное воспринимать окружающий мир
- Генеалогическое древо: Ягайло Витовт
(1345-1377) Ольгерд Кейстут (1345-1382)
Гедимин
Витянис(1293-1316)
Миндаугас(Миндовг)
- Таблица: «Русские земли в составе Литовско – Русского государства»
№ | Литовский князь | Русские земли, вошедшие в состав его державы |
1 | Миндовг (1230-1264) | |
2 | Гедимин (1315- 1341) | |
3 | Ольгерд (1345-1377) |
- Кроссворд
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
По горизонтали: 2.Союз Литвы и Польши.3. Сын Гедимина, литовский господарь, присоединивший к своему княжеству брянскую, Северскую, Черниговскую русские земли. 4. Племянник Ольгерда, Господарь Литвы, присоединивший к своему государству Смоленск.
По вертикали: 1. Литовский князь, передавший русские земли в управление своему сыну. 3. И Тевтонский и Ливонский…
МБОУ «Ики-Бурульская средняя общеобразовательная школа им.А.Пюрбеева»
в 6 «А» КЛАССЕ
НА ТЕМУ:
п.Ики-Бурул
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Литва"
В презентации дана краткая характеристика государства....
Вспомогательная презентация для уроков географии по странам Балтии (Эстони, Латвия, Литва)
Презентация содержит наглядный материал для изучения стран Балтии на уроках географии в коррекционной школе, а также мини-тест для закрепления полученных знаний в конце. Файл презента...
Русь и Литва
Русь и Литва презент ация по истории 6 класс...
Технологическая карта урока Русь и Литва
Цель - сформировать представление об отношениях Руси и Литвы, об основных этапах создания Литовского государства....
Русь и Литва
Презентация помогает изучить тему "Русь и Литва", иллюстрирует изменения границ Литовского княжества, помогает осознать связи между Древнелитовским государством и славянами. Создана в поддержку изучен...
Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА
Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА...
Тест по теме "Монгольское нашествие. Русь и Литва"
Тест в форме ЕГЭ по теме "Монгольское нашествие. Русь и Литва", 11 класс...