Конспект урока: Международные отношения в XVI-XVIII вв.
план-конспект занятия по истории (8 класс)
Тема урока: Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о причинах территориальных изменений XVI - середины XVII веков и их значении.
Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что Вестфальский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распаду Священной Римской империи германской нации, к усилению политической власти германских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблением Габсбургов.
Основные понятия: Коалиция, батальон
Тип урока: Комбинированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdunarodnye_otnosheniya_xvi-xviii_vv.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о причинах территориальных изменений XVI - середины XVII веков и их значении.
Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что Вестфальский мир заложил основы новых отношений между государствами Европы, привел к распаду Священной Римской империи германской нации, к усилению политической власти германских князей и затормозил процесс национального объединения Германии; что ситуация в Европе определялась усилением Франции и ослаблением Габсбургов.
Основные понятия: Коалиция, батальон
Тип урока: Комбинированный
Структура урока:
- Организационный момент (7 мин)
- Повторение ранее пройденного материала и домашнего задания (24 мин)
- Переход к изучению нового материала (3 мин)
- Изучение нового материала (30 мин)
- Закрепление (5 мин)
- Домашнее задание (3 мин)
Ход урока:
Организационный момент (2 мин)
Повторение ранее пройденного материала и домашнего задания (10 мин)
На доске: план урока:
1. Начало Тридцатилетней войны.
2. Война периода Валленштейна.
3. Вступление Швеции в войну.
4. Вестфальский мир. Европа в 18 веке.
Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку и запись в журнал отсутствующих .
Проверка д.з.: в конце урока сдают тетради на проверку (часть учащихся)
Фронтальный опрос класса:
1.Почему Англию назвали «владычицей морей»?
Господство на морях перешло к Англии, после победы в 1588 г. над Испанской «Непобедимой армады». После чего Англия превратилась в сильную морскую державу, «владычицу морей». (При Елизавете I)
- Третья ветвь христианства распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.
Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных.
- На какие уступки борцам Реформации за церковь вынужден был пойти император Карл V?
В 1555 г. заключил Аугсбургский мир. Католичество и протестантство равноправными. Признание легитимности лютеранства, амнистия для всех тех кто был осужден за вероисповедание.
Все то, что вы сейчас ответили, это относится к одной из причин международных конфликтов, но сегодня мы так же рассмотрим и остальные не маловажные проблемы и причины, которые вызывали противоречия между европейскими государствами, помимо всего прочего рассмотрим, ход Тридцатилетней войны, ее причины, участников, какие методы были использованы в ведение войны, а также итоги Вестфальского мира.
Во первых, в Европе продолжалась эпоха религиозной нетерпимости и вражды. Борьба между католиками и протестантами достигла колоссальных масштабов. С другой стороны, происходил натиск такого противника как турки и османы, которые в середине XVI века уничтожили Византию (восточную Римскую империю). Турки планировали подчинить себе всю Европу и зеленое знамя Ислама донести до отдаленных областей этого континента.
Во вторых, на карте Европы появляются новые сильные государства, которые претендуют на то, чтобы главенствовать или господствовать (осуществлять гегемонию), в тех областях Европы где они располагаются, а в некоторых случаях когда речь идет об Испании и Франции (франко испанское соперничество), претендуют практически на континентальное господство.
В результате чего, в XVII в. возникает множество взаимосвязанных конфликтов, войн и.т.д.
К этому времени Англия господствует на морях, но не претендовала на господство на континенте или на то, чтобы отбирать у Испании какие-то её владения.
Голландия в XVII в переживает мощный расцвет, это самый крупный торговый флот. Колоссальная морская торговля, создание больших торговых экспедиций которые действуют также в России. Рост городов, расцвет ремесла, науки и искусства.
Также в это время расцветает Шведское королевство, на тот момент сильнейшее государство северной Европы – протестантское королевство. Швеция претендует на господство в Скандинавии и кругом от Балтийского моря. Шведы хотят взять под контроль все устья рек, все точки побережья важного стратегического торгового отношения.
В международной жизни Европы в 16-18 вв. существует 2 точки зрения, на то как должно быть устроено политическое устройство.
Империя Габсбургов Карла V и Филиппа II это XVI в. была наиболее сильной в это время и претендовала на господство в Западной Европе. Правители Священной Римской империи - Габсбурги, считали, что должна существовать лишь одна единая империя, которая бы объединяла европейские страны, в главе, которой бы стоял - католический император, поддерживаемый Папой Римским, а все остальные должны являться ее вассалами.
Вторая точка зрения, она принадлежит Англии и Франции: в Европе должны существовать самостоятельные национальные абсолютистские государства.
- Как вы думаете, все-таки как же были устроены европейские государства? Правильно, потому, что большинство стран стремилось к абсолютизму.
- А теперь давайте откроем ваши тетрадки и запишем дату урока, а также тему: Международные отношения в 16-18 вв. и запишем
Причины международных конфликтов:
1. Религиозное столкновение католиков и протестантов;
2. Экономические противоречия (т.е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях)
3. Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам(1494-1559гг.)
4. Начало 30-ей войны .
Предварительно начертив ее на доске:
Объяснение и заполнение таблицы по 30-ей войне:
Причины | Религиозные противоречия между католиками и протестантами |
Состав участников | На стороне католиков и Габсбургов: Австрия, Германия и Испания Протестанты: Дания, Швеция, Франция и Россия |
Театр военный действий | Территория Германии, переходили на земли Франции, Испании, Италии, Польши, Нидерландов |
Итоги и значение | Был заключен Вестфальский мир |
В 1618- 1648г – период Тридцатилетней войны. Это первая общеевропейская война в которой участвуют две коалиции, но состав был разный кто-то выходил, кто-то присоединялся. Война была невероятно опустошительна, по некоторым сведениям население Германии уменьшилось в 2-3 раза.
Эта война началась как религиозная война, между католиками и протестантами. Но на самом деле, она была войной за господство (контроль над разными территориями «гегемонию»).
Как я уже говорила, в начале это выглядело как религиозный конфликт на территории священной Римской империи германской нации. В которое входили Германские земли, северная Италия, Богемия (Чехия).
Австрийский Габсбург повел себя антипротестански. (Этот конфликт означал уменьшение самостоятельности Чехов, контроль над ними государства)
Война делится на 4 периода:
- Чешский (1618-1625)
- Датский (1625-1629)
- Шведский (1630-1635)
- Франко-Шведский (1635-1648)
- Поводом для войны стало восстание в Праге, столице Чешского королевства, которая в то время была под властью Габсбургов. В 1617г. Чешский сейм под давлением признал королем ставленника Габсбургов Фердинанда II (1578-1637). Он был крайне непопулярной фигурой, преимущественно в протестантской Чехии, что и послужило поводом для восстания. Толпа ворвалась в Пражский град и выбросила из окна 3-х представителей Габсбургского правительства.
В XVII веке складывается два противоборствующий союза:
Евангелическая уния | Католическая лига |
Объединила протестантские земли Германии; Англия; Республика Соединенных провинций; Дания; Швеция; Франция | Объединила католические земли Германии; Испания; Польша; Португалия; Папа Римский; Австрия |
Чехи пригласили на свой престол главу евангелической унии, однако в 1620 г. Император Фердинанд II отправил против повстанцев большую армию, в 1620 г. Чешская армия была разбита, в битве у белой горы - католической лигой.
Первый период войны закончился победой Габсбургов. Это заставило антигабсборгскую коалицию сплотиться.
- В 1625 г в войну вступает Дания, у католиков не было средств для продолжения военных действий. На помощь католикам приходит Альбрехт Валленштейн (дворянин чешского происхождения, талантливый полководец). Он предлодил узаконить взимание денежных средств с населения, которое проживало на завоеванных территориях, благодаря этому он смог собрать большую армию и в 1626 г разбить Датчан.
- В 1630 г. в войну вступает Швеция, шведское войско возглавил Густав II Адольф ему удалось разбить войска католической лиги в битве при Брейтенфельде в 1631 г. и в сражении при Лютцине в 1632. Сам Густав II погиб при Лютцинском сражении. Некотрое время спустя из-за конфликта с императором был убит Альбрехт Валленштейн.
- В 1635 г заключив союз со Швецией, Франция вступила в войну (до этого поддерживающая протестантов только деньгами как и Англия). Силы Испанских Габсбургов на себя отвлекла Республика Соединенных провинций. Поэтому в 1648 г. франко- шведские войска нанесли ряд серьезных поражений войскам католической лиги и следующий уже император Фердинанд III был вынужден пойти на заключение мира.
В 1648 г. был заключен Вестфальский мир в ходе, которого:
1) Франция получила Эльзас;
2) Швеция контрибуции и господство над Балтикой, контроль р.Одер, Эльба и Везер;
3) Получила независимость Голландия от Испании;
4) Политическая раздробленность Германии;
5) Решились религиозные вопросы, которая уравняла католическую и протестанскую церковь;
6) Священная Римская империя распалась.
Согласно которому Республика Соединенных провинций и Швейцарский союз признавались суверенными государствами. Швеции была выплачена контрибуция, также она получила Западную Померанию с портом Штедтен, часть восточной Померании и право на Померанский залив с прибрежными городами. Под контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии Везер, Эльба, Одер. Франция получила Эльзас и часть Латарингии, свои владения расширили также некоторые германские княжества.
Сейчас же вы должны будете поработать по учебнику стр.165-166, также я вам сейчас раздам задания, которое Вы должны будете сделать в течение 5 мин.
Задания на листочках
Подчеркните какие нижеперечисленные факты относятся к Валленштейну:
Родился в семье чешского дворянина, герцог Мекленбургский и Померанский, был королем Богемии, являлся генералиссимусом, в 1630 г. стал императором, разгромил шведов у Лютцена, захватил Балтийское побережье, генералиссимус Балтийского и Океанского морей.
Закрепление нового материала:
1.Как были устроены международные отношения европейских государств?
2.Что было сделано шведским королем для усиления армии?
3.Каков был итог Тридцатилетней войны?
Рефлексия: что вы у знали и какой вывод к теме урока можете сделать?
Запись д.з. п.18, и сделать таблицу по пункту «Европа в 18 веке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Международные отношения во второй половине XXвека"
Развитие двухполюсной системы международных отношений...
План-конспект урока "Международные отношения в XVI-XVIII вв." по Всеобщей истории
К план-конспекту прилагается презентация Power Point....
Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке"
Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке".Цель урока - охарактеризовать и изучить систему международных отношений в Европе в XVIII в....
Международные отношения в XVI – XVIII веках.
Презентация содержит краткий конспект международных отношений в XVI – XVIII веках. Данная презентация необходима при систематизации пройденного учебного материала, так как он является доста...
Международные отношения в XVI-XVIII веке
презентация...
Разработка урока на тему: "Международные отношения в XVI – XVIII веках"
В работе представлена разработка урока для 7 класса по теме "Международные отношения в XVI – XVIII веках". Урок разработан по ФГОС. Имеет разнообразие деятельности обучающихся....
Конспект конкурсного урока Международные отношения в XVI-XVIII веках.
Конспект позволяет раскрыть суть и причины международных конфликтов рассмотреть ход Тридцатилетней войны; развивать умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в т...