Работа с текстом по формированию УУД
материал по истории (5 класс)
ПРИЁМЫ работы:
Чтение-погружение
Читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми пытаться обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи.
Принцип: «Что нам не понятно? Слово? Его значение? Написание? Построение предложения?» Из «Поучения Владимира Мономаха детям»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 16.41 КБ |
rabota_s_tekstom_po_razvitiyu_uud.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зафиксированные во ФГОС УУД предусматривают:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.
Наиболее распространенные формы работы с текстом на учебном занятии ОДНКНР.
Словарная работа.
Беседа по вопросам к тексту.
Написание рассказа с опорой на личный опыт.
Обсуждение основной идеи и смысла истории.
История без окончания.
Иллюстрирование текста.
Придумывание своей истории на тему текста.
Анализ названия рассказа, истории, сказки, притчи.
Составление книги-самоделки любимых произведений .
Подготовка рассказ о необыкновенных предметах, вещах.
Сравнение нескольких текстов из разных культур.
Разгадывание и составление ребусов, загадок, шарад.
Подбор пословиц и поговорок
ПРИЁМЫ работы:
Чтение-погружение
Читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми пытаться обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи.
Принцип: «Что нам не понятно? Слово? Его значение? Написание? Построение предложения?» Из «Поучения Владимира Мономаха детям»
Вопросы к тексту
(классификация Блума)
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. (Например, кто такие жрецы? Что такое иерархия в христианской церкви?)
Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал. (Например: правильно ли мы поняли, что ты считаешь, что «золотое правило нравственности» имеет множество различных формулировок?)
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей. (Например, почему «золотое правило нравственности» существует в двух формулировках – положительной и отрицательной?)
В положительной трактовке: «Всё, что ты хочешь, чтобы тебе сделали люди, ты должен также сделать им!»
В отрицательной трактовке: «Того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай никому другому!».
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» (Что изменилось бы в жизни людей, если бы не было совести?)
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» (Чем дружеские отношения отличаются от других отношений? Чем плох или хорош главный принцип эгоиста: «Все для меня, все во имя меня»?)
Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»
Притча
Притча (от «течь/идти» или «ткнуть/встретиться») – «припутное изречение», т.е. такое, которое служит указанием пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.
Притча (от «притыкать, притачивать») – украшающий, внешний способ выражения мысли.
Притча – дидактико-аллегорический жанр, близкий басне.
Щедрый подарок
Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро».
— А как это - щедро? — спрашивает сын.
Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе».
— Лучше я отдам медовик Пете,— сказал Вася. — Пусть он делит его щедро.
Какой вопрос можно задать после прочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулировать вопрос, то это делает учитель.)
Почему Вася захотел отдать медовик Пете?
О чём это свидетельствует?
Что не понял из совета отца Василий?
Темы притч
Мудрость, долголетие, правдивость, знание, любовь к ближнему, страх перед силами природы, добро, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные традиции и воспитание детей, сдержанность, милосердие, выбор друзей, терпение, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, счастье, веселье, здравый смысл.
«Видимо-невидимо»
Класс делится на команды, как правило 4. Каждая команда занимает своё игровое место. На экране появляется слайд, на котором различными цветами, в разном направлении, «вдоль и поперёк» написано 15-20 слов. Это могут быть слова на определённое событие, страну, термины, даты. Через 1 минуту с использованием функции интерактивной доски изображение пропадает. За 3 минуты командам необходимо записать запомнившиеся слова по определённой теме. Хорошо, если среди слов будут 1-2 «лишних».
«Чудесное превращение»
Вариантов может быть много. Условие одно - чудесное превращение. Например, на доске белые цветы, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы “оживить" цветы, и тогда они станут разноцветными. Одно задание - один цветок. Могут быть черно-белыми бабочки, осенние листочки и др.
Результативность
Результатом своей работы считаю обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач, проектной деятельности, в том числе – коллективной.
Использование активных и интерактивных методов работы способствует развитию творческого потенциала учащихся, создает условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зафиксированные во ФГОС УУД предусматривают:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.
Наиболее распространенные формы работы с текстом на учебном занятии ОДНКНР.
Словарная работа.
Беседа по вопросам к тексту.
Написание рассказа с опорой на личный опыт.
Обсуждение основной идеи и смысла истории.
История без окончания.
Иллюстрирование текста.
Придумывание своей истории на тему текста.
Анализ названия рассказа, истории, сказки, притчи.
Составление книги-самоделки любимых произведений .
Подготовка рассказ о необыкновенных предметах, вещах.
Сравнение нескольких текстов из разных культур.
Разгадывание и составление ребусов, загадок, шарад.
Подбор пословиц и поговорок
ПРИЁМЫ работы:
Чтение-погружение
Читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми пытаться обязательно погрузиться и в языковую среду другой эпохи.
Принцип: «Что нам не понятно? Слово? Его значение? Написание? Построение предложения?» Из «Поучения Владимира Мономаха детям»
Вопросы к тексту
(классификация Блума)
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. (Например, кто такие жрецы? Что такое иерархия в христианской церкви?)
Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал. (Например: правильно ли мы поняли, что ты считаешь, что «золотое правило нравственности» имеет множество различных формулировок?)
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей. (Например, почему «золотое правило нравственности» существует в двух формулировках – положительной и отрицательной?)
В положительной трактовке: «Всё, что ты хочешь, чтобы тебе сделали люди, ты должен также сделать им!»
В отрицательной трактовке: «Того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай никому другому!».
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» (Что изменилось бы в жизни людей, если бы не было совести?)
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» (Чем дружеские отношения отличаются от других отношений? Чем плох или хорош главный принцип эгоиста: «Все для меня, все во имя меня»?)
Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»
Притча
Притча (от «течь/идти» или «ткнуть/встретиться») – «припутное изречение», т.е. такое, которое служит указанием пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.
Притча (от «притыкать, притачивать») – украшающий, внешний способ выражения мысли.
Притча – дидактико-аллегорический жанр, близкий басне.
Щедрый подарок
Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро».
— А как это - щедро? — спрашивает сын.
Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе».
— Лучше я отдам медовик Пете,— сказал Вася. — Пусть он делит его щедро.
Какой вопрос можно задать после прочтения этого текста? (Если ученики не сумели самостоятельно сформулировать вопрос, то это делает учитель.)
Почему Вася захотел отдать медовик Пете?
О чём это свидетельствует?
Что не понял из совета отца Василий?
Темы притч
Мудрость, долголетие, правдивость, знание, любовь к ближнему, страх перед силами природы, добро, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные традиции и воспитание детей, сдержанность, милосердие, выбор друзей, терпение, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, счастье, веселье, здравый смысл.
«Видимо-невидимо»
Класс делится на команды, как правило 4. Каждая команда занимает своё игровое место. На экране появляется слайд, на котором различными цветами, в разном направлении, «вдоль и поперёк» написано 15-20 слов. Это могут быть слова на определённое событие, страну, термины, даты. Через 1 минуту с использованием функции интерактивной доски изображение пропадает. За 3 минуты командам необходимо записать запомнившиеся слова по определённой теме. Хорошо, если среди слов будут 1-2 «лишних».
«Чудесное превращение»
Вариантов может быть много. Условие одно - чудесное превращение. Например, на доске белые цветы, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы “оживить" цветы, и тогда они станут разноцветными. Одно задание - один цветок. Могут быть черно-белыми бабочки, осенние листочки и др.
Результативность
Результатом своей работы считаю обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач, проектной деятельности, в том числе – коллективной.
Использование активных и интерактивных методов работы способствует развитию творческого потенциала учащихся, создает условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
статья из опыта работы...
Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...
Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"
Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"....
Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)
Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...
Работа с текстом для формирования функциональной грамотности учащихся 5-7 классов
Как сделать так, чтобы обращение к научной литературе стало для школьников важной необходимостью? А как привить любовь к классической литературе современным детям, нередко предпочитающих гаджеты книга...
Формы работы по формированию читательской грамотности в работе с текстом
Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут использовать приобретённые знания в своей практике. ...
Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....