Рабочая программа 7 класс внеурочка
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа 7 класс внеурочка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass_vneurochka.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ | ||||
Рассмотрено Руководитель МО ______/Лобанок Е.В./ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 201__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №26 ______/Коврижных С.Ю./ ФИО «___» _________ 201__г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ №26 ______/Мункоева Л.В./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 201__г. | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | ||||
ПО | ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
«Роль личности в истории» | ||||
Направление «Проектная деятельность» для обучающихся 7 класса» | ||||
Составитель: | ||||
учитель истории | ||||
Залюбовская Т.А. | ||||
ФИО | ||||
к.и.н., первая | ||||
категория | ||||
г. Улан-Удэ |
2020- 2021 учебный год
Пояснительная записка программы
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
- с приказом Министерства образования и науки России (далее – Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);
- письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
- письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;
- основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №26;
- с федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования (далее - ФГОС) основная образовательная программа начального и основного общего образования (далее – НОО и ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ) в том числе через внеурочную деятельность;
- программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
- идеями и положениями концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа «Роль личности в истории» имеет социальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников – 6-7 класс. Программа по внеурочной деятельности ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской и зарубежной истории, чьи имена остались в памяти человечества. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот или иной период, а, в конечном счёте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства.
Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит важнейшей задачей «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России». Программа нацеливает на формирование ценностных ориентиров учащихся.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Цели и задачи программы
Цель:
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать изучению актуальных вопросов истории через активную деятельность; - способствовать пониманию средними школьниками особенностей исторического развития и роли личности в историческом процессе; - способствовать удовлетворению личных познавательных интересов; - развитие умения извлекать знания о прошлом из различных исторических источников, навыков исследовательской деятельности, самостоятельной и групповой работы; - развитие умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе; - развитие гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям; - формировать стремление у школьников к сохранению, распространению, и развитию национальной культуры; - воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России и мира; - развивать потребность в исторических знаниях.
Развивающие:
- применение универсальных учебных действий при работе с различными источниками знаний, в процессе самостоятельной и групповой работы; - прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории; - развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого; - формирование навыков исследовательской деятельности; - развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты:
Личностные результаты:
- проявление в различных ситуациях, с учётом возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям современного общества;
- проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего;
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- умение организовать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить компромиссное решение;
- разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;
- учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим мнением;
-развитие творческих способностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- учитывать предложенные учителем ориентиры действия;
- вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия по алгоритму;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД:
- проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;
- при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста исторического источника;
- строить рассуждения о предложенной информации;
- излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке.
Коммуникативные УУД:
- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
- владеть устной, письменной, монологической речью;
- признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению;
- уметь слушать собеседника и вести диалог;
- использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты:
- проявление интереса к изучению истории;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории человечества;
- расширять знания о выдающихся исторических деятелях и их роли в историческом процессе.
Формы оценивания.
Текущая аттестация:
- Устный опрос;
- письменная самостоятельная работа:
- ответы на вопросы;
- Тестовое задание;
- Решение задач;
- Решение кроссворда и анаграммы;
- мини-исследование;
- Графическая работа: построение графиков, схем и диаграмм связей;
- Аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов;
- Доклад;
- Творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
- Ролевая игра;
- Викторина;
- Тест.
Внеурочная деятельность:
- Исследовательская работа;
- Творческая работа;
- Проект: групповой и индивидуальный.
Система оценивания
Система оценивания курса основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
- Знание, понимание и правильное использование терминов.
- Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем.
- Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
- Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
- Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
- Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
- Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы организации учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1. | Выдающиеся исторические личности в истории Западной Европы в эпоху Нового времени (великие путешественники и первооткрыватели, великие гуманисты, великие художники и скульпторы эпохи Возрождения, деятели Реформации и их роль, великие европейские монархи и их роль в создании централизованных государств). | 117 | Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, практическая работа, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, работа с документами. | Составление опорных конспектов в виде плана, схемы. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. Анализ исторических источников (документов). Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. |
2. | Выдающиеся деятели отечественной истории (первые русские князья и их роль в создании древнерусского государства, великие князья-полководцы – Александр Невский и Дмитрий Донской, Иван III и его роль в создании Московской Руси, Иван Грозный – великий правитель или тиран, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, великие духовные подвижники – Сергий Радонежский, протопоп Аввакум, деятели отечественной культуры и общественно-политической мысли XVI-XVII вв. – Андрей Курбский, Симон Ушаков, Симеон Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин) | 117 | Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, практическая работа, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, работа с документами. | Составление опорных конспектов в виде плана, схемы. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. Анализ исторических источников (документов). Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. |
Итого: | 334 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Выдающиеся исторические личности в истории Западной Европы в эпоху Нового времени. | Великие географические открытия: Христофор Колумб. Реконструкция путешествия | 1 |
Великие географические открытия: Фернан Магеллан. Реконструкция путешествия | 1 | ||
Великие географические открытия: «великие» конкистадоры | 1 | ||
Значение Великих географических открытий: историческая дискуссия | 1 | ||
Великие монархи Европы: Генрих VIII | 1 | ||
Великие монархи Европы: Елизавета Тюдор | 1 | ||
Великие монархи Европы: испанский король Филипп II | 1 | ||
Великие монархи Европы: Людовик XIII и кардинал Ришелье | 1 | ||
Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения» | 1 | ||
Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения» | 1 | ||
Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения» | 1 | ||
Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения» | 1 | ||
Защита проекта «Титаны Возрождения» | 1 | ||
У истоков Реформации: Мартин Лютер | 1 | ||
У истоков Реформации: Жан Кальвин | 1 | ||
Роль первых проповедников в распространении протестантизма: историческая дискуссия | 1 | ||
Самый выдающийся деятель зарубежной истории. Круглый стол | 1 | ||
2. | Выдающиеся деятели отечественной истории | Первые русские князья: Рюрик. Владимир Святой. Борис и Глеб – князья-мученики | 1 |
Первые русские князья: Ярослав Мудрый. Владимир Мономах | 1 | ||
Святой благоверный князь Александр Невский и его роль: историческая дискуссия | 1 | ||
Дмитрий Донской: князь и полководец | 1 | ||
Ветры Куликова поля: реконструкция сражения | 1 | ||
Духовные подвижники Руси: Сергий Радонежский. Работа с источниками | 1 | ||
Иван III – создатель Московского государства: историческая дискуссия | 1 | ||
Иван Грозный – великий правитель или тиран: историческая дискуссия | 1 | ||
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский: информационный проект | 1 | ||
Духовные подвижники Руси: Аввакум. Работа с источниками | 1 | ||
У истоков светской культуры: Симон Ушаков | 1 | ||
Деятели общественно-политической мысли: информационный проект | 1 | ||
Деятели общественно-политической мысли: информационный проект | 1 | ||
Защита проектов | 1 | ||
Степан Разин – лидер народного движения | 1 | ||
Самый выдающийся деятель отечественной истории. Круглый стол | 1 | ||
Итоговое обобщение | 1 | ||
Всего: | 34 |
Учебно – методическое обеспечение курса.
Для учителя:
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов педагогических специальностей/ под.ред. Кукушкина В.С.Ростов-на/Д: Феникс, 2010.
- Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе. – Ростов-на/Д: Феникс, 2010.
- Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. Тетрадь творческих заданий.- Москва, 1995
- Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Вестник образования. – 2009. - № 17.
- Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.: Вако, 2007 Журавлева О.Н. Диалог с прошлым: историческая интерпретация учащимися текстовых источников и художественных произведений // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст. СПб.: АППО, 2006. 236 с. С. 154–158.
- Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.
- Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М.: Дет. лит., 1991. 3
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М. Педагогическое общество Росс. М., 2002. 224 с.
Для учащихся:
- История России в лицах.- М., 1997
- История России в лицах и датах.- М., 1995
- История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник.- М.: КНоРус, 2007.
- Лютых А.А., Тонких В.А. Русская история для детей и юношества.- Москва, 1995
- Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000
- Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг.- М., 1997
- Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века.- М.: Школа-Пресс, 2000
- Сороткина Н.М. История России в лицах.- М.: Терра, 2003
- Энциклопедический справочник школьника. История России.- М., 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочке
Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...
рабочая программа по внеурочке 5 класс
рабочая программа по внеурочке 5 класс...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
"Копилка доброты" (рабочая программа по внеурочке).
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...
Рабочая программа по внеурочке 1-3 классы
Рабочая программа по внеурочке 1-3 классы...