Рабочая программа 7 класс внеурочка
рабочая программа по истории (7 класс)

Рабочая программа 7 класс внеурочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass_vneurochka.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ

Рассмотрено

Руководитель МО

______/Лобанок Е.В./

                ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        201__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №26

______/Коврижных С.Ю./

                ФИО

 «___» _________        201__г.

Утверждено

Директор МАОУ СОШ №26

______/Мункоева Л.В./

                ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Роль личности в истории»

Направление «Проектная деятельность»

для обучающихся 7 класса»

Составитель:

учитель истории

Залюбовская Т.А.

ФИО

к.и.н., первая

категория

г. Улан-Удэ

2020- 2021 учебный год

Пояснительная записка программы

        Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  • с приказом Министерства образования и науки России (далее – Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);
  • письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;
  • основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №26;
  • с федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования (далее - ФГОС) основная образовательная программа начального и основного общего образования (далее – НОО и ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ) в том числе через внеурочную деятельность;
  • программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
  • идеями и положениями концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа «Роль личности в истории» имеет социальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников – 6-7 класс. Программа по внеурочной деятельности ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской и зарубежной истории, чьи имена остались в памяти человечества. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот или иной период, а, в конечном счёте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства.

Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит важнейшей задачей «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России». Программа нацеливает на формирование ценностных ориентиров учащихся.

Сроки реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Цели и задачи программы

Цель: 

создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать изучению актуальных вопросов истории через  активную деятельность;                                                                             - способствовать пониманию средними школьниками особенностей исторического развития и роли личности в историческом процессе;                                                                                                                                              - способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;                                          - развитие умения извлекать знания о прошлом из различных исторических источников, навыков исследовательской деятельности, самостоятельной и групповой работы;                      - развитие умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;                                                                      - развитие гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;                                                                                - формировать стремление у школьников к сохранению, распространению, и развитию национальной культуры;                                                                                                                 - воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России и мира;                                                                                                                                              - развивать потребность в исторических знаниях.

Развивающие:

- применение универсальных учебных действий при работе с различными источниками знаний, в процессе самостоятельной и групповой работы;                                                                - прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории;                      - развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого;                                          - формирование навыков исследовательской деятельности;                                                        - развивать умение аргументировать свою точку зрения.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результаты:

Личностные результаты:

- проявление в различных ситуациях, с учётом возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям современного общества;

- проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего;

 - готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

 - умение организовать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить компромиссное решение;

 - разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;

- учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим мнением;

-развитие творческих способностей.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

 - самостоятельно планировать пути достижения целей;

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- учитывать предложенные учителем ориентиры действия;

- вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия по алгоритму;

 - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД:

 - проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;

- при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;

 - высказываться в устной и письменной формах;

- владеть основами смыслового чтения текста исторического источника;

- строить рассуждения о предложенной информации;

 - излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке.

Коммуникативные УУД:

- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

- владеть устной, письменной, монологической речью;

- признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

 - вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению;

 - уметь слушать собеседника и вести диалог;

- использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты:

 - проявление интереса к изучению истории;  

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

 - умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории человечества;

- расширять знания о выдающихся исторических деятелях и их роли в историческом процессе.

Формы оценивания.

Текущая аттестация:

  • Устный опрос;
  • письменная самостоятельная работа:
  • ответы на вопросы;
  • Тестовое задание;
  • Решение задач;
  • Решение кроссворда и анаграммы;
  • мини-исследование;
  • Графическая работа: построение графиков, схем и диаграмм связей;
  • Аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов;
  • Доклад;
  • Творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

  • Ролевая игра;
  • Викторина;
  • Тест.

Внеурочная деятельность:

  • Исследовательская работа;
  • Творческая работа;
  • Проект: групповой и индивидуальный.

Система оценивания

Система оценивания курса основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

  1. Знание, понимание и правильное использование терминов.
  2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем.
  3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
  4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
  5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
  6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
  7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.

              Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

1.

Выдающиеся исторические личности в истории Западной Европы в эпоху Нового времени (великие путешественники и первооткрыватели, великие гуманисты, великие художники и скульпторы эпохи Возрождения, деятели Реформации и их роль, великие европейские монархи и их роль в создании централизованных государств).

117

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, практическая работа, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие,  работа с документами.

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы.

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.

Анализ исторических источников (документов).

Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.

2.

Выдающиеся деятели отечественной истории (первые русские князья и их роль в создании древнерусского государства, великие князья-полководцы – Александр Невский и Дмитрий Донской, Иван III и его роль в создании Московской Руси, Иван Грозный – великий правитель или тиран, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский,  великие духовные подвижники – Сергий Радонежский, протопоп Аввакум, деятели отечественной культуры и общественно-политической мысли XVI-XVII вв. – Андрей Курбский, Симон Ушаков, Симеон Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин)

117

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, практическая работа, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, работа с документами.

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы.

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.

Анализ исторических источников (документов).

Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.

Итого:

334

Учебно-тематическое планирование

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

1

Выдающиеся исторические личности в истории Западной Европы в эпоху Нового времени.

Великие географические открытия: Христофор Колумб. Реконструкция путешествия

1

Великие географические открытия: Фернан Магеллан. Реконструкция путешествия

1

Великие географические открытия: «великие» конкистадоры

1

Значение Великих географических открытий: историческая дискуссия

1

Великие монархи Европы: Генрих VIII

1

Великие монархи Европы: Елизавета Тюдор

1

Великие монархи Европы: испанский король Филипп II

1

Великие монархи Европы: Людовик XIII и кардинал Ришелье

1

Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения»

1

Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения»

1

Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения»

1

Деятели эпохи Возрождения. Информационный проект «Титаны Возрождения»

1

Защита проекта «Титаны Возрождения»

1

У истоков Реформации: Мартин Лютер

1

У истоков Реформации: Жан Кальвин

1

Роль первых проповедников в распространении протестантизма: историческая дискуссия

1

Самый выдающийся деятель зарубежной истории. Круглый стол

1

2.

Выдающиеся деятели отечественной истории

Первые русские князья: Рюрик. Владимир Святой. Борис и Глеб – князья-мученики

1

Первые русские князья: Ярослав Мудрый. Владимир Мономах

1

Святой благоверный князь Александр Невский и его роль: историческая дискуссия

1

Дмитрий Донской: князь и полководец

1

Ветры Куликова поля: реконструкция сражения

1

Духовные подвижники Руси: Сергий Радонежский. Работа с источниками

1

Иван III – создатель Московского государства: историческая дискуссия

1

Иван Грозный – великий правитель или тиран: историческая дискуссия

1

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский: информационный проект

1

Духовные подвижники Руси: Аввакум. Работа с источниками

1

У истоков светской культуры: Симон Ушаков

1

Деятели общественно-политической мысли: информационный проект

1

Деятели общественно-политической мысли: информационный проект

1

Защита проектов

1

Степан Разин – лидер народного движения

1

Самый выдающийся деятель отечественной истории. Круглый стол

1

Итоговое обобщение

1

Всего:

34

Учебно – методическое обеспечение курса.

Для учителя:

  • Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  • Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов педагогических специальностей/ под.ред. Кукушкина В.С.Ростов-на/Д: Феникс, 2010.
  • Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе. – Ростов-на/Д: Феникс, 2010.
  • Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. Тетрадь творческих заданий.-  Москва, 1995
  • Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Вестник образования. – 2009. - № 17.
  • Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.: Вако, 2007 Журавлева О.Н. Диалог с прошлым: историческая интерпретация учащимися текстовых источников и художественных произведений // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст. СПб.: АППО, 2006. 236 с. С. 154–158.
  • Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.
  • Преображенский А.А. История раскрывает тайны. - М.: Дет. лит., 1991. 3
  • Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М. Педагогическое общество Росс. М., 2002. 224 с.

Для учащихся:

  • История России в лицах.- М., 1997
  • История России в лицах и датах.- М., 1995
  • История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник.- М.: КНоРус, 2007.
  • Лютых А.А., Тонких В.А. Русская история для детей и юношества.- Москва, 1995
  • Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000
  • Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг.- М., 1997
  • Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века.- М.: Школа-Пресс, 2000
  • Сороткина Н.М. История России в лицах.- М.: Терра, 2003
  • Энциклопедический справочник школьника. История России.- М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочке

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...

рабочая программа по внеурочке 5 класс

рабочая программа по внеурочке 5 класс...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

"Копилка доброты" (рабочая программа по внеурочке).

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Рабочая программа по внеурочке 1-3 классы

Рабочая программа по внеурочке 1-3 классы...