История кадетства рабочая программа 2020-2021 год
рабочая программа по истории (5 класс)
История кадетства рабочая программа 2020-2021 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kadetstva_rabochaya_programma_2020-2021_god.docx | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ | |||||
Рассмотрено Руководитель МО ______/Лобанок Е.В./ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 201__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №26 ______/Коврижных С.Ю./ ФИО «___» _________ 201__г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ №26 ______/Мункоева Л.В./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 201__г. | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | |||||
ПО | ИСТОРИИ КАДЕТСТВА | ||||
предмет | |||||
5 | |||||
класс | |||||
34 | |||||
количество часов за год | |||||
базовый | |||||
уровень | |||||
Составитель: | |||||
учитель истории | |||||
Залюбовская Т.А. | |||||
ФИО | |||||
к.и.н., первая | |||||
категория | |||||
г. Улан-Удэ |
2020- 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории кадетства составлена для 5 класса в соответствии:
с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5,cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» с изм. Приказ Министерства обрнауки РФ от 29.12.2014 №1644)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
- Примерная программа по учебным предметам, утвержденная Минобрнауки РФ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
Данная программа предназначена для учащихся 5г класса основной общеобразовательной школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Рабочая программа по истории кадетства составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и отражает базовый уровень подготовки школьников, примерного базисного учебного плана, авторской программы О.В. Гром "История кадетских корпусов".
Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Определяет образовательные задачи и универсальные учебные действия на уроке, объем освоения и уровень владения компетенциями, раскрывает дополнительную внеурочную деятельность, направленную на усвоение предмета. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода.
Создание кадетских классов можно считать одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Их воспитанники на протяжении почти 200-летней истории составляли славу и гордость императорской России, давая ей выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.
«История кадетства» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет, тесно связан с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.
Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.
Главной целью кадетского образования является создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству на военном и гражданском поприще. Данная цель положена в основу программы.
Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История кадетства – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История кадетства – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.
«История кадетства» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию кадета, как личности и гражданина.
Цели:
- создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания кадет с активной гражданской позицией;
- создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.
Задачи:
- приобщение кадет к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения;
- создание условий для формирования личности кадета через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;
- возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;
- создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;
- воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству».
Методы и формы обучения:
Методической основой изучения курса истории кадетства в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
При составлении программы учитывались возрастные особенности учащихся 5 класса. Поэтому наряду с традиционными формами применяются игровые, проектные формы обучения и коллективные методы работы и, как следствие – обобщающие уроки проводятся в форме интеллектуального состязания команд.
Основные формы обучения: работа с материалами по истории кадетства, работа с литературными источниками и фотографиями, составление сообщений о событиях, кадетских, суворовских, нахимовских корпусаъ, исторических деятелях по плану.
Используемые педагогические технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проектной деятельности, игровая, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, группового обучения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, личностно ориентированного обучения, программированного обучения, тестового контроля, дистанционного обучения, которая позволяет проверять умение работать с текстом, отвечать на вопросы разных уровней, быстро оценивать знания учащихся по вопросам изучаемых тем, осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);
- тематический контроль (выполнение тестовых заданий);
- итоговый контроль в форме выполнения практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).
Итогом работы по данному курсу является написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя.
Место предмета: на изучение предмета отводится 1 часа в неделю, итого 34 часа за учебный год. Данная рабочая программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.
Срок реализации программы: 1 год.
Данный учебный предмет входит в общественно-научную область.
Планируемые предметные результаты освоения истории кадетства в 5 классе:
Предметными результатами изучения курса истории кадетства являются:
- Формирование целостного представления об истории кадетского движения;
- Применение понятийного аппарата исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории кадетства и истории России;
- Соотнесение исторического времени и исторического пространства, действий и поступков личностей во времени и пространстве;
- Изучение и систематизация информации из различных исторических, литературных и современных источников;
- Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории своей страны;
- Применение исторических знаний по истории кадетства для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
- Овладение навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме), элементами исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.
Обучающийся научится:
- локализовать во времени общие рамки и события истории кадетского движения, этапы его становления и развития в истории Российского государства;
- проводить поиск информации в исторических и литературных текстах, материальных исторических памятниках;
- составлять описание образа жизни кадетов на разных этапах исторического развития, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории кадетства;
- раскрывать характерные, существенные черты патриотических ценностей;
- объяснять причины и следствия ключевых событий истории кадетских корпусов;
- сопоставлять развитие истории кадетских корпусов в разные времена, показывать общие черты и особенности;
- давать оценку событиям и личностям истории кадетства.
Обучающийся получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику разных корпусов;
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации дополнительной литературы описания кадетских корпусов и исторических личностей, объяснять, в чем заключаются их достоинства и значение.
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории кадетского движения.
Содержание тем учебного курса:
№ п/п | Список разделов | Кол-во часов | Используемая платформа ДО | Формируемые УУД по разделу |
1. | Введение. Я - кадет! | 2 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, проявлять готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью. Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: развивать способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование навыка составления алгоритма выполнения творческого задания; формирования навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности. |
2. | Форма одежды кадет. | 3 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; оценивать свои действия. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы; формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные: выполнять творческие задания; сравнивать сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям. Личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, многообразие современного мира; формирование уважительного отношения к культуре. |
3. | Символика кадетских корпусов. | 1 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия и общие способы работы; обмениваться решениями для принятия эффективных совместных решений; выслушивать чужое мнение; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; анализировать и обобщать факты; составлять рассказ на основе дополнительного материала. Личностные: формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения; развитие творческих и логических способностей через активные формы работы; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование понимания многообразия мира, уважения к культуре. |
4. | Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века. | 5 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выслушивать мнение членов группы; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; выделять существенную информацию из текстов разных видов, обобщать результаты работы. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. |
5. | Российские кадетские корпуса за рубежом. | 3 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: Развивать умения обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью. Регулятивные: составлять план последовательности действий; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеть основами самооценки, самоконтроля; работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения, используя дополнительные источники информации. Личностные: формирование навыков анализа, целостного мировоззрения; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. |
6. | Воинское товарищество: кадеты, суворовцы, нахимовцы. | 6 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: работать в группе; критично относится к своему мнению, корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий, составлять рассказ на основе информации разных исторических и литературных источников. Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; высказывание оценочных суждений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. |
7. | Восстановление в России кадетских корпусов . | 3 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований учебного материала; выделять существенную информацию из текстов различных видов, решать тестовые задания; описывать объект по алгоритму. Личностные: формирование познавательного интереса; расширение опыта оценочной деятельности; формирование интереса к изучению нового, способам систематизации знаний. |
8. | Честь имею! | 2 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе; формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме; добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: формирование познавательного интереса; осмысление поступков исторических деятелей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. |
9. | Кадеты Лермонтовы. | 2 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе; формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний; формирование и развитие творческих способностей. |
10. | Кадетские стихи и песни. | 2 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме, готовить тематические сообщения. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование и развития творческих способностей через активные формы деятельности. |
11. | Книги и воспоминания кадет и о кадетах Российских Императорских кадетских корпусов. | 3 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; владеть основами самоконтроля, самооценки; принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; анализировать дополнительный материал. Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; осмысление роли и значения истории в жизни человечества; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. |
12. | Кадеты-участники Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года. | 2 | ЯКласс | Метапредметные УУД: Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; составлять план последовательности действий. Познавательные: анализировать текст, выделять в содержании факты. Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Введение. Я - кадет! | 2 | |
1. | Понятия «кадет» и кодекс кадетской чести. | 1 |
2. | Присяга и заветы кадет. | 1 |
Форма одежды кадет. | 3 | |
3. | Появление кадетской формы. | 1 |
4-5. | Формирование единого образца кадетской формы | 2 |
Символика кадетских корпусов. | 1 | |
6. | Нагрудные знаки. Жетоны. Знамёна. | 1 |
Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века. | 5 | |
7. | Основные предпосылки создания кадетских корпусов. | 1 |
8. | Первые кадетские корпуса в России. | 1 |
9. | Кадетские корпуса в России в 30-40-е годы 19 в. | 1 |
10. | Кадетские корпуса второй половины 19-начала 20 века. | 1 |
11. | Кадетские корпуса в дореволюционной России. | 1 |
Российские кадетские корпуса за рубежом. | 2 | |
12. | Финляндский топографический кадетский корпус. | 1 |
13. | Первый русский кадетский корпус. | 1 |
Воинское товарищество: кадеты, суворовцы, нахимовцы. | 6 | |
14. | Суворовские училища в СССР. | 1 |
15. | Нахимовские училища в СССР. | 1 |
16. | Суворовские и нахимовские училища сегодня. | 1 |
17-19. | Книги и воспоминания суворовцев и нахимовцев. | 2 |
Восстановление в России кадетских корпусов . | 3 | |
20. | Учебные заведения кадетского типа в СССР. | 1 |
21. | Учебные заведения кадетского типа в современной России. | 1 |
22. | История создания Североморского кадетского корпуса. | 1 |
Честь имею! | 3 | |
23. | Георгиевские кавалеры. | 1 |
24. | Офицерские династии. | 1 |
25. | Правила и традиции воспитанников кадетских корпусов. | 1 |
Кадеты Лермонтовы. | 2 | |
26-27. | Кадеты Лермонтовы. | 2 |
Кадетские стихи и песни. | 2 | |
28. | Кадетские стихи. | 1 |
29. | Кадетские песни. | 1 |
Книги и воспоминания кадет и о кадетах Российских Императорских кадетских корпусов. | 3 | |
30. | О.Хазин. Пажи. Кадеты. Юнкера. | 1 |
31. | А.Йордан. Честь родного погона. | 1 |
32. | В.Бельский. О родном корпусе. | 1 |
Кадеты-участники Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года. | 2 | |
33. | Кадеты-участники Отечественной войны 1812 года. | 1 |
34. | Кадеты-участники Бородинского сражения. | 1 |
Итого | 34 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учителя:
1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч» №4, 2000.
2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.
3. А.Г. Каспраж, Л.Ф.Иванова. Схема разработки программы авторского курса по выбору, журнал «Практика административной работы в школе», №6, 2003.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ Школьных технологий. 2005 г.
5. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.
6. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2000 г.
7. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России. Воспитание школьников. 2006 г. № 3.
8. Российские кадеты. В.М.Меньшов. Том 1, 2. Санкт-Петербург. «Береста»-2003 год.
Для обучающихся:
1. Советская историческая энциклопедия, т. 6. М., 1965, с. 771.
2. Гуляев Ю. Н. О раннем периоде жизни и деятельности М.И. Голенищева-Кутузова. - "Бомбардир", 1995, № 3, с. 24-25.
3. Журнал «Кадетская перекличка», 2010 г., № 2.
4. Красавин О.А. В Суворовском кадетском корпусе, М.: Менеджер, 1999.
5. Военная форма. - М.: Терра, 2003.
6.Энциклопедия для детей. История. - М.: Терра, 2000.
7.Российские кадеты. В.М.Меньшов. Том 1, 2. Санкт-Петербург. «Береста»-2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 2020-2021
Рабочие программы 2020-2021...
Рабочие программы 2020-2021
рабочие программы...
Рабочие программы 2020-2021
рабочие программы...
Рабочие программы 2020-2021
РАннотация к рабочей программе по математике для 6 класса Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;авторской программы, разработанной А.Г. Мерзляком, В...
Рабочие программы 2020-2021
Рабочие программы 2021-2022...
Рабочая программа 2020-2021
Рабочая програма учителя-логопеда Жуковой Т,А....
Рабочая программа 2020-2021 год история Бурятии 11 класс
Рабочая программа 2020-2021 год история Бурятии 11 класс...