В театре Диониса
методическая разработка по истории

В театре Диониса история 5 класс

Презентация состоит из двух частей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_teatre_dionisa.docx20.46 КБ
Office presentation icon v_teatre_dionisa_lite_part_1.ppt2.36 МБ
Office presentation icon v_teatre_dionisa_lite_part_2.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

В театре Диониса

Цель урока: рассказать о театральном искусстве в Древней Греции.

Задачи занятия:

  1. Образовательные – познакомить учащихся с культурным наследием древней цивилизации, показать значение этого наследства в современном мире.
  2. Развивающие – развитие познавательных интересов, способности к самообучению.
  3. Воспитательные – воспитание информационной культуры.

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами говорили об афинских школах, о том, как древние греки получали образование. II. Проверка домашнего задания.  Давайте немного освежим наши знания и повторим основные термины по теме прошлого урока. (Слайд 1)

А сегодня мы поговорим с вами о том, как они проводили свое свободное время. Для этого мы на несколько минут вернемся в современность и определим по фотографиям названия зданий, изображенных на слайдах. (слайды 3-6) Что объединяет все эти изображения? Как вы думаете древние греки могли посещать театр? Какому богу были посвящены представления? Тема сегодняшнего нашего урока – “В театре Диониса” (слайд 2). Каждый из вас получит оценку за работу на уроке (раздать рабочие листы). См. приложение.

III. Новый материал:

1. Возникновение театра.

Проблемный вопрос: Театр был в Древней Греции и существует и в наши дни, но есть ли отличия современного театра от театра древнегреческого? И что между ними общего? (слайд № 7)

Чтобы вспомнить основные театральные понятия, выполним задание №1 на рабочих листах.

Объяснение учителя: жизнь греков невозможно представить себе без театральных представлений. Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса (слайд № 9). Чему покровительствовал бог Дионис? На таких празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая всегдашним спутникам Диониса, сатирам. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами– песнями, прославляющими Диониса. Это и были первые театральные представления (слайд № 10).

Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строители создавали театральные здания. И так уже появились театры – от греч. “место для зрелищ” (слайд № 10).

Соответствует это определение современному определению театра?

2. Основные элементы театра.

Какие элементы в строении современного театра вы можете выделить?

Теперь сравним структуру древнегреческого театра (слайд №11-13).

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: мест для зрителей, которые назывались театрон. Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Скене – постройка, примыкавшая к орхестре, на нее прикрепляли декорации, а внутри хранились костюмы и маски. Места для зрителей были разбиты на секции.

Сравните основные элементы современного и античного театра. Задание № 2 в рабочем листе.

3. В древнегреческом театре.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя. Что такое Акрополь? (крепость, верхняя укрепленная часть города).

Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. Участниками представлений были только мужчины. Они носили обувь на высокой подошве.

На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись.

В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа

Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек. Он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля.

Что касается зрителей, то приходя в театр, они брали с собой узелки с едой и питьем. Представления длились весь день, и следовали один за другим. Занимали места с ночи, чтобы сидеть поближе к сцене. Театральные представления были настоящим праздником для греков, так как устраивались не ежедневно, а несколько раз в году.

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. На билете из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место. Задание №3 в рабочем листе.

4. Театральные жанры.

Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия. Греческая трагедия совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. В трагедии обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель.

Расцвет афинской драматургии (V–IV вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы.

Комедия – веселая и насмешливое представление. В таком представлении наряду с героями мифов были современники зрителей.

Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами.

Награждали авторов так же по двум номинациям: автору лучшей комедии вручали корзину с инжиром и амфору вина. А автора лучшей трагедии награждали живым козлом.

IV. Рефлексия. Что общего и различного между современным и античным театрами?

V. Подведение итогов, комментарии оценок. Домашнее задание: §39 – читать. В тетради написать сочинение на тему: “Посещение античного театра” или составить текст с ошибками о театре Древней Греции


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раб, «сопровождающий ребенка» в школу? Перечислите его обязанности. На чем и чем писали в греческой школе мальчики? Что наизусть разучивали в греческих школах? Где мальчиков обучали гимнастике? И со скольки лет? Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и обучаться гимнастике? Чем прославились Мирон и Поликлет?

Слайд 7

Проблема-задание Существуют ли отличия современного театра от театра древнегреческого? И что между ними общего?

Слайд 8

В каждом греческом полисе ежегодно в честь богов устраивались праздники с шествиями и песнопениями. Одним из самых любимых греками праздников был праздник в честь бога Диониса, покровителя виноделов. Во время торжественного шествия земледельцы хором пели песни, восхвалявшие Диониса или Вакха, как его иногда называли греки.

Слайд 9

Участники хора одевались в козлиные шкуры с хвостами и рогами, чтобы походить на веселых спутников Диониса -сатиров. Это и были первые театральные представления. Происхождение театра .

Слайд 10

Происхождение театра Театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. А само слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ».

Слайд 11

Сначала представления проходили на городской площади. Позже греки построили специальное здание для зрелищ – театр, рядом со святилищем Диониса. В центре театра располагалась площадка на которой шло представление. Места для зрителей устраивались полукругом на склоне холма.

Слайд 12

Архитектура театра В первом ряду стояли роскошные мраморные кресла. Предположите, кто сидел на этих роскошных креслах в первом ряду ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор. Скене – пристройка, примыкавшая к орхестре. К её стене прикрепляли полотнища, изображавшие то вход во дворец, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров.

Слайд 2

Актеры играли в масках , закрывавших лицо и всю голову. Костюмы их состояли из хитона (рубашки до пят с длинными рукавами) и плаща – короткого ( хламиды ) или длинного ( гиматия ). На ногах была специальная обувь на высокой (до 27 см) подошве – котурны . Маска, костюм и котурны увеличивали рост актера, делали его фигуру величественной .

Слайд 3

Лица актеров закрывали раскрашенные маски с большим открытым ртом, который усиливал голос. Маски были разные: людей веселых и грустных, старых и молодых. Меняя маски, один артист мог исполнять несколько ролей.

Слайд 4

Хор в греческом театре играл очень важную роль. Трагический хор состоял из 12-15 человек, а комический- из 24. Участники хора назывались хоревтами , предводитель хора – корифеем . При выходе на орхестру во главе хора шел флейтист. Обычно актеры хора поясняли то, что происходило в орхестре или изображали народ.

Слайд 5

Зрители. Чтобы устранить беспорядки и для покрытия расходов по содержанию театральных зданий, городские власти ввели выдачу входных билетов – медных кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с А (альфа). Количество людей, получивших символы на один раз, не должно было превышать числа мест на скамьях. При выходе символы отбирались.

Слайд 6

Древнегреческая трагедия. Пьесы, которые разыгрывались в театре, были двух видов - трагедии и комедии. Трагедии писали, как правило, на сюжеты мифов. В них обсуждались важные вопросы: о законах и о власти, о поведении людей. Герой трагедии часто погибал, но не сдавался. И это внушало зрителю веру в способность человека бороться и побеждать.

Слайд 7

Эсхил. Великим древнегреческим драматургом, основоположником жанра трагедии был Эсхил (525-456). Его перу принадлежали более семидесяти пьес, из которых до нас дошли только семь. Среди них самой известной является пьеса “Персы”, рассказывающая о событиях греко-персидской войны.

Слайд 8

Древнегреческая комедия. Обычные люди и животные становились персонажами комедий. В этих пьесах высмеивали известных государственных деятелей, богачей, критиковали различные стороны жизни. Авторы комедий иногда даже смеялись над богами.

Слайд 9

534 г. до н.э. считается официальной датой рождения греческого театра. С этого времени в Афинах регулярно стали проводиться драматические состязания. Все великие трагики и комедиографы Древней Греции участвовали в них.

Слайд 10

Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине. Зрители, переживая увиденное на сцене, учились жить, бороться, побеждать силы мрака и жертвовать собой ради справедливости.

Слайд 11

Самые разные Трагедии и комедии Какие представления устраиваются? Мужчины и женщины Мужчины Кто исполняет мужские и женские роли? Профессиональные актеры Профессиональные актеры Кто играет представления? Любой, купивший билет Любой, купивший билет (беднякам выдавали деньги для покупки билетов) Кто может быть зрителем? Постоянно Несколько раз в год Как часто происходят представления? В особом здании В особом здании под открытым небом Где происходят представления? СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР ВОПРОСЫ

Слайд 12

Домашнее задание: параграф 39 Н аписать сочинение на тему: “Посещение античного театра”. или Составить текст с ошибками о театре Древней Греции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».

В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны  не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и  приведены ист...

методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории в 5 классе «В театре Диониса»

План-конспект урока по ФГОС по истории в 5 классе "В театре Диониса"...

В театре Диониса. История Древнего мира 5 класс

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме Древняя Греция....

урок" В театре Диониса "

Открытый урок с использованием ИКТв 5 классе ....