ОУП.05 история 267 ч 2022 23 гр 17
рабочая программа по истории (10 класс)
рабочая программа по истории ОУП.05 2022/2023
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oup.05_istoriya_267_ch_2022_23_gr_17.docx | 154.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО преподавателей общеобразовательного цикла Протокол №____ «____»_____________2022 г. Руководитель МО ___________М.Ю. Гаранжа | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР_________Н.В. Радченко «____»____________2022 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ______________ Д.В. Чан «____»__________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
ОУП.05 ИСТОРИЯ
базовый уровень
для профессии
среднего профессионального образования
23.01.06 Машинист дорожных и строительных работ
Объем программы: 267 часов
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачёт, ДФК
Составитель: Дворникова Александра Юрьевна,
преподаватель ГБПОУ СИТ
г. Оха, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ.
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………...................... | |
1.1. Область применения программы………………………………………………… | ||
1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы………………………………………………………….. | ||
1.3. Аттестация предмета………………………………………………………………. | ||
1.4. Количество часов на освоение программы учебного предмета…………………. | ||
1.5. Объем учебного предмета и виды учебной работы……………………………… | ||
1.6. Распределение часов, отводимое на освоение общеобразовательной учебной дисциплины, по семестрам…………………………………………………………….. | ||
2. | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………………………………………………………….. | |
3. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………………………………….. | |
4. | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………… | |
5. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………………... | |
5.1. Материально-техническое обеспечение учебного предмета……………………... | ||
5.2. Информационное обеспечение учебного предмета………………………………. |
1. ПОЯСНИЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета ОУП.05 История (далее – программа) является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с ФГОС СПО по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных работ.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и на основе примерной программы учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и входящего в её состав Историко-культурного стандарта.
Содержание программы учебного предмета ОУП.05 История направлено на достижение следующих целей:
- формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
- формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
- развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
- усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена.
- Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы
Программа ОУП.05 История входит в общеобразовательный учебный цикл, является частью обязательной предметной области «Общественные науки».
В учебном плане ППССЗ ОУП.05 История входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС СОО. Учебный предмет «История» относится к группе общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования.
1.3. Аттестация предмета
Реализация программы учебного предмета ОУП.05 История сопровождается текущей и промежуточной аттестацией.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях. Текущая аттестация проводится в следующих формах:
- Опрос;
- Оценка выполнения задания на занятии;
- Оценка выполнения задания на практическом занятии;
- Выполнение письменных заданий на занятии/или самостоятельной работе;
- Тестирование;
- Контрольные работы.
Периодичность текущей аттестации: каждое практическое занятие, каждое третье лекционное занятие; каждая самостоятельная, контрольная работа, каждое тестирование; не менее одной оценки за каждые 5 (пять занятий)
Порядок проведения текущей аттестации определяется рабочими материалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения занятия.
Изучение предмета заканчивается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета во 2 семестре первого курса и в 4 семестре второго курса обучения по программе, которая установлена учебным планом.
Дифференцированный зачёт проводится в счёт часов, предусмотренных рабочей программой.
Порядок проведения дифференцированного зачёта определяется фондом оценочных средств по предмету.
- Количество часов на освоение программы учебного предмета:
При реализации содержания общеобразовательного учебного предмета ОУП.05 История в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 267 часов, из них: аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся – 124 часов, включая практические занятия – 62 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 81 часов.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Содержание обучения | |
Аудиторные занятия | |
1. «Введение. Древнейшая стадия истории человечества» | 2 |
2. «Цивилизации древнего мира» | 6 |
3 «От древней Руси к Российскому государству» | 10 |
4. «Цивилизации Запада и Востока в Средние века» | 4 |
5. «Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству» | 14 |
6. «Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веках» | 2 |
7. «Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи» | 14 |
8. «Становление индустриальной цивилизации» | 2 |
9. «Процесс модернизации в традиционных обществах Востока» | 2 |
10. «Российская империя в ХIХ веке» | 10 |
11. «От Новой истории к Новейшей» | 10 |
12. «Между мировыми войнами» | 8 |
13. «Вторая мировая война. Великая Отечественная война» | 14 |
14. «Мир во второй половине XX века» | 8 |
Вид учебной работы | Количество часов |
15. «Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы» | 10 |
16. «Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков» | 8 |
Практические занятия | 58 |
Итого | 124 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | |
Подготовка рефератов, сообщений, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 81 |
Промежуточные аттестации в форме ДФК, дифференцированного зачёта | 4 |
Всего | 267 |
- Распределение часов, отводимое на освоение
общеобразовательной учебной дисциплины, по семестрам.
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
11 | Максимальная учебная нагрузка | 64 | 104 | 36 | 63 | - | - | 267 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | 46 | 74 | 24 | 42 | - | - | 186 | ||
В том числе: | Занятий на уроках | 30 | 50 | 16 | 28 | - | - | 124 | |
Контрольные и практические работы | 15 | 22 | 7 | 12 | - | - | 58 | ||
2 | Внеаудиторная самостоятельная работа | 18 | 30 | 12 | 21 | - | - | 81 | |
3 | Промежуточная аттестация в форме ДФК | 1 | - | 1 | - | - | - | 2 | |
4 | Промежуточная аттестация в форме дифф.зачёта | - | 1 | - | 1 | - | - | 2 |
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате изучения предмета у обучающихся должны быть сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
2.1 Личностные результаты:
Освоение программы предмета ОУП.05 История сопровождается формированием у обучающихся личностных результатов:
Л 01. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
Л 02. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Л 03. Готовность к служению Отечеству, его защите.
Л 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в политкультурном мире.
Л 06. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Л 07. Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сострудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Л 09. Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Л 10. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, общественных отношений.
Л 13. Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Для формирования этих результатов обучающийся получит возможность для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.
Формирование УУД проводится при помощи решения следующих типовых задач:
- комплексный анализ информации (документы, учебник, другие источники);
- выполнение индивидуальных заданий по карточкам;
- письменные или устные ответы на вопросы;
- выполнение заданий по учебнику;
- тестирование;
- составление плана ответа по тексту (документы, учебник, другие источники).
2.2. Метапредметные результаты:
Освоение программы предмета ОУП.05 История сопровождается формированием у обучающихся метапредметных результатов:
М 01. Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.
М 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
М 03. Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
М 04. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.
М 05. Умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм.
М 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, а также традиционных ценностей русской культуры.
М 08. Овладение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Для формирования этих результатов у обучающихся формируются УУД:
Регулятивные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять индивидуально (или в группах) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Формирование УУД проводится при помощи решения следующих типовых задач:
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль.
Познавательные:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта познания;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.п.);
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Формирование УУД проводится при помощи решения следующих типовых задач:
- поиск ответов на вопросы: «Кто? Что? Когда? Где?»;
- анализ причин и последствий событий;
- классификация фактов;
- выстраивание хронологических цепочек событий;
- составление схем и таблиц;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями.
Коммуникативные:
- использовать адекватные языковые средства для изложения своей точки зрения во всех сферах общения;
- слушать и слышать собеседника;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- приводить доказательства, факты;
Формирование УУД проводится при помощи решения следующих типовых задач:
- проектная деятельность;
- поисковая, научно-исследовательская деятельность;
- проведение тренингов и деловых игр;
- работа с учебником, с историческими источниками;
- применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий
2.3. Предметные результаты:
- сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Наименование разделов |
1 | Введение. «Древнейшая стадия истории человечества» |
2 | «Цивилизации древнего мира» |
3 | «От древней Руси к Российскому государству» |
4 | «Цивилизации Запада и Востока в Средние века» |
5 | «Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству» |
6 | «Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веках» |
7 | «Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи» |
8 | «Становление индустриальной цивилизации» |
9 | «Процесс модернизации в традиционных обществах Востока» |
10 | «Российская империя в ХIХ веке» |
11 | «От Новой истории к Новейшей» |
12 | «Между мировыми войнами» |
13 | «Вторая мировая война. Великая Отечественная война» |
14 | «Мир во второй половине XX века» |
15 | «Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы» |
16 | «Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков» |
Практические занятия
- Работа с исторической литературой, анализ материала, формулирование и обоснование теоретических выводов;
- Обоснование своей точки зрения в дискуссии по исторической тематике и при написании эссе;
- Работа с картами, алгоритмами и схемами;
- Отбор материалов (фото-, видео- и текстовых) для создания презентаций.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
- Происхождение человека: дискуссионные вопросы.
- Начало цивилизации.
- Древний Восток и Античность: сходство и различия.
- Феномен западноевропейского Средневековья.
- Восток в Средние века.
- Основы российской истории.
- Происхождение Древнерусского государства.
- Русь в эпоху раздробленности.
- Возрождение русских земель (ХIV—ХV века).
- Рождение Российского централизованного государства.
- Смутное время в России.
- Россия в ХVII веке: успехи и проблемы.
- Наш край с древнейших времен до конца ХVII века.
- Истоки модернизации в Западной Европе.
- Революции ХVII—ХVIII веков как порождение модернизационных процессов.
- Страны Востока в раннее Новое время.
- Становление новой России (конец ХVII — начало ХVIII века).
- Россия ХVIII века: победная поступь империи.
- Наш край в ХVIII веке.
- Рождение индустриального общества.
- Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и взаимовлияние.
- Отечественная война 1812 года.
- Россия ХIХ века: реформы или революция.
- Наш край в ХIХ веке.
- Мир начала ХХ века: достижения и противоречия.
- Великая российская революция.
- Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.
- Советский вариант модернизации: успехи и издержки.
- Наш край в 1920—1930-е годы.
- Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.
- Великая Отечественная война: значение и цена Победы.
- Наш край в годы Великой Отечественной войны.
- От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
- Конец колониальной эпохи.
- СССР: триумф и распад.
- Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.
- Российская Федерация и глобальные вызовы современности.
- Наш край на рубеже ХХ—ХХI веков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Перспективно-тематический план предмета ОУП.05 ИСТОРИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебное материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
I семестр | ||
Раздел 1. «Введение. Древнейшая стадия истории человечества» (2 часа) | 2 | |
Тема 1.1 «Введение. Природное и социальное в человеке. Начало социальной жизни. Родовая община. Неолитическая революция» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Начало социальной жизни. Родовая община. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России. Среда обитания. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации и протоцивилизации. | 2 | |
Самостоятельная работа | 1 | |
Подготовка рефератов: «Археологические памятники каменного века на территории России». «Происхождение человека: дискуссионные вопросы». «Начало цивилизации». | ||
Раздел 2. «Цивилизации древнего мира» (6 часов) | 6 | |
Тема 2.1. «Ранние цивилизации, их отличительные черты» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация Востока. | 2 | |
Самостоятельная работа | 1 | |
Работа с текстом учебника: составить сравнительную таблицу: «Ранние цивилизации, их общие и отличительные черты». | ||
Тема 2.2 «Античная цивилизация» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины. Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры. Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. | 3 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 1 Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм | 1 | |
Контрольная работа № 1 «Античная цивилизация: Древняя Греция и Древний Рим». | 2 | |
Тема 2.3 «Религии древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство. Культурное наследие древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного мира. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация. | 1 | |
Самостоятельная работа | 1 | |
Подготовка сообщений с использованием информационных технологий и др. по теме: «Древний Восток и Античность: сходство и различия». | ||
Раздел 3. «От древней Руси к Российскому государству» (10 часов) | 10 | |
Тема 3.1 «Восточная Европа: природа, среда и человек» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Древнеевропейские диалекты и языки индоиранской группы в Восточной Европе. Племена и народы Восточной Европы в древности. Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян. Готы. | 1 | |
Тема 3.2 «Восточные славяне VII-VIII вв.» | Содержание учебного материала | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 2: «Славяне в Восточной Европе. Первые славянские государства Европы (Первое Болгарское царство, Велико моравская держава, Польша). Крещение южных и западных славян.» | 1 | |
Тема 3.3 «Рождение Киевской Руси» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. «Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 3: «Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси.» | 1 | |
Тема 3.4 «Крещение Руси» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. | 1 | |
Тема 3.5 «Русь и ее соседи в XI-XII вв.» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком. | 1 | |
Тема 3.6 «Право Древней Руси. Истоки русской культуры. Древняя Русь в контексте всемирной истории» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров. | 1 | |
Тема 3.7 «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. | 1 | |
Тема 3.8 «Борьба Руси с иноземными завоевателями» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма на территории Литвы. | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 4: «Нашествие Батыя на Русь. Русь под властью Золотой Орды.» | 1 | |
Практическая работа № 5: «Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму». | 2 | |
Контрольная работа № 2: «Борьба Руси с иноземными завоевателями: ордынцами и крестоносцами». | 1 | |
Тема 3.9 «Русь на пути к возрождению» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV–XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества | 1 | |
Тема 3.10 «От Руси к России» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.) Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства. | 2 | |
Самостоятельная работа | 7 | |
Подготовка презентаций/ рефератов: «Славянский пантеон и языческие обряды», «Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси», «Древняя Русь в контексте всемирной истории. Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы», «Русь под властью Золотой Орды». «Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму». | ||
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 3 «Судебник 1497 г.» | 1 | |
Раздел 4. «Цивилизации Запада и Востока в Средние века» (4 часа) | 4 | |
Тема 4.1 «Восток в Средние века» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Особенности развития цивилизации Востока в средние века . Китайско-конфуцианская цивилизация. | 1 | |
Тема 4.2 «Становление западноевропейской средневековой цивилизации» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Византийская империя. | 1 | |
Тема 4.3 «Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе». | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Королевство франков. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. Франкские короли и римские папы. Карл Великий, его завоевания и держава. Каролингское возрождение. Распад Каролингской империи. Причины и последствия феодальной раздробленности. Британия в раннее Средневековье. Норманны и их походы. Норманнское завоевание Англии | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 6 «Основные черты западноевропейского феодализма. Структура и сословия средневекового общества». | 1 | |
Раздел 5. «Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству» (8+6 часов) | 14 | |
Тема 5.1 «Россия в царствование Ивана Грозного» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Россия в период боярского правления. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. Укрепление армии. Стоглавый собор. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян. | 4 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 7: «Опричнина, споры о её смысле. Последствия опричнины» | 2 | |
Контрольная работа № 4: «Россия в царствование Ивана Грозного». | 2 | |
Тема 5.2 «Смута в России начала XVII в» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. | 4 | |
Практические занятия | ||
ПА в форме ДФК | Практическая работа № 8 «Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых». | 1 |
II семестр | ||
Тема 5.3 «Россия в середине и второй половине XVII» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Городские восстания середины XVII столетия. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 9 «Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права». | 1 | |
Тема 5.4 «Политический строй России. Церковный раскол» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири. | 4 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 10 «Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. | 1 | |
Контрольная работа № 5 «Этапы становления крепостного права на Руси и его особенности по сравнению с Западной Европой». | 1 | |
Раздел 6. «Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веках» (2 часа) | 2 | |
Тема 6.1 «Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Великие географические открытия. Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Новые формы организации производства. Накопление капитала. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Развитие торговли и товарно-денежных отношений. Революция цен и ее последствия. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 11 «Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство. Революции в кораблестроении и военном деле. Совершенствование огнестрельного оружия». | 1 | |
Самостоятельная работа | 7 | |
Подготовка презентаций: «Великие географические открытия», «Возрождение и гуманизм в Западной Европе», «Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны». | ||
Раздел 7. «Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи» (14 часов) | 14 | |
Тема 7.1 «Россия в эпоху петровских преобразований» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Стрелецкое восстание. Правление царевны Софьи. Крымские походы В.В. Голицына. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Первые преобразования. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики. Социальные движения в эпоху Петра I. | 6 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 12 «Указ о единонаследии, его последствия» | 1 | |
Тема 7.2 «Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Развитие промышленности и торговли во второй четверти — конце ХVIII века. Рост помещичьего землевладения. Основные сословия российского общества, их положение. Усиление крепостничества. | 2 | |
Тема 7.3 «Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половины XVIII века» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Русско-турецкая война 1735 — 1739 годов. Участие России в Семилетней войне. Короткое правление Петра III. | 2 | |
Теоретические занятия | ||
Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение. Внешняя политика России во второй половины XVIII в. | 4 | |
Самостоятельная работа | 7 | |
- Подготовка рефератов/ презентаций: «Итоги и цена преобразований Петра Великого», «Внешняя политика Екатерины II. Присоединение Крыма», «Великие русские полководцы и флотоводцы (П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков)». | ||
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 6: «Русская культура XVIII века». | 1 | |
Раздел 8. «Становление индустриальной цивилизации» (2 часа) | 2 | |
Тема 8.1 «Промышленный переворот и его последствия» | Содержание учебного материала | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 13 Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения. Технический переворот в промышленности. От мануфактуры к фабрике. Машинное производство. Появление новых видов транспорта и средств связи. | 1 | |
Практическая работа № 14 Экономическое развитие Англии и Франции в ХIХ веке. Конец эпохи «свободного капитализма». Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. | 1 | |
Тема 8.2 «Международные отношения» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Войны Французской революции и Наполеоновские войны. Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской империи и его причины. Создание Венской системы международных отношений. Священный союз. Франко-прусская война и изменение расстановки сил на мировой арене. Колониальные захваты. Противоречия между державами. Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко-русский союз — начало образования Антанты. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 15 Восточный вопрос и обострение противоречий между европейскими державами. Крымская (Восточная) война и ее последствия. | 1 | |
Тема 8.3 «Политическое развитие стран Европы и Америки» | Содержание учебного материала | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 16 Страны Европы после Наполеоновских войн. Социально-экономическое развитие США в конце XVIII — первой половине XIX века. Истоки конфликта Север- Юг. Президент А. Линкольн. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны. Распространение социалистических идей. Первые социалисты. Учение К. Маркса. Рост рабочего движения. | 1 | |
Самостоятельная работа | 9 | |
Подготовка презентации: «Войны Французской революции и Наполеоновские войны», «Развитие западноевропейской культуры в конце XVIII — первой половине XIX века», «Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны». | ||
Раздел 9. «Процесс модернизации в традиционных обществах Востока» (2 часа) | 2 | |
Тема 9.1 «Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Китай. Япония» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Особенности социально-экономического и политического развития стран Востока. Страны Востока и страны Запада: углубление разрыва в темпах экономического роста. Значение колоний для ускоренного развития западных стран. Колониальный раздел Азии и Африки. Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран. Индия под властью британской короны. Восстание сипаев и реформы в управлении Индии. Начало превращения Китая в зависимую страну. Опиумные войны. Восстание тайпинов, его особенности и последствия. Упадок и окончательное закабаление Китая западными странами. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 17 Особенности японского общества в период сёгуната Токугава. Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи и ее последствия. Усиление Японии и начало ее экспансии в Восточной Азии. | 1 | |
Самостоятельная работа | 9 | |
Подготовка презентаций: «Индия под властью британской короны», «Япония и сёгунат Токугава», «Опиумные войны в Китае в ХIХ веке» | ||
Раздел 10. «Российская империя в ХIХ веке» (10 часов) | 10 | |
Тема 10.1 «Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 18 «Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 года и его последствия. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии» | 1 | |
Практическая работа № 19 «Отечественная война 1812 года и ее итоги». | 1 | |
Самостоятельная работа | ||
Подготовка реферата/ презентации: «Герои Отечественной войны 1812 года» | 2 | |
Тема 10.2 «Движение декабристов» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 20 «Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов». | 1 | |
Самостоятельная работа | 2 | |
Работа с учебным пособием, составление сравнительной таблицы: «Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля./ Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева». | ||
Тема 10.3 «Внутренняя политика Николая I» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос.Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Политика в области образования. Теория официальной народности (С.С. Уваров). | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 21 Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. | 1 | |
Тема 10.4 «Внешняя политика России во второй четверти XIX века» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Россия и революционные события 1830—1831 и 1848—1849 годов в Европе. Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853—1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 22 «Героическая оборона Севастополя и ее герои». | 1 | |
Самостоятельная работа | 3 | |
Подготовка реферата/ презентации: «Кавказская война. Имам Шамиль», «Герои Крымской войны 1853-1856 гг.» | ||
Тема 10.5 «Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. Контрреформы» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Разработка проекта реформы в Редакционных комиссиях. Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 23 «Итоги и следствия реформ 1860—1870-х годов». | 1 | |
Тема 10.6 «Экономическое развитие во второй половине XIX века». | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 24 «Экономические и финансовые реформы (Н.X. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства». | 1 | |
Тема 10.7 «Внешняя политика России во второй половине XIX века» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
А. М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне. Роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заключение русско-французского союза. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века. | 1 | |
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 7 «Российская империя в XIX веке». | 1 | |
Самостоятельная работа | 3 | |
Подготовка презентации: «Русско-Турецкая война 1877-1878 гг., её герои». Подготовка реферата / презентации: «Русская культура XIX века». | ||
Раздел 11. «От Новой истории к Новейшей» (10 часов) | 10 | |
Тема 11.1 «Мир в начале XX в.» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты | 1 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 25 ««Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в. Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение». | 1 | |
Тема 11.2 «Россия на рубеже XIX— XX веков» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Аграрный вопрос. Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение. Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В.М. Чернов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, П.Б. Струве). Усиление рабочего и крестьянского движения. | 2 | |
Тема 11.3 «Революция 1905—1907 годов в России» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Русско-японская война 1904 — 1905 г. Революция 1905-1907 гг. в России. Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Развитие революционных событий и политика властей. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Легальные политические партии. Опыт российского парламентаризма 1906—1917 годов: особенности парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах. | 2 | |
Самостоятельная работа | 3 | |
Подготовка сообщений/ презентации: «Русско-японская война 1904 — 1905 годов: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир», «Опыт российского парламентаризма 1906—1917 годов. П.А. Столыпин» | ||
Тема 11.4 «Первая мировая война» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Боевые действия 1914—1918 годов. Особенности и участники войны. Начальный период боевых действий (август—декабрь 1914 года). Восточный фронт и его роль в войне. Успехи и поражения русской армии. Переход к позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915—1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Боевые действия в Африке и Азии. | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 26 «Вступление в войну США и выход из нее России. Боевые действия в 1918 г. Поражение Германии и ее союзников» | 1 | |
Содержание учебного материала | ||
Теоретические занятия | ||
Особенности военных конфликтов в 20 веке: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Версальская система. Первый общий кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные. Россия в первой мировой войне. Влияние войны на общество. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Чрезвычайное законодательство. | 1 | |
Тема 11.5 «Февральская революция в России» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917г. Двоевластие. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. | 1 | |
Тема 11.6 «Приход большевиков к власти в России» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Приход к власти большевиков в России. Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. | 1 | |
Самостоятельная работа | 3 | |
Подготовка презентации: «Боевая техника Первой мировой войны», «От Февраля к Октябрю: причины и последствия революции 1917 г.», «Гражданская война 1917-1922 гг.» | ||
Содержание учебного материала | ||
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 8 «Политические партии России в начале ХХ века». | 1 | |
Раздел 12. «Между мировыми войнами» (4 часа) | 4 | |
Тема 12.1 «Международные отношения в 1920-30 годы XX века» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Запад в 30-е годы 20 века. Мировой экономический кризис и Великая депрессия. Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Антиколониальная борьба народов Азии и Африки. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Риббентропа. | 2 | |
Тема 12.2 «Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания. Кронштадтский мятеж. Политическая жизнь в 1920-е годы. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. | 1 | |
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 9. «Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия». | 1 | |
Тема 12.3 «Общественно-политическая жизнь в СССР в 20-30 годы» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя: И.В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Стахановское движение. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года. | 1 | |
Самостоятельная работа | 3 | |
Подготовка презентации: «Культура в первой половине ХХ века». Работа с конспектом и учебным пособием, интернетом. Подготовка презентации: «Итоги развития СССР в 1930-е годы». | ||
Итоговая аттестация – Дифференцированный зачет (предусмотрен, согласно учебному плану: по окончанию второго семестра) | 1 | |
III семестр | ||
Раздел 13. «Вторая мировая война. Великая Отечественная война» (16 часов) | 16 | |
Тема 13.1 «Накануне мировой войны» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Мир в конце 1930-х годов: три центра силы. Нарастание угрозы войны. Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне. | 4 | |
Тема 13.2 «Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции. Оккупация и подчинение Германией стран Европы. Битва за Англию. Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско-финляндская война, советизация прибалтийских республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941 — 1945 годах. Основные сражения и их итоги на первом этапе Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Историческое значение Московской битвы. | 6 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 27 Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Деятельность советского руководства по организации обороны страны. | 2 | |
Контрольная работа № 10 «Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года)». | 2 | |
Тема 13.3 «Второй период Второй мировой войны» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году. Военные действия в Северной Африке. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции глав союзных держав и их решения. Курская битва и завершение коренного перелома. Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы и Азии. Советский тыл в годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и культуры. Изменение положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны. Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны | 6 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 28 Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). Открытие Второго фронта в Европе. Военные операции 1945 года. Разгром Германии. Советско-японская война. | 3 | |
Тема 13.4. «Решающая роль СССР в разгроме нацизма» | Содержание учебного материала | |
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 11 Значение и цена Победы СССР в Великой Отечественной войне. | 1 | |
Самостоятельная работа | 9 | |
Работа с конспектом и учебным пособием, интернетом. Подготовка презентаций (на выбор): «Герои ВОВ», «Вклад в победу над фашизмом деятелей науки и культуры», «Военные операции 1945 года. Разгром Германии», «Советско-японская война 1945 года». | ||
IV семестр | ||
Раздел 14. «Мир во второй половине XX века» (10 часов) | 10 | |
Тема 14.1 «Холодная война» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность. Раскол антифашистской коалиции. Начало «холодной войны». Формирование двухполюсного (биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД. Особая позиция Югославии. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений. | 2 | |
Тема 14.2 «Ведущие капиталистические страны» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Превращение США в ведущую мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США. Развитие научно-технической революции. Основные тенденции внутренней и внешней политики США. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ. Падение авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции. Особенности развития Японии | 2 | |
Тема 14.3 «Страны Восточной Европы» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Страны Восточной Европы после Второй мировой войны. Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства. Копирование опыта СССР. Создание и деятельность Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление. | 2 | |
Содержание учебного материала | ||
Практические занятия | ||
Практическая работа № 29 «Экономическое и политическое развитие социалистических государств в Европе в 1960 —1970-е годы. Попытки реформ. Я. Кадар. «Пражская весна». Кризисные явления в Польше». | 2 | |
Содержание учебного материала | ||
Теоретические занятия | ||
Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века. Объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах. «Шоковая терапия» и социальные последствия перехода к рынку. Восточная Европа в начале ХХI века. | 2 | |
Тема 14.4 «Крушение колониальной системы» | Содержание учебного материала | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 30 «Кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм». | 1 | |
Содержание учебного материала | ||
Теоретические занятия | ||
Разрушение колониального мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока. Китай в числе победителей. Национально-освободительная борьба в японской «сфере сопроцветания» и ее последствия в бассейне Тихого океана. Освобождение Индии. Ближневосточный конфликт. | 2 | |
Самостоятельная работа | 4 | |
Подготовить реферат/ презентацию: «План Маршалла», «Международные конфликты и кризисы в 1950-1960-е годы» | ||
Раздел 15. «Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы» (10 часов) | 10 | |
Тема 15.1 «СССР в послевоенные годы» | Содержание учебного материала | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 31 «Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР». | 1 | |
Теоретические занятия | ||
Конверсия, возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Голод 1946 года Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Власть и общество. Репрессии. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов. | 2 | |
Тема 15.2 «СССР в 1950-х — начале 1960-х годов» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Перемены после смерти И. В. Сталина Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Достижения в промышленности. Ситуация в сельском хозяйстве. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма Социальная политика; жилищное строительство. Усиление негативных явлений в экономике. Выступления населения. | 4 | |
Тема 15.3 «СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева. Л. И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском хозяйстве. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика. Социальная политика, рост благосостояния населения. Причины усиления недовольства. | 4 | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 32 «Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты». | 1 | |
Тема 15.4 «СССР в системе международных отношений во второй половине 1960-х — 1980-х годов» | Содержание учебного материала | |
Практические занятия | ||
Практическое занятие № 33 «СССР в системе международных отношений. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности. Участие СССР в военных действиях в Афганистане». | 2 | |
Самостоятельная работа | 6 | |
Подготовить рефераты/ презентации: «Оттепель», «СССР в период «застоя»». «Афганская война» Написать эссе «Достижения и просчеты эпохи «застоя». | ||
Раздел 16. «Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков» (8 часов) | 8 | |
Тема 16.1 «Формирование российской государственности» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
М.С. Горбачев, эпоха «перестройки». Распад Советского Союза и ОВД. Изменения в системе власти. Б.Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б.Н. Ельцина | 2 | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 34 «Распад СССР и его последствия». | 2 | |
Самостоятельная работа | 4 | |
Подготовить реферат/ презентацию: «Чернобыльская АЭС», «Распад СССР – создание СНГ», «Чеченские войны 90-х годов ХХ века», «Конституция новой России 1993 года» | ||
Тема 16.2 «Россия в 2000 – 2020 годах» | Содержание учебного материала | |
Практические занятия | ||
Практическая работа № 35 «Деятельность Президента России В.В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века. Роль государства в экономике». | 2 | |
Теоретические занятия | ||
Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Разработка и реализация планов дальнейшего развития России. Присоединение Крыма в 2014 г | 2 | |
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 12 «Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века. Роль государства в экономике». | 1 | |
Самостоятельная работа | 2 | |
Подготовить презентацию: «Президент России В.В. Путина», «Государственные символы России», «Приоритетные национальные проекты», «Политические лидеры и общественные деятели современной России» | ||
Тема 16.3 «Международные отношения на рубеже ХХ – XXI веков» | Содержание учебного материала | |
Теоретические занятия | ||
Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 года. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Достижения и противоречия культурного развития. | 4 | |
Практические занятия | ||
Контрольная работа № 13 «Российская Федерация на рубеже ХХ — ХХI веков». | 1 | |
Самостоятельная работа | 5 | |
Подготовить рефераты/ презентации: «Многообразие стилей художественной культуры. Достижения и противоречия культурного развития в начале XXI века», «Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества в начале XXI века», «Решение задач борьбы с терроризмом в начале XXI века». | ||
Итоговая аттестация – Дифференцированный зачет (предусмотрен, согласно учебному плану: по окончанию четвертого семестра) | 1 | |
Занятий на уроках: | 124 | |
Практические занятия: | 62 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: | 81 | |
Всего: | 267 |
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5.1.Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Для реализации программы предмета имеется учебный кабинет «Кабинет истории, обществознания, права» с обеспечением свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета «История» входят:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- ЖК панель, телевизор, DVDплеер.
Дидактический материал:
- схемы;
- тесты;
- инструкции для выполнения практических работ.
- комплекты контрольно-измерительных материалов, тестовых заданий, контрольных работ;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Электронные материалы:
- мультимедиа презентации;
- презентации к урокам.
5.2. Информационное обеспечение учебного предмета.
Список литературы
Для студентов
- Артемов, В. В. История: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия» , 2018. – 352 с. : ил.
- Артемов, В. В. История: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия» , 2018. – 400 с.
- Сахаров, А. Н. История. С древнейших времен до конца ХIХ века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1 / А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 448 с. : ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Сахаров, А. Н. История. Конец ХIХ - начало ХХI века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1 / А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М.: ООО «Русское слово – учебник », 2019. – 448 с. : ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
Для преподавателей
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84- ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — с. 10 — 124.
- Интернет-ресурсы:
- Библиотекарь.Ру (Библиотекарь Точка Ру) – бесплатная интернет-библиотека. Книги, статьи, документы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. [Электронный ресурс] – 2006-2020. Режим доступа : www.bibliotekar.ru.
- Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс] – 1997-2020. – Режим доступа : www.krugosvet.ru.
- Сайт «Милитера» («Военная литература»). [Электронный ресурс] – 2001. – Режим доступа : http://militera.lib.ru/ .
- Историк – общественно-политический журнал «Historicus». »). [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://historicus.ru/ .
- Сетевое издание «Электронный научно-исторический журнал «Родина» (16+). [Электронный ресурс] : Учредитель: ФГБУ «Редакция «Российской газеты» / главный редактор: В. А. Фронин. –2015. – Режим доступа : https://rg.ru/rodina/ .
- Сайт «Революция и Гражданская война» – мультимедийная библиотека материалов о важнейших событиях отечественной истории конца 19 и начала 20 веков: революции и гражданской войне. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.rusrevolution.info/ .
Материально-техническое обеспечение.
- Оборудование учебного кабинета (рабочее место преподавателя (стол, стул); рабочие места обучающихся (ученические столы и стулья, доска); книжные шкафы; компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор, экран).
- Нормативная и учебно-методическая документация (ФГОС по профессиям, примерная программа, рабочая программа, ФОС).
- Учебно-методические материалы (требования и рекомендации по изучению теоретического материала; дидактические материалы по обеспечению аудиторных занятий; перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы; материалы для организации внеаудиторной самостоятельной работы (учебные пособия, электронные средства обучения, методические разработки по отдельным темам)).
- Средства контроля (материалы по аттестации (требования к допуску, критерии оценок); комплект оценочных средств для текущего контроля по темам, для промежуточной аттестации, для итоговой аттестации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя истории и обществознания Шайгуманова Ш.А. на 2017-2022 год
Планирование и анализ деятельности играет важную роль в профессиональной деятельности педагога....
Рабочие программы по истории России на 2021- 2022 учебный год
рабочие программы по истории России на 2021- 2022 учебный год...
рабочая программа по истории 9 класс 2021-2022 уч. год
Рабочая программа по ситории для 9 класса в 2021-22 учебном году...
Календарно-тематическое планирование по предмету "История России и всеобщая история", класс 6, на 2021-2022 учебный год
Данное календарно-тематическое планирование предназначено для 6 класса по предмету "Истоия России и всеобщая история", на 2021-2022 учебный год, количество часов в неделю -2....
Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа "История" ФГОС 2022 5 класс
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения ...
Анализ работы ШМО учителей истории за 2022 - 2023 учебный год
Анализ работы ШМО учителей истории за 2022 - 2023 учебный год...