Сценарий открытого бинарного урока по теме «Культура СССР в годы Великой Отечественной войны 1940 – 1950 гг.: советская литература о ВОВ»
методическая разработка по истории (10 класс)
На примере произведений М. Шолохова "Они сражались за Родину" и "Судьба человека" исследуется история Великой Отечественной войны. а также нравственно-психологические истоки героизма советского человека. В материале разработки используются фрагменты художественных фильмов, снятых по указанным литературным произведениям, и рассматривается особая роль кинематографа как средства оптимизации познавательного процесса и формирования патриотических качеств личности. В практической части урока предлагается приложение с иллюстрациями и заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый бинарный урок по истории и литературе | 549 КБ |
Предварительный просмотр:
БИНАРНЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ
27 марта 2023 г СИТ, г. Оха
ТЕМА: «Культура СССР в годы Великой Отечественной войны 1940 – 1950 гг.: советская литература о ВОВ»
(на примере произведений М.А.Шолохова
« Судьба человека», « Они сражались за Родину»)
Бинарный урок - одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока (или внеклассного мероприятия). Урок по теме ведут два (или несколько) педагогов.
Цели бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, умений и навыков; дать обучающимся возможность увидеть результаты своей деятельности.
Задачи бинарного урока - интегрирует знания из разных областей; служит средством повышения мотивации к изучению предметов; расширяется кругозор у учащихся и педагогов; развивает аналитические способности и изобретательность.
Особенности бинарного урока - исследование проблемы одного учебного предмета находит отражение в другом; не может применяться часто, т.к. сложен при подготовке.
Группы Э1 и 15 (первый курс)
Преподаватель литературы и русского языка: Беляева Марина Сергеевна
Преподаватель истории и обществознания: Сергеева Александра Юрьевна
Тема войны в русской литературе остается актуальной, потому что немало испытаний выпало на долю нашей страны: борьба с иноземными захватчиками в 12-15 веках, Смутное время 17 века, Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Гражданская война, Великая Отечественная. Эта тема и по сей день не отпускает писателей.
Когда В.П. Астафьева спросили о том, что бы ему хотелось видеть в литературе о войне, он неизменно отвечал: «Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, без которой нельзя понять смысл подвига советского солдата».
Видеоролик «Враги сожгли родную хату»(хроника военных лет, 3 минуты)
Преподаватель: АЮ Что вы понимаете под духовной жизнью общества?
(работа с раздаточным материалом, беседа)
Сформулируем тему урока: «Культура СССР в годы Великой Отечественной войны 1940 – 1950 гг.»; (М.А.ШОЛОХОВ « Судьба человека», « Они сражались за Родину»)
Цели и задачи урока:
- формирование понимания роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества
и роли советского (русского) народа в достижении Победы;
- формирование у обучающихся сознания необходимости защищать свое Отечество;
- воспитание таких ценностей, как долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины,
национальное самосознание.
На доске: Цели урока для обучающихся
- познакомиться с фрагментами неоконченного романа Шолохова;
- определить смысл названия романа;
- выявить художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого
русского солдата, сражающегося на войне;
- раскрыть нравственно-психологические истоки героизма и патриотизма воинов;
- подготовиться к написанию рассказа - очерка.
Основные термины (на доске): Русский народ, русская литература, интеллигенция, социалистический реализм, «железный занавес», цензура, идеология, патриотизм, отечество, честь, долг, рассказ, очерк, повесть, роман и др.
Методы и средства: Применение на уроке истории и литературы фрагментов художественных
и документальных фильмов как средство оптимизации познавательного процесса.
Использование на уроке кинофильмов имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
- возможность обеспечить визуальное восприятие информации;
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения (качественное использование учебных фильмов оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей, направляет мысль обучающихся на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, законов);
- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать обучающихся. И развиваются коммуникационные способности обучающихся (умение вести дискуссию, аргументированно представлять свою позицию).
Планируемые результаты:
- предметные: понимать связь литературных произведений с исторической эпохой их написания, авторскую позицию и способы её выражения, анализировать и интерпретировать художественный текст, сравнивать литературные произведения, вести диалог, отвечая на проблемные вопросы, создавать устные и письменные монологические высказывания;
- метапредметные: самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с разными источниками информации, понимать проблему, уметь выдвигать гипотезу, выделять причинно- следственные связи, формулировать выводы.
Виды учебной деятельности:
- репродуктивная: краткий пересказ эпизодов, осмысление характеров героев, ответы на вопросы;
- продуктивная творческая: создание устного и письменного монологического высказывания;
- поисковая: индивидуальные сообщения обучающихся, установление ассоциативных связей художественных текстов с историческим временем, комментированное чтение эпизодов, подбор цитат из текстов литературных произведений;
- исследовательская: сравнительный анализ литературных произведений.
Оборудование и материалы: раздаточный материал, проектор, экран, компьютер (для
демонстрации презентационных материалов); иллюстративный (наглядный) материал на стендах; аудио-, видео- материалы, презентация; телефон с фотокамерой для отражения отчетных материалов.
Преподаватель: МС
- познакомить обучающихся с фрагментами неоконченного романа Шолохова;
- определить смысл названия романа;
- продолжить обучение навыкам анализа художественного текста путем выявления
художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата,
сражающегося на войне;
- формировать гражданские чувства через раскрытие нравственно-психологических истоков
героизма и патриотизма воинов;
- вызвать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны;
- подготовить обучающихся к написанию эссе о герое Шолохова Николае Стрельцове.
Преподаватель: АЮ
История и литература – предметы, прежде всего, нравственно-этического характера и их задача – воспитывать через сопереживание участникам исторического процесса или литературного произведения. Частично решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых ИКТ технологий.
Кино, как и другие вспомогательные дидактические материалы, служит важным средством в работе преподавателя, особенно действенным ввиду его визуальной наглядности, зрелищности, образности. Ведь не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Документальное и художественное кино подтверждает эту народную истину.
Преподаватель: АЮ Прошло уже 78 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью человеческой. Война навечно останется в памяти людей, переживших её, и, конечно, в памяти их потомков
Читает стихотворение Тулаева Валерия
С чего начинается память?
А если с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых,
А если с недетского знания- как
Живое становится мертвым?
И в пять, и в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память.
Преподаватель: МС На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.
Сегодня мы с вами будем говорить о произведениях М.А.Шолохова. — Мы посмотрим на войну глазами Михаила Шолохова, который «…видел эти дотла сожженные станицы, хутора, села, деревни, города, видел опустошение, безлюдье». И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым штыком.
Студент (Рассказова Александра) Шолохов - замечательный русский писатель. Список наград М.А.Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской но и в мировой культуре. М.А.Шолохов академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965). Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахаленок» , «Судьба человека» и других, романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». М.А.Шолохов своим творчеством откликнулся на все самые драматические события ХХ века, которые происходили в нашей стране. Да и не могло быть иначе, так как сам писатель – плоть от плоти народной – был на просто их свидетелем, но и активным участником. Желание « показать наш народ, истоки его героизма» подвигли писателя на создание крупного эпического произведения о Великой Отечественной войне.
Студент (Титова Юлия) рассказывает о работе М. Шолохова в годы войны (презентация)
Преподаватели: (Марина Сергеевна, Александра Юрьевна)
Роман М. А. Шолохова «Они сражались за Родину», над которым автор начал работать в 1943 году и к которому вновь и вновь обращался вплоть до 1969 года. К сожалению, этот последний его роман остался незавершенным. Но и написанные главы романа помогают нам постичь суровую правду войны, величие духа её участников. С его фрагментами мы сегодня и познакомимся. Писатель так говорил о своём замысле: «Сейчас пишу роман "Они сражались за Родину". В нём мне хочется показать наших людей, наш народ, истоки его героизма...». - Зная содержание произведения, попытайтесь определить тему произведения. Что показывает автор для раскрытия темы романа? (В книге изображена судьба народа в годы военных испытаний. Раскрывая тему, писатель показывает простого русского человека, сражающегося на войне, рисует путь его на войне, выявляет истоки его героизма.) - Как это содержание нашло отражение в названии романа? Ребята отмечают, что каждое слово в названии приобретает особый смысл, несёт важную смысловую нагрузку. ОНИ - это и есть те солдаты, которые спасли своё Отечество; СРАЖАЛИСЬ - прошли свой путь на этой войне; РОДИНА, любовь к ней - то, что питало их силы и помогало выстоять в годину испытаний. - Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои произведения. - Шолохов писал: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 г сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины». А в какие художественные образы трансформируется этот символический русский Иван в романе? Обучающиеся называют главных героев: Стрельцова, Лопахина, Звягинцева. - Чем запомнились вам эти герои? Краткие черты этих героев вы можете выделить? - Какие качества объединяют этих людей? (Любовь к Родине, ненависть к врагу, мужество, героизм, выносливость, взаимовыручка, чувство юмора и т.д.) А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПРОСЛЕДИМ, КАКИМ ШОЛОХОВ РИСУЕТ ПУТЬ ГЕРОЕВ РОМАНА НА ВОЙНЕ? КАК ПОКАЗЫВАЕТ КАРТИНЫ ГЕРОИЧЕСКИХ СРАЖЕНИЙ? Видеофрагмент из к/ф «Они сражались за Родину», Знамя… Преподаватель: АЮ рассказ о Сталинградской битве…., о приказе № 227 «Ни шагу назад!», (использование Приложения 1 , 2) Преподаватель: МС - Когда и где сражались герои романа? -Что предшествует событиям, изображённым в военных главах романа? (Было пять дней боёв за хутор Сухой Ильмень, после которых от полка осталось 117 человек.) - Что ждет героев впереди? (Тех, кто из этих боёв выйдут живыми, ещё ждёт Сталинградская битва.) - Какой временной промежуток занимают описанные в романе военные события? (Книга по времени охватывает несколько недель лета 1942 года, но подробно описано 4 дня.) - Что заставляет Стрельцова самовольно покинуть госпиталь? (Стремление защищать свою Родину, сражаться в общем строю: «Полк был в очень тяжелом положении, вас оставалось немного… как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому») - В этом эпизоде есть важная деталь, выдающая чувства, охватившие Лопахина. Как вы думаете, что это за деталь. («…большая светлая слеза» Лопахина, упавшая на самокрутку, выдает его чувства – «гордость за человека, любовь и восхищение». Но солдат должен скрывать сентиментальные чувства: Лопахин не поднимая головы, сворачивает новую папироску из обрывка почерневшей на сгибах газеты) | |
Преподаватель: МС
Рисуя русских солдат, автор всеми средствами передаёт восхищение красотой и силой героев, сохранивших на войне «душу живую». Шолохов любит своих героев и хочет, чтоб и мы их тоже полюбили, поэтому нет среди них таких, которые вызывали бы неприязненное чувство.
Одним из таких солдат был
Андрей Соколов, главный герой рассказа « Судьба человека».
Знакомство с творческой историей рассказа ...
В 1946 году у разлившейся степной речушки Шолохов заметил мужчину, который вел за руку мальчика. Путники подошли к Шолохову, и мужчина, приняв его за своего брата-шофера, рассказал о своей судьбе. Писатель находился в большом волнении: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Однако для написания рассказа потребовалось 10 лет. В канун 1957 года в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека».
Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. И подлинно: объем совсем невелик, а содержание в нем вместилось – впору доброму роману, с захватом в полном смысле эпическим…
«Пожалуй, главное здесь – любовь к людям, сердце, которое ранит чужая боль, которое страстно хочет людям счастья и потому так бьется, чутко отзываясь на все – тяжелое и радостное – что несет с собой жизнь…– писал критик. – Во всех испытаниях, посылаемых судьбой, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца».
Впервые рассказ был опубликован в газете «Правда» и сразу же разгорелись споры по поводу его названия. Даже появилась статья в журнале «Наука и религия», где автор связывал слово судьба с религиозными представлениями.
Видеофрагмент из к/ф «Судьба человека»
Преподаватель: МС
В качестве домашнего задания вам было задано прочитать историю жизни Андрея Соколова. Давайте послушаем, что вы запомнили. (Преподаватель спрашивает на оценку двух человек. Первого – что известно до войны о герое, второго, что известно после того, как Соколов построил дом).
-Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?
Автор пользуется особым композиционным приемом - рассказ в рассказе. Сюжет произведения включает рассказ Андрея Соколова о своей судьбе. Исповедь главного героя позволяет не только проследить за событиями его жизни но и увидеть их его глазами, понять его переживания, осмыслить его собственную оценку, совершенных им поступков
-Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Как жил герой до войны? В чем он видит свое счастье?
В небольшом рассказе прослеживается вся его жизнь: небогатая событиями довоенная жизнь, участие в гражданской войне, работа на заводе, женитьба, дети, уход на фронт. Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о семье. В небогатой, но вполне устроенной жизни он видит простое человеческое счастье. «Чего еще надо? Дети кашу едят с молоком, крыша есть над головою, одеты, обуты стало быть, все в порядке».
- Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений.
* Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял(а)….
* Рассказ Шолохова заставил меня задуматься ….
* Почему произведение названо «Судьба человека», а не « Судьба Андрея Соколова»?
(потому что, на примере Андрея была показана судьба многих людей)
На примере Андрея Соколова, и его участи, и стечении обстоятельств жизни Шолохов описал русского человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа всего народа.
Видеоролик «9 мая. Жизнь за Победу!» (3 минуты)
Преподаватель: АЮ Итоги развития культуры в годы ВОВ:
были разрушены более 80 тысяч школ, сотни вузов, разграблено 430 музеев, среди которых были дома-музеи Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, А.С.Пушкина в Михайловском, И.С.Тургенева в Спасском-Лутовинове и др. В результате бомбардировок пострадали древние города Новгород и Псков, Смоленск, Вязьма, Киев и др., громадный ущерб был нанесён Ленинграду и Сталинграду.
По мере освобождения оккупированных территорий началось восстановление учреждений культуры, однако многое было потеряно безвозвратно. Более тесным стало культурное общение наций и народностей СССР, люди знакомились с национальной культурой народов СССР в эвакуации и на фронте. Возрос общественный интерес к историческому прошлому Родины, памятникам и достижениям культуры, к выдающимся историческим личностям.
Укрепился международный авторитет советской культуры, расширились культурные связи со странами Антигитлеровской коалиции. Культура в годы войны усиливала патриотический подъём народа и была эмоциональной разрядкой, необходимой народу в условиях военной и трудовой мобилизации и жесткого бытового самоограничения.
Практикум: устная работа на уроке, участие в обсуждении образов русского человека и страны в целом; знакомство с творческим наследием советской культуры периода ВОВ.
Домашнее задание: написать ЭССЕ о герое Шолохова Николае Стрельцове.
Дать развернутый письменный ответ на вопрос:
Какие исторические события могли повлиять на развитие культуры в 1940- 1950 гг.?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура в годы Великой Отечественной войны
Урок нацелен на осознание важности духовного начала в Победе нашего народа над фашизмом. Большое внимание уделяется роли деятелей искусства в военные годы. Интегрированный с литературой. Урок можно со...
Культура в годы Великой отечественной войны. (технологические карты к урокам)
Технологические карты к модулю "Великая Отечественная война" по теме "Культура в годы войны". Главная цель уроков показать значение тыла, деятелей культуры в приближение Великой победы, доказать, что ...
Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".
Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....
Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»
Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...
Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»
Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...
План-конспект урока «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Урок разработан на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 21.07.2015 г.), в соответ...
Приложение к сценарию открытого бинарного урока по теме «Культура СССР в годы Великой Отечественной войны 1940 – 1950 гг.: советская литература о ВОВ»
В приложении сформирован иллюстративный и дидактический материал к уроку...