Культура в годы Великой отечественной войны. (технологические карты к урокам)
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Холматова Наталия Олеговна

Технологические карты к модулю "Великая Отечественная война" по теме "Культура в годы войны". Главная цель уроков показать значение тыла, деятелей культуры в приближение Великой победы, доказать, что "из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд". Представлен материал по разным направлениям культуры в годы войны: вклад в Победу поэтов-песенников, писателей, художников, скульпторов, музыкантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pechati_karty_uroka.doc114 КБ
Microsoft Office document icon dlya_pechati_karty_uroka.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая   карта  к уроку: введение

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Тема урока:

                                                                           Введение

Цель: Углубить знания учащихся  о Великой Отечественной войне;

способствовать духовному развитию личности учеников;

обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели спецкурса.

Проблема урока: Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22, 6 тыс. танков к концу  года  осталось 2,1 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов – 2,1 тыс., из 113 тыс. орудий и минометов – около 12 тыс. Советский человек решил и эту, и другие проблемы фронта и тыла. Почему?

Дидактическое обеспечение:

 Учебник  История  России XX – начало XXI века/А.А. Данилов, Л, Г.Косулина, М.Ю.Брант; видеофильм «Великая Отечественная война1941-1945гг»

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

  1. Уметь объяснить понятие «отечественная война», раскрыть причины победы советского народа в войне.
  2. Знать хронологию событий Великой Отечественной войны.
  3.  Знать выдающиеся личности героев фронта, тыла, партизанского движения в годы Великой отечественной войны.
  4. Уметь оценить выступление одноклассника
  1. Стимулировать познавательную активность учащихся посредством использования материалов и документов эпохи.
  2. Помочь раскрытию отечественного характера войны на примере работы тыла.
  3. Познакомить учащихся со структурой курса, с критериями оценивания выполнения самостоятельных творческих работ.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

 Война, оборона, коренной перелом, партизанское движение

Совет по эвакуации, Отечественная война, труженики тыла

Домашнее задание: опережающее задание: подобрать материал о работе тыла в Ульяновской области.

Технологическая   карта  к уроку №1

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной  войны»

Тема урока:

«Все для фронта, все для победы»

Цель: показать трудовой подвиг народа;

воспитание чувств патриотизма на краеведческом материале; продолжить развитие исследовательских умений при работе с источниками.

Проблема урока: Сегодня труженики тыла приравнены в правах с участниками боевых действий.  Почему?

Дидактическое обеспечение:

Учебник  История  России XX – начало XXI века/А.А. Данилов, Л, Г.Косулина, М.Ю.Брант, тексты-извлечения из документов «Из выступления по радио И.В. Сталина 3 июля 1941г», «из дневников тружеников тыла».

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

1. Провести самопроверку заданий по входному контролю, определить темы, необходимые для детального изучения.

2. Изучить извлечения из выступления по радио И.В. Сталина 3 июля 1941г (составление тезисов)

3. Определить значение идеологической и моральной поддержки тружеников тыла, для приближения победы.

  1. Составить представление о разнообразных направлениях работы людей в тылу : составить таблицу «Направления работы  тыла»
  2. Уметь аргументированно высказывать свое мнение.

1. Провести входной контроль.

2. Организовать работу с документом (извлечения из выступления по радио И.В. Сталина 3 июля 1941г»).

3. Организовать методическое сопровождение анализа фактических и статистических данных работы в тылу. (Приведите примеры работы тыла Ульяновской области).

  1. Оказать содействие при составлении учащимися конспекта «Тыл – надежная опора » и таблицы «Направления работы  тыла»   (На основе работы с учебником и сообщения учителя).
  2. Организовать диалог по проблеме: а) Сегодня труженики тыла приравнены в правах с участниками боевых действий. Каково ваше отношение к данному решению?  б). А.  Недогонова сказал: «из одного металла льют, медаль за бой, медаль за труд»? Вы согласны?

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Война, тыл, отечественная война

Депортация, эвакуация, патриотизм

Домашнее задание: подготовиться к работе с тестами

 Технологическая   карта  к уроку № 3

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Тема урока:

«Песния тоже может разить врага, как любое оружие»

Цель: Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.

Задачи:

- Развитие эмоциональной сферы, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее.

- формирование нравственно – эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины.

Проблема урока:

Актуально ли сегодня высказывание А. Луначарского «Когда люди перестают петь, они перестают жить»?  

Дидактическое обеспечение:

                                                    Сборники текстов песен военных лет

Целеполагание для ученика ( после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

1. Знать, что в музыкальном искусстве передается положительный духовный опыт поколений.

2. Определить роль песни в годы войны

3. Уметь составить план ответа на вопрос: «Песня тоже может разить врага, как любое оружие»

4. Уметь работать в группах

5.Провести сравнение лирических и патриотических и героических военных песен (постараться составить линии сравнения самостоятельно)

6. Уметь оценить сообщение одноклассника.

1. Проверить  домашнее задание (тесты)

2. Организовать работу по изучению истории создания песен военных лет.

3. Оказать содействие в понимании смысла содержания песен при прослушивании записей: «Священная война», «Темная ночь», «В землянке», «Катюша».

4. Организовать работу в группах:  1-я группа подбирает песни  о героизме; 2-я – о  патриотизме; 3-я – о солдатской дружбе.

 5. Способствовать усвоению учащимися алгоритма составления сравнительной таблицы, плана.

6. Оказать содействие в объективном оценивании выступлений одноклассников.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

 Война, культура, музыкальное искусство : сражающееся искусство, патриотическое содержание искусства.

Концертные бригады, конкурс солдатской песни, А.Александров «Священная  война»

Домашнее задание: Подготовить реферат: «История создания военной песни» (по выбору).

Технологическая   карта  к урокам   № 4-5

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Тема урока:

«Симфония мужества»

Цель: 1. Познакомить учащихся с историей создания Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

          2. Исследовать музыкальные приемы отображения эпизодов Великой Отечественной войны в Седьмой симфонии.

3. Способствовать духовному воспитанию школьников.

4. Формировать исследовательские навыки при работе с музыкальным произведением, доказывать свою точку зрения.

Проблема урока:

Американский поэт  К. Сандберг, обращаясь к Д. Шостаковичу, писал: «Миллионов людей в Америке слушали ваше музыкальное повествование, написанное кровью  сердца». Давайте попытаемся, работая с авторским пояснением к Седьмой симфонии и слушая великую музыку, найти доказательства словами американского поэта.

Дидактическое обеспечение, оборудование:

  1. Видеофильм «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.»
  2. Иллюстративный материал о блокадном Ленинграде.
  3. Портрет Д. Шостаковича.
  4. 4. Фрагменты Седьмой симфонии

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

  1. Знать историю создания Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, величие духа музыкантов в блокадном Ленинграде.  
  2. Уметь сопоставлять исторические факты с их музыкальным воплощением.
  3. Уметь выделить особенности отображения в музыке эпизодов войны.
  4. Уметь высказывать свою точку зрения по изучаемой проблеме

1. Организовать работу  по составлению конспекта лекции и просмотра фрагментов видеофильма «Великая Отечественная война»

2. Организовать диалог учащихся о сущности жизни блокадного Ленинграда

3.Способствовать формированию у учащихся  умения сопоставлять исторические факты с их музыкальным воплощением, отвечая на вопросы, какие  исторические образы навеяли вам музыкальные  фрагменты? Каких героев  Великой Отечественной войны  вы вспомнили?

4.Способствовать развитию чувства патриотизма, гордости за героических соотечественников, разбирая вопрос: как и почему пришла к нам Победа.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Война, музыкальная культура

Седьмая симфония Шостаковича, блокадный Ленинград

Домашнее задание: Написать эссе: 

         Согласны ли вы с мнением газеты «Дейли уоркер»: «Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа – непобедима».

 Технологическая   карта  к урокам № 6-7

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Тема урока-исследования

«Литература военных лет»

        Цель: исследовать литературные приемы отображения эпизодов Великой Отечественной войны;

Способствовать духовному развитию школьников;

Формировать исследовательские навыки при работе с литературными произведениями, доказывать свою точку зрения.

Проблема урока:

 В   годы   войны  выдающиеся писатели создают свои лучшие произведения «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Дни и ночи» К. Симонова,  пишут стихи О. Берггольц и Муса Джалиль… Почему в годы тяжелых испытаний находилось место искусству?

Дидактическое обеспечение, оборудование:

Мультимедиа, сборники стихов, литературные произведения  

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

  1. Знать произведения   литературы периода Великой Отечественной  войны, их авторов. Уметь раскрыть основное содержание произведения.
  2. Уметь представить собственное сообщение по теме. (Написать стихотворение «Эхо войны».
  3. Определить роль  литературы  в подъеме патриотического духа населения страны.

     4.Уметь работать в группе.

   5. Уметь оценить работу одноклассников

  1. Формировать у учащихся исследовательские, коммуникативные компетенции.
  2. Прививать уважение и любовь к произведениям литературы  Великой Отечественной  войны.
  3. Развивать культурный потенциал учащихся.
  4. Организовать работу в учебных группах:1-я - изучает поэзию военного времени, готовит сообщение (краткое) о Константине Симонове, Александре Твардовском, Алексее Суркове, Ольге Берггольц. 2-я - знакомится с творчеством молодых лириков, отдавших свои жизни за Родину (Муса Джалиль, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров).3-я - изучает творчество Михаила Исаковского, Николая Тихонова
  5. Способствовать раскрытию учащимися значения деятельности поэтов и прозаиков в годы войны через организацию диалога по вопросу, какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии?

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

 Война ,  культура , искусство

Произведения: А.Корнейчук «Фронт», А.Твардовский «Василий Теркин» и др.

Домашнее задание: 1. Напишите стихотворение на тему «Эхо войны».

2. Подготовить реферат: «Отражение событий Великой Отечественной войны в произведениях прозаиков» (по выбору).

 Технологическая   карта  к урокам № 8-9

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Тема урока-лекции со «стопами»:

«Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны»

Цели:

  1. Углубить знание учащихся о Великой Отечественной войне через произведения изобразительного искусства, показать вклад художников в приближении победы над врагом.
  2. Способствовать духовному развитию личности учащихся.

     3.Продолжить развивать исследовательские умения при работе с произведениями изобразительного искусства.

Проблема урока: Докажите, что «художник – ухо, око и сердце страны, он голос своей эпохи» (М. Горький). 

Дидактическое обеспечение, оборудование:

Мультимедиа, репродукции плакатов, картин, скульптур, презентация

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

  1. Знать о вкладе художников в приближении победы над врагом, о роли  живописи и скульптуры  в подъеме патриотического духа народа.
  2. Уметь устанавливать причинно – следственные связи; высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  3. Знать произведения   художников периода Великой Отечественной  войны, их авторов. Уметь раскрыть основное содержание картин, плакатов.
  4. Уметь представить собственное сообщение по теме, оценить работу одноклассника.

1.Формировать у учащихся исследовательские, коммуникативные компетенции через работу с художественными произведениями.

2. Прививать уважение и любовь к произведениям искусства, созданные в годы    Великой Отечественной  войны.

3. Организовать диалог по вопросу, почему плакат – острое идеологическое оружие?

     4.Развивать культурный потенциал учащихся.

  1. Способствовать раскрытию учащимися значения деятельности художников в годы войны.
  2. Способствовать духовному развитию личности учащихся через понимание тезиса, что плакаты, картины, скульптуры военных лет наглядно показывают нам, что война – это страшная народная трагедия.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

 Война,  культура, искусство

Кукрыниксы «Таня», С. Герасимов «Мать партизана», И.Тоидзе «Родина мать зовет», др.

Домашнее задание: Творческая работа

1.Подготовить реферат: «История создания картины в годы войны» (по выбору)

  1. На какую тему вы бы могли предложить плакат сегодня? Как бы вы его назвали? Нарисуйте свой плакат

Технологическая   карта  к итоговым урокам

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Вид занятия – круглый стол

Тема: «А музы не молчали!»

                                                                Количество часов – 3

        Цели:

  1. Вместе с учащимися осмыслить трагизм  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.
  2. Закрепить полученные знания о роли искусства в годы войны.
  3. Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, неприятия зла.
  4. Развитие умения высказывать свою  точку зрения и отстаивать ее, уважать противоположное мнение.

Проблема:        Представляя и защищая ваши творческие работы, докажите, что «Искусство чувствует за всех, грустит со всеми, оно неиссякаемый источник любви и правды, справедливое, как солнце». (М. Горький).

Дидактическое обеспечение, оборудование:

  1. Презентации, подготовленные учащимися.
  2. Репродукции плакатов и  картин военного времени.
  3. Выставка книг, написанных в годы войны.
  4. Записи песен военных лет.

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

1.Знать произведения   культуры периода Великой Отечественной  войны, их авторов. Уметь раскрыть их основное содержание

2.Уметь представить  и защитить творческую работу

  3.Уметь определить роль  культуры   в подъеме патриотического духа населения страны. Защита портфолио

     4.Уметь составить отзыв об индивидуальной и групповой  работе во время изучения курса.

         1.Способствоать созданию творческой атмосферы итоговых занятий.

2.Организовать диалог по высказыванию поэта С. Прокофьева: «Кисть художника, слово поэта, музыкальный образ композитора – все устремлено к полям сражений».

3.Организовать представление и защиту творческих работы  учащихся (коллаж, презентации по теме  «А музы не молчали!»).

4.Организовать подведение итогов изучения курса через  представление и защиту портфолио.

        5. Рефлексия:

1.  что нового я узнал о Великой Отечественной войне? 

2.Что для вас было сложным в изучении курса?

3.Каие формы работы вы предпочитаете при изучении данного курса?



Предварительный просмотр:

 Технологическая   карта  к уроку: введение

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Тема урока:

                                                                           Введение

Цель: Углубить знания учащихся  о Великой Отечественной войне;

способствовать духовному развитию личности учеников;

обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели спецкурса.

Проблема урока: Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22, 6 тыс. танков к концу  года  осталось 2,1 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов – 2,1 тыс., из 113 тыс. орудий и минометов – около 12 тыс. Советский человек решил и эту, и другие проблемы фронта и тыла. Почему?

Дидактическое обеспечение:

 Учебник  История  России XX – начало XXI века/А.А. Данилов, Л, Г.Косулина, М.Ю.Брант; видеофильм «Великая Отечественная война1941-1945гг»

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

  1. Уметь объяснить понятие «отечественная война», раскрыть причины победы советского народа в войне.
  2. Знать хронологию событий Великой Отечественной войны.
  3.  Знать выдающиеся личности героев фронта, тыла, партизанского движения в годы Великой отечественной войны.
  4. Уметь оценить выступление одноклассника
  1. Стимулировать познавательную активность учащихся посредством использования материалов и документов эпохи.
  2. Помочь раскрытию отечественного характера войны на примере работы тыла.
  3. Познакомить учащихся со структурой курса, с критериями оценивания выполнения самостоятельных творческих работ.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

 Война, оборона, коренной перелом, партизанское движение

Совет по эвакуации, Отечественная война, труженики тыла

Домашнее задание: опережающее задание: подобрать материал о работе тыла в Ульяновской области.

Технологическая   карта  к уроку №1

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной  войны»

Тема урока:

«Все для фронта, все для победы»

Цель: показать трудовой подвиг народа;

воспитание чувств патриотизма на краеведческом материале; продолжить развитие исследовательских умений при работе с источниками.

Проблема урока: Сегодня труженики тыла приравнены в правах с участниками боевых действий.  Почему?

Дидактическое обеспечение:

Учебник  История  России XX – начало XXI века/А.А. Данилов, Л, Г.Косулина, М.Ю.Брант, тексты-извлечения из документов «Из выступления по радио И.В. Сталина 3 июля 1941г», «из дневников тружеников тыла».

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

1. Провести самопроверку заданий по входному контролю, определить темы, необходимые для детального изучения.

2. Изучить извлечения из выступления по радио И.В. Сталина 3 июля 1941г (составление тезисов)

3. Определить значение идеологической и моральной поддержки тружеников тыла, для приближения победы.

  1. Составить представление о разнообразных направлениях работы людей в тылу : составить таблицу «Направления работы  тыла»
  2. Уметь аргументированно высказывать свое мнение.

1. Провести входной контроль.

2. Организовать работу с документом (извлечения из выступления по радио И.В. Сталина 3 июля 1941г»).

3. Организовать методическое сопровождение анализа фактических и статистических данных работы в тылу. (Приведите примеры работы тыла Ульяновской области).

  1. Оказать содействие при составлении учащимися конспекта «Тыл – надежная опора » и таблицы «Направления работы  тыла»   (На основе работы с учебником и сообщения учителя).
  2. Организовать диалог по проблеме: а) Сегодня труженики тыла приравнены в правах с участниками боевых действий. Каково ваше отношение к данному решению?  б). А.  Недогонова сказал: «из одного металла льют, медаль за бой, медаль за труд»? Вы согласны?

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Война, тыл, отечественная война

Депортация, эвакуация, патриотизм

Домашнее задание: подготовиться к работе с тестами

 Технологическая   карта  к уроку № 3

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Тема урока:

«Песния тоже может разить врага, как любое оружие»

Цель: Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.

Задачи:

- Развитие эмоциональной сферы, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее.

- формирование нравственно – эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины.

Проблема урока:

Актуально ли сегодня высказывание А. Луначарского «Когда люди перестают петь, они перестают жить»?  

Дидактическое обеспечение:

                                                    Сборники текстов песен военных лет

Целеполагание для ученика ( после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

1. Знать, что в музыкальном искусстве передается положительный духовный опыт поколений.

2. Определить роль песни в годы войны

3. Уметь составить план ответа на вопрос: «Песня тоже может разить врага, как любое оружие»

4. Уметь работать в группах

5.Провести сравнение лирических и патриотических и героических военных песен (постараться составить линии сравнения самостоятельно)

6. Уметь оценить сообщение одноклассника.

1. Проверить  домашнее задание (тесты)

2. Организовать работу по изучению истории создания песен военных лет.

3. Оказать содействие в понимании смысла содержания песен при прослушивании записей: «Священная война», «Темная ночь», «В землянке», «Катюша».

4. Организовать работу в группах:  1-я группа подбирает песни  о героизме; 2-я – о  патриотизме; 3-я – о солдатской дружбе.

 5. Способствовать усвоению учащимися алгоритма составления сравнительной таблицы, плана.

6. Оказать содействие в объективном оценивании выступлений одноклассников.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

 Война, культура, музыкальное искусство : сражающееся искусство, патриотическое содержание искусства.

Концертные бригады, конкурс солдатской песни, А.Александров «Священная  война»

Домашнее задание: Подготовить реферат: «История создания военной песни» (по выбору).

Технологическая   карта  к урокам   № 4-5

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Тема урока:

«Симфония мужества»

Цель: 1. Познакомить учащихся с историей создания Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

          2. Исследовать музыкальные приемы отображения эпизодов Великой Отечественной войны в Седьмой симфонии.

3. Способствовать духовному воспитанию школьников.

4. Формировать исследовательские навыки при работе с музыкальным произведением, доказывать свою точку зрения.

Проблема урока:

Американский поэт  К. Сандберг, обращаясь к Д. Шостаковичу, писал: «Миллионов людей в Америке слушали ваше музыкальное повествование, написанное кровью  сердца». Давайте попытаемся, работая с авторским пояснением к Седьмой симфонии и слушая великую музыку, найти доказательства словами американского поэта.

Дидактическое обеспечение, оборудование:

  1. Видеофильм «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.»
  2. Иллюстративный материал о блокадном Ленинграде.
  3. Портрет Д. Шостаковича.
  4. 4. Фрагменты Седьмой симфонии

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

  1. Знать историю создания Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, величие духа музыкантов в блокадном Ленинграде.  
  2. Уметь сопоставлять исторические факты с их музыкальным воплощением.
  3. Уметь выделить особенности отображения в музыке эпизодов войны.
  4. Уметь высказывать свою точку зрения по изучаемой проблеме

1. Организовать работу  по составлению конспекта лекции и просмотра фрагментов видеофильма «Великая Отечественная война»

2. Организовать диалог учащихся о сущности жизни блокадного Ленинграда

3.Способствовать формированию у учащихся  умения сопоставлять исторические факты с их музыкальным воплощением, отвечая на вопросы, какие  исторические образы навеяли вам музыкальные  фрагменты? Каких героев  Великой Отечественной войны  вы вспомнили?

4.Способствовать развитию чувства патриотизма, гордости за героических соотечественников, разбирая вопрос: как и почему пришла к нам Победа.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Война, музыкальная культура

Седьмая симфония Шостаковича, блокадный Ленинград

Домашнее задание: Написать эссе: 

         Согласны ли вы с мнением газеты «Дейли уоркер»: «Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа – непобедима».

 Технологическая   карта  к урокам № 6-7

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Тема урока-исследования

«Литература военных лет»

        Цель: исследовать литературные приемы отображения эпизодов Великой Отечественной войны;

Способствовать духовному развитию школьников;

Формировать исследовательские навыки при работе с литературными произведениями, доказывать свою точку зрения.

Проблема урока:

 В   годы   войны  выдающиеся писатели создают свои лучшие произведения «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Дни и ночи» К. Симонова,  пишут стихи О. Берггольц и Муса Джалиль… Почему в годы тяжелых испытаний находилось место искусству?

Дидактическое обеспечение, оборудование:

Мультимедиа, сборники стихов, литературные произведения  

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

  1. Знать произведения   литературы периода Великой Отечественной  войны, их авторов. Уметь раскрыть основное содержание произведения.
  2. Уметь представить собственное сообщение по теме. (Написать стихотворение «Эхо войны».
  3. Определить роль  литературы  в подъеме патриотического духа населения страны.

     4.Уметь работать в группе.

   5. Уметь оценить работу одноклассников

  1. Формировать у учащихся исследовательские, коммуникативные компетенции.
  2. Прививать уважение и любовь к произведениям литературы  Великой Отечественной  войны.
  3. Развивать культурный потенциал учащихся.
  4. Организовать работу в учебных группах:1-я - изучает поэзию военного времени, готовит сообщение (краткое) о Константине Симонове, Александре Твардовском, Алексее Суркове, Ольге Берггольц. 2-я - знакомится с творчеством молодых лириков, отдавших свои жизни за Родину (Муса Джалиль, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров).3-я - изучает творчество Михаила Исаковского, Николая Тихонова
  5. Способствовать раскрытию учащимися значения деятельности поэтов и прозаиков в годы войны через организацию диалога по вопросу, какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии?

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

 Война ,  культура , искусство

Произведения: А.Корнейчук «Фронт», А.Твардовский «Василий Теркин» и др.

Домашнее задание: 1. Напишите стихотворение на тему «Эхо войны».

2. Подготовить реферат: «Отражение событий Великой Отечественной войны в произведениях прозаиков» (по выбору).

 Технологическая   карта  к урокам № 8-9

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Тема урока-лекции со «стопами»:

«Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны»

Цели:

  1. Углубить знание учащихся о Великой Отечественной войне через произведения изобразительного искусства, показать вклад художников в приближении победы над врагом.
  2. Способствовать духовному развитию личности учащихся.

     3.Продолжить развивать исследовательские умения при работе с произведениями изобразительного искусства.

Проблема урока: Докажите, что «художник – ухо, око и сердце страны, он голос своей эпохи» (М. Горький). 

Дидактическое обеспечение, оборудование:

Мультимедиа, репродукции плакатов, картин, скульптур, презентация

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

  1. Знать о вкладе художников в приближении победы над врагом, о роли  живописи и скульптуры  в подъеме патриотического духа народа.
  2. Уметь устанавливать причинно – следственные связи; высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  3. Знать произведения   художников периода Великой Отечественной  войны, их авторов. Уметь раскрыть основное содержание картин, плакатов.
  4. Уметь представить собственное сообщение по теме, оценить работу одноклассника.

1.Формировать у учащихся исследовательские, коммуникативные компетенции через работу с художественными произведениями.

2. Прививать уважение и любовь к произведениям искусства, созданные в годы    Великой Отечественной  войны.

3. Организовать диалог по вопросу, почему плакат – острое идеологическое оружие?

     4.Развивать культурный потенциал учащихся.

  1. Способствовать раскрытию учащимися значения деятельности художников в годы войны.
  2. Способствовать духовному развитию личности учащихся через понимание тезиса, что плакаты, картины, скульптуры военных лет наглядно показывают нам, что война – это страшная народная трагедия.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

 Война,  культура, искусство

Кукрыниксы «Таня», С. Герасимов «Мать партизана», И.Тоидзе «Родина мать зовет», др.

Домашнее задание: Творческая работа

1.Подготовить реферат: «История создания картины в годы войны» (по выбору)

  1. На какую тему вы бы могли предложить плакат сегодня? Как бы вы его назвали? Нарисуйте свой плакат

Технологическая   карта  к итоговым урокам

Модуль (тема) «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Вид занятия – круглый стол

Тема: «А музы не молчали!»

                                                                Количество часов – 3

        Цели:

  1. Вместе с учащимися осмыслить трагизм  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.
  2. Закрепить полученные знания о роли искусства в годы войны.
  3. Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, неприятия зла.
  4. Развитие умения высказывать свою  точку зрения и отстаивать ее, уважать противоположное мнение.

Проблема:        Представляя и защищая ваши творческие работы, докажите, что «Искусство чувствует за всех, грустит со всеми, оно неиссякаемый источник любви и правды, справедливое, как солнце». (М. Горький).

Дидактическое обеспечение, оборудование:

  1. Презентации, подготовленные учащимися.
  2. Репродукции плакатов и  картин военного времени.
  3. Выставка книг, написанных в годы войны.
  4. Записи песен военных лет.

Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)

Целеполагание для учителя

1.Знать произведения   культуры периода Великой Отечественной  войны, их авторов. Уметь раскрыть их основное содержание

2.Уметь представить  и защитить творческую работу

  3.Уметь определить роль  культуры   в подъеме патриотического духа населения страны. Защита портфолио

     4.Уметь составить отзыв об индивидуальной и групповой  работе во время изучения курса.

         1.Способствоать созданию творческой атмосферы итоговых занятий.

2.Организовать диалог по высказыванию поэта С. Прокофьева: «Кисть художника, слово поэта, музыкальный образ композитора – все устремлено к полям сражений».

3.Организовать представление и защиту творческих работы  учащихся (коллаж, презентации по теме  «А музы не молчали!»).

4.Организовать подведение итогов изучения курса через  представление и защиту портфолио.

        5. Рефлексия:

1.  что нового я узнал о Великой Отечественной войне? 

2.Что для вас было сложным в изучении курса?

3.Каие формы работы вы предпочитаете при изучении данного курса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура в годы Великой Отечественной войны

Урок нацелен на осознание важности духовного начала в Победе нашего народа над фашизмом. Большое внимание уделяется роли деятелей искусства в военные годы. Интегрированный с литературой. Урок можно со...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Эвакуация в годы Великой Отечественной войны. Интерактивная карта

https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A0Vk2XAj9MD9USQH2PcaBr7gT4h8Ykk95&source=constructorLink...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Технологическая карта урока "Урал в годы Великой Отечественной войны"

В работе представленная технологическая карта урока для 8 класса "Урал в годы Великой Отечественной войны"...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...

План-конспект урока «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Урок разработан на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 21.07.2015 г.), в соответ...