Удельный период
план-конспект урока по истории (6 класс)

КОЖЕВНИКОВА КАТЯ

цель урока - объяснить закономерность феодальной раздробленности; раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса; выяснить особенности развития Южной Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_udelnogo_perioda.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Начало Удельного периода. Княжества Южной Руси

Цель урока: объяснить закономерность феодальной раздробленности; раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса; выяснить особенности развития Южной Руси.

Задачи – достижение образовательных результатов:

Личностные:

- понимание роли социально активной личности в истории;

- воспитание патриотизма

Метапредметные:

- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты);

- формирование гражданственной и познавательной компетентности

Предметные:

-выработать умение определять и объяснять понятия;

- формулировать свою точку зрения, делать выводы;

- развить умение у учащихся анализировать исторические факты и события

Понятия: Удельное княжество, политическая раздробленность

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Оборудование урока:

- Учебник И.Л. Андреев, И.Н. Федоров;

-мультимедиа

Литература:

- Учебник И.Л. Андреев, И.Н. Федоров;

-Методическое пособие по Истории России 6 класс

План урока:

  1. Причины распада Древней Руси
  2. Три типа государственности в удельный период
  3. Княжества Южной Руси
  4. Южная Русь и Степь

  1. Изучение нового материала

Здравствуйте, дорогие дети,гости! Сегодня на уроке вы узнаете много интересного. Послушайте, пожалуйста, отрывок из Повести временных лет. «И сказал Владимир (Мономах): «весной начнет смерд пахать на лошади, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь… и жену его, и гумно его»

-Как вы думаете, почему Владимир Мономах так уверено говорит о нашествии половцев и об их успехе в победе? Чтобы ответить на этот (Между князьями были распри, что ослабило государство.)

-В чем причины усобиц? Что заставило князей враждовать между собой? (Князья стремились закрепить за собой и своими сыновьями власть в своих землях.Верно! Именно об этом мы с вами и поговорим. Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

Верно, тема нашего урока: «Начало удельного периода. Княжество Южной Руси».

- Предположите, о чем именно мы поговорим с вами на уроке.

Посмотрите на экран. Вы видите план урока.

1.Причины распада Древней Руси.

2.Три типа государственности в удельный период.

3.Княжества Южной Руси.

4.Южная Русь и Степь.

1. Подумайте, на какой вопрос мы должны будем ответить..? Какое влияние оказал удельный период на Русь?

Древняя Русь распалась на удельные княжества.

-Как вы понимаете значение понятия «удельные княжества?» (Удельное княжество - территория на Руси, образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств. Удел — старин.часть, доля, данная, уделенная, выделенная кому-либо)

На Руси начался период политической раздробленности.

-Как вы понимаете значение понятия «Политическая раздробленность»? (Политическая раздробленность- процесс экономического усиления и политического обособления княжеств в одном государстве.) Со временем род Рюриковичей разрастался и определить старшинство было очень трудно. Такая ситуация приводила к многочисленным усобицам. Так же князья стремились закрепить за собой и своими сыновьями власть в своих землях. Тут сразу же вставал вопрос: каким образом определять «свои» земли?)

Давайте выясним причины распада Древней Руси.

1. Вспомните, как развивалась внешняя торговля на Руси. С какими странами и чем торговали славяне?(Византия, Страны Балтики, Волжская Булгария)

2. Какое значение имел для развития внешней торговли путь «из варяга в греки»? (показать на карте)

- 1. рост и усиление роли городов

Делаем вывод и записываем в тетрадь первую причину, которая относится к внутренней.

А чем же занимались житель Древней Руси?(земледелие ,охота, ремесло)

- можно ли назвать это хозяйство натуральным?

- Дайте определение понятия «натуральное хозяйство»( хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку.)

- Как вы думаете, как в условиях натурального хозяйства развивалась торговля между отдельными княжествами?

Записываем вторую причину.

- 2. Развитие натурального хозяйства

Теперь давайте обратимся к политическим причинам.

-Вспомните причины княжеских усобиц.

*Недовольство при распределении территорий между наследниками Великого князя;

*Попытки установить единоличную власть;

*Борьба за независимость от Киева.

Т.о. это привело еще к двум причинам:

- 3. Ослабление центральной власти

-4. Рост власти удельных князей

А теперь давайте перенесемся в Европу и вспомним, в каких государствах происходила феодальная раздробленность, как и на Руси?

  • Давайте подведем итог всему вышесказанному: Можем ли мы назвать раздробленность особенностью этой эпохи?

Молодцы!

Т.О. Раздробленность –это закономерный этап исторического развития человечества.

2.Переходим ко второму пункту плана: «Три типа государственности в удельный период»

Самостоятельное чтение п.2 Стр.92-93

- Назовите общую черту присущую всем государствам?(везде имелись три силы, обладающие властью: князь, дружина, городское вече )

-Какие три типа власти утвердились в удельный период?

1. монархия с большой ролью боярства(ЮГ)

2. монархия с главенствующей ролью князя(СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ)

3. Боярская республика(СЕВЕРО-ЗАПАД)

Учащиеся выходят к доске, и распределяют эти основные силы по углам треугольника

Показать на карте расположение этих княжеств.

Физкульт минутка.

Сегодня давайте рассмотрим каждый тип власти отдельно. Переходим к пункту 3: «Княжества Южной Руси»

Обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах. Вы там видите таблицу. Она нам нужна чтобы было легче разобраться в общих и отличительных чертах княжеств.

Вопросы

Южная Русь

Княжества, входившие в эту группу

Киевское, Галицко-Волынское

Характер княжеской власти

Сильное боярство, ограничивающее власть князя

Организация власти

Опиралась на дружину

Отношения с соседями

Вывод

Сохранились традиции управления Др. Руси.

-Покажите на карте Южную Русь?

- Какие княжества относились к Южной Руси? Давайте запишем их в нашу таблицу.

- Читаем первый абзац

-О чем нам говорит этот абзац? (О том, что князья опирались на дружину и зависели от нее и что бояре иногда вмешивались в личную жизнь князей.)

Делаем вывод и записываем в таблицу.

-Произошли какие-либо кардинальные изменения в управлении Южной Руси?( Нет. Здесь сохранились традиции управления Др.Руси.)

У вас остались 2 графы в таблицы: взаимоотношение с соседями

Давайте посмотрим ещё раз на земли Южной Руси.

-Безопасно ли её положение? (Нет, так как границы не защищены и граничит с чужестранными государствами. )

- Кто совершал частые набеги на Русь? Верно, половцы

Переходим к нашему последнему пункту плана: Южная Русь и Степь

Внимание на экран. Видео о жизни половцев.

-половцы- это какой народ? (кочевой)

-А чем занимались люди в южных землях Руси?(земледелием)

-Как вы думаете, к чему приводил недостаток с/х у половцев?

Вспомнить, как складывались взаимоотношения между русскими землями и половцами.

*походы

*набеги

*торговля

*Свадьбы

*приглашение русскими князьями половцев для разорения своих соперников

Подведем итог: какое влияние оказывало на развитие хозяйства южных княжеств, близкое соседство с половцами?

(Киевское княжество приходило в упадок, ослабевало его влияние на другие княжества Руси. Оно теряло лидерство в русских землях.

Таким образом, мы можем отметить, что соседство с половцами приводило в упадок южные земли.)

Итак, давайте подведем итог нашей работе на уроке. И вернемся к заданному нами в начале урока вопросу:

Какое влияние оказал удельный период на Русь?

Положительные моменты:

  • у княжеств появилось больше времени для развития именно своего княжества
  • денежные средства можно было вкладывать только в своё княжество, что приводило к его расцвету

Отрицательные моменты:

  • снижение обороноспособности;
  • междоусобные войны между князьями, приведшие к ослаблению Руси

Ребята, вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте поиграем с вами в игру.(объясняем методику «кубик Блума»)

Домашнее задание п.13, заполнить контурные карты

Рефлексия(технология «Чемодан, мясорубка, корзина»)

Ребята, у вас на оборотной стороне рабочего листа находится конверт с приобретенными знаниями. Ваша задача, отклеить защитный слой скотча и прикрепить ваш конверт на соответствующую картину.

На доске рисунки: чемодан, мясорубка, корзина, ученики берут конверты со своими знаниями и прикрепляют к выбранной картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Закон Ома . Сопротивление. Удельное сопротивление"

комбинированный урок для учащихся 11 класса...

Методическая разработка урока краеведения в 7 классе тема «Городец на Волге — старинный русский город Нижегородского края. Удельный период».

Понятие «удельный период» таит в себе два основных смысла. С одной стороны, оно выступает как синоним термина «феодальная раздробленность». Последний многие сейчас предпочитают не использовать, ...

УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"

Урок  разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун....

Конспект открытого урока по теме «Удельный период русской истории» 6 класс по ФГОС ООО

Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.       Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:1) познава...

Презентация к уроку истории «Удельный период русской истории»

Презентация к уроку истории «Удельный период русской истории» (6 класс)...

Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс)

Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс) ...