урок "Закон Ома . Сопротивление. Удельное сопротивление"
материал по физике (11 класс) по теме
комбинированный урок для учащихся 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сопротивление. Удельное сопротивление проводников. Закон Ома для участка электрической цепи»
Цель
образовательная: познакомить учащихся с электрическим сопротивлением как физической величиной; дать объяснение природе электрического сопротивления на основании электронной теории; установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.
развивающая делать самостоятельно вывод; использовать формулу для расчета сопротивления проводника и закон Ома в решении задач; использовать табличные справочные материалы; развивать общий кругозор обучающихся; Продолжить работу по развитию внимания и умения логически и творчески мыслить. Продолжить формировать умение решать задачи
воспитательная воспитывать самостоятельность; осуществление политехнического воспитания; подчеркнуть взаимосвязь сопротивления от длины и площади поперечного сечения как проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений. Продолжить работу по развитию самостоятельности, аккуратности и внимания учащихся.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I.Актуализация знаний
1.Что называют электрическим током?
2.Каково направление движения электрического тока?
3.По каким действиям или явлениям можно определить наличие тока в цепи?
4. Какая физическая величина является основной характеристикой электрического тока?
II.Изучение нового материала
Электрический ток в цепи – это направленное движение заряженных частиц в электрическом поле. Чем сильнее действие электрического поля на эти частицы, тем больше сила тока в цепи. Но действие электрического поля характеризуется напряжением.
Рассмотрим на опыте зависимость силы тока от напряжения. Если собрать цепь, состоящую из источника тока, амперметра, проводника – спирали из никелиновой проволоки, ключа и параллельно подключенного к проводнику вольтметра, то при замыкании ключа отмечаем показания напряжения на вольтметре и силы тока на амперметре. Если увеличить напряжение в данной цепи в два раза можно заметить увеличение силы тока в два раза. Если мы увеличиваем напряжение втрое, то и сила тока увеличится также. Таким образом, мы сняли зависимость силы тока от напряжения. То есть сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника. .
Но чтобы ответить на вопрос, как зависит сила тока в цепи от сопротивления нужно собрать цепь, состоящую из источника тока, амперметра, сопротивления, ключа и параллельно подключенного к сопротивлению вольтметра. В эту же цепь поочередно включаются проводники с различными сопротивлениями. При неизменном напряжении измеряем силу тока в различных проводниках. Как показывает опыт она оказывается обратно пропорциональной сопротивлению проводника. То есть сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Результаты этих двух опытов - зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка обобщает и формулирует закон Ома для участка цепи по имени немецкого ученого Георга Ома, открывшего этот закон в 1827 году.
Закон Ома читается так: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению
, I – сила тока в цепи, U – напряжение на этом участке; R – сопротивление участка.
Получаем из закона Ома производные формулы ; U = R ∙ I.
Итак, закон Ома связывает три известные нам величины – сопротивление, силу тока и напряжение.
Свойство проводника ограничивать силу тока в цепи называют его сопротивлением.
Сопротивление проводника обусловлено строением проводника. Ток в металлах создается свободными электронами, поэтому происходит взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки.
Электрическое поле положительно заряженных ионов кристаллической решетки действует с силой на электроны, уменьшая их скорость направленного движения, а, следовательно, и силу тока. Воздействие электрического поля электронов на соседние электроны так же приводит к уменьшению скорости их направленного движения.
Сопротивление проводников зависит от его размеров и формы, а также от материала, из которого проводник изготовлен. Для однородного линейного проводника сопротивление R прямо пропорционально его длине l и обратно пропорционально площади его поперечного сечения S:
R= p∙l/S, (2)
где р- коэффициент пропорциональности, характеризующий материал проводника и называемый удельным электрическим сопротивлением.
Единица удельного электрического сопротивления – ом – метр (Ом∙м). Наименьшим удельным сопротивлением обладают серебро (1.6∙10-8 Ом∙м).
III.Закрепление изученного.
Решение задач.
- Кусок медной проволоки разрезали пополам. Изменилось ли сопротивление проволоки? Во сколько раз?
- Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сопротивление какого провода больше?
3.Имеются две проволоки одинакового сечения и длины. Одна проволока – из меди, другая – из никелина. Какая из них имеет большее сопротивление? Почему? Во сколько раз?
4.При напряжении 220В сила тока в спирали лампы равна 0,3 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 10 В?
Дано: U1 = 220В; U2 = 220В – 10 В; I1 = 0,3А. Найти: I2=? R=?
Решение: R = ; I2 = ; I1 – I2 = 0,3А – 0,28А = 0,02А Ответ: на 0,02А
4.На цоколе электрической лампы написано 3,5В; о,28 А. Что это значит? Найдите сопротивление спирали лампы. R =
5.Какое напряжение надо создать на концах проводника сопротивлением 20Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А? U = IR = 20Ом ∙ 0,5А = 10В.
6.Какое напряжение нужно приложить к свинцовой проволоке длиной 2 м, чтобы сила тока в проволоке равнялась 2А? Площадь поперечного сечения проволоки 0,3мм2.
Дано: l = 2 м; I = 2A; S = 0,3 мм2; ρ = 0,21 Найти – U -?
Решение: U = RI. R = ρ ; R = 0,21 ∙; U = 1,4Ом 2А = 2,8А
Ответ: 2,8А.
Домашнее задание выучить записи и выполнить задачи в тетрадях; подготовить доклад по теме Георг Ом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление" для 8 класса.
Урок изучения новой темы с использованием поисково-исследовательского метода.Для усиления наглядности материала разработано мультимедийное приложение к уроку....
Презентация к уроку "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление".
Мультимедийное сопровождение урока, созданного для усиления наглядности по теме: "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление"...
Расчёт сопротивления проводника.Удельное сопротивление.
. Презентация " Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление" предназначена для работы в помощь учителю физики при изучении соответствующей темы. В презентации помещены: т...
Физика. 8 класс. Перышкин А.В. Урок "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление"
Урок физики в 8 классе (по учебнику Физика. 8 класс. Перышкин А.В.) по теме "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление" с применением ЦОР...
Урок физики в 8 классе. "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"
Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. ...
Расчет сопротивления. Удельное сопротивлените
План-конспект урока по теме: "Расчет сопротивления. Удельное сопротивление" для 8 класса...
Урок на тему: "Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление"
Предмет: физика, 8 классТема: «Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление»Тип урока: Урок открытия новых знаний Форма проведения урока: урок по системно-деятельностному...