ЛАПТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДА
творческая работа учащихся по истории (6 класс)
Введение
Сегодня в мире, в котором мы живем, где всего-навсего необходимо нажать на кнопочку, и все блага цивилизации заработают для нашего удобства, многие из нас о лаптях слышали только по рассказам, или видели в каком-нибудь историческом фильме, а может видели при посещении музея. Но, всего каких-то сто лет назад лапти были элементом повседневной одежды. В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся Россия, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Лапти - один из самых древних видов обуви
Цель- описать историю происхождения лаптей и где они зародились. Где все таки зародилось мода на лапти и как изготовляли, а также узнаем из какого материала изготовляли «лычаки». Рассмотрим разновидности плетеной обуви на разных континентах и сравним эти виды обуви.
Задача- подробно описать какой труд приходилось испытать чтобы изготовить обувь, которую можно было продать за деньги или проносить всего неделю
Актуальность данной работы заключается в том, что сейчас, в современном мире уже почти не осталось мастеров, умеющих плести лапти, что в нашем понимании говорит об утере культурных ценностей нашего народа, так же как и умение прясть, занятие ткачеством, и многие другие виды ручного труда, которые в недавнем прошлом были частью нашей культуры
Практическая значимость данной работы заключается в том, что знания и навыки, которые я получил при обучении азам плетения лаптей я могу в дальнейшем применить для получения материальной выгоды, например продать их на ярмарке в качестве сувенира, или же предложить свои услуги в танцевальные коллективы, где часто артисты используют лапти.
История происхождения плетеной обуви
Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей, археологи находят даже на неолитических стоянках.
Первыми изобретателями лаптей на территории современной России ученые считают финноугорские народы, такие как марийцы и мордва. Одно из первых упоминаний о носящих лапти людях — лапотниках — встречается в «Повести временных лет», от 985 года, где описывается Владимир Святославич со своим высказыванием о походе на булгар, что «эти (пленные) все в сапогах и дань платить не будут, надо бы искать лапотников».
Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин, - сцена пахоты из "Жития Сергия Радонежского", но оно датируется началом XVI века. К этому же времени относятся сведения писцовых книг, где впервые упоминаются "лапотники", то есть ремесленники, занятые изготовлением лаптей на продажу.
Слово лапти в значении соответствующего предмета одежды в русскоязычных письменных источниках встречается с конца шестнадцатого века.
В трудах иностранных авторов, посещавших Россию, первое упоминание о лыковой обуви, относится к середине XVII столетия
Во время Первой Мировой войны многие солдаты были на фронте в лаптях, доказательством являются уцелевшие фотографии, а во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.
В период Великой Отечественной войны многим подросткам также пришлось вспоминать технику плетения лаптей, так как все предприятия были переделаны для выпуска военной продукции, а обувь людей прохудилась. К тому же это ремесло помогло не умереть с голоду. В послевоенное время упоминание о лаптях встречается крайне редко.
Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: березы, дуба, липы. В зависимости от материала, используемого для плетения обуви и называлась она по-разному, например, берестяники, или дубовики. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими считались из коры ивы и мочалыжники, которые делались из мочала.
Лыко с липового дерева снималось в конце апреля-начале июня, но все-таки, лучшим считалось лыко, которое добыли до начала распускания листочков. Для добычи лыка использовалось специальное приспособление, которое называлось пырок. Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день. Мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»
Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык.
Лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Лапти отличались низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления и недолговечности.
Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. Они были товаром меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось ремеслом, а не земледелием
По состоянию лаптей говорили о хозяине, если они сплетены грубо, не аккуратно, значит и человек тот ленивый. Если лапти быстро изнашивались, значит хозяин этих лаптей много ходит, суетливый
Разновидности плетеной обуви
Плетеная обувь
Лапти, а под иным названием «лычаки», были распространены y западнославянских, балтских, прибалтийско-финских и поволжских народов.
Чуни, лапти из веревок, связанных из пеньки были распространены в таежных районах
Финские и норвежские лапти плелись из березовой бересты, но норвежские лапти имели тупой нос, а финские заостренные носики.
В Швейцарии плетеная обувь называлась штрошу. Подошва штрошу обшивалась кожей, напоминают современные домашние тапочки
На западном берегу Пиренейского полуострова плетеная обувь в виде тапочек на подошве из веревки называлась эспадрильи, которая плелась из травы
Схожая обувь встречалась североамериканских индейцев и австралийских аборигенов
В Японии такая плетеная обувь называлась варадзи. По примеру варадзи выглядят современные сланцы, в которых мы ходим на пляж, плетеная подошва, к которой привязывались веревки. В основном варадзи изготавливались из соломы
Также в Японии использовалась и другая разновидность плетеной обуви – фукагуцу напоминающая современные сапоги, которую японцы носили в зимний период
В Корее плетеная обувь называлась Чипсин, по форме напоминала лодку.
При подготовке к данной работе я обратил внимание и на то, что каждый народ при плетении обуви использовал подручные природные материалы, которые встречаются в той местности, где они проживают. Например, в местности, где растут березы и липовые деревья использовали бересту и лыко, а там, где нет деревьев, использовали солому или тростник.
Мои наблюдения при плетении лаптей
При подготовке данной работе мною была проделана работа не только по поиску информации о лаптях и всех разновидностях плетеной обуви, но я самостоятельно пробовал сплести лапоть. Первый опыт плетения лаптей был из мочалки, так как лыко мне необходимо было подготовить, а зимой его я найти не мог. Лапти, сплетенные из мочалки получились очень мягкими и недолговечными, при том, что лапоть в современном понимании обуви не использовалась. Таким образом, первый мой опыт показал, почему использовали более эластичные и жесткие материалы, а не мягкие быстроизнашивающиеся мочала.
Я обратил внимание, почему именно стоит заготавливать лыко из липы в начале распускания листвы. У всех деревьев еще идет сокодвижение, ткани дерева не сухие, а имеют определенную влажность, кора дерева отходит легко, лыко также снимается легко, не ломается.
Обязательным условием является высушивание под навесом, чтобы пучки не ломались, но в то же время и не плесневели.
Также я обратил внимание, что плетение лаптей очень развивает мелкую моторику пальцев, что благотворно влияет на работу головного мозга. Я думаю, что это обязательно учитывали, когда учили плести лапти маленьких мальчиков
Ношение плетеной обуви из природного материала благотворно влияет на организм людей, страдающих плоскостопием
Я в социальной сети В Контакте я вышел с предложением о покупке липового лыка, никто из группы Нижнекамск, Фермеры Нижнекамска не откликнулся на это предложение. Это подтверждает еще одно мое наблюдение: данное ремесло уходит в историю, в скором времени заниматься этим будет некому. На Авито на предложение о продаже готовых лаптей вышли три номера. Все три продавца готовых лаптей проживают, в Мамадышском, Рыбнослободском и Кукморском районе, все районы находятся в лесной зоне, подальше от промышленного района нашей республики.
Вторым этапом наблюдения был опрос среди учащихся. Для опроса я выбрал свой пятый класс. Вопросы помогала мне составить мама.
Первый вопрос: - Знаете ли вы что носили люди до появления резиновой и кожаной обуви?
Второй вопрос: - Какой материал использовали для изготовления лаптей?
Третий вопрос: - Сколько пар лаптей можно сплести за один день?
На вопрос первый среди моих одноклассников правильный ответ дали 16 человек, что составляет 64%
На второй вопрос ребята затруднились ответить, но 8 ребят, которые ходили на экскурсию в станцию туризма ответ дали, 32%
На третий вопрос все ребята давали ответ наугад. Правильного ответа не было.
Ответы на эти вопросы есть в моей работе, которую я прочту перед всем классом на классном часе.
Заключение
Исходя из проделанной работы по поиску информации я обнаружил, что сегодня лапти как элемент одежды можно увидеть только на сцене, в кино. В повседневной жизни эта обувь сегодня не используется, так как в период межсезонья и любое другое время года на сегодняшний день есть много видов удобной, теплой и непромокаемой обуви. Но эту технику плетения можно использовать в игровой форме с детьми младшего возраста для ознакомления с культурой народа и для разработки мелкой моторики. Также, при поиске информации о лаптях и быте народностей нашей Родины, я обратил внимание на тот факт: в течение одного века наша страна из лапотной России превратилась в мощное государство, которое выиграло войну, запустило ракету и первого космонавта в космос. А также обратил внимание и на все различия домашнего быта современных людей, как они отличаются от той размеренной жизни, где люди слышали и понимали друг друга, где мужчина, глава семейства с маленьких лет готовил своих сыновей вести хозяйство, приучал к труду. Все члены семьи имели род занятий, детям и подросткам было некогда заниматься посторонними делами, разлагающими общество, человек жил в сплочении с природой, где к каждой вещи относились с трепетом, вещи берегли. В современном же мире суеты нет бережливого отношения ни к вещам, ни к окружающим нас людям. Чем больше новых технологий изобретается для удобства жизни, тем больше люди перестают общаться друг с другом. Поэтому, все что связано в народной культурой по возможности необходимо передавать из поколение в поколение хоть в игровой форме в виде плетения лаптей
Приложение
| чуни |
| Варадзи |
| Фукагуцу |
| Чипсин |
| Штрошу |
| эспадрильи |
| Финские лапти |
| Норвежские лапти |
| Кочедык – инструмент для изготовления лаптей |
| Солдаты Российской империи во время первой мировой войны |
Список источников и литературы
Литература:
- Ежегодник Института культурных связей между Финляндией и СССР, 1959. С. 17.
- Андрей Михайлович Белавин. Страницы история земли Пермской. - Книжный мир. 1995
- Тихомирова, А. В Новая жизнь старого символа: лапоть в культурно-языковом пространстве
Ссылки:
- И. И. Звездин, «Лапотный промысел в Бакшееве, Малой Поляне, Румстихе и Березниках» «Нижегородский сборник» под редакцией А. С. Гациского, Том 7. (1880-е годы). (Современный Дальнеконстантиновский район Нижегородской области)
- Мастер-класс по плетению лаптей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapti_kak_element_izucheniya_kultury_naroda_proektnaya_rabota.docx | 738.01 КБ |
Предварительный просмотр:
VII Всероссийская (с международным участием)
научная конференция учащихся имени Н.И. Лобачевского
Секция «История»
ЛАПТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДА
Гирфанов Сулейман Фанисович, 5 класс
Направляющая организация:
МБОУ «СОШ № 7» НМР РТ,
город Нижнекамск
Руководители:
Учитель истории1 квалификационной категории
Гиниятуллина Альфия Танзильевна,
Учитель английского языка 1 квалификационной категории
Гирфанова Айгуль Азатовна
Казань,2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Основная часть
История происхождения плетеной обуви 4
Разновидности плетеной обуви 6
Мои наблюдения 7
Заключение 8
Приложение 10
Список литературы 12
Введение
Сегодня в мире, в котором мы живем, где всего-навсего необходимо нажать на кнопочку, и все блага цивилизации заработают для нашего удобства, многие из нас о лаптях слышали только по рассказам, или видели в каком-нибудь историческом фильме, а может видели при посещении музея. Но, всего каких-то сто лет назад лапти были элементом повседневной одежды. В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся Россия, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Лапти - один из самых древних видов обуви
Цель- описать историю происхождения лаптей и где они зародились. Где все таки зародилось мода на лапти и как изготовляли, а также узнаем из какого материала изготовляли «лычаки». Рассмотрим разновидности плетеной обуви на разных континентах и сравним эти виды обуви.
Задача- подробно описать какой труд приходилось испытать чтобы изготовить обувь, которую можно было продать за деньги или проносить всего неделю
Актуальность данной работы заключается в том, что сейчас, в современном мире уже почти не осталось мастеров, умеющих плести лапти, что в нашем понимании говорит об утере культурных ценностей нашего народа, так же как и умение прясть, занятие ткачеством, и многие другие виды ручного труда, которые в недавнем прошлом были частью нашей культуры
Практическая значимость данной работы заключается в том, что знания и навыки, которые я получил при обучении азам плетения лаптей я могу в дальнейшем применить для получения материальной выгоды, например продать их на ярмарке в качестве сувенира, или же предложить свои услуги в танцевальные коллективы, где часто артисты используют лапти.
История происхождения плетеной обуви
Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей, археологи находят даже на неолитических стоянках.
Первыми изобретателями лаптей на территории современной России ученые считают финноугорские народы, такие как марийцы и мордва. Одно из первых упоминаний о носящих лапти людях — лапотниках — встречается в «Повести временных лет», от 985 года, где описывается Владимир Святославич со своим высказыванием о походе на булгар, что «эти (пленные) все в сапогах и дань платить не будут, надо бы искать лапотников».
Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин, - сцена пахоты из "Жития Сергия Радонежского", но оно датируется началом XVI века. К этому же времени относятся сведения писцовых книг, где впервые упоминаются "лапотники", то есть ремесленники, занятые изготовлением лаптей на продажу.
Слово лапти в значении соответствующего предмета одежды в русскоязычных письменных источниках встречается с конца шестнадцатого века.
В трудах иностранных авторов, посещавших Россию, первое упоминание о лыковой обуви, относится к середине XVII столетия
Во время Первой Мировой войны многие солдаты были на фронте в лаптях, доказательством являются уцелевшие фотографии, а во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.
В период Великой Отечественной войны многим подросткам также пришлось вспоминать технику плетения лаптей, так как все предприятия были переделаны для выпуска военной продукции, а обувь людей прохудилась. К тому же это ремесло помогло не умереть с голоду. В послевоенное время упоминание о лаптях встречается крайне редко.
Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: березы, дуба, липы. В зависимости от материала, используемого для плетения обуви и называлась она по-разному, например, берестяники, или дубовики. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими считались из коры ивы и мочалыжники, которые делались из мочала.
Лыко с липового дерева снималось в конце апреля-начале июня, но все-таки, лучшим считалось лыко, которое добыли до начала распускания листочков. Для добычи лыка использовалось специальное приспособление, которое называлось пырок. Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день. Мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»
Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык.
Лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Лапти отличались низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления и недолговечности.
Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. Они были товаром меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось ремеслом, а не земледелием
По состоянию лаптей говорили о хозяине, если они сплетены грубо, не аккуратно, значит и человек тот ленивый. Если лапти быстро изнашивались, значит хозяин этих лаптей много ходит, суетливый
Разновидности плетеной обуви
Плетеная обувь
Лапти, а под иным названием «лычаки», были распространены y западнославянских, балтских, прибалтийско-финских и поволжских народов.
Чуни, лапти из веревок, связанных из пеньки были распространены в таежных районах
Финские и норвежские лапти плелись из березовой бересты, но норвежские лапти имели тупой нос, а финские заостренные носики.
В Швейцарии плетеная обувь называлась штрошу. Подошва штрошу обшивалась кожей, напоминают современные домашние тапочки
На западном берегу Пиренейского полуострова плетеная обувь в виде тапочек на подошве из веревки называлась эспадрильи, которая плелась из травы
Схожая обувь встречалась североамериканских индейцев и австралийских аборигенов
В Японии такая плетеная обувь называлась варадзи. По примеру варадзи выглядят современные сланцы, в которых мы ходим на пляж, плетеная подошва, к которой привязывались веревки. В основном варадзи изготавливались из соломы
Также в Японии использовалась и другая разновидность плетеной обуви – фукагуцу напоминающая современные сапоги, которую японцы носили в зимний период
В Корее плетеная обувь называлась Чипсин, по форме напоминала лодку.
При подготовке к данной работе я обратил внимание и на то, что каждый народ при плетении обуви использовал подручные природные материалы, которые встречаются в той местности, где они проживают. Например, в местности, где растут березы и липовые деревья использовали бересту и лыко, а там, где нет деревьев, использовали солому или тростник.
Мои наблюдения при плетении лаптей
При подготовке данной работе мною была проделана работа не только по поиску информации о лаптях и всех разновидностях плетеной обуви, но я самостоятельно пробовал сплести лапоть. Первый опыт плетения лаптей был из мочалки, так как лыко мне необходимо было подготовить, а зимой его я найти не мог. Лапти, сплетенные из мочалки получились очень мягкими и недолговечными, при том, что лапоть в современном понимании обуви не использовалась. Таким образом, первый мой опыт показал, почему использовали более эластичные и жесткие материалы, а не мягкие быстроизнашивающиеся мочала.
Я обратил внимание, почему именно стоит заготавливать лыко из липы в начале распускания листвы. У всех деревьев еще идет сокодвижение, ткани дерева не сухие, а имеют определенную влажность, кора дерева отходит легко, лыко также снимается легко, не ломается.
Обязательным условием является высушивание под навесом, чтобы пучки не ломались, но в то же время и не плесневели.
Также я обратил внимание, что плетение лаптей очень развивает мелкую моторику пальцев, что благотворно влияет на работу головного мозга. Я думаю, что это обязательно учитывали, когда учили плести лапти маленьких мальчиков
Ношение плетеной обуви из природного материала благотворно влияет на организм людей, страдающих плоскостопием
Я в социальной сети В Контакте я вышел с предложением о покупке липового лыка, никто из группы Нижнекамск, Фермеры Нижнекамска не откликнулся на это предложение. Это подтверждает еще одно мое наблюдение: данное ремесло уходит в историю, в скором времени заниматься этим будет некому. На Авито на предложение о продаже готовых лаптей вышли три номера. Все три продавца готовых лаптей проживают, в Мамадышском, Рыбнослободском и Кукморском районе, все районы находятся в лесной зоне, подальше от промышленного района нашей республики.
Вторым этапом наблюдения был опрос среди учащихся. Для опроса я выбрал свой пятый класс. Вопросы помогала мне составить мама.
Первый вопрос: - Знаете ли вы что носили люди до появления резиновой и кожаной обуви?
Второй вопрос: - Какой материал использовали для изготовления лаптей?
Третий вопрос: - Сколько пар лаптей можно сплести за один день?
На вопрос первый среди моих одноклассников правильный ответ дали 16 человек, что составляет 64%
На второй вопрос ребята затруднились ответить, но 8 ребят, которые ходили на экскурсию в станцию туризма ответ дали, 32%
На третий вопрос все ребята давали ответ наугад. Правильного ответа не было.
Ответы на эти вопросы есть в моей работе, которую я прочту перед всем классом на классном часе.
Заключение
Исходя из проделанной работы по поиску информации я обнаружил, что сегодня лапти как элемент одежды можно увидеть только на сцене, в кино. В повседневной жизни эта обувь сегодня не используется, так как в период межсезонья и любое другое время года на сегодняшний день есть много видов удобной, теплой и непромокаемой обуви. Но эту технику плетения можно использовать в игровой форме с детьми младшего возраста для ознакомления с культурой народа и для разработки мелкой моторики. Также, при поиске информации о лаптях и быте народностей нашей Родины, я обратил внимание на тот факт: в течение одного века наша страна из лапотной России превратилась в мощное государство, которое выиграло войну, запустило ракету и первого космонавта в космос. А также обратил внимание и на все различия домашнего быта современных людей, как они отличаются от той размеренной жизни, где люди слышали и понимали друг друга, где мужчина, глава семейства с маленьких лет готовил своих сыновей вести хозяйство, приучал к труду. Все члены семьи имели род занятий, детям и подросткам было некогда заниматься посторонними делами, разлагающими общество, человек жил в сплочении с природой, где к каждой вещи относились с трепетом, вещи берегли. В современном же мире суеты нет бережливого отношения ни к вещам, ни к окружающим нас людям. Чем больше новых технологий изобретается для удобства жизни, тем больше люди перестают общаться друг с другом. Поэтому, все что связано в народной культурой по возможности необходимо передавать из поколение в поколение хоть в игровой форме в виде плетения лаптей
Приложение
чуни | |
Варадзи | |
Фукагуцу | |
Чипсин | |
Штрошу | |
эспадрильи | |
Финские лапти | |
Норвежские лапти | |
Кочедык – инструмент для изготовления лаптей | |
Солдаты Российской империи во время первой мировой войны |
Список источников и литературы
Литература:
- Ежегодник Института культурных связей между Финляндией и СССР, 1959. С. 17.
- Андрей Михайлович Белавин. Страницы история земли Пермской. - Книжный мир. 1995
- Тихомирова, А. В Новая жизнь старого символа: лапоть в культурно-языковом пространстве
Ссылки:
- И. И. Звездин, «Лапотный промысел в Бакшееве, Малой Поляне, Румстихе и Березниках» «Нижегородский сборник» под редакцией А. С. Гациского, Том 7. (1880-е годы). (Современный Дальнеконстантиновский район Нижегородской области)
- Мастер-класс по плетению лаптей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Изучение некоторых особенностей национальной культуры народов Поволжья».
Тема нашего проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на...
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Межпредметные связи в изучении предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», «Литература» и «Русский язык»
Эксперимент по введению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», проводимый в нашей школе, стал для нас интересным опытом, которым мы хотим поделиться с ...
Развитие творческих способностей детей в процессе изучения культуры и традиций народа.
В статье анализируются способы развития творческих способностей, приводятся приемы анализа и сравнения культуры и традиций народов....
Рабочая программа по технологии «Изучение культуры, быта и традиций бурятского народа»
На реализацию содержания национально-регионального компонента в "Технологии" отводится до 25% учебного времени. В соответствии с этим по данной программе в 5 классе выделено 8 ч, 6 классе ...
«Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.»
Тема урока: «Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.»Цель урока: изучить развитие культуры народов России в указанный пе...