Урок мужества "Родина помнит героя"
методическая разработка по истории

Иванова Зоя Павловна

Методическая разработка методических материалов "Растим патриотов России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_aleksandra_kudryavtseva.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза

А.Г. Кудрявцева городского округа Сызрань Самарской области

Окружной этап  областного конкурса методических материалов

«Растим патриотов России.

Название конкурсной работы:

Урок мужества « Родина помнит героя».

Номинация:  Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории (сценарии мероприятий).

Ф.И.О. автора: Иванова Зоя Павловна

2023г.

Введение к учебно-методической разработке.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе  - формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Урок  мужества» Родина помнит героя»- мероприятие,   посвященное Дню памяти о Герое Советского Союза А. Кудрявцева, который погиб на реке Днепр 25 сентября 1943 г.

Мероприятие по гражданско–патриотическому  воспитанию повышает интерес к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

 Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Отчизне, бережного отношения к народной памяти, уважения к прошлому нашей Родины.

 Задачи:

1. Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своего народа, страны, через историю жителя Засызрана;

2. Рассказать о героях – земляке,  о Герое Советского Союза А. Кудрявцева;

3. Воспитывать уважение молодежи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

4. Вызвать интерес к прошлому и настоящему микрорайону Засызран.

Урок мужества разработан для учащихся 8-9 классов. Но он может быть использован и в 5-6 классах (11-16 лет).

В ходе проведения урока мужества обучающиеся знакомятся с подвигом неказистого паренька, жителя Засызрана, который совершил подвиг во время Великой Отечественной войны. Формируется у обучающихсябережное отношение к народной памяти, уважение к прошлому нашей Родины. Настоящая разработка может быть полезна педагогам – организаторам, классным руководителям, учителям при проведении уроков мужества или других патриотических мероприятий.

Урок мужества, посвященный Герою Советского Союза А. Кудрявцеву.

«Родина помнит Героя».

Звучит песня «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

1ведущий:

Войну  хочется забыть. Трудно человеку с такой жестко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут ее и не передадут нам свою память? Какими мы будем без нее в нашем большом и тревожном мире? И все-таки память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.

2 ведущий:

Война закончилась,

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забыли мы,

Что 27 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб нам с тобою жить.

3 ведущий:

Сегодня - день воспоминаний 

И в сердце тесно от высоких слов. 

Сегодня - день напоминаний 

О подвиге и доблести отцов. 

О подвигах - стихи слагают.

О славе – песни создают.

"Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!”

1 ведущий:

 Помнить о погибших - долг каждого ныне живущего, Великая Отечественная война для сегодняшних ребят ушла в далекое прошлое, она стала нашей историей, но порой сердцем хочется прикоснуться к подвигу.

2 ведущий:

1943 год…

3 ведущий:

 В те сентябрьские дни наши войска отбросили врага на правый берег Днепра. Фашисты были уверены, что русские не перейдут реку, но они ошиблись. Александр - сапер 131-го отдельного саперного батальона 23-й стрелковой дивизии 47- ой армии Воронежского фронта, рядовой, кандидат в члены Коммунистической  партии, при форсировании Днепра 24 сентября 1943 года первым переправил группу бойцов направый берег Днепра  для установлении телефонной связи.

1 ведущий: Но рация на том берегу молчала, никаких известий о судьбе десанта. О переправе дивизии не могло быть и речи. Решено было послать самого опытного. Перед начальником связи дивизии стоял неказистый паренек, невысокий, щуплый, подросток подростком.

                                                  Сцена «Саша и майор».

( майор сидит за столом, на столе карта, бумаги, горит керосиновая лампа, входит  молодой солдат)

- С Волги, значит? Плавать умеешь? – спросил майор.

- На Волге вырос, товарищ майор, в наших краях она раза в три шире Днепра. Мы ее с ребятами запросто переплывали,- ответил Саша.

- Отлично,- обрадовался майор.- Вон у тебя откуда подготовка. Выходит, ты не случайно вышел живым и невредимым из такой переделки. Надо снова туда, Саша. Нет связи. Три линии тянули – и ни одна не работает. Возьми телефониста с катушками. Новые лодки под обрывом. Выбирай любую. Надежда только на тебя.

- Я на старой плоскодонке. Она почти целая всего две или три пробоины. Заткну. Минутное дело.

-Не слишком легка? Любой осколок прошибет, -засомневался майор.

- В самый раз. Я на таких только плавал на Волге. Удобно из-под прицельного огня выскакивать. Разрешите, я один, без телефониста?

-А справишься? Ведь и грести надо и разматывать?

-Все сделаю. Одному легче и ловчее. Лодка от двоих только загрузнет, ход потеряет.                   (Саша побежал, а майор ушел в другую сторону).

2 ведущий: Лодку поглотил предрассветный туман. Только по натяжению провода связисты судили, что он продолжает движение, что он упорно приближается к тому берегу, где теперь находятся не только враги, но и свои.

О чем думал Саша в последние минуты жизни, осталось тайной. Как плыл через Днепр и какие испытания выпали на его долю, так никто и не узнал.

1 ведущий: Может быть, вспомнил раннее детство в доме на углу улиц Степана Разина и Электрической,  затем переезд в Засызран .  Учебу в школе второй ступени имени Александра  Сергеевича Пушкина. Саша гордился своей школой, не у каждой школы было такое громкое имя, она была единственной в Сызрани школой второй ступени, (ныне школа №14 по улице Советской), любил стихи поэта, особенно, «Песнь о  вещем Олеге».

2 ведущий: Может быть, он видел себя с ранцем за спиной, гордо вышагивающим после уроков по аллеям Кузнецкого сада, любимое место сбора городских школьников.

3 ведущий: А может быть,  вспомнилась солдату первая в жизни самостоятельная работа на токарном станке. Привел его  отец пятнадцатилетним пареньком в промышленную артель «Строитель», где работал сам. Но Сашу тянуло в механический цех, при виде различных станков его охватывал трепет, жадный интерес Саши к технике не остался незамеченным, ему предложили учиться на токаря, произошло это, когда началась война, артель стала работать на нужды обороны Родины.

1 ведущий: А может быть, вспомнился праздничный день, день получения повестки из военкомата, повестку доставили не по почте, ее принес из военкомата сам Саша. Но чего это стоило! Сколько раз с Ваней Полибиным они уходили из кабинета военкома, обиженные отказом.

-  Успеете. Сначала порастите.

2 ведущий: А мать, заплаканными глазами, молвила: «Да куда тебе воевать? Ты ведь совсем ребенок». Хотя за  последнее время и подрос Саша, но оставался все - таки до обидного маленьким по сравнению со  сверстниками. На слова матери Саша пытался возражать:

« Какой же, я ребенок! Я - готовый солдат. Видишь сколько значков»: «Ворошиловский стрелок», ГТО второй ступени, ПВХО. А  что роста не хватает - так это еще лучше, пуля не попадет".

3 ведущий: 10 июня 1942 года, в день смерти отца, Саша вступает в ряды Советской Армии.

(Девушки стоят и машут белыми платочками)

Девушка:  Рыдали родители, жены, невесты,
Горел и гремел небосклон,
«Прощанье славянки» играли оркестры,
На фронт уходил эшелон.

Звучит музыка В.Агапкина, слова В. Лазарева. «Прощание славянки».

 (парень в солдатской гимнастерке и девушка танцуют)

1 девушка:

 Ах, война, что ж ты сделала подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

  1. девушка:

 До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни  гранат

И себя не щадите,

 И все-таки постарайтесь вернуться назад.

                                                       Булат Окуджава

3  ведущий:  Александр  ушел на фронт, когда враг подступил к Сталинграду, Сталинград сделал Сашу солдатом. Только тут Александр по - настоящему узнал, что такое грань между смертью и жизнью, что такое ночная разведка, что такое занять второй этаж дома, когда на первом этаже и в подвале сидят фашисты и что такое выпущенная в упор  автоматная очередь.

1 ведущий: В одном из боев Саша был  ранен в бедро,  лечился в госпитале. После госпиталя на 10 дней заехал домой, в родной город Сызрань. Мать плакала на сыновней груди, целуя повзрослевшего и возмужавшего сына, говорила:

 « Да ты у меня настоящий солдат!»

2 ведущий: И опять фронт…. Вскоре принял участие в боях под Киевом, где встретился с другом Николаем Полибиным. Это радостная встреча с другом детства и юности была после форсировании Дона, когда их дивизии отвели на отдых. Оказывается, почти два месяца друзья воевали рядом и не знали об этом. Эта встреча долго еще согревала солдатское сердце.  

3 ведущий: А может,  думал наш герой о далекой Сызрани, там братишка Юра, маленькая сестренка Лидочка,   мать, которая ждала сына. Мать знала: он там, в самом пекле войны. Знала: он не из тех, кто пережидает опасность в теплом местечке. Матери порой казалось, что после Сталинграда ничего не сделает война с ее сыном. Мать ждет сыночка…

1 ведущий: Обо всем этом мог думать, мог вспоминать Александр Кудрявцев…

2 ведущий: Время шло... В трубке раздался усталый голос: « Вас слышу…»  Заговорила наша артиллерия, дивизия перешла  в наступление. Но об этом уже не  знал Александр Кудрявцев, он был сражен осколком вражеской мины.

Девочка:

Как мало лет он прожил…Только двадцать!
Но миг победы - больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Нет, мужество случайным не бывает,
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь.
Смотрю, смотрю в его лицо простое,
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.

Андрей Дементьев.

(Стоит девушка, в руке  - письмо)

  1. Ведущий: В архиве Сызранского военкомата хранится подлинник извещения о гибели Александра Кудрявцева, оно обращено к матери Анне Петровне: «Ваш сын красноармеец Кудрявцев Александр Георгиевич, уроженец  г. Сызрани Куйбышевской области в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1943 года, погиб на реке Днепр". Александру Георгиевичу Кудрявцеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали " Золотая Звезда", посмертно.

1 ведущий: Лишь через 18 лет после гибели Александра его родных разыскала грамота. Подвиг Героя не забыт, помнит Героя народ. В микрорайоне Засызран именем Героя названа улица, на берегу Днепра, где похоронен Александр Кудрявцев, был установлен памятник герою- воину, в Сызрани – стела, а в ГБОУ ООШ №11 г. Сызрани – Уголок Боевой Славы. Наша школа носит имя Героя Советского Союз Александра Георгиевича Кудрявцева.

2 ведущий: Министерство связи СССР выпустило в обращение почтовый художественный маркированный конверт с портретом Героя Советского Союза Александра Георгиевича Кудрявцева.

3 ведущий: Мы, молодое поколение, склоняем головы перед светлой памятью тех, кто, не щадя своей жизни, защищал родную землю от врага. Мы помним, мы гордимся нашим Героем.

(На фоне музыки выходят девочка и мальчик со свечками в руках)

Мальчик:

В память павших своих земляков

Зажигает потухшие свечи.

Пусть расправит неяркий их свет

Всех участников усталые плечи.

Поколенье, не знавших войны.

Как свою - вашу боль принимаем,

Чтобы не было больше беды,

Мы сегодня свечу зажигаем.

Девочка:

Прошла война!

Прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память вечную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Мальчик:

Хотел бы я, чтоб на планете

Хранили мир и тишину,

Чтобы потомки, наши дети,

Не  знали никогда войну.

Прошла война, прошла страда.

                                 Александр Твардовский.

(На фоне музыки Каччини «Аве Мария»

1ведущий:

4 года! 1418дней! 34 тысячи часов. И более 27 миллионов погибших советских людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать… более 40 лет.

     2 ведущий:  Перед всеми теми, кто в бессмертие ушел и победил, мы низко склоняем голову.

3 ведущий:

Дни весны наступающей им уже не даны.

На минуту встаньте, товарищи,

В память всех не пришедших с войны.

     - Прошу почтить память погибших минутой молчания.

                                     (Минута молчания)

Девочка: Да здравствуют, Отечества герои,
Отчизну заслонившие собой!
Ненастною и грозною порою,
С врагом, вступившие в неравный бой.

Мальчик: Смелых узнают всегда в бою,

В горе проверяется герой.

Умирая, не умрет герой.

Мужество останется в веках.

Девочка: Ушедшие бойцы не умирают,
Они в сердцах потомков будут жить.

Их подвиги годами прославляют,

И память поколений их хранит.


Список использованной литературы.

1.Евгений Данилович Агранович. «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

2.Каччини «Аве Мария».

3. Андрей Дементьев. Как мало лет он прожил… Только двадцать!

4. Михаил Ножкин. Война закончилась.

5.Музыка В.Агапкина, слова В. Лазарева. «Прощание славянки».

6. Александр Твардовский. Прошла страда.

7. Булат Окуджава. До свидания, мальчики.

8. Золотые звезды Сызрани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помним героев ( Защитникам Сталинграда посвящается)

Данное мероприятие проводилось в рамках месячника по патриотическму воспитани с учащимися 10 класса. Возможно использовать и как литературно- музыкальную композицию при подготовке празднования годовщи...

Чтобы помнили героев!Мой прадед - Каменский Михаил Корнеевич!

Нет в России семьи такой,Где не памятен был свой герой.И глаза молодых солдатС фотографий увядших глядят...Этот взгляд, словно высший суд,Для ребят, что сейчас растут.И мальчишкам нельзя ни солг...

Акция « Помним героев своих» Фото

Акция « Помним героев своих» Фото...

Проект "Мы помним героев Чечни"

Создание Проекта "Мы помним героев Чечни" было приурочено к 20 летию Второй Чеченской войны. В этой войне погиб выпускник нашего учебного заведения Андрей Федорович Цуркан. Я в те годы работ...

Помните героев

Презентация рассказывает о моем дедушке: Шумилове Александе Александровиче, воевавшем в годы Великой Отечественной Войны и вернувшемся с ранением. Информация о местах его сражений и награждении была н...

Проект на тему: «Помним героев войны и победы Амет- Хан Султан»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИРЕСПУБЛИКИ КРЫМГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат...

Проект "Помни Героя"

Ниже приведено описание практики создания в школе "Парты Героя".Реализация проекта «Помни Героя» включает в себя сбор информации по Герою, создание в Учреждении Парты Героя, а та...