Статья "Храм в моей душе"
статья по истории (11 класс)
В данной статье рассмотрена история возникновения и развития Смоленской церкви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hram_v_moey_dushe.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ХРАМ В МОЕЙ ДУШЕ
Москалев Руслан, обучающийся
Бычихина Е.И., преподаватель
Дериглазова Т.А., преподаватель
ОБПОУ «Обоянский гуманитарно – технологический колледж» (г.Обоянь)
Аннотация: В данной статье рассмотрена история возникновения и развития Смоленской церкви. Датой первого упоминания Смоленской церкви можно считать 1774 г., которым датируется сведения о первых известных сейчас священниках, служивших здесь. Ими были Григорий Каракулин и Прохор Ершов (видимо богослужения совершались еще не в полностью достроенном храме). Храм строился на средства прихожан и построен в 1790 году.
Ключевые слова: Смоленская церковь, приход, храм.
Православный приход старейшей в Обояни церкви, был известен еще в XVII в. Точного времени возведения первого здания храма неизвестно, отмечено, что храм был построен с основанием города на посаде т.е. за пределами крепостных стен. В Писцовом описании Обояни и Обоянского уезда составленным стольником А.Б. Мантуровым и подьячим Г. Жеребцовым в 1692 г. упоминается на этом месте деревянный Георгиевский храм. Он был разобран из-за ветхости, и одноименную церковь возобновили на кладбище за городом. (В 1842 г. там была построена каменная Георгиевская церковь, пострадавшая во время боев за город в 1942 г. и полностью разрушенная в послевоенное время). Место, где был престол старого деревянного Георгиевского храма, находится теперь в левом пределе Смоленской церкви.
Храм освящен в честь одной из самых почитаемых икон на Руси «Одигитрии» Смоленской (в пер. «Путеводительница»).
На первейшая среди икон «Одигитрий» стоит на Руси «Одигитрия» Смоленская. Она пришла к нам из Греции. Есть сказание, что греческий император Константин благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 г. за черниговского князя Всеволода Ярославовича. И еще есть предположение, что эта икона является списком с «Одигитрии» Влахернской, творцом которой был святой евангелист Лука. После смерти черниговского князя Всеволода Ярославовича «Одигитрия» Смоленская досталась по наследству его сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху, рожденному от греческой царицы Анны. Владимир Мономах принес благословение своей матери икону – из Чернигова в Смоленск и поставил в свободном храме Успения Пресвятой Богородицы. С той поры «Одигитрия» стала называться еще и Смоленской. С этой иконой связанно замечательное избавление от татар. Неоднократно «Одигитрия» Смоленская бывала в Москве, а в 1812 г. была вынесена перед Бородинской битвой. Перед взятием Москвы французами «Одигитрия» Смоленская переместилась в Ярославль и только после победы над Наполеоном снова вернулась в Смоленск. Самая древняя икона Богородицы на Руси пребывает в этом городе и по сей день.
Датой первого упоминания Смоленской церкви можно считать 1774 г., которым датируется сведения о первых известных сейчас священниках, служивших здесь. Ими были Григорий Каракулин и Прохор Ершов (видимо богослужения совершались еще не в полностью достроенном храме). Храм строился на средства прихожан и построен в 1790 году.
В 1787 г. по легенде храм почтила своим присутствием императрица Екатерина 2, возвращавшаяся из путешествия по Крыму и Днепру, через Обоянь. Ночью, без свиты, она долго молилась в полутемной еще не конца завершенной Смоленской церкви, потом долго говорила о чем – то со священником и, получив благословение покинула церковь. И еще один российский самодержец побывал в Смоленской церкви. Внук Екатерины II император Александр I, тот, который «всю жизнь провел в дороге и умер в Таганроге». Кстати, есть предположения, что умер он в другом месте и в другое время. Так или иначе, в январе 1826 г. почившего царя везли через Обоянь. Гроб ночевал в лучшем храме города – Смоленском.
В 1845 г. к Смоленской церкви были пристроены два предела, а в 1849 г. сооружена колокольня, храм приобрел тот архитектурный облик, который имеет сейчас. До постройки в начале XX века нового Свято – Троицкого собора Смоленская церковь была самой вместительней в Обояни.
Священнослужителями в церкви были: с 1795 г. – протопоп Даниил Свешников, с 1802 г. – иерей, позже протоиерей Гавриил Танков, в 1861 г. – Иоанн Лащенков и Андрей Булгаков, в 1879 г.- Николай Беликов, с 1899 г. – священник Александр Сахаров и протоиерей Федор Косминский.
В 1915 г. в приход церкви входили часть г. Обояни и слобода Стрелецкая, с общим количеством прихожан 3267 человек.
Об облике и состоянии храма свидетельствует составленная в 1920 г. опись: храм каменный, теплый, в византийском стиле, одноэтажный, с круглым невысоким купол с одной главой, покрытый железом, крест на главе железный прорезной, наружная поверхность храма оштукатурена, размеры на плане 47 ар. 12 вер. Х 30 ар. 12 вер. На колокольне 10 колоколов: 8 тонный бас; второй -2,5 тонны; третий – 560 кг, и остальные семь малых (вес не указан). По воспоминаниям старожилов, звон колоколов Смоленского храма, особенно большого 8 – тонного баса был слышен в хорошую погоду в радиусе 15 км., а при ветре и более! При храме имелась небольшая часовня размере 6x4 метра, каменная, холодная, покрытая железом и окрашенная. Храм обнесен каменной оградой с двумя железными воротами. Строил эту ограду обоянский купец Александр Петрович Мартаков, являвшийся одним из прихожан храма и его ктиторов, этот же купец приобрел для храма самый большой колокол, о чем свидетельствовала надпись на нем. Внутри церковной ограды находилось здания церковно – приходской школы (Одно из них находилось там, где сейчас газовая подстанция, уничтожено в годы ВОВ в результате прямого попадания авиабомбы), и жилой флигель, сдававшийся в наем, оплата за него использовалась на содержание школы. За храмом находился сад, который также сдавался в аренду на нужды церкви.
Роспись стен храма была обновлена в 1911 году и находилась в хорошем состоянии. Храм освещался паникадилами, против алтаря в куполе и в трапезе они были трехъярусными, а в главном алтаре и пределах одноярусные. Иконостасы в церкви поражали богатством и красотой. Главный – шести ярусный, два других четырёхъярусные, деревянные, вызолоченные. На царских вратах было шесть икон небольшого размера в серебряных позолоченных ризах. Иконы главного иконостаса: образ Спасителя, Сошествия Святого Духа, Тихвинской Божией Матери, Божией Матери – Утоли Моя Печали, великомученицы Параскевы, Тайная Вечеря – почти все в золоченных ризах. В южном пределе в киотах стояли иконы Св. Иоасафа Белгородского и образ Серафима Саровского в серебряной золоченной ризе. В часовне были две иконы большого размера – Смоленской Божией Матери и Песчанской, 12 икон разных Божиих Угодников.
Много усердия и любви проявляли прихожане к своему родному храму, к его благолепию. Об этом свидетельствовало как множество икон и утвари, так и убранство самих икон, многие из них были в серебряных и золотых ризах. Составитель исторического очерка о Смоленской церкви отмечал особое внимание многих прихожан и церковного причта к устроению храма. Так, на средства, выделенные протоиереем Гавриилом Танковым и церковным старостой А. П. Мартаковым, была приобретена большая икона Спасителя, которую доставила из Иерусалима прихожанка из Стрелецкой Слободы Мария Павловна Орехова. Икона была освящена на Гробе Господнем. Стараниями церковного старосты купца М.И.Разинькина и прихожан И.Чикина, С.Н.Канатова были устроены серебряно-позолоченные ризы на многих иконах.
Из святынь храма, особо следует отметить, древнюю икону Смоленской Божией Матери, находившуюся напротив правого клироса. По преданию икона была принесена солдатом из Турецкой земли. Солдат томился в плену и горячо молился Божией Матери об избавлении. Однажды, укрепленный молитвой, он решился на побег и бежал. Ночевал в страхе в лесу, где снова возлагал упование на Заступницу Небесную, молил ее о помощи. И вот, утомленный он как бы заснул и слышит: возьми икону и будешь невредим. Пробудившись, он увидел на дереве в легком сиянии икону. С любовию припал к ней, он взял ее с благоговением и невредимо пришел с ней домой в село Горяиново. В то время Горяиново входило в приход Георгиевской, ныне Смоленской церкви. Слух про икону достиг города, и солдат склоняясь на просьбы горожан, отдал св. образ в храм, где до закрытия храма она и находилась. Эта икона чтилась не только горожанами, но и окрестными жителями. Каждое воскресение после ранней Литургии пред нею служился акафист, а новобрачные считали своим долгом испросить пред этим образом Царицы Небесной, благословения на новую жизнь. От сей иконы Смоленской Божией Матери не раз подавались исцеления прибегающим к ней. Был такой случай: крестьянка села Косиново Обоянского уезда, работала на престольный праздник в день Смоленской Божией Матери, на замечание, что сегодня в городе большой престольный праздник она ответили, что престольных праздников много бывает, и если их все соблюдать, то и работать некогда. Рядом с ней сидела ее дочь лет 6 – 7 в это время у ней надвинулись веки, и она ослепла. Лечили ее и врачи, и бабки, но зрение не возвращалось, и тогда ей посоветовали съездить в Обоянь в Смоленский храм, к чудотворной иконе, что она и сделала. Отслужив пред иконой молебен, девочка прозрела. С 1889 года при храме стала действовать церковно – приходская школа, двухкомплектная, в 1915 г. в ней обучался 141 мальчик, а учителем был протоиерей Сахаров Александр Алексеевич, Он окончил Курскую духовную семинарию в 1873 г., служил законоучителем в разных школах, как церковно – приходских, так и земских Суджанского и Обоянского уездов, с 1890 г. – в школе Смоленской церкви г. Обояни, был председателем Обоянского отделения Курского епархиального училищного Совета; в 1913 г. Святейший Синод наградил его Библией «за особые труды, усердие и ревность по благоустройству школ Обоянского уезда».
Печальную судьбу разделила Смоленская церковь со многими другими православными храмами, которые советская власть подвергла разорению. В ноябре 1929 г. она была закрыта. В 1930-х храм продолжал действовать, но с перерывами. В 1933 г. его заняли под склад Заготзерно, причем сделано это было без соблюдения законодательства о культурах. В октябре 1935 г. культовая комиссия президиума облисполкома приняла решение о возвращении здания верующим, однако практически это не было выполнено. 3 июня 1940 г. облисполком принял решение о закрытии Смоленской церкви как не действующей с 1933 г. и о передаче ее для использования в культурных целях. В это время храм подвергся разорению: был сбит крест, через северный пролом в колокольне был сброшен на землю колокол. В это же время свое исповедническое восхождение на Голгофу начал настоятель храма, отец Петр Григорьев. Репрессированный и позже расстрелянный. (О нем будет рассказано далее.) Использовался храм долгое время как складское помещение горторга, под зерносклад. В 1953, 1956 г. здание было обследовано. Отмечалось, что фундаменты, стены и своды находятся в состоянии, вполне пригодном для эксплуатации и реконструкции. Купол и колокола (малые, большие были сняты), кресты на них сохранились, однако кровля ветхая, наружная штукатурка местами обвалилась, окна без стекол, нижние заложены кирпичом, трубы калориферного отопления разрушены. Никаких мер по ремонту здания предпринято не было, оно продолжало использоваться горторгом под склад товаров, здесь же находился склад керосина.
Вплоть до конца 1980 – х г. Смоленская церковь не функционировала по своему прямому назначению. (Летом 1989 г. к 350 – летию Обояни на средства Горсовета верх Смоленской церкви и купол, были расчищены от сорной травы, кустарников, и остатков кровли, но дальше этого дело не пошло).
Лишь в соответствии с Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий», от 25.10.1990 г. по заявлению управляющего епархией архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия в 1991 г. воссоздан приход Смоленского храма. Согласно федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. зарегистрирована религиозная организация Православный приход храма Смоленской Божией Матери. Современный адрес храма – ул. III – го Интернационала, 28.
Постановлением губернатора Курской области № 566 от 30 октября 1998 г. Смоленская церковь поставлена под охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения. Входящие в ансамбль церкви здания церковно – приходской школы (ныне Детсад №3) и сторожки, а также ограда включены в «Список выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
В июле 1995 г. начались ремонтно – восстановительные работы. В этот год заново были выложены карнизы, кровля, покрыт светлым металлом купол и на нем установлен новый луковичный главк с крестом. В ноябре 1996 г. завершено покрытие светлым металлом крыши, алтаря. В начале октября 2007 г. на луковичном главке шатровой колокольни был установлен крест. Покрашены голубым цветом, купол с луковичными главками, а через два месяца установлены пять малых колоколов (100,60, 38,16,10 кг.) и впервые почти за 80 лет перерыва, у храма появился свой голос, зовущий прихожан веселым малиновым звоном на службе!
В 2008 г был покрыт светлым металлом восьмерик
колокольни. В 2009 г. специалистами Обоянского РСУ была
оштукатурена и окрашена в белый и голубой цвет
колокольня, что сделало ее украшением города. В эти же
годы изменилась и внутреннее убранство храма: полностью
настелен пол, установлены иконостасы, новые окна,
зашпаклеван и окрашен в белый цвет центральный предел.
Установлены новые центральные металлические с
художественной ковкой врата, прилегающая территория
расчищена от аварийных деревьев, и многое, многое другое.
Сейчас храм подошел вплотную к газификации.
Abstract: This article examines the history of the appearance and development of the Smolensk Church. The date of the first mention of the Smolensk Church can be considered 1774, which dates the information about the first now known priests who served here. They were Grigory Karakulin and Prokhor Ershov (apparently the services were not yet performed in a fully completed church). The church was built at the expense of parishioners and was built in 1790.
Keywords: Smolenskaya church, parish, temple.
Литература
- Архив УФСБ по Курской обл. П – 12372; Д. С – 12076.
- Из истории храмов Курской епархии. Обоянский и Суджанский районы – 2009. – С.19 – 22.
- Из летописи Смоленской города Обояни церкви//Курские епархиальные ведомости. – 1911 - № 48. – С.465-466; 482-485.
- Святыни земли Курской. С.69-71.
- Кравцов П.А. Обоянь – Курск, 1989. – 40 с. – (К 350-летию города).
- Кравцов П.А. «Все, как у людей: их гнули и ломали»//Обоянская газета. – 2004. – 27 марта.
- Кравцов П.А. «Преданье старины глубокой»//Обоянская газета. – 2007. – 28 апреля.
- Кравцов П.А. Смоленскую церковь надо восстановить// Красное знамя. – 1990. – 5 апреля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Афганистан болит в моей душе»
Внеклассное мероприятие по истории...
Лекция-концерт "Музыка моей души"
Лекция-концертдля преподавателей школы искусств, педагогов воскресных школ и родителей, в помощь для работы с детьми и взрослыми, начинающими и невоцерковленными, но желающими постичь азы Православной...
Афганистан болит в моей душе
15 февраля – день воинов-интернационалистов. Мы посвящаем этому дню классный час....
Внеклассное мероприятие: "Афганистан болит в моей душе"
Внеклассное мероприятие: "Афганистан болит в моей душе"...
Классный час "Афганистан болит в моей душе"
Данный классный посвящен очередному году вывода войск из Афганистана Цели: Воспитательные: воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воин...
Афганистан болит в моей душе
классный час, посвященный выводу советских войск из Афганистана...
Классный час «Для меня ценности – пустой звук, они не находят отклика в моей душе…»: так ли это?»
Вы предложили интересную тему, чтобы ответить на этот вопрос предлагаю построить лестницу к счастью. Но лестница не простая ее ступени – это ваши ценности....