Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа содержит цели, задачи, методику по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_obuchayushchihsya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Крапивенский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Павловская основная школа»
Рославльский район, Смоленская область
Согласовано заместитель директора по УВР _________________Ю.С. Зыкова | Утверждаю директор МБОУ «Павловская основная школа» __________________И.П. Матюшина |
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей обучающихся
на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
Д.Крапивенский-2
2020 г.
Паспорт программы
Наименование программы | «ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время» |
Основание для разработки программы |
|
Разработчики программы | Учитель истории и обществознания первой категорииГращенко Татьяна Михайловна |
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся через предметы «История» и «Обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество. |
Задачи программы |
|
Исполнители основных мероприятий | Учитель истории и обществознания первой категорииГращенко Татьяна Михайловна |
Участники программы | Обучающиеся 5-9 классов |
Система организации контроля за ходом реализации Программы | Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы. Куратор Программы - зам.директора по УВР Зыкова Ю.С. |
Время реализации программы | 2020-2025 г.. |
Этапы реализации программы | 1 этап – подготовительный; 2 этап – практический, включающий реализацию, анализ и обобщение результатов повседневной работы; 3 этап – завершающий, включающий анализ результативности работы, определение новых задач, способных совершенствовать пути достижения целей. |
Основные направления реализации программы |
|
Основные применяемые педагогические технологии |
|
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся |
|
Ожидаемые результаты реализации программы | 1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью. 2. Изменении шкалы социальных ценностей молодежи лицея на увеличение значимости такой категории как «знание». 3. Включение в содержание уроков технологии новых видов, форм, инновационных технологий. 4. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов 5. Формирование вариативной части программы по географии, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также образовательные возможности школы. 6. Усиление образовательной направленности уроков. Построение учебно-воспитательного процесса по географии с учетом педагогических технологий образования. 7. Внедрение в систему уроков технологии профессиональной компетентности. 8. Организация и проведение встреч с выпускниками школы. 9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся. 10. Организации проектно-исследовательских работ учащихся. 11. Создании системы работы с одаренными детьми. 12. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми. 13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми. |
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся через предмет «История» и «Обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся через творчество.
Задачи:
- создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
- создание системы стимулирования творческой деятельности обучающихся;
- вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
- расширение возможностей для участия школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
Основные направления реализации программы
- выявление творческих способностей обучающихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах, смотрах различного уровня.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
- принцип доверия и поддержки;
- принцип добровольности;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип привлекательности результатов;
- принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:
- наблюдения;
- диагностика;
- беседы с участниками образовательного процесса;
- консультации;
- дифференцированные задания;
- учебные задания практикоориентированной направленности;
- проектная деятельность;
- исторические игры, диктанты, викторины, работа с картой и атласом;
- предметные олимпиады и конкурсы;
- поисково-краеведческая работа в школьном музее
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой речевой культуры;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
- Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
- Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
- Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
II.Развитие творческих и познавательных способностей:
- привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.
- использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.
- Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (еженедельные общешкольные линейки).
- Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Ожидаемые результаты
1. Увеличении числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
2. Изменении шкалы социальных ценностей молодежи лицея на увеличение значимости такой категории как «знание».
3. Включение в содержание уроков технологии новых видов, форм, инновационных технологий.
4. Разное сочетание традиционных и инновационных подходов
5. Формирование вариативной части программы по географии, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также образовательные возможности школы.
6. Усиление образовательной направленности уроков.
Построение учебно-воспитательного процесса по географии с учетом педагогических технологий образования.
7. Внедрение в систему уроков технологии профессиональной компетентности.
8. Организация и проведение встреч с выпускниками школы.
9. Расширении диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
10. Организации проектно-исследовательских работ учащихся.
11. Создании системы работы с одаренными детьми.
12. Разработке и апробации новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми.
13. Выявлении проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Педагогические методики:
Методика проектов Л.С. Выготский,
Методика индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
Методика личностно-ориентированного и развивающего обучения И.С. Якиманская.
Диагностики:
- Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
- Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)
- Методика «Направленность на приобретение знаний»(Е.П. Ильин).
- Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова и др.)
- Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.
В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
учебно-методический материал...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя русского языка и литературы Овчинниковой Валентины Григорьевны
Проблема детской одаренности становится все более актуальной. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям глубокие знания, но и развивать творческие способности каждого ребенка....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Актуальность программы обусловлена тем, что создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....