Методическая разработка урока по истории на тему «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва»
план-конспект урока по истории (8 класс)

Закурина Елена Владимировна

Класс: 8

Тема и место урока в изучаемой теме: Урок 50 «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва».  Тема 3 «Российская империя при Екатерине II».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

1.Познавательные (дидактические):

-установление взаимосвязи между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины II и усилением крепостнической зависимости крестьян в изучаемый период;

- выявление обусловленности  активизации народного движения усилением крепостного гнета;

-изучение причин, особенностей, этапов и итогов крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева;

-оценивание обучающимися роли личности Е. И. Пугачева как лидера восставших;

-расширение понятийной базы учебной дисциплины история по изучаемой теме.

2. Развивающие:

-способствовать развитию у обучающихся  умений анализировать, синтезировать и  делать выводы по полученным данным;

-содействовать выработке умений у обучающихся  работать с исторической картой;

- развивать навыки работы с историческими документами.

3.Воспитательные:

- способствовать пробуждению интереса у обучающихся к изучению прошлого своей страны;

- обеспечить перспективы для формирования чувства патриотизма и уважения к культурно-историческому наследию русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vosstanie_pugacheva_e.docx74.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по истории на тему

«Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва»

Класс: 8

Тема и место урока в изучаемой теме: Урок 50 «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва».  Тема 3 «Российская империя при Екатерине II».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

1.Познавательные (дидактические):

-установление взаимосвязи между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины II и усилением крепостнической зависимости крестьян в изучаемый период;

- выявление обусловленности  активизации народного движения усилением крепостного гнета;

-изучение причин, особенностей, этапов и итогов крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева;

-оценивание обучающимися роли личности Е. И. Пугачева как лидера восставших;

-расширение понятийной базы учебной дисциплины история по изучаемой теме.

2. Развивающие:

-способствовать развитию у обучающихся  умений анализировать, синтезировать и  делать выводы по полученным данным;

-содействовать выработке умений у обучающихся  работать с исторической картой;

- развивать навыки работы с историческими документами.

3.Воспитательные:

- способствовать пробуждению интереса у обучающихся к изучению прошлого своей страны;

- обеспечить перспективы для формирования чувства патриотизма и уважения к культурно-историческому наследию русского народа.

Задачи урока:

1) рассмотреть предпосылки народного выступления в период правления Екатерины II;

2) установить хронологические рамки восстания;

3) изучить причины, особенности, этапы и итоги крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева;

4) дать характеристику предводителю восставших Е.И.Пугачеву;

4)сформировать выводы о значении данного исторического события в рамках истории страны.

Методы и приемы, используемые на уроке:

1.Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс обучающихся.

2.Взаимопроверка позволит преподавателю проверить работы учащихся на уроке.

3.Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.

4.Инструктирование применяется для организации более продуктивной работы учащихся по заданию.

6.Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

1. Личностные УУД:

-формирование убеждений, принципов, ценностей.

2. Регулятивные УУД:

- принятие учебной цели;

-выбор способов деятельности;

- саморегуляция (способность мобилизации сил и энергии)

3.Коммуникативные УУД:  

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение интегрироваться в группу.

4.Познавательные УУД:

-умение сравнивать, обобщать исторические факты;

-умение добывать и перерабатывать информацию;

-умение анализировать, систематизировать материал;

-умение формулировать проблему.

Образовательные ресурсы:

- История России. 8 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В. и др. Под ред. Торкунова А. В. 2020г.

- История России. Поурочные рекомендации. 8 класс : пособие для учителей общеобразовательных организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015. — 191 с.

Основные понятия: «Прелестные грамоты».

Основные даты: 1773-1775гг.

Планируемые результаты.

Предметные:

-развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

-освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий; объяснения фактов;

-выработка умений давать оценку историческим событиям и процесса, деятельности исторических личностей.

Личностные:

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- способность к определению своей позиции;

- уважение к истории и культуре своего и других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- интеллектуальные способности и умственные операции (умения логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать и др.).

Метапредметные:

-умения организовывать свою деятельность, в том числе учебную, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, способы достижения результата и применять их на практике;

-умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-владение логическими операциями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных задач;

- умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- способность излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Организационная структура урока

I Этап. Мотивация к учебной деятельности 5 мин.

Учитель: Добрый день уважаемые гости урока, здравствуйте ребята. Садитесь.  Я надеюсь, на вашу поддержку и верю, что у нас с вами на уроке сегодня все получится. Предлагаю вам посмотреть небольшой фоторяд и послушать два высказывания.

Слайды 1,2,3

 «Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся, как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс

«Когда все остальные права человека будут нарушены, право на восстание становится бесспорным» У. Пейч

Как вы думаете, что общего между этими фотографиями и высказываниями? О чем сегодня пойдет речь на уроке? (дети говорят - это восстания, война и тд)
Вы правы, сегодня у нас на уроке речь пойдет о восстании. О каком восстании?  (
о восстании крестьян).

Попробуйте определить тему нашего урока сегодня.
«Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва». 
Сегодня на уроке мы работаем  с маршрутными листами, в которых будем выполнять задания и делать некоторые записи. Номера заданий указаны в листах, не забывайте делать свои пометки. Оценивайте выполнение каждого задания. В конце урока вы сможете получить результат вашей работы, посчитать количество заданий, с которыми вы справились. 
Давайте запишем  тему урока в маршрутный лист.
Слайд 4.
Что же  мы сегодня на уроке можем узнать? Сформулируем цель  и задачи, используя опорные слова, представленные на слайде  Слайд 5.
 Сегодня на уроке мы познакомимся с ...( 
восстание под предводительством Е.И. Пугачева),

Мы узнаем... (о руководителе и составе участников восстания, о ходе восстания)

Мы сможем поразмышлять...(из-за чего произошло восстание, о целях восставших, об итогах  восстания) 

Ребята,  это не первое восстание,  с которым вы знакомитесь на уроках истории, поэтому, я думаю, вы уже можете сами назвать мне план  изучения любого восстания. С чего мы начинаем разговор о любом восстании? Запишите кратко в листах план изучения восстания. Это  Задание 1.             
После того как они записали, называют план устно. Проверьте, что вы записали  в своих листах и оцените.
План выводится на Слайд 6
1. Причины
2. Участники
3. Цели восставших
4. Основные этапы и итог
5. Значение
Ребята, а вы сегодня впервые услышали о Пугачеве? Или уже знали что-то о нем? (на уроках литературы) Из какого произведения? ( Капитанская дочка, А.С. Пушкин).

Стоит отметить, что многие писатели, поэты затрагивали в своих произведениях тему крестьянского восстания и личности Емельяна Пугачева. Безусловно, он был очень яркой и харизматичной личностью в истории.  
Любое восстание сопровождается жестокостью и насилием.
 Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Так писал А. С. Пушкин. Писатель говорит о бессмысленности бунтов, так ли это?
Проблемный вопрос: Давайте подумаем, а настолько ли бессмысленны бунты и восстания? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.
II Этап. Актуализация знаний
4 мин.   

Ребята, а вы можете вспомнить и назвать, какие социальные протесты происходили в Западной Европе? (1640-1660 гг. - Английская революция; 1648-1653 гг. - Франция – Фронда; 1640 г. - Испания - Португальское и каталонское восстание)

Знаете ли вы, почему 17 век в России прозвали «бунташным»? (из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. 1. Соляной бунт в Москве в 1648 году; 2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году; 3. Медный бунт в Москве в 1662 году; 4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах)

Давайте вспомним причины, состав и требования участников восстания Степана Разина (рост повинностей, усиление закрепощения крестьян; казаки, татары, мордва, татары, чуваши; отмена к.п., уменьшение податей и повинностей, децентрализация власти, формирование казачьего войска в составе царской армии)

Чем закончилось восстание? (разгром восставших)

Могло ли восстание победить?

III Этап. Изучение нового материала 18 мин. 

Слайд 7 видео

«В 1773 году на одном из постоялых дворов объявился «чудом воскресший» император Петр III. К «государю» стали прибывать казаки. Первые не поверили в то, что этот человек – царь, но захотели воспользоваться случаем и решить свои казачьи проблемы. Прибывшим позднее «император» показал на теле особые отметины, которые, по народному поверью, должны были быть у всех правителей, - то ли двуглавый орел, то ли царский герб. На вопрос о происхождении отметин «государь» по-царски произнес: «А то, други мои, простым людям ведать не подобает». Не знали доверчивые казаки, что этот «среднего роста, сухощавый, русоволосый человек с черной с проседью бородой и карими глазами» совсем не император Петр III, а донской казак Зимовейской станицы Емельян Пугачев. Я, единственный царь всей России, Петр III.... В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым дам возможность жить свободно, счастливо и мирно. Поклонившись «государю Петру Фёдоровичу», казаки сделали свой выбор…

Так начиналось казацкое восстание, переросшее в длительную и кровавую войну, именую в России «пугачевщиной». Это было четвертое по счету жестокое противостояние народа и власти.

Итак, начнем изучение восстания  с первого пункта нашего планы – это причины. Для того чтобы определить причины восстания обратитесь к параграфу 21, пункту 1. Прочитайте и запишите причины восстания в таблицу в своих маршрутных листах. Это Задание 2.
Какие причины вы выявили? Кто желает зачитать? Посмотрите на доску и допишите причины, которые, возможно, вы не указали.
Слайд 8:
1)Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами
2) Крепостные не имели никаких прав
3) Тяжелые условия работы на мануфактурах
4) Недовольство казачества отменой ряда привилегий
5)Стремление представителей нерусских народов на территории Российской империи получить равные права с русским населением.
Отметьте + или -  в оценочном листе, смотря, как вы справились с этим заданием.
Посмотрите еще раз на причины восстания. Чьи права нарушены?  А также обратитесь к карте на странице 29 и посмотрите, какие народы проживали на территории, охваченной восстанием. Определите, кто были главными   участниками этих событий? Можно ли назвать состав участников восстания многонациональным? Запишите в маршрутный лист участников восстания. Это Задание 3. Дети записали, я спросила устно, проверили и заполнили.
Слайд 9:
Выводится на слайд ответ.
Участники восстания
1)крестьяне
2) работные люди
3) казаки
4)коренные народы Поволжья и Урала (башкиры, татары)
Что следующее нам предстоит сделать исходя из нашего плана? Определить цели восстания. Чтобы определить цели восставших, мы поработаем  с историческим источником. Перед вами Манифест Емельяна Пугачева. Прочитайте текст Манифеста и выпишите в маршрутный лист цели восставших. На вопросы после текста мы ответим устно. Это Задание 4
«Манифест» Емельяна Пугачева.
Я, единственный царь всей России, Петр III.... В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым (уважаемым народам) дам возможность жить свободно, счастливо и мирно.
Поэтому все солдаты, воюющие против моих войск, должны немедленно прекратить войну и перейти на мою сторону. Коменданты городов и крепостей должны сдаться на мою милость. Князья должны прекратить притеснять народ, помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне, по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен. Я хочу, чтобы весь народ был свободным. Поэтому и народам иной веры даю свободу. Ликвидирую власть князей над ними. Приказываю им избрать руководителей из своей среды, кого они пожелают. Казаки, киргизы, башкиры, татары, чуваши и черемисы пусть уже сейчас воспользуются моим обещанием. Все угнетенные и ограбленные народы радуйтесь, пришли дни вашей свободы.

Вопросы по тексту.
Какие цели ставили восставшие? Запишите в свои листы.  Обсудить устно. Цели на Слайде 10

1.Пугачев рассчитывает свергнуть императрицу Екатерину II и занять российский престол.
2.Помещики должны наделить крестьян землей
3.Свобода крепостным крестьянам
4.Свобода народам «иной веры»
Отметить в оценочном листе  правильно ли вы указали цели.
 Что Пугачев предлагал делать с непокорными? (А кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен)

  1. Всех ли дворян Пугачев признал врагами? (помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен)

В чем он обвиняет дворян? Он обвиняет дворян в жестокости, насилии над крестьянами, в нарушении христианских заповедей. А как он сам себя ведет по отношению к дворянам? А сам в то же время  нарушает заповеди, разжигает в  восставших звериные инстинкты, насаждая произвол и беззаконие.

Слайде 11. Физкультминутка

А сейчас, ребята, мы познакомимся с основными этапами и событиям крестьянского восстания  1773-1775гг.

В крестьянском восстании под предводительством Пугачева выделяют три этапа.

Работать вы будете в паре.  Разделяю класс на группы и каждой группе даю один из трех этапов.
 Каждой группе необходимо охарактеризовать один из 3-х этапов, пользуясь текстом учебника стр. 27, пункт.3 и картой на стр. 29.

 Ученики самостоятельно характеризуют каждый этап, описывая основные события. Это Задание 5 в ваших маршрутных листах.
Слушаем устные ответы и соотносим их с информацией на слайде.

Слайде 12.
I этап – сентябрь 1773 – март 1774 г.: (6 месяцев)  
1) «Открывает тайну своего имени»
2)Неудачная осада Оренбурга восставшими
3) Царская армия во главе с А.И.Бибиковым  под Татищевой крепостью одержала победу над восставшими
Итог 1 этапа???  Первый период восстания закончился неудачей Пугачева при осаде Оренбурга и в бою под Татищевой крепостью.
Слайде 13

II этап – апрель – июль 1774 г.:(4 месяца)
 1)Снята осада  Оренбурга, восставшие отошли на территорию Башкирии и Южного Урала, где работные люди уральских заводов пополнили его поредевшую армию и привезли ему пушки.
2) Пугачев осадил Казань, но взять город не смог, так как подошли правительственные войска.
Итог 2 этапа : Самым успешным был второй период крестьянской войны, который длился с апреля по июль 1774 года: Пугачев провозгласил поход на Москву. Екатерина II была в ужасе и была готова в любой момент покинуть страну.
Слайде 14

III этап – июль – сентябрь 1774 г.:(3 месяца)
1) Взял ряд волжских городов, но вынужден был позже их оставить
2)Осадил город Царицын, но взять не смог. Был настигнут правительственными войсками и был вынужден отступить.
3)Переправился на левый берег Волги, но в сентябре 1774 г. был схвачен казаками и передан властям
4)крестьянские выступления длились еще год

Вывод: Третий этап был самым массовым по составу участников, были также победы и поражения. Именно в этот период 12 сентября 1774 года Пугачев был схвачен и выдан Михельсону.
Дописали в таблицу кратко по каждому этапу. Оцените свою работу над этим заданием.

-Так Чем же завершился этот народный бунт?
Восставшие проиграли. Пугачева  в железной клетке привёз в Москву великий полководец Александр Суворов. В январе 1775 г. в Москве состоялась казнь Пугачева на Болотной площади.
Слайд  15. Картинка  казни. Он был приговорён к жестокой казни – четвертованию.
Ребята, а как вы думаете, в чем причина поражения восставших? (дети называют сами, если сложно, даю им варианты) Это Задание 6. Отметьте ваши результаты работы в листах.
Причины поражения восставших на Слайде 16:
1. Нет чёткой программы и плана действий.
2. Плохое вооружение.
3. Слабая военная подготовка, нет опыта
боевых действий.
4. Локальный характер.
5. Разрозненность, несогласованность.
6.Применение для подавления восстания регулярной армии.
7.Предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства
 Да, восстание было  подавлено, но прошло ли оно бесследно, и какое оно имело значение? Был ли этот бунт действительно бессмысленным? Слайд  17.
Прокомментируйте определение значения пугачевского бунта, данное историком Н. Я. Эйдельманом: «Вообще в России с крестьян «драли три шкуры», но если бы не Пугачев — содрали бы все десять...»
Слушаются варианты ответов детей. Давайте дополним высказывания информацией  из учебника.  Стр 30 пункт 5. Прочитайте и запишите в своих листах значение крестьянского восстания. Это  Задание 7.
Проверяем устно и смотрим на доску. Выводятся на слайд.
Слайд 18. Значение крестьянской войны.

  1.  Показало глубокие противоречия русского общества.
  2. Не изменилось к лучшему положение крестьянства, казачества, народов Поволжья, Приуралья.
  3. Заставило власть искать пути решения крестьянского вопроса.

Оцените свою работу.
IV. Закрепление
Итак, мы познакомились ещё с одним народным бунтом, рассмотрели противостояние власти и общества.
Восстание было жестоко подавлено. Власти  были жестоки по отношению к крестьянам, как и те в свою очередь по отношению к дворянам.
Генерал Панин, который преследовал Пугачёва подверг наказаниям несколько десятков тысяч человек: «Города, селения и дороги в Поволжье были уставлены по приказу Панина виселицами с трупами повешенных повстанцев, которых запрещалось снимать и хоронить месяцами» По Волге плыли плоты с колыхавшимися трупами повешенных.
Разгневанная Екатерина, чтобы стереть из памяти народа это событие приказала переименовать реку Яик в реку Урал, а яицких казаков в уральских.
Мы вспоминали уроки литературы, на которых вы оценивали Емельяна Пугачева с позиции добра и зла, жестоким или справедливым был этот литературный герой.  Сегодня на уроке мы рассмотрели фактический материал о событиях восстания крестьян. Теперь вы можете иметь более точную картину этих событий, зная уже фактический материал.
Литературные произведения - это своего рода исторические источники.
Что-то изменилось в вашем представлении о Пугачеве после нашего урока?
Вернемся к нашему проблемному вопросу - Так есть ли смысл бороться за свои права? Был ли какой-то смысл в этом восстании? (да, Екатерина задумалась об улучшении положения крестьян) А стоит ли добиваться своих прав и свобод таким путем?  Можно ли отвечать жестокостью на жестокость?
V. Рефлексия Слайд 19
Давайте подведем итоги нашего урока . Продолжите  фразы (они на слайде)
Сегодня на уроке Я узнал, что …..   
Мне было интересно…..
Сложности возникли с заданием….
Почему…..?
Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности в дальнейшем..... ?
А теперь вернемся к вашим маршрутным  листам. Посчитайте количество полученных +, волнистых линий.  Напоминаю о памятке внизу маршрутного листа по переведу знаков в баллы.  

Критерии оценки-
«5»-12-14 баллов
«4»- 9-11 баллов
«3»- 6-8 балла
Слайд 20  VI.Домашнее задание: (на слайде)
Всем: прочитать параграф 21, ответить на вопросы после параграфа.

На оценку «удовлетворительно». Использую карту, расположите события в хронологической последовательности:

А начало осады Оренбурга

Б захват Пугачёвым Татищевой крепости

В выступление Пугачёва к Яицкому городку

Г осада Царицына

Д бои за Казань

Е арест Пугачёва

На оценку «хорошо».

Определите (письменно), с какой целью были приняты следующие меры:

-в 1775г. река Яик была переименована в Урал;

-в 1779г. был издан манифест, ограничивающий рабочий день приписных крестьян;

-с 1784г. татарские и башкирские князья и мурзы уравнивались в правах с российским дворянством.

На оценку «отлично».

Как вы думаете, носила ли крестьянская война прогрессивный характер? (Представите, что победил Пугачёв, - что ждало страну в случае его прихода к власти?). Дайте развернутый письменный ответ с аргументацией своих выводов.

Спасибо за урок!!!!  Сегодня у нас с вами все получилось!!!!!

«В 1773 году на одном из постоялых дворов объявился «чудом воскресший» император Петр III. К «государю» стали прибывать казаки. Первые не поверили в то, что этот человек – царь, но захотели воспользоваться случаем и решить свои казачьи проблемы. Прибывшим позднее «император» показал на теле особые отметины, которые, по народному поверью, должны были быть у всех правителей, - то ли двуглавый орел, то ли царский герб. На вопрос о происхождении отметин «государь» по-царски произнес: «А то, други мои, простым людям ведать не подобает». Не знали доверчивые казаки, что этот «среднего роста, сухощавый, русоволосый человек с черной с проседью бородой и карими глазами» совсем не император Петр III, а донской казак Зимовейской станицы Емельян Пугачев. Я, единственный царь всей России, Петр III.... В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым дам возможность жить свободно, счастливо и мирно. Поклонившись «государю Петру Фёдоровичу», казаки сделали свой выбор…

Какие социальные протесты происходили в Западной Европе? (1640-1660 гг. - Английская революция; 1648-1653 гг. - Франция – Фронда; 1640 г. - Испания - Португальское и каталонское восстание)

Знаете ли вы, почему 17 век в России прозвали «бунташным»? (из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. 1. Соляной бунт в Москве в 1648 году; 2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году; 3. Медный бунт в Москве в 1662 году; 4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах)

Назовите  причины, состав и требования участников восстания Степана Разина (рост повинностей, усиление закрепощения крестьян; казаки, татары, мордва, татары, чуваши; отмена крепостного права, уменьшение податей и повинностей, децентрализация власти, формирование казачьего войска в составе царской армии)

Чем закончилось восстание? (разгром восставших)

Могло ли восстание победить? Подумайте

Какие социальные протесты происходили в Западной Европе? (1640-1660 гг. - Английская революция; 1648-1653 гг. - Франция – Фронда; 1640 г. - Испания - Португальское и каталонское восстание)

Знаете ли вы, почему 17 век в России прозвали «бунташным»? (из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. 1. Соляной бунт в Москве в 1648 году; 2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году; 3. Медный бунт в Москве в 1662 году; 4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах)

Назовите  причины, состав и требования участников восстания Степана Разина (рост повинностей, усиление закрепощения крестьян; казаки, татары, мордва, татары, чуваши; отмена крепостного права, уменьшение податей и повинностей, децентрализация власти, формирование казачьего войска в составе царской армии)

Чем закончилось восстание? (разгром восставших)

Могло ли восстание победить? Подумайте

Приложение 1

«Манифест» Емельяна Пугачева.

Я, единственный царь всей России, Петр III.... В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым (уважаемым народам) дам возможность жить свободно, счастливо и мирно.
Поэтому все солдаты, воюющие против моих войск, должны немедленно прекратить войну и перейти на мою сторону. Коменданты городов и крепостей должны сдаться на мою милость. Князья должны прекратить притеснять народ, помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне, по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен. Я хочу, чтобы весь народ был свободным. Поэтому и народам иной веры даю свободу. Ликвидирую власть князей над ними. Приказываю им избрать руководителей из своей среды, кого они пожелают. Казаки, киргизы, башкиры, татары, чуваши и черемисы пусть уже сейчас воспользуются моим обещанием. Все угнетенные и ограбленные народы радуйтесь, пришли дни вашей свободы.


Приложение 2

Домашнее задание:

Для всех: прочитать параграф 21.

На оценку «удовлетворительно».

Используя карту, расположите события в хронологической последовательности:

А начало осады Оренбурга

Б захват Пугачёвым Татищевой крепости

В выступление Пугачёва к Яицкому городку

Г осада Царицына

Д бои за Казань

Е арест Пугачёва

На оценку «хорошо».

Определите (письменно), с какой целью были приняты следующие меры:

-в 1775г. река Яик была переименована в Урал;

-в 1779г. был издан манифест, ограничивающий рабочий день приписных крестьян;

-с 1784г. татарские и башкирские князья и мурзы уравнивались в правах с российским дворянством.

На оценку «отлично».

Как вы думаете, носила ли крестьянская война прогрессивный характер? (Представите, что победил Пугачёв, - что ждало страну в случае его прихода к власти?). Дайте развернутый письменный ответ с аргументацией своих выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории

Урок истории по теме "Бунташный век" с использованием мультимедиа...

Методическая разработка урока по истории

Урок истории "Венценосная семья Романовых. Последний акт трагедии". На уроке  учитель раскрывает перед учащимися полно и объективно картину дней царствования последнего русского императ...

Методическая разработка урока по истории в 5 классе на тему "Восстание Спартака"

Данная разработка содержит в себе конспект урока и презентацию...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...