Конспект урока по теме "Распад СССР. Политическое и экономическое развитие РФ в 1990-х гг."
план-конспект урока по истории (11 класс)
Тема урока: Распад СССР. Политическое и экономическое развитие РФ в 1990-х гг.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Цели по достижению образовательных результатов (ФГОС)
Цель, направленная на достижение личностного результата:
-учить детей понимать последствия распада СССР и высказывать собственное суждение; формировать историческое мышление, под которым подразумевается набор мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать события, выстраивать свою авторскую версию событий
проводить аналогии к современным событиям
Показатель достижения цели:
умение соотносить события с их последствиями.
Цель, направленная на достижение метапредметных результатов:
Познавательные: учить ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы; уметь формулировать проблему и находить пути ее решения; уметь проводить аналогию к современным политическим событиям
Показатели достижения цели:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; демонстрация навыков продуктивной работы с картой и историческими документами.
Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь владеть навыками исследовательской деятельности; уметь применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.
Показатели достижения цели:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Цель, направленная на достижение предметного результата:
- дать представление о распаде Советского Союза и его последствиях для дальнейшего развития нашего государства
-выработка личного отношения к проблемам современного общества
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point., дидактические задания для учащихся, раздаточные материалы.
Методические приемы: эвристическая беседа с учащимися, , устный фронтальный и индивидуальный опросы, групповая работа с документом, работа с учебником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspad_sssr_11_klass.docx | 37.66 КБ |
raspad_sssr_11_klass.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 11
Тема урока: Распад СССР. Политическое и экономическое развитие РФ в 1990-х гг.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Цели по достижению образовательных результатов (ФГОС)
Цель, направленная на достижение личностного результата:
-учить детей понимать последствия распада СССР и высказывать собственное суждение; формировать историческое мышление, под которым подразумевается набор мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать события, выстраивать свою авторскую версию событий
проводить аналогии к современным событиям
Показатель достижения цели:
умение соотносить события с их последствиями.
Цель, направленная на достижение метапредметных результатов:
Познавательные: учить ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы; уметь формулировать проблему и находить пути ее решения; уметь проводить аналогию к современным политическим событиям
Показатели достижения цели:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; демонстрация навыков продуктивной работы с картой и историческими документами.
Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь владеть навыками исследовательской деятельности; уметь применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.
Показатели достижения цели:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Цель, направленная на достижение предметного результата:
- дать представление о распаде Советского Союза и его последствиях для дальнейшего развития нашего государства
-выработка личного отношения к проблемам современного общества
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point., дидактические задания для учащихся, раздаточные материалы.
Методические приемы: эвристическая беседа с учащимися, , устный фронтальный и индивидуальный опросы, групповая работа с документом, работа с учебником.
- Организационно-психологический момент.
- Мотивационный момент
Слово учителя: эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку я взяла слова Президента РФ, произнесенные им 25 апреля 2005 года
«Крушение Советского Союза
стало крупнейшей геополитической
катастрофой XX века»
(В.В. Путин
из Послания Федеральному собранию
25 апреля 2005 года)
??? Действительно ли, распад СССР стал величайшей геополитической катастрофой XX века? Аргументируйте свой ответ.
Выдвижение гипотез учащимися (согласие-несогласие, почему? и т.д.)
- Стадия «Осмысления»
Цель этапа урока: узнать об экономических, политических причинах распада СССР для России.
Задание: Изучить информацию, представленную в таблице
1 группа - подчеркнуть политические причины распада СССР
2 группа – подчеркнуть экономические причины распада СССР
Время работы 7-10 минут. Отчет о работе группы.
Карточка №1
Важнейшие политические мероприятия | Национальные проблемы СССР | Важнейшие экономические мероприятия | ||
1983 | ||||
Обострение продовольственной проблемы и нехватка товаров первой необходимости, по всей стране была введена талонная система (начиная от мяса и заканчивая мылом) | ||||
1985 | ||||
Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. избран М.С. Горбачев. | Первое столкновение на межнациональной почве в Якутске в феврале 1986 г. | Апрель 1985 г. – Пленум ЦК: обсуждение социально-экономического положения в стране в связи с резким обвалом цен на нефть и газ, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития страны (изношенность производственного оборудования, отставание в новых технологиях по сравнению с Западными странами). Май 1985 г. - Антиалкогольная компания (снижение поступлений в казну, рост самогоноварения, как следствие дефицит сахара). | ||
1986-1987 | ||||
Январь 1987 г. – Пленум ЦК. Рассмотрен кадровый вопрос (омоложение в руководстве партией). Формулируется новое понимание гласности (открытость и правдивость в освещении прошлого и настоящего страны, свобода слова). | Середина 1987 г. Политика гласности и демократизации привела к реабилитации репрессированных, отмене цензуры во многих сферах культуры, но и к расслоению общества на сторонников сохранения СССР и противников этого, особенно в прибалтийских республиках, на Украине и Кавказе. Руководители стран-противников стремились к собственной власти. | Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ: В 1987 году был принят закон о государственном предприятии (объединении). В 1988 году были разрешены кооперативы и расширялась индивидуальная частнопредпринимательская деятельность: появление частных предприятий, в которые потекли государственные средства, уменьшение поступлений в казну государства. Разрыву экономических связей между республиками СССР. | ||
1988 | ||||
Июнь 1988 г. – XIX партийная конференция; решение о начале реформы политической системы, дальнейшей демократии общества. | Весна 1988 г. – обострение национальных проблем: начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите. | Переизбыток наличных денег при явном дефиците качественного товара или его отсутствие. | ||
1989-1990 | ||||
Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах. 25 марта – 9 июня – I съезд народных депутатов СССР. Декабрь 1989 г. – II второй съезд народных депутатов СССР. | Дальнейшее обострение национальных проблем. Апрель 1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане. | |||
Март 1990 г. –III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению. Президент СССР М.С. Горбачев. Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Июль 1990 г. – XXVIII съезд КПСС. Генеральным секретарем избран М.С. Горбачев. Раскол в КПСС. | «Парад суверенитетов» союзных республик. Февраль 1990 г. – лидеры Литвы провозгласили независимость Литовского государства. Выборы в Верховный совет РСФСР. 12 июня 1990 г. – I первый съезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России. | Май 1990 г. - третья сессия ВС СССР. Выступление председателя Совета министров Н.И. Рыжикова «Об экономическом положении страны и концепции перехода к рыночной экономике». Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. | ||
1991 | ||||
Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий. 19-21 августа 1991 г. – выступление ГКЧП. 24 августа 1991 г. – М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС. 26 августа 1991 г. - приостановлена деятельность КПСС на территории СССР. 6 сентября 1991 г. – признание Верховным Советом СССР независимости республик Прибалтики. 25 декабря 1991 г. - официальное заявление об отставке М.С. Горбачева. | 17 марта 1991 г. – референдум о судьбе СССР (76,4% принявших участие высказались «за» сохранение Союза). Апрель 1991 г. - начало «новоогаревского процесса» - подготовка нового Союзного договора, его подписание намечено на 20 августа. 12 июня 1991 г. - выборы Президента РФ (победа Б.Н. Ельцина). 7 декабря 1991 г. - руководителями России, Белоруссии и Украины подписано Беловежское соглашение – договор об образовании СНГ. 21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР. |
Группы представляют результаты работы с Карточкой №1
Слово учителя: Первые выборы президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года.
Летом 1991 г. Б.Н.Ельцин был избран президентом РСФСР. Он предложил республикам брать суверенитета столько, сколько сможете проглотить».
После проведения референдума М.Горбачев собрал представителей республик в Ново-Огарево и согласившись со всеми условиями и требованиями смог подготовить проект Союзного Договора.
Окончательная редакция «Договора о Союзе Суверенных государств была опубликована в газете «Правда»15 августа 1991года.
В той же газете было опубликовано выступление президента СССР Горбачева по телевидению в которой отмечалось, что союзный договор открыт к подписанию с 20 августа 1991 года.
20 августа 1991г.публикация и обсуждение его проекта привели к расколу в обществе.
«Августовский путч »1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР
Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть.
18 августа несколько «силовиков» приехали к отдыхавшему в Крыму в Форосе М.С. Горбачеву и предложили ему подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но получили отказ. Вернувшись в Москву, они объявили, что Горбачев не может исполнять обязанности Президента СССР «по состоянию здоровья» и его полномочия переходят к вице-президенту Г.И. Янаеву.
В августе 1991 года группа партийных функционеров объявила о временном отстранении Горбачева от власти и ввела в стране чрезвычайное положение. События августа 1991 года – попытка государственного переворота, поставившая страну на грань гражданской войны.
Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г.И. Янаев, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр обороны СССР Д.Т. Язов и др. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т.е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.
19 августа 1991 года, после объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие заговорщикам и превратил Дом Советов России («Белый дом») в центр сопротивления.
Б. Н. Ельцин выступил в роли защитника демократии)
Уже в первый день путча Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС.
Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против граждан своего государства.. 22 августа путч потерпел поражение, а члены ГКЧП были арестованы.
Путч продолжался всего несколько дней и был разгромлен, но это не уменьшает его значимости. Именно в августе 1991 года началась новая фаза исторического развития: Россия сделала шаг от социалистического государства к демократическому.
Цель этапа урока: узнать об экономических, политических изменениях после распада СССР.
Задание: Изучить информацию, представленную в карточке №2
1 группа – подчеркнуть экономические изменения и указать к чему эти изменения привели
2 группа - подчеркнуть политические изменения и указать к чему эти изменения привели
Время работы 7-10 минут. Отчет о работе группы.
Карточка №2
Экономические изменения
Первой сферой, в которой началась активная приватизация, была торговля.31 июля 1994 года закончился первый ее этап. По статистическим показателям ее можно было считать успешно завершенной. Но экономическая "цена", заплаченная обществом за "скачок в капитализм" была слишком велика: произошло падение промышленного производства на 43%.
Следующим этапом реформы экономики была либерализация цен, начатая 2 января 1992 года, при этом основная экономическая нагрузка легла на население: в горниле инфляции сгорели практически все сбережения, с заработной платой творилось что-то невообразимое. Рубль постепенно становился конвертируемой валютой внутри страны, хотя и на высокой отметке в пять тысяч рублей за один доллар. Социальные сдвиги, произошедшие в обществе, не имели прецедентов. Нарастание инфляции, падение производства, рост недовольства населения привели к кризису правительства Гайдара. Во второй половине 1992 года на пост премьер-министра был назначен В.М. Черномырдин. При этом решающую роль в выборе сделал Ельцин, решивший таким образом сбросить Гайдара "как балласт, чтобы спасти корабль реформ".
Первый, наиболее спонтанный, касался жилых зданий, малых предприятий, коммерческих структур и сферы обслуживания. Разгосударствление в этих случаях происходило по бросовым ценам (в секторе муниципального жилья приватизация была бесплатной) и сказочно обогатило директорат и штат административных работников.
Второй этап затронул основную массу крупнейшей недвижимости - фабрики и крупнейшие предприятия, индустриальные и агроиндустриальные комплексы. В этой сфере отчуждение проводилось по ваучерной схеме. Разрекламированная как деятельность по предоставлению российским гражданам равных шансов для вступления в светлую жизнь, завершилась тотальным отчуждением народа страны от материального достояния, нажитого потом и кровью нескольких поколений. Всё государственное имущество перекочевало в карманы кучки представителей старой и новой номенклатуры, а также спекулянтов, прикарманивших богатства огромной страны.
Третий этап свёлся к приватизации самых лакомых кусков государственной собственности - крупнейших предприятий тяжелой и горнодобывающей промышленности, энергетического и сырьевого комплекса (нефть, газ, электричество, атомная промышленность). В данном случае распродажа осуществлялась на публичных торгах, к которым были допущены иностранные инвесторы.
Фонды и ассоциации, фиктивные акционерные общества создавали кооперативы для получения импортных беспошлинных и свободных от НДС лицензий. Импорт чаще всего обходился без таможенного и санитарного досмотра. Процветала контрабанда.
Как показали экспертные оценки Счетной палаты и практика ее контрольной деятельности, существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий.
Значимая для России эпоха Ельцина многими оценивается как революционное событие. Реформы в сфере экономики привели:
- К появлению и росту безработицы, одна из причин которой – повсеместные сокращения рабочих мест и закрытие производственных и прочих учреждений.
- К дефолту – обесцениванию рубля, о котором президент был извещён, но который он не признавал.
- К резкому снижению уровня жизни россиян, даже имеющих работу, но не получающих вовремя заработную плату.
- К истощению золото-валютного запаса, государственный долг России достиг крайних размеров.
- К безвоздмезному оставлению военных баз и коммуникаций в странах Европы. Выведенные военные войска оказались в «чистом поле».
Политические изменения
8 декабря 1991 г., подписав Беловежское соглашение и фактически развалив Советский Союз, Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич со товарищи осуществили антисоюзный государственный переворот. Могильщики СССР пытаются убедить россиян и мировую общественность в том, что Советский Союз распался сам как нежизнеспособная система. Как далека эта ложь от истины, свидетельствует беловежская авантюра.
В конце весны 1993 года Борисом Ельциным было созвано Конституционное Совещание. В Совещании приняло участие более 700 человек. Многие из участников не имели никаких профессиональных знаний в области законотворчества. Достоверно известно, что в создании конституции РФ активное участие принимали представители США.
Политическое противостояние Администрации Президента и Верховного Совета в октябре 1993 года привела к вооруженному столкновению с обеих сторон. Здание Российского парламента было обстреляно танками.
Вышедшая в 1993 году Конституция не решала проблем внутренней политической ситуации. Законы не соблюдались. Это можно проследить на примере процветания коррупции, которой почти не наблюдалось до эпохи Ельцина в Советском Союзе.
Сомнения в справедливости демократических выборов появились у народа после повторного назначения Ельцина президентом в 1996 году.
Возможности легкого заработка породили «финансовые пирамиды». Ухудшили обстановку в стране процветающий бандитизм и рэкет, от которых граждан не защищали даже правоохранительные органы. Более того, работники правоохранительных органов сами нарушали законы.
Поэтапная конституционная реформа включала и еще один блок - становление местного самоуправления.
Одной из самых страшных последствий реформ президента являлось объявление войны в Чечне. Ни антивоенные заявления, ни митинги против войны не повлияли на решение Ельцина ввести войска в Чеченскую республику, в результате которого были тысячи погибших. Военные действия показали полную бездарность командования, деморализованность и скудность оснащения армии.
В 1990-е гг., особенно после начала Чеченской компании, в российской армии процветала коррупция, небывалых масштабов достигла «дедовщина», в массовом порядке призывники старались отказаться от службы в армии. В связи с низкой заработной платой офицеров, отсутствие жилья и социального обеспечения службы в вооруженных силах стала не престижной.
Президент Ельцин Б.Н. стремился полнее интегрировать РФ в международное сообщество, наносил множество визитов и принимал иностранные делегации, подписывал договора. Однако Россия при нем в международных отношениях полностью тратила статус великой державы, которая сама способна диктовать условия.
Группы представляют результаты работы с Карточкой №2
Слово учителя: Неожиданно для граждан России 31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин заявил по центральному телевидению о досрочном прекращении своих полномочий. Согласно Конституции РФ временно исполняющим обязанности Президента становится Председатель Правительства - В.В. Путин.
- Стадия «Рефлесии»
Цель этапа урока: превратить новую информацию в присвоенную, ставшую для учащихся собственным знанием, закрепить изученное.
Слово учителя: Исходя из обозначенных политических и экономических проблем возникших при правлении Б.Н. Ельцина, определите (выскажите предположения) какие первоочередные задачи должен быть решить В.В. Путин придя к власти?
Ответы детей.
- пересмотреть реформы государственного самоуправления – установить вертикаль власти.
- остановить военные действия в Чеченской республике.
- сократить или полностью выплатить внешний государственный долг.
- привлечь иностранные инвестиции в экономику.
- пересмотреть итоги приватизации.
- снижение уровня безработицы, повышение заработной платы, пенсий и социальных пособий.
- повысить престиж российской армии, усиление ее боеспособности.
Домашнее задание: написать эссе «Решены ли первоочередные задачи В.В. Путиным в период президентского правления?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Крушение Советского Союза стало крупнейшей геополитической катастрофой XX века» ( В.В. Путин из Послания Федеральному собранию 25 апреля 2005 года) Действительно ли, распад СССР стал величайшей геополитической катастрофой XX века?
Обострение продовольственной проблемы и нехватка товаров первой необходимости Введение талонной системы Обвал цен на нефть и газ Антиалкогольная компания Разрыв экономических связей между республиками СССР Переизбыток наличных денег при явном дефиците качественного товара или его отсутствие. Экономические причины
Политические причины Столкновения на межнациональной почве Политика гласности и демократизации привела к расслоению общества на сторонников сохранения СССР и противников этого Война между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите Р азгон демонстрации в Тбилиси, погромы в Фергане «Парад суверенитетов» союзных республик Признание Верховным Советом СССР независимости республик Прибалтики
«Августовский путч »1991 г.
Экономические изменения П оявление и рост безработицы, одна из причин которой – повсеместные сокращения рабочих мест и закрытие производственных и прочих учреждений. Д ефолт – обесценивание рубля. Р езкое снижение уровня жизни россиян, даже имеющих работу, но не получающих вовремя заработную плату. И стощение золото-валютного запаса, огромный государственный долг России. Б езвозмезное оставление военных баз и коммуникаций в странах Европы.
Политические изменения Беловежское соглашение Принятие Конституции 1993 г. Несоблюдение законов Процветания коррупции Процветающий бандитизм и рэкет Война в Чечне Скудность оснащения армии Утрата статуса великой державы
Исходя из обозначенных политических и экономических проблем возникших при правлении Б.Н. Ельцина, определите (выскажите предположения) какие первоочередные задачи должен быть решить В.В. Путин придя к власти?
П ересмотреть реформы государственного самоуправления – установить вертикаль власти. О становить военные действия в Чеченской республике. Сократить или полностью выплатить внешний государственный долг. Привлечь иностранные инвестиции в экономику. Пересмотреть итоги приватизации. Снизить уровень безработицы, повысить заработную плату, пенсии и социальные пособия. Повысить престиж российской армии, усиление ее боеспособности.
Домашнее задание: написать эссе «Решены ли первоочередные задачи В.В. Путиным в период президентского правления?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."
конспект урока по истории России 20 век для 9 класса...
Конспект урока "Участие граждан в политической жизни"
Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Участие граждан в политической жизни общества". УМК Боголюбова...
Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс
Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс...
9 класс. Конспект урока "Внешняя политика СССР в 1930-е гг.: смена ориентиров"
План-конспект урока по истории России с использованием технологии критического мышления....
презентация к уроку "Основные этапы и тенденции общественно – политического и экономического развития."
презентация может быть использована на уроках истории России в 9 и 11 классах...
Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"
Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"Цель урока: Сформировать у учащихся представления об изменениях в экономическом развитии России в...
Конспект урока на тему «СССР накануне войны»
Предлагаю разработку урока по истории. Данная разработка позволит:- раскрыть причины нарастания международной напряженности;- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные...