конспект урока по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
конспект урока по истории России 20 век для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshch.-polit._razvitie_rossii_1894-1904_gg.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории России для 9 класса
Тема: Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.
Цель урока: познакомить учащихся с политической системой Российской империи в конце XIX - начале XX века; подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и началом складывания гражданского общества.
План урока:
1. Николай II: исторический портрет.
2. Политические преобразования..
3. Нарастание противоречий между властью и обществом.
4. «Зубатовский социализм»
5. Создание РСДРП
6. Партия социалистов-революционеров.
7. Либеральные организации.
Основные понятия: «зубатовский социализм», РСДРП, эсеры.
Оборудование урока: презентация, учебник «История России» XX – н. XXI века А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Выполнение тестового задания:
1) Каковы особенности экономики России в н. 20 в.
а) высокая степень машинизации производства; б) многоукладность экономики;
в) отсутствие коллективных форм собственности.
2) В каком году была проведена денежная реформа С.Ю. Витте?
а) в 1897; б) в 1800; в) в 1895 г.
3) Каков главный результат денежной реформы С.Ю. Витте?
а) началась инфляция; б) начался вывоз капитала в другие страны;
в) повысилась кредитоспособность страны.
4) В какие отрасли промышленности преимущественно притекал иностранный капитал?
а) металлургия и металлообработка; б) нефтяная промышленность;
в) легкая промышленность; г) сельское хозяйство.
5) Какие виды монополий появились в России в н. 20 в.?
а) синдикаты; б) тресты; в) концерны.
6) В каких отраслях экономики были сосредоточены кустарные предприятия?
а) хлебопекарня; б) обувная и швейная; в) кожевенная; г) строительная;
д) верно только а) и г).
7) Какова основная проблеме крестьянского хозяйства?
а) низкая урожайность по причине климатических трудностей;
б) крепостная зависимость; в) крестьянское малоземелье.
Ключи к тесту: 1- б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, б, 5 – а, б, 6 – а, б, в, г. 7 – в
2. Изучение нового материала.
1) Николай II: исторический портрет
Сообщение ученика о Николае II. (слайд 1)
Задание: по ходу рассказа отметить в тетради: основные черты характера Николая II, политические взгляды, чем запомнился в истории.
2) Политические преобразования. (слайд 2)
Учитель сообщает: В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Он заявлял, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю... Это мировой непреложный закон».
Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев».
Заполнив таблицу, ответьте на вопрос: чем отличались политические программы С.Ю. Витте и В.К. Плеве?
Заполнение таблицы по тексту учебника.
В 1904 г. Плеве был убит. Его место занял Святополк- Мирский П.Д.
ФИО политического деятеля | Какие политические преобразования предлагал | Какие изменения могли произойти |
Витте С.Ю. – сторонник либеральных реформ | ||
Плева В.К - сторонник консервативных реформ | ||
Святополк-Мирской П.Д. . – сторонник либеральных реформ |
. 3) Нарастание противоречий между властью и обществом. (слайд 4)
Рассказ учителя в объеме учебника.
4) «Зубатовский социализм». (слайд 5)
Учитель сообщает: В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову.
Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.
Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.
С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.
5) Создание РСДРП (слайд 6 - 8)
Рассказ учителя в объеме учебника.
Сообщение ученика о Ленине.
6) Партия социалистов-революционеров (слайд 9)
Рассказ учителя в объеме учебника.
7) Либеральные организации (слайд 10)
Рассказ учителя в объеме учебника.
3. Итоги урока.
4. Домашнее задание: параграф № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.
Презентация по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."...
Презентация "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."
Данная презентация содержит в себе материал для изучения учащимися 9 классов по истории в рамках предложенной темы...
Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг (История России. 9 класс)
Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я. Параграф 35 «Ник...
9 класс: рабочий лист по теме "Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг."
Николай II:начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг...
Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе
Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.; охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...
Тренажер по теме «Общественно – политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века».
Тренажер по теме «Общественно – политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века»....