конспект урока по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Иванова Светлана Геннадиевна

конспект урока по истории России 20 век для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshch.-polit._razvitie_rossii_1894-1904_gg.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России для 9 класса

Тема: Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.

Цель урока: познакомить учащихся с политической системой Российской империи в конце XIX - начале XX  века; подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и началом складывания гражданского общества.

План урока:

1. Николай II: исторический портрет.

2. Политические преобразования..

3. Нарастание противоречий между властью и обществом.

4.  «Зубатовский социализм»

5. Создание РСДРП

6. Партия социалистов-революционеров.

7. Либеральные организации.

Основные понятия: «зубатовский социализм», РСДРП, эсеры.

Оборудование урока: презентация, учебник «История России» XX – н. XXI века          А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Выполнение тестового задания:

 1) Каковы особенности экономики России в н. 20 в.

 а) высокая степень машинизации производства; б) многоукладность экономики;

 в) отсутствие коллективных форм собственности.

 2) В каком году была проведена денежная реформа С.Ю. Витте?

 а) в 1897; б) в 1800; в) в 1895 г.

 3) Каков главный результат денежной реформы С.Ю. Витте?

 а) началась инфляция; б) начался вывоз капитала в другие страны;

 в) повысилась кредитоспособность страны.

 4) В какие отрасли промышленности преимущественно притекал иностранный капитал?

 а) металлургия и металлообработка; б) нефтяная промышленность;

 в) легкая промышленность; г) сельское хозяйство.

 5) Какие виды монополий появились в России в н. 20 в.?

 а) синдикаты; б) тресты; в) концерны.

 6) В каких отраслях экономики были сосредоточены кустарные предприятия?

 а) хлебопекарня; б) обувная и швейная; в) кожевенная; г) строительная;

 д) верно только а) и г).

 7) Какова основная проблеме крестьянского хозяйства?

 а) низкая урожайность по причине климатических трудностей;

 б) крепостная зависимость; в) крестьянское малоземелье.

Ключи к тесту: 1- б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, б, 5 – а, б, 6 – а, б, в, г. 7 – в

 

2. Изучение нового материала.

1) Николай II: исторический портрет

Сообщение ученика о Николае II. (слайд 1)

Задание: по ходу рассказа отметить в тетради: основные черты характера Николая II, политические взгляды, чем запомнился в истории.

2) Политические преобразования. (слайд 2)

Учитель сообщает: В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Он заявлял, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю... Это мировой непреложный закон». 

Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав  Константинович  Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев».

Заполнив таблицу, ответьте на вопрос: чем отличались политические программы С.Ю. Витте и В.К. Плеве?

Заполнение таблицы по тексту учебника.

В 1904 г. Плеве был убит. Его место занял Святополк- Мирский П.Д.

ФИО политического деятеля

Какие политические преобразования предлагал

Какие изменения могли произойти

Витте С.Ю. – сторонник либеральных реформ

Плева В.К  - сторонник  консервативных реформ

Святополк-Мирской П.Д. . – сторонник либеральных реформ

. 3) Нарастание противоречий между властью и обществом. (слайд 4)

Рассказ учителя в объеме учебника.

 4) «Зубатовский социализм».  (слайд 5)

Учитель сообщает: В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову.

Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.

Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.

С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.

5) Создание РСДРП  (слайд 6 - 8)

Рассказ учителя в объеме учебника.

Сообщение ученика о Ленине.

6) Партия социалистов-революционеров (слайд 9)

Рассказ учителя в объеме учебника.

7) Либеральные организации (слайд 10)

Рассказ учителя в объеме учебника.

3. Итоги урока.

4. Домашнее задание: параграф № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Презентация по теме: "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."...

Презентация "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."

Данная презентация содержит в себе материал для изучения учащимися 9 классов по истории в рамках предложенной темы...

Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг (История России. 9 класс)

Тема: Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг  (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я. Параграф 35 «Ник...

9 класс: рабочий лист по теме "Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг."

Николай II:начало правления. Политическое развитие страны в  1894-1904 гг...

Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе

Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.;  охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...

Тренажер по теме «Общественно – политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века».

Тренажер  по теме «Общественно – политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века»....