Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnyaya_politika_sssr.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципальное образование город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 22
Урок-диспут на тему:
«Внешняя политика СССР и международные отношения в 30 – е годы и накануне Второй Мировой войны»
Автор: Ильенко Т.Н
учитель истории
и кубановедения
Краснодар 2014
Основная цель урока: достичь осознания школьниками всей сложности международных отношений в 30-е годы и накануне Второй Мировой войны, неоднозначности оценок причин и степени ответственности правительств крупнейших держав за развязывание второй Мировой войны.
Задачи урока:
- Дидактические:
- углубить и закрепить понятия:
-тоталитаризм и его внешнеполитические проявления;
-система коллективной безопасности
-план «Барбаросса»
-Коминтерн
-Кризис системы международных отношений 1930гг.
-политика «умиротворения агрессора»
-антикоминтерновский пакт и его значение
-пакт «Молотова-Рибентроппа» о ненападении 1939г., тайные протоколы, их последствия
b.Развивающие:
- способствовать развитию навыков
-рассматривать явления с различных позиций
-делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты
-формулировать и аргументировано доказывать свою собственную точку зрения
-способствовать усвоению механизма составления и решения учебной задачи в системе проблемного обучения
c.Воспитательные:
- формировать умения давать оценку историческим явлениям, с позиции не только практической и политической выгоды того или иного государства, но и с позиций общечеловеческой нравственности и морали, демократии и гуманизма
Внутри предметные связи:
1.Всеобщая история, (курс «Зарубежная история XX века» авт. Сорока-Цюпа О.С.)
тема:
-«Международные отношения в 30-е гг.»
Межпредметные связи:
- Обществознание, тема «Глобальные проблемы современности. Проблема Войны и Мира»
Формы организации деятельности учащихся:
Урок-диспут в форме «круглого стола»
Оборудование:
1.Учебники по «Истории России» и «Всеобщей Истории» имеющиеся в наличии
3.Карта «II Мировая война», «Великая Отечественная война»
4. Музыкальные фрагменты песен («Вставай страна огромная», «Если завтра война…»)
Источники и дополнительная литература:
- История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 в 6-ти томах. Воениздат, 1960-1965гг.
- История второй мировой войны (1939-1945) в 12-ти томах. Воениздат ,1973-1982 гг.
- Советская военная энциклопедия в 8-ми томах. Воениздат, 1976-1980.
- Баграмян И.Х. «Так начиналась война», Воениздат, 1971г.
- Великая Отечественная война. Краткий научно-попул. очерк, Политиздат ,1973г.
- Великая Отечественная война 1941-1945, Советская энциклопедия,1985г.
- Вопросы стратегии оперативного исскуства в советских военных кругах 1937-1940 гг. Воениздат 1965
- Жуков Г.К. «воспоминания и размышления». АПН,1969г.
- Кузнецов Н.Г. «Накануне». Воениздат ,1966г.
- Майский И.М «Кто помогал Гитлеру: Из воспоминай советского посла». ИМО, 1962г.
- Начальный период войны/Под. Ред. С.П.Иванова. Воениздат ,1982г.
- Пограничные войска ССР,1939-июнь 1941г. Сборник документов и материалов. Наука, 1970г.
- Сивков Г.Ф. «Готовность номер один». Советская Россия, 1973г.
- Сикорский «Будущая война. Ее возможности, характер и связанные с ними проблемы обороны страны». Воениздат,1936г.
- Суворов В. «Ледокол». День,1994г.
- Периодическая печать.
Проблемные вопросы:
1. Кто развязал II Мировую войну?
2. Возможно ли было предотвратить II Мировую войну?
3.Реальна ли угроза IIIМировой войны? Можно ли ее предотвратить?
(этот вопрос рассматривается при наличии времени)
ХОД УРОКА
1 Организационный момент
2 Постановка целей и задач урока
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы говорили о том, что международные отношения в конце 30-х гг. поставили мир на грань войны. Почему не удалось с помощью создания системы коллективной безопасности в Европе предотвратить начало самой крупной глобальной катастрофы 20-го в?
Кто развязал 2-ю Мировую войну ? Можно ли было ее предотвратить?
На этот вопрос отвечают по-разному. Советское правительство, например, по данному вопросу меняло свою точку зрения многократно
18.09.1939г. советское правительство в официальной ноте объявило,
что виновником войны является Польша.
30.11.1939г.И.Сталин в газете «Правда» назвал ещё виновников:
«Англия и Франция напали на Германию, взяв на себя ответственность
за нынешнюю войну».
5.05.1941г. в секретной речи перед выпускниками военных академий
И. Сталин назвал ещё одного виновника- Германию.
После окончания войны круг виновников расширился. Сталин заявил, что вторую мировую войну начали все капиталистические страны мира. Сталинская точка зрения надолго утвердилась в советской историографии.
В конце 80-х, начале 90 –х годов начинается активная критика советского периода истории и устоявшихся в отечественной исторической науке взглядов.
В 1994 году в России была издана книга Виктора Суворова, содержащая 2 произведения: «Ледокол» и «День «М»», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы, так как бывший офицер ГРУ Владимир Резун (литературный псевдоним – Виктор Суворов) главным виновником развязывания II мировой войны и укрепления фашистских режимов в Европе объявляет Сталина И.В. и советское правительство. В советской прессе 80-х годов началась ожесточенная дискуссия. Авторитетные военные историки Волкогонов, Жилин П.А. и др. подвергли резкой критике аргументы и достоверность фактов, приводимых Суворовым в его книге.
Постановка проблемных вопросов:
Попробуйте пожалуйста, сформулировать главный вопрос на который пытаются ответить авторы изученной вами литературы.
(В классе с высоким уровнем сформированности ЗУН вопросы формулируют школьники самостоятельно, в противном случае с помощью преподавателя.):
1. Так кто же явился главным виновником, развязавшим Вторую Мировую войну?
2. Возможно ли было предотвратить вторую мировую войну?
Сегодня мы с вами попробуем ответить на эти и другие, связанные с ними вопросы.
- Актуализация.
Учитель выясняет:
а) кто из учащихся выполнил дополнительные задания: познакомился с книгой В. Суворова «Ледокол» и точками зрения его оппонентов. Учащиеся (2-3 ученика по ранее полученному заданию) дают краткую биографическую справку о Викторе Суворове, суть научной дискуссии: излагают точки зрения автора «Ледокола» и его оппонентов.
б) учитель выясняет, кто из учащихся готов поверить В. Суворову и отстаивать его точку зрения, а кто разделяет точку зрения советских военных историков, есть ли другие точки зрения.
в) наиболее активным ребятам предлагают занять место за круглым столом в центре класса.
Остальные также делятся на две, три группы (группы поддержки) и участвуют в обсуждении вопросов, внося дополнения, задавая вопросы, участникам круглого стола, приводя аргументы и контраргументы. За удачный аргумент или вопрос они получают баллы-жетоны.
Алгоритм решения учебной задачи
Анализ исходных данных | Краткий анализ имеющихся фактов, точек зрения, источников литературы |
Постановка проблемы | Формулировка учащимися самостоятельно или с помощью учителя проблемных вопросов |
Планирование действий | Определение формы работы дисскусии главных участников, оппонентов. |
Выбор ориентиров поиска нахождения способов решения | Определение круга вопросов дисскусии, формы способов разрешения |
Отбор и привлечение необходимых знаний | Опорные понятия, факты по изучаемой теме. Аргументы авторов изученных произведений. |
Оформление полученного результата | Заполнение таблицы, подведение итогов |
- Дискуссия
Вопросы для обсуждения (записываются заранее на доске или вывешиваются в виде плаката):
- Что представляли собой внешнеполитические доктрины ведущих участников международного процесса 20-30-х годов (стран фашистского блока, стран буржуазной демократии, СССР). Как они влияли на ход исторических событий?
- Когда и как была создана лига наций? Почему она не смогла стать инструментом мира?
- Почему в 30-е годы СССР и правительствам стран западной демократии не удалось создать в Европе единый антифашистский фронт и систему коллективной безопасности?
- Кто и с какой целью привел к власти Гитлера:
- версия советских историков: крупный капитал.
- Версия В. Суворова: Сталин И.В. и Коминтерн.
Какую из этих точек зрения вы разделяете? Обоснуйте свой ответ.
- Дайте оценку «политики умиротворения агрессора» и ее последствий.
- Дайте оценку деятельности Коминтерна и советского правительства в 20-30-е годы. Прав ли В. Суворов, сравнивая книгу Гитлера «Майн кампф» и декларацию об образовании СССР, объявляя всю внешнюю политику Советского Союза крайне агрессивной.
- Дайте оценку «Пакту о ненападении» 1939 года. Одни историки считают его актом откровенной агрессией, другие оправдывают суровой необходимостью укрепления западных границ в условиях начавшейся Второй Мировой войны. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте.
- Сопоставьте стратегические планы и взгляды на характер предстоящих боевых действий руководства СССР, Германии и стран буржуазной демократии накануне Второй Мировой войны.
- Готовился ли СССР напасть первым, как утверждает В. Суворов? Можно ли доверять приводимым в его книге фактам. Подтвердите или опровергните известными вам фактами вашу собственную точку зрения.
- Так кто же развязал Вторую Мировую войну?
- Подведение итогов.
Подводя итоги, учащиеся заполняют таблицу «Кто развязал II Мировую войну? «За» и «против».
Варианты ответов | «За» | «Против» |
1. Страны фашистского блока (заключение Нюренбергского процесса – приговор истории) | ||
2. Все капиталистические страны (версия И. Сталина) | ||
3. Советский Союз (Версия В. Суворова) |
В ходе дискуссии учащиеся должны найти главные «За» и «Против», подтверждающие или опровергающие ту или иную точку зрения и внести в таблицу.
В итоге дискуссии учащиеся должны сделать вывод: главными виновниками II Мировой войны были страны фашистского блока, но страны буржуазной демократии и правительство СССР также способствовали разжиганию войны:
- идеологические разногласия помешали им создать единый фронт борьбы с фашизмом.
- накануне войны имели место закулисные политические игры, тайные договоры, «умиротворение агрессора» и прямой политический сговор. Они недооценили опасности «коричневой чумы» и геополитических последствий расширения фашистского государства.
В конце урока учитель оценивает наиболее активных участников дискуссии хорошими оценками и призами (книги по истории). Отмечает, что, несмотря на то, что в ходе дискуссии приведено множество аргументов и фактов, показан хороший уровень подготовки учащихся, достичь единой точки зрения по всем вопросам участникам круглого стола не удалось. Каждый из них имеет право сохранять и отстаивать свою точку зрения, а также углубить свои знания по истории данного вопроса, познакомившись с дополнительной литературой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 11 классе : Внешняя политика СССР
Цели урока:Образовательная: выяснить политическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Со...
9 класс. Конспект урока "Внешняя политика СССР в 1930-е гг.: смена ориентиров"
План-конспект урока по истории России с использованием технологии критического мышления....
Конспект урока для 11 класса по отечественной истории на тему: "Изменения международной политики СССР в 1930-е гг.." + презентация
Тема урока: §20 «Изменения международной политики СССР в 1930-е гг.» Цели урока:1) Ознакомить учащихся с политической обстановкой в мире в 1930-е года,2) Осветить становление фашизма в Европе,3) ...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....
План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.
План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....
План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса
Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...
Конспект урока Политика перестройки в СССР. (1985-1990 гг.)
Конспект урока Политика перестройки в СССР. (1985-1990 гг.)...