Конспект урока по истории в 5 классе "Афины при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Составлен на основе учебника "История Древнего мира" под ред.Вигасина А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afiny_pri_perikle_konspekt.docx | 42.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 5 классе по теме «Афины при Перикле»
№ п/п | Компонент | Содержание | |||||
Предмет, класс | История, 5 класс | ||||||
Тема урока, номер урока по теме | Афины при Перикле, №44 | ||||||
Место занятия в структуре образовательного процесса | Древняя Греция | ||||||
Цель урока | углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать выводы | ||||||
Задачи урока | 1) познакомить учащихся с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии; 2) продолжить формирование умения работы с текстом учебника и историческими документами; обобщать факты и формулировать выводы; аргументировано доказывать свою точку зрения; 3) на примере деятельности Перикла продолжить формирование чувства гражданственности, патриотизма, справедливости. | ||||||
Планируемые результаты | 1. Личностные: научиться давать нравственную оценку такому историческому явлению, как применение рабского труда в полисе, где установлены демократические порядки. 2. Метапредметные: Регулятивные а) определять проблемы и пути их решения, преодолевать трудности; б) оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. Познавательные: а) использовать знаково-символьные средства (таблицы, схемы) для решения учебных задач; б)строить речевое высказывание в устной форме; в)устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: а) при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; б) воспринимать другое мнение и позицию. 3. Предметные: а) овладевать целостными представлениями об афинской демократии; б) применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии | ||||||
Тип урока | Объяснение нового материала | ||||||
Методы и приёмы | театрализация, беседа, описание портрета, комментированное чтение, работа с лентой времени, картинное описание | ||||||
Оборудование | учебники, карта «Древняя Греция», лента времени, самодельное наглядное пособие, схема «Источники рабства», портрет Перикла, мультимедийное сопровождение | ||||||
Ход урока | |||||||
№ этапа | Этап учебного занятия | Содержание | Деятельность педагогического работника | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе | ||
1 | Оргмомент | Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. В 5 в. до н.э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в Афинах «демократией». Знаменитым вождем афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. Итак, мы переходим к изучению новой темы «Афины при Перикле» Но, прежде чем перейти к новому материалу, выслушайте небольшое задание. По окончании урока вы должны будете дать ответ на вопрос: «Почему именно при Перикле демократия в Афинах достигла наивысшего расцвета?» Всем понятно задание? Хорошо. | 1) Организует -приветствие учащихся; -проверка готовности к уроку; - запись числа, темы урока; -определяет совместно с ребятами план урока; | демонстрируют готовность к уроку; записывает число, тему урока | 1) Регулятивные: | ||
2 | Подготовка к | Переходим к первому вопросу: «Перикл – вождь Афинской демократии». Сейчас мы окажемся свидетелями спора между Периклом и Кинофилом, ваша задача – выделить основные черты его личности. Итак, внимательно слушаем. «— Напрасно полагаешь, Перикл, что, подлаживаясь к народу, ты можешь подорвать влияние Кимона! Нужно быть последним глупцом, чтобы надеяться на это! Так кричал аристократ Кинофил, неотступно следуя за Периклом, шедшим своей обычной дорогой из Совета пятисот домой. — Стыдись, безумец! Ты человек знатного рода, твой отец разбил персов, а ты, забыв своих друзей, кривляешься на потеху подлой черни! Перикл не отвечал. Он молчал всю дорогу, слушая визгливые крики Кинофила, а когда они дошли до дома, спокойно позвал раба и приказал ему, взяв факел, проводить грубияна домой» Итак, какие же особенности можно выделить в личности Перикла? Молодцы. А теперь давайте обратим внимание на портрет Перикла. Перикл был красив и великолепно сложен, что привлекало к нему внимание. Вот только голова у него была неестественно вытянутой формы, поэтому практически всегда появлялся на людях в шлеме, чтобы прикрыть этот единственный дефект своей внешности. Он производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел Перикл своим искусством произносить речи. Перикл был очень целеустремленным человеком. Он ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге - той, что вела в народное собрание и к зданиям, где заседали должностные лица. Друзьями Перикла были многие выдающиеся греки: ученый Анаксагор, скульптор Фидий, историк Геродот. | 1) Заранее выбирает участников диалога, организует работу учащихся 2) Мотивирует учащихся к учебной деятельности 3) Проверяет правильность понимания сыгранной театрализации, вносит коррективы 4) Размещает на доске или слайде портрет Перикла для составления исторического портрета личности | 1) Двое учащихся разыгрывают диалог Перикла и Кинофила, заранее получив текст 2) Остальные учащиеся внимательно наблюдают за выступающими и выделяют основные качества личности Перикла, работая с опорным конспектом 3) Высказывают свои предположения | 1) Познавательные: | ||
3 | Актуализация знаний | В 443 г. до н.э. афиняне первый раз избрали Перикла на высшую должность в своем полисе. Давайте поработаем с лентой времени. Все помнят, как работать с лентой времени? Сейчас мы это проверим. Отметим 443 г. до н.э. А теперь давайте вспомним, когда и при ком началось становление демократии в Афинах? Правильно. Отметим и эту дату. А теперь, кто может сказать, к какому веку и тысячелетию относятся эти даты? Верно, молодцы. А какой год был раньше? А через сколько лет после реформ Солона афиняне избрали Перикла на высшую должность? Как вы посчитали? | 1) Вместе с учащимися определяет правила работы с лентой времени; 2)Помогает учащимся соотнести ранее изученный материал с новым | Отмечают на ленте времени нужные даты и события, выполняют вычисления | 1) Регулятивные: | ||
Все правильно, хорошо. А теперь давайте вспомним, как афиняне называли управление в своей стране? Правильно. А что такое демократия? Все помнят что такое демос? Верно. Кто считался афинским гражданином? Хорошо, вы молодцы. А кто сможет ответить, кому в Афинах принадлежала верховная власть? Правильно. Так мы с вами перешли к следующему вопросу «Народное собрание в Афинах». | 1) Повторяет ранее изученный материал 2) Организует 3) Вносит корректировки в случае неполных или ошибочных ответов | 1) Дают определения историческим понятиям | |||||
4 | Основная часть: картинное описание, проверка и закрепление полученных на данном этапе урока знаний, работа с текстом учебника | Давайте перенесемся в Древние Афины. Представьте: «Все шло как обычно. Ранним утром глашатаи разбрелись по улицам, созывая граждан на Пникс. Их зычные голоса разносились над городом, пробуждая спящих и заставляя торопиться всех, кто не успел управиться с делами. Закрывались лавки и мастерские, запирались городские ворота. Стражники - скифские стрелки, - подгоняя опаздывающих, оцепляли улицы красными канатами, чтобы никто не поворачивал обратно. Наконец, поднялся эпистат и, перекрывая шум голосов, потребовал тишины. Жрец принес в жертву поросят, обнес жертвенное мясо вокруг толпы и произнес молитву. Он говорил тихо, но его слова были слышны всем. Он произносил заклятье против тех, кто будет своими речами вредить народу и государству. Один за другим поднимались на трибуну ораторы. Надев, на голову венок, они как бы переставали быть частными гражданами и превращались в должностных лиц, исполняющих общественные обязанности перед народом. Любой мог выступить перед демосом, не опасаясь каких-либо последствий». Итак, где собиралось народное собрание? Верно. А как кто мог в нем участвовать? Хорошо, правильно. Давайте посмотрим, какие функции выполняло народное собрание. Итак, какие? Отмечаем в своих конспектах. | 1) Организует работу с картиной | 1) Обращают внимание на слайд, на котором изображена картина «Народное собрание в Афинах» 2) Внимательно слушают учителя и дают ответы на поставленные вопросы 3) Работают с опорными конспектами (Схема «Функции Народного собрания») | 1) Коммуникативные: | ||
Хорошо. А теперь давайте познакомимся с речью самого главного и уважаемого оратора – Перикла. «Бедность или низкое общественное положение не мешают у нас человеку занять почетную должность, если он способен принести пользу государству». Давало ли знатное происхождение или богатство какие-либо преимущества по управлению Афинами? Если нет, то хорошо это или плохо? Поясните свою мысль. «Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом». Против чего направлены эти слова? Что достойнее для способного работать человека: заниматься попрошайничеством или трудиться, чтобы избавиться от нищеты? К сожалению, у большинства населения не было возможности участвовать в государственной жизни, почему? | 1) Организует работу с высказываниями Перикла | 1) Составляют полный исторический портрет, совмещая полученные о Перикле факты 2) Дают анализ его деятельности на основе высказываний 3) Высказывают предположения на основе имеющихся знаний | |||||
Верно. Но Перикл решил эту проблему. Откройте §38 п.5 на стр.195, прочитайте его самостоятельно и попробуйте ответить на вопрос «Как изменилось положение граждан – бедняков?» Кто нашел? Пожалуйста. Совершенно верно. Богатые граждане стремились не допустить бедноту к управлению государством. Однако в народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Во время правления Перикла Афины достигли небывалого расцвета. Афины превратились в самый богатый город Греции. | Предлагает найти ответ на поставленный вопрос в учебнике | Осуществляют поиск необходимой информации, ориентируясь на содержание учебника | 1) Познавательные: осмысление прочитанной информации, выделение необходимой информации. 2) Коммуникативные : умение полно и точно выражать свои мысли. 3) Регулятивные: произвольное внимание, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий | ||||
Так мы перешли с вами к 4 вопросу: «Могущество и богатство Афин» После победы афинян над персами в тот раз, когда миновала опасность нового вторжения врага, граждане Афин взялись за восстановление своего города. Прежде всего решено было укрепить надежно его стены, а для этого нужно было связать Афины с Пиреем и создать защиту Афин от врага с моря. Много людей потребовалось тогда для работы на постройке этих стен! На помощь строителям сюда пришли старики, женщины и подростки из города. Они подтаскивали кирпичи, дробили камень, замешивали растворы извести для фундамента стен. Каждый делал то, что было в силах делать. Стены росли на глазах у всех, на мощном фундаменте из кирпичей, с окнами между зубцами стенок, к которым прикрепляли бронзовые ставки. На повозках строителям степ подвозили каменные плиты для прохода. Пять лет шла работа над "длинными стенами" афинского порта. Это строительство было завершено уже при Перикле...Прежде всего, определим, где он находится? А где находятся Афины? На каком полуострове и в какой области? Вспомните, какие товары можно было найти в главном порту? Хорошо, молодцы. Вы абсолютно верно отметили, что на рынках можно было найти не только вещи, но главным товаром так же были и рабы. | 1) Организует работу с картой «Древняя Греция» и планом-схемой Древних Афин 2) Мотивирует учащихся на выполнение учебной задачи | 1) Актуализируют знания о географическом положении Древней Греции, ее особенностях, экономической специализации 2) Работают с картой «Древняя Греция» и планом-схемой города Афины | 1) Познавательные: выделение необходимой информации. 2) Коммуникативны: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке. 3) Регулятивные : Выделение учащимися того, что уже усвоено, самооценка качества выполнения заданий. | ||||
5 | Подведение | Итак, мы переходим к последнему вопросу «Рабы». В соответствующем параграфе найдите пункт о судьбе и труде рабов. Как рабы могли попасть на рынок рабов? Хорошо. А где же использовался труд рабов? Хорошо, молодцы. А теперь вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока: «Почему же именно при Перикле Афины достигли своего наивысшего расцвета»? Замечательно, молодцы. А теперь сравните государство в Афинах с государством в древнем Египте. Кому принадлежала высшая власть в Египте и в Афинах? Правильно. А какой по вашему мнению порядок более справедлив? Чем? Мы подходим к завершению урока, поэтому наша задача проверить, насколько сегодняшний материал был вам понятен. Сыграем в игру «Да-Нет»и как в Древних Афинах все решалось голосованием поднятых рук, так и сейчас на основе полученных знаний вам неоходимо будет проголосовать за утверждения. Если утверждение верно, вы с ним согласны, то поднимаете руку, если нет-то ваша задача-исправить на верное, чтоб оно получило всеобщее одобрение.
Спасибо за вашу активную работу на уроке. Записываем домашнее задание: читать и знать содержание §38, уметь объяснять новые понятия и закрепить старые, отвечать на вопросы 1,2,4; творческое задание: составить устный рассказ «Я на народном собрании в Афинах». | 1) Предлагает найти ответ на поставленный вопрос в учебнике 2) Проверяет качество усвоенного материала, ориентируясь на ответы учащихся 3) Организовывает фиксацию | 1) Осуществляют поиск необходимой информации, ориентируясь на содержание учебника 2) Отвечают на вопросы учителя, используя | 1) Регулятивные: 3) Коммуникативные: |
Составитель конспекта: Елисеева Лидия Тарасовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам слишком большие по объему, поэтому не размещены....
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока по теме "Афинская демократия при Перикле"
Материал достаточно сложный для восприятия 5-классников, но опорные схемы помогли...