Обычный человек, совершивший необычный поступок
творческая работа учащихся по истории

Юдин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obynyy_chelovek_sovershivshiy_neobychnyy_postupok_1.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области

«Техникум судостроения и машиностроения»

Направление «Дерзайте отчизну мужеством прославить»

ЮДИН АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ-

ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК,  СОВЕРШИВШИЙ

НЕОБЫЧНЫЙ ПОСТУПОК

Автор: Томилов Александр Кириллович,  студент 1 курса группы 125/126

Руководители: Павлинова Екатерина Валерьевна,  преподаватель математики;

Берсеневская Наталья Александровна,  преподаватель общественных дисциплин

 Северодвинск

2022

ПЛАН

1. ВВЕДЕНИЕ3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ5

2.1. Отважный солдат Александр Юдин5

2.2. Жизнь после войны7

2.3. Памяти много не бывает8

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ9

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ10

5. Приложение 111

6. Приложение 212

7. Приложение 314

8. Приложение 416

9. Приложение 518

10. Приложение 619

11. Приложение 720

  1. ВВЕДЕНИЕ

 С каждым годом все меньше остается в живых ветеранов Великой Отечественной войны. В Архангельской области скончались все Герои Советского Союза и Полные кавалеры ордена Славы. Один из них – северодвинец Александр Юдин, ставший самым молодым Героем нашего региона – в 18 лет.

В исследовательской работе речь пойдет о Герое Советского Союза, командире стрелкового отделения 1033-го стрелкового полка 280-й стрелковой дивизии, младшем сержанте Александре Дмитриевиче Юдине.

Цель работы: исследование вклада Героя Советского Союза Юдина Александра  Дмитриевича  в становление и  развитие города Северодвинска.

Задачи:

1.Собрать и проанализировать информацию о Герое Советского Союза Юдине А.Д.

2. Ознакомиться с основными фактами биографии Героя.

3.Описать и раскрыть значение подвига  Юдина в годы Великой Отечественной войны.

4.Обозначить роль Александра Дмитриевича Юдина в истории города Северодвинска.

5.Провести исследование среди обучающихся «Техникума судостроения и машиностроения» о владении информацией о Герое Советского Союза Юдине А.Д.

Гипотеза: студенты «Техникума судостроения и машиностроения» города Северодвинска  знают о судьбе человека, в честь которого названа улица Юдина и чье имя носит школа №21.

Для подтверждения данной гипотезы, а также достижения поставленной цели были использованы теоретические и практические методы исследования, такие как  классификация, обобщение и анализ литературы,   изучение документов (писем, фотографий, газетных заметок, приказов), посещение музеев, анкетирование.

Темы патриотического характера  имеют значение для успешной социализации каждого человека.  В наше непростое время необходимо  с детства прививать любовь и гордость за свою страну. Воспитывать Гражданина, Патриота, человека,  готового защищать свой народ, свою землю. Гражданско-патриотическое  воспитание  - одно из важных направлений в воспитании личности.

Воспитание  целеустремлённости,  силы воли,  мужества на примерах подвигов Героев Советского Союза, одна из основных задач в воспитании подрастающего поколения. Чувство любви к Родине – это самое сильное чувство. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа.

Данная исследовательская работа имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы для оформления стенда в кабинете истории, а так же для проведения уроков по теме «Наши земляки, Герои Советского Союза».  Работа может быть использована при организации внеклассных мероприятий, уроков Памяти. Данная тема поможет сделать акцент, привлечь внимание студентов к  подвигу советского человека, солдата и труженика Юдина Александра Дмитриевича.

        Исследовательская работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Отважный солдат Александр Юдин

Юдин Александр Дмитриевич родился 01 сентября 1925 года в деревне Филенская Усть - Кубинского  района Вологодской области.

До начала войны  успел закончить семилетку. С уходом на фронт отца и двух старших братьев учебу пришлось отложить. Надо было кормить семью. В сентябре 1941 года его направили на курсы мастеров леса в Сольвычегодск.

«В январе 1942 года вернулся с учебы, - писал он в автобиографии, датированной 26.01.1988 года, - и стал работать мастером на лесозаготовках в Лимендском леспромхозе». [12, С.4]  В стране был объявлен всеобуч. Ребята изучали винтовки, автоматы, пулеметы, овладевали приемами рукопашного боя, стреляли, метали учебные гранаты.  Как позднее вспоминал Александр Дмитриевич, всеобуч «очень помог в дальнейшем».

В январе 1943 года, когда радио и газеты сообщали радостные вести о разгроме немцев под Сталинградом, Саша Юдин вместе со сверстниками оказался в Вологде в полковой школе.

 В мае 1943 года новоиспеченных младших сержантов привезли на Центральный фронт в 280-ю Краснознаменную стрелковую дивизию.  Пополнение стали распределять по полкам. Подошел командир одного из них и спрашивает: «Кто умеет хорошо писать?» На фронте не только стреляют, но и бумаг ой сколько много пишут! За каждого человека командиру полка надо отчитаться перед начальством. Саша Юдин быстро оценил важность такой конторы. Среди котлашан хороший почерк был у Василия Кононова. Об этом знали еще с полковой школы. С подачи Александра его и назвали офицеру. Перед тем как земляк покинул строй, ему шепнули: «Занеси всех котлошан в один список». В один не получилось, но большинство северян оказались в 1033-м стрелковом полку. Великое дело иметь на передовой земляка. [12]  

Пятого июля началась историческая битва, в которой советские войска уничтожили отборные части гитлеровцев, пытавшиеся совершить новый бросок на восток. Младший сержант Юдин принял боевое крещение в первые же часы сражения. Часть, в которой служил Александр, прошла с боями по Брянщине, форсировала Сейм и в августе 1943 года вступила на землю Украины. За проявленное мужество в боях командование наградило Юдина медалью «За отвагу».

В конце сентября части нашей армии вышли на подступы к Днепру. Немцы простреливали каждый метр реки. Вечером командование скомплектовало несколько ударных групп, по 25 человек на понтон. Юдина включили в группу, которой предстояло первой выйти на днепровский простор. Двадцать восьмого сентября в 4 часа утра началась артиллерийская подготовка. По немецким позициям били орудия всех калибров, в том числе и прославленные «катюши». С воздуха фашистов бомбили сотни самолетов.

Когда канонада закончилась, понтоны, скрытые до времени в небольшой бухте, отошли от берега.  И хотя казалось, что после артиллерийской подготовки и бомбежки на противоположной стороне не осталось живого места, немцы открыли по переправлявшимся советским бойцам сильный огонь. Пошел ко дну один понтон, второй, третий. Только одна группа — первая — плыла по кипящей воде. Но вблизи берега снаряд попал и в этот понтон. Из 25 смельчаков, бывших на нем, на берег выскочили лишь пятеро. Выбрались — и сразу врукопашную. Трое погибли. На берегу остались только капитан Рыбалко и младший сержант Юдин.  Четыре полных автоматных диска, пятьсот патронов в вещевом мешке, пятнадцать ручных гранат — таков был боезапас каждого. Юдин и капитан стреляли по врагам в упор, не давая им приблизиться к наскоро отрытому окопчику. Тогда немцы вызвали на этот прибрежный пятачок огонь своих батарей.[7, С.259]

Когда закончились патроны и осталось по одной гранате, когда капитан и младший сержант обнялись на прощанье, решив умереть, но не быть побежденными, пришла помощь. На берег высадились наши стрелки и пулеметчики. Бой завязался с новой силой. Как ни упорствовали фашисты, но наши воины расширили плацдарм. Десятка полтора смельчаков, среди которых был и Юдин, прорвались к вражескому доту и захватили его. На следующий день развернулось сражение в районе шоссе Чернигов — Киев.

— Нас было 120 человек, — вспоминает Александр Дмитриевич.—Из 120 никто не дрогнул, никто не отдал свою жизнь дешево. Мы сумели закрепиться в этом районе, отбросив гитлеровцев на несколько километров. [7, С.260]

19 октября он был ранен и отправлен в госпиталь. Оправившись после ранения, Юдин снова в строю. Он воюет на 1-м Белорусском фронте в стрелковой дивизии. Тридцать первого марта 1944 года Александра Юдина приняли кандидатом в члены партии. А в ночь на 1 апреля он получил тяжелое ранение. Пуля, посланная фашистским снайпером, разбила бедро. На этот раз лечение продолжалось долго—больше года.

В 1946 году Александра Дмитриевича Юдина вызвали в Москву. Здесь, в Кремле, всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин, вручил ему высшую награду — орден Ленина и Золотую Звезду Героя Советского Союза.

2.2.        Жизнь после войны

В октябре 1944 года сержант А. Д. Юдин демобилизован. Возвратился в Лимендский леспромхоз Котласского района Архангельской области на костылях, инвалидом 2-й группы. Но, несмотря на это, ему было доверено возглавить комсомольскую организацию леспромхоза. В 1948 году коммунист А. Д. Юдин был направлен на учёбу в Архангельскую областную партийную школу, а после её окончания в 1950 году он приехал в город Молотовск (ныне – Северодвинск) Архангельской области.

Был на комсомольской, хозяйственной и профсоюзной работе. Трудился прорабом, возводил многоэтажные дома в строящемся городе. Скончался 8 января 1994 года. Похоронен на городском кладбище в Северодвинске.

Награждён орденом Ленина (1943) (приложения№3,4), орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1-й степени (1985), орденом Красной Звезды (1944) (приложение №5), орденом «Знак Почёта», медалями, в том числе «За отвагу» (1943) (приложение №6), Почётный гражданин города Северодвинск (15.05.1985). Удостоен звания «Почётный строитель Северодвинска».

В 1995 году школе № 21 города Северодвинск было присвоено имя Героя Советского Союза А. Д. Юдина. 20 апреля 2000 года решением муниципального Совета одной из улиц Северодвинска было присвоено имя Героя Советского Союза А. Д. Юдина. В Северодвинске на доме, где он жил, и на здании школы № 21 открыты мемориальные доски. [5]

  1. Памяти много не бывает

В рамках работы была разработана анкета и проведено исследование  среди студентов  «Техникума судостроения и машиностроения». Анкета содержит в себе 12 вопросов и носит анонимный характер (приложение 1).

Цель: исследование осведомленности обучающихся «Техникума судостроения и машиностроения» личностью Героя Советского Союза Юдина А.Д.

Задачи:

1.  Провести анкетирование студентов техникума.

  1. Проанализировать полученные результаты.

3. Выявить значимость Героя Советского Союза Юдина А.Д., оставившего след в истории города Северодвинска.

В ходе исследования применен метод случайной выборки.

В опросе принимали участие 100 обучающихся, из них 10 девушек и 90 юношей  (приложение 2). Результаты исследования  занесены в сводную таблицу (приложение 2).

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что студенты «Техникума судостроения и машиностроения»  в  достаточной мере владеют информацией о Герое Советского Союза А.Д. Юдине.  Даже среди ребят, приехавших в наш город относительно недавно,  преобладают правильные ответы на поставленные вопросы.  Это говорит о том, что подрастающее поколение является читающими и мыслящими людьми, которые любят и уважают свой родной край, чтят память своих земляков, которые являются для них достойным примером для подражания.

3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что тема исследовательской работы «Александр Дмитриевич Юдин – обычный человек, совершивший необычный поступок», полностью отражает личность нашего Героя. С одной стороны – отважный воин, с другой – скромный, добрый и отзывчивый человек.

В данной работе содержится информация, способствующая патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

 Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

По результатам проведенного исследования можно с гордостью заявить, что наши студенты являются патриотами своего города, знают о  человеке,  который сыграл важную роль в судьбе страны и  города  Северодвинска.  Своим трудом и примером заложил прочный фундамент для дальнейшего развития и процветания  города и его жителей.

 Мы гордимся тем, что в городе Северодвинске жил и работал Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Юдин.

Александр Юдин отдал городу корабелов тридцать шесть лет жизни: с 1950 года трудился прорабом на многих стройках, работал секретарём комитета комсомола, а затем в течение долгих лет возглавлял профсоюз строителей. 15 мая 1985 года ему было присвоено звание «Почётный гражданин Северодвинска». А через девять лет его не стало.

Имя Александра Дмитриевича Юдина является знаковым для города и региона. Он и его боевые товарищи дали нам возможность не только жить, но и развивать Северодвинск на том фундаменте, который они заложили своим самоотверженным трудом.

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред.ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с.

2. Герой Советского Союза- А.Д. Юдин// трудовая  слава ветеранов – детям и внукам: Сборник. Кн.3. – Северодвинск, 2000. – С.147.  

3. Герои Советского Союза, уроженцы и жители Архангельской области: А.Д. Юдин// Вестник политической информации. – 1985. - №7/8. – С.18

4. Горкин В. Прощание с героем: О похоронах А.Д. Юдина/В. Горкин// Северный рабочий. – 1994. – 15 января.- С.2

5. Знаменательное событие// Вечерний Северодвинск. – 2000. – 11 мая. – С.4. В школе №21состоялось открытие мемориальной доски в честь Героя Советского Союза А.Д. Юдина.  

6. Масленников А. Берег судьбы/ А. Масленников// Северный рабочий. – 1985. – 27 апр. О подвиге А.Д. Юдина при форсировании Днепра.

7. Мосеев А. Продолжение подвига/ А. Мосеев// Золотые звезды северян. – Архангельск, 1971.- С.258-260.

8. Петраков Э. Тот огненный берег: Об А.Д. Юдине/Э. Петраков// Северный рабочий. – 1991. – 9 мая. – С.3

9. Петраков Э. Счастье жить на земле: О судьбе А.Д. Юдина/Э. Петраков// Северный рабочий. – 1985. – 8 мая. – С.7

10. Почетный гражданин города: О Герое Советского Союза, Почетном гражданине, строителе А. Юдине// Северный рабочий. – 1985. – 22 мая.

11. Степанов Ю. Земляку, Герою Советского Союза: Об открытии памятной доски на доме Героя Советского Союза А.Д. Юдина/ Ю. Степанов// Северный рабочий. – 1995. – 5 мая. – С.1

12. Тюкачев С. Не для себя живут герои…: Из «Книги памяти»: Об А.Д. Юдине/ С. Тюкачев//Северный рабочий. – 1994. – 23 февраля. – С.4-5.

13. Тюкачев С. Таким и запомнили его…: Ушел из жизни Герой Советского Союза А.Д. Юдин/С. Тюкачев//Северный рабочий. – 1994. -11 янв.- С.1

  1. Приложение 1

АНКЕТА

С каждым годом все меньше остается в живых ветеранов Великой Отечественной войны. В Архангельской области скончались все Герои Советского Союза и Полные кавалеры ордена Славы. Один из них – северодвинец Александр Юдин, ставший самым молодым Героем нашего региона – в 18 лет.

С целью выявления осведомленности студентами «Техникума судостроения и машиностроения» города Северодвинска личности Героя Советского Союза Юдина А.Д., просим ответить Вас на ряд вопросов.

Анкета носит анонимный характер.

1. Укажите Ваш пол.

А) мужской   Б) женский

2.  Укажите профессию, по которой Вы обучаетесь.

3.  Укажите Ваш курс.

А) 1   Б) 2   В)3

4.  Как долго Вы проживаете в Северодвинске?

А) менее года   Б)1-3 года  В)3-5 лет   Г)5-10 лет  Д) более 10 лет   Е) с рождения

5. Знаете ли Вы, что в Северодвинске похоронены люди, совершавшие подвиги в  годы Великой Отечественной войны  и удостоены звания Героя Советского Союза?

А) да, конечно знаю   Б) нет, впервые слышу  В) мне не интересна эта информация, не задумывался (ась)

6. В нашем городе есть улица Юдина. Знаете ли вы что-нибудь о судьбе человека, в честь которого она названа?

А) нет, не знаю  Б) что-то слышал (а), но уже не помню   В) да,  конечно знаю о подвиге, который совершил Юдин Александр Дмитриевич

7. Знаете ли Вы, чем занимался и где трудился Юдин А.Д. после войны?

А) да, знаю   Б) нет, не знаю   В) никогда не интересовался (ась) такой информацией  

8) Знаете ли Вы, какая школа в городе Северодвинске носит имя Героя Советского Союза Юдина А.Д.?

А) нет, не знаю  Б) да, это школа №_____

9)  После войны, Александр Дмитриевич работал на стройке юного Северодвинска. Какой наградой он был награжден за заслуги в мирное время?

А) Медаль «За Отвагу»  Б) Орден Ленина   В) Звание «Почетный строитель Северодвинска»

10. Звание Героя Советского Союза можно было получить…

А) только в военное врем. Б) только в мирное время В) оба варианта правильные

11. Знаете ли Вы, что в нашем городе установлены мемориальные доски и открыт музей имени Александра Дмитриевича Юдина?

А) да, конечно знаю, видел(а) лично В) нет, понятия не имею Г) может и видел (а), но не придал (а) этому значение

12. Существует ли звание Героя Советского Союза в нашей стране по сегодняшний день?

А) да    Б) нет    В) затрудняюсь ответить

Спасибо за участие

  1. Приложение 2

Сводная таблица по результатам исследования

  1. Укажите Ваш пол.

А)  Мужской – 90%

Б)  Женский  - 10%

2.  Укажите профессию, по которой Вы обучаетесь.

А)Слесарь-монтажник судовой – 18%

Б) Токарь-универсал – 21%

В)Судостроитель-судоремонтник металлических судов – 27%

Г) Сварщик – 34%

3.  Укажите Ваш курс.

А) 1   Б) 2   В)3

А) 35%   Б) 24% В) 41%

4.  Как долго Вы проживаете в Северодвинске?

А) менее года.   Б)1-3 года.  В)3-5 лет.   Г)5-10 лет.  Д) более 10 лет.   Е) с рождения.

А) 10%           Г)0%

Б) 28%           Д) 22%

В)0%              Е) 40%

5. Знаете ли Вы, что в Северодвинске похоронены люди, совершавшие подвиги в  годы Великой Отечественной войны  и удостоены звания Героя Советского Союза?

А) да, конечно знаю.   Б) нет, впервые слышу.  В) мне не интересна эта информация, не задумывался(ась).

А) 74%

Б) 0%

В) 26%

6. В нашем городе есть улица Юдина. Знаете ли вы что-нибудь о судьбе человека, в честь которого она названа?

А) нет, не знаю  Б) что-то слышал (а), но уже не помню   В) да,  конечно знаю о подвиге, который совершил Юдин Александр Дмитриевич.

А) 8%

Б) 34%

В) 58%

7. Знаете ли Вы, чем занимался и где трудился Юдин А.Д. после войны?

А) да, знаю.   Б) Нет, не знаю.   В) Никогда не интересовался (ась) такой информацией.  

А) 68%

Б) 32%

В) 0%

8) Знаете ли Вы, какая школа в городе Северодвинске носит имя Героя Советского Союза Юдина А.Д.?

А) нет, не знаю  Б) да, это школа №_____

А) 31%

Б) да, это школа № 21 – 69%

9)  После войны, Александр Дмитриевич работал на стройке юного Северодвинска. Какой наградой он был награжден за заслуги в мирное время?

А) Медаль за Отвагу.  Б) Орден Ленина.   В) Звание «Почетный строитель Северодвинска».

А) 48%

Б) 28%

В) 24%

10. Звание Героя Советского Союза можно было получить…

А) только в военное время. Б) только в мирное время тоже. В) оба варианта правильные.

А) 7%

Б) 0%

В) 93%

11. Знаете ли Вы, что в нашем городе установлены мемориальные доски и открыт музей имени Александра Дмитриевича Юдина?

А) да, конечно знаю, видел лично. Б) нет, понятия не имею. В) может и видел (а), но не придал (а) этому значение.

А)16%

Б) 66%

В) 18%

12. Существует ли звание Героя Советского Союза в нашей стране по сегодняшний день?

А) да.    Б) нет.    В) затрудняюсь ответить.

А)0%

Б) 77%

В)23%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необычные свойства обычной воды

Урок по теме "Необычные свойства обычной воды" В 4 классе по УМК Вахрушева А.А. и др.Данная презентация демонстрируется на этапе открытия знаний и способствует более осознанному пониманию данной темы...

Статья "Необычный подход к обычному уроку. Цвет в интерьере жилого дома."

Материал, предложенный в данной статье будет интересе не только преподавателям технологии и рисования, но и всем тем кто когда либо сталкивался проблемами создания интерьера своими руками. А практичес...

Мастер-класс по геометрии "Необычное в обычном".(Конкурс "Учитель года-2013").

Обобщающе-повторительный урок  в 7 классе по теме"Замечательные точки в треугольнике".Проводился на конкурсе "Учитель года-2013"....

Урок"Необычное в обычном"(Вода)

Данная презентация позволяет провести интересный урок природоведения, окружающего мира, внеклассное мероприятие, посвященное Дню воды. В презентации дана карта-инструкция практической работе адаптиров...

Вчерашняя школьница совершила героический поступок

Приближается 73-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Наши героические люди  внесли большой вклад в дело Победы. Они всё сделали для того, чтобы наша страна победила...

Урок-путешествие на фрегатах на тему: "Можно ли совершить подвиг в обычной жизни" ( подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ)

Урок по развитию речи в форме путешествия: "Можно ли совершить подвиг в обычной жизни?"Урок основан на анализе текста. Применены приемы читательской грамотности, технология критического мышл...