Внеурочное занятие по истории. Камчатские экспедиции.
план-конспект урока по истории (10 класс)

Внеурочное занятие по истории. Камчатские экспедиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_kamchatskie_ekspeditsii.docx839.26 КБ

Предварительный просмотр:

План внеурочного занятия по предмету «История России».

Класс: 10.

Тема: «Камчатские экспедиции XVIII в.»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с экспедициями на Камчатку.

Задачи:

Образовательная: создать представление об экспедициях на Камчатку в XVIII в.

Развивающаяспособствовать формированию умения анализировать и обобщать материал, продолжить формирование умений работать с текстом и картой.

Воспитательная: воспитывать любовь к своему краю и его истории.

Оборудование: книга по истории Камчатки, атлас, карта, раздаточный материал, мультимедийный проектор и экран.

«Люби и знай свой край»: атлас / отв. ред. С. В. Савина – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995. –  с. 7

В.Д. Сергеев «Страницы истории Камчатки» Учебно–методическое пособие. - Петропавловск–Камчатский, Дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1992. с. 64-72

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Введение в тему урока. Мотивация.

Стихотворение (Приложение №1) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Попробуйте объяснить, что связывает эти слова и имена?

Петр I, бот, Витус Беринг, Охотск, пролив, Нижнекамчатск, Алексей Чириков.

Сегодня мы будем с вами говорить о Камчатских экспедициях 18 века. Слайд 1.

Мы с вами будем много работать на этом уроке, попрошу вас разделиться на 3 команды. За каждый правильный ответ и за быструю и активную работу на уроке, я вам буду давать одну букву, чья команда быстрее соберет все буквы и сложит слово, получит пятерки за работу на уроке.

Учитель: помните ли вы, когда открыли Камчатку?

  • Почему пришли русские на Камчатку?
  • Кто такой Атласов?
  • Что такое скаски?

   В первой четверти ХУШ века русские осваивали Камчатку, основывали свои поселения. После войны со Швецией Россия стала крупной морской державой, но восточные окраины страны были мало изучены, а слухи о богатых пушниной землях привлекали внимание русского правительства. Освоение этих земель сулило большие выгоды.

        В 1724 году Петр 1 издал Указ о подготовке и проведении экспедиции на Тихий океан. (Раздаточный материал).

 Этот Указ Петра и положил начало планомерному исследованию северной части Тихого океана, которое продолжалось около двадцати лет и вошло в историю под названием «Камчатские экспедиции».

Небольшой рассказ: Витус Беринг, Алексей Чириков. Картинка бот. Слайд 2,3

Дети формулируют тему урока с помощью стихотворения, слов и имён.

Ученики отвечают на вопросы.

Ученики изучают указ Петра 1.

Ученики с помощью учителя и презентации актуализируют свои знания о мореплавателях.

Изучение нового материала

Ребята, наша задача – познакомиться с целями, задачами и результатами Камчатских экспедиций. А также, узнать как был основан Петропавловск-Камчатский.

Работа начинается с анализа фрагмента указа Петра I о задачах I Камчатской экспедиции (раздаточный материал).

Учитель раздает карты ученикам, их задача обозначить путь Первой Камчатской экспедиции.

Рассказ учителя по Сергееву.

Учитель раздает ученикам таблицы «Камчатские экспедиции».  

  Учитель проверяет.

Вместе с классом читаем материал об основании Петропавловска (Сергеев стр. 66.) На слайде карты, рисунки.

- Кто принял решение о закладке порта и поселения рядом с ительменским острожком?

- Как называлась гавань, где было решено начать строительство Петропавловска?

- Какие первые постройки появились в Петропавловске?

- Какую дату принято считать днем рождения города Петропавловска-Камчатского?

- Почему именно эта дата стала днем города?

  Практическая работа.

    Задание:

        Самостоятельно прочитать фрагменты текста из пособия В.Д. Сергеева «Страницы истории Камчатки»  с. 68–72 и заполнить третью строчку таблицы. Маршруты и базы II Камчатской экспедиции нанести на карту. Слайд 4,5.

Экспедиции, даты

Цели экспедиций

Результаты

I Камчатская

1725-1730 г. г.

Найти морской проход из Ледовитого океана в Тихий, путь в Америку. Добраться до берегов Америки и высадиться там. Проверить «не сходятся ли» берега Америки и Российской империи.

Открытие пролива, картографические материалы.

II Камчатская 1732-1743 г. г.

.

Поиск земель между Камчаткой, Америкой, Японией (земля Жуана-да-Гама) Установление торговых отношений.

Открытие Аляски, Алеутских островов, Командор. Карты, изучение флоры, фауны, этнографические материалы.

Внимательно изучают указ Петра 1.

По ходу рассказа учителя, учащиеся наносят на карту маршрут I Камчатской экспедиции и ее баз: Охотск, Большерецк, Нижнекамчатский острог.

Ученики заполняют информацию по Первой Камчатской экспедиции по ходу рассказа учителя, с помощью карты, раздаточного материала.  

Читают материал, отвечают на вопросы.

Ученики читают текст, заполняют таблицу и наносят маршрут Второй Камчатской экспедиции на карту.

Заключительная часть урока. Рефлексия.

Фронтально проводится проверка зафиксированных в таблице данных, сверяются основные точки маршрутов на картосхеме.

  1. Что нового вы узнали?
  2. Чему вы научились на этом занятии?
  3. Что было наиболее удачным на этом занятии?

Учитель проверяет какая из команд смогла собрать слово. Оценивает работу учеников на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Приложение №1

hello_html_3e45f677.gif

23 декабря 1724 года вышел Указ Петра I Адмиралтейств-коллегии об организации Первой Камчатской экспедиции.

Указ гласил:

О посылке Сибирской

1. Сыскать геодезистов, тех, которые были в Сибири и приехали.

2. Сыскать ис порутчиков или ис подпорутчиков морских достойного, ково с ними послать в Сибирь на Камчатку.

3. Сыскать ис учеников или ис подмастерьев, которой бы мог тамо зделать с палубою бот по здешнему примеру, какие есть при больших кораблях. И для того с ним отправить плотников 4, с их инструменты, которые б моложе были, и одного квартирмейстера и 8 человек матрозов.

4. И по той препорции отпустить отсюда в полтора парусов, блоков, шхив, веревок и протчаго и 4 фальканета с надлежащею амунициею, и одного или 2 парусных швецов.

5. Ежели таких штюрманов во флоте не сыщется, то немедленно писать в Галандию, чтоб прислали двух человек, знающих море к северу до Японии, и чтоб оные присланы были через ардинарную почту.

1725 г. января 6 1. – Инструкция Петра I В. Й. Берингу о задачах Первой Камчатской экспедиции

1. Надлежит на Камчатке, или в другом там месте, сделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах [плыть] возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля – часть Америки 2[36]

3. И для того искать, где оная сошлася с Америкою, и чтоб доехать до какого города европейских владений; или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него, как оной куст называют, и взять на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды.

Камчатские экспедиции XVIII века.

Название экспедиции, даты

Цели экспедиций

Результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История геологических экспедиций, изучавших полезные ископаемые Сунтарского улуса

Знание природных богатств нашего улуса немыслимо без  изучения истории геологических изысканий. Изучение природных богатств нашего улуса позволит в будущем  более полное и рациональное...

Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.

Комбинированный урок  изучения нового материала по внеурочной деятельности....

Методическая разработка внеурочного занятия по истории "Война глазами детей"

Духовность и нравственность - важнейшие базисные характеристики личности, существующие в неразрывном единстве  Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитани...

Игровые методы работы на внеурочных занятиях по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.

Использование игровых приёмов работы на внеурочных занятиях по Истории Санкт-Петербурга. Предлагаеся вариант проведения внеурочных занятий, целью которых является не только    повысить интер...

Конспект внеурочного занятия по истории «Куряне в Отечественной войне 1812 г»

Материал занятия можно использовать как на уроках истории России,краеведения ,а так же во внеклассной работе с детьми ....

рабочая программа внеурочных занятий по истории "Трудные вопросы истории"

Рабочая программа внеурочных занятий по истории для учащихся 10 класса...

внеурочное занятие по истории для6-8 классов "Моя страна"

Внеурочное занятие по  истории «Моя страна» Возраст учащихся: 12-14 лет (6-8 класс)Цель урока: основываясь на достоверных фактах и документах, сформировать у учеников среднего зв...