Вечный город и его жители урок в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс)
Разработка урока включает в себя конспект, рабочий лист для учащихся, рабочий лист - пояснения, тематические задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vechnyy_gorod_5_klass.zip | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку истории Древнего мира в 5 классе
Тема урока: «Вечный город и его жители»
Тип урока – урок систематизации и обобщения знаний (также их называют уроками общеметодологической направленности)
Цель урока: формирование представлений о «Вечном городе» как о центре древнеримской культуры, о культурном наследии Древнего Рима.
Цели:
- Содержательные: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы, выявление уровня знаний учеников по теме «Города Древнего мира – Рим», систематизация знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
- Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, сформировать систему понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. систематизации знаний.
Задачи:
Образовательные - Сформировать представление об образе жизни древних римлян.
Показать важнейшие достижения древнеримской культуры.
Развивающие - Продолжить работу над формированием следующих умений обучающихся:
- использовать текст при ответе на вопросы, решении учебных задач;
- давать описание архитектурных памятников на основе текста и иллюстративного материала;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений;
-высказывать собственные суждения об историческом наследии.
Воспитательные - Продолжить работу над формированием у обучающихся ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями.
Планируемые результаты:
Предметные: определять понятия: Пантеон, Цирк, Форум, акведук, арка, термы, купол, колонна, «Вечный город». Получат возможность научиться называть достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры.
Метапредметные:
Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные – обмениваться мнениями, слушать друг друга.
Регулятивные – планировать цели и способы взаимодействия, удерживать цель деятельности до получения результата, осуществлять контроль своей деятельности.
Личностные – проявлять заинтересовнность не только в личном успехе, но и в успехе группы. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Оборудование: авторская слайдовая мультимедийная презентация «Вечный город и его жители», компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал для обучающихся.
Формы организации деятельности: фронтальная, парная. Формы обучения: беседа, деятельностный способ обучения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
содержание | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||
Самоопределение | Приветствие. Готовность к уроку, проверка отсутствующих, рабочих мест. Сегодня нас ждет интересная работа. Как всегда будет много интересного а фиксировать знания вы будете в рабочих листах. У вас на партах лежат рабочие листы, подпишите пожалуйста свой лист и обратите внимание на наличие раздаточного материала, это значит, что нам предстоит много работы. | Приветствие учителя | Проверка готовности к уроку | |||
Актуализация знаний | Какую тему мы сейчас проходим? Давайте вспомним, что мы уже знаем о Древнем Риме. Какие у вас возникают ассоциации при этих словах. Выполните небольшой тест Задание № 1 (зеленые листочки) у вас 2 минуты. Давайте проверим. Поменялись листочками и проверяем. (слайд 5) Ответы: 1-б; 2-в; 3-а; 4-а; 5- б Поставьте оценку по количеству правильных ответов и запишите её в рабочий лист | Отвечают на вопросы, называют ассоциации Индивидуальная работа (выполнение теста 2 мин) и взаимопроверка в парах | организовывают работу в паре | определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. оценивают результат работы | ||
Мотивация учебной деятельности. Постановка целей урока, построение стратегии систематизации | Вернемся к рабочему листу и посмотрите сразу чего не хватает в рабочем листе что там не записано? Как вы считаете, а мы уже всё знаем о Древнем Риме? Нет? А вот что мы сможем узнать вам поможет понять Гугл - внимание на экран (демонстрируется Рим в 3д) Итак, сегодня мы говорим о Риме, прекрасном городе, который называли «сердцем империи». Про Рим существует множество крылатых фраз Это – сердце империи, все дороги ведут в Рим или Вечный город, как его впервые назвал Марк Туллий Цицерон, живший в первом веке до нашей эры. Давайте подумаем а что мы хотим узнать о Риме? А теперь запишем тему и цели нашего урока И работать мы сегодня будем по такому плану, состоящему из ваших вопросов. (слайд 3) | ( нет темы урока) Формулируют цель урока (кто жил в Риме как жили римляне и чем жизнь в Риме отличалась от нашей) предлагают варианты(записывают тему под диктовку) | излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами | принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия | ||
Реализация построенной стратегии | Рим - столица империи - насчитывал около миллиона жителей. И согласитесь, город делают жители почему же население Рима все время росло? Разоряющиеся крестьяне в поисках пропитания шли в большие города. В Рим также стремились тысячи жителей провинций. Одни хотели получить выгодную должность на службе у императора, другие - получить место в отрядах его личной охраны, стать преторианцами. Всех привлекали гладиаторские игры, конские бега, триумфы и всевозможные празднества. Давайте начнем знакомиться с жителями, и для начала узнаем во что же римляне одевались. По ходу моего рассказа вам нужно записывать в рабочий лист что носили римляне. (Слайд 6). (презентация одежда мужчин и женщин) и чтобы вы не думали, что это легко я предлагаю выбрать по 3 человека с каждого ряда и попробовать одеться как римляне. Мы выбираем модель и 1 помощника. Ну вот теперь вы настоящие римские граждане и можете похвастаться этим для этого нужно сказать: Civis Romanus sum на латыни это значит – Я гражданин Рима, кстати вы одеты в тоги цвета итальянского флага и его правильное расположение: зеленый, белый красный Из уроков обществознания вы знаете, что это не так и на самом деле вы- граждане России. А раз вы граждане России срочно снимите тогу - иностранцам в Риме категорически запрещалось носить тогу. Проверьте и оцените свои записи в рабочем листе (слайд 9) | Отвечают на вопрос почему и как росло число жителей Рима (группы выходят и одевают тоги по инструкции – 3 минуты) Перестраиваются в цвета флага, пробуют произнести звание гражданина Civis Romanus sum Переодеваются и занимают свои места | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | выделение существенной информации, - структурирование знания построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -поиск разнообразных способов решения задач | излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами | осуществление пошагового контроля по результату |
Пока мы здесь наряжались ребята знакомились с ценами на продукты в древнем Риме и пытались понять, а что может оказаться на столе у богача или в меню бедняка. Сейчас вы познакомитесь с древнеримской кухней и расскажете, чем можно подкрепиться в городе. Задание №3 (желтые листочки) Не забывайте записывать блюда в рабочий лист. Учитель корректирует работу учащихся Давайте проверим, что получилось в итоге (слайд 11) | (работа с источником: «Декрет Диоклетиана») Высказывают свои предположения, определяют блюда по набору продуктов, записывают. Сверяют ответы, выставляют баллы | формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания. | выделение существенной информации, - структурирование знания | излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами | внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | |
А теперь вам придётся потрудиться самостоятельно, мы узнаём где жили римляне. У вас работа с учебником первый вариант отправится в гости к богачам и узнают как они жили - это будет (стр 279 пункт 2), а второй вариант отправится к беднякам и опишет их жилища(стр. 280 пункт 3) Не забываем заполнять рабочий лист. Время на выполнение – 5 минут. Проверяют по слайду 14. Мы сравнили как жили богачи и бедняки, а давайте сравним с современными городами, чем Рим отличался и что было общего | Работают с текстом учебника зачитывают ответы, отмечают правильные, выставляют баллы сравнивают : отличия – нет адресов, узкие грязные улочки, нет окон, отопления, удобств, общее – богачи также живут в особняках, многоэтажные дома | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности | классифицировать по заданным основаниям; – находить в учебнике информацию | умение задавать вопросы; -использование речи для регуляции своего действия. | – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | |
Понравилось бы вам в Риме в бедных районах? Мне бы тоже не понравилось. Тем более, что делать там совершенно нечего. Работы в Риме было мало – всю выполняют рабы, живут очень бедно, поэтому беднота требовала у властей, чтобы их содержали – раздавали бесплатный хлеб. И императоры шли народу на встречу почему? – правильно, боялись восстания, и чтобы занять бездельников устраивали бесконечные празднества. С тех пор девизом бедных жителей Рима стало «Хлеба и зрелищ!» | Высказывают предположения, Выбирают верные варианты, аргументируют ответы | аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами | выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | ||
физкультминутка | К счастью мы не римляне и понимаем, что для того чтобы праздновать нужно сначала поработать, но я бы все же не отказалась прогуляться по древнему городу и посмотреть, как развлекались его жители, а вы? Если все согласны, тогда проверим вас на выносливость и ориентацию в пространстве. У нас физкультминутка!(звучит тарантелла Представим себя римскими легионерами, отправляющимися в завоевательные походы, откуда они отправлялись? Конечно из Рима, ведь «Tutte le strande partono da Roma» - что означает все дороги начинаются в Риме. Я буду называть направление, а ваша задача хлопнуть в ту сторону куда нужно двигаться. Карта перед вами. Отправимся за Юлием Цезарем в Галлию (хлопок вверх) А теперь в недавно завоёванную Дакию (хлопают вправо) Прогуляемся на родину лучшего императора Траяна в Испанию (хлопки влево) Вслед за Сципионом поплывем в Карфаген (хлопки влево вниз) Или за Антонием к его любимой Клеопатре (вправо вниз) А теперь покажем все завоёванные Римом земли – максимально (движение как вдох-выдох) Молодцы, кстати, наше путешествие проходило под звуки народной итальянской танцевальной мелодии именуемой «Тарантелла», многие считают, что её название и быстрые движения ногами во время танца, связаны с пауком – тарантулом. Вы тоже двигались очень быстро и убедили меня в том, что готовы к путешествию по Городу. | Начинают маршировать под музыку Продолжая маршировать делают хлопки в стороны указанные учителем Садятся на места | ||||
Закрепление и самостоятельная проверка по эталону | Пятое задание в ваших рабочих листах, вы видите достопримечательности Рима, но они не подписаны. Какие-то из них вы уже знаете, какие-то нет. На каждой парте у вас лежит голубой листочек с заданием 5 в нем текстовое описание достопримечательности. За 3 минуты вы должны найти достопримечательность в рабочем листе, подписать и приготовить для всех несколько фактов об этой достопримечательности из вашего текста. Я пробегу проверю у всех и затем по презентации мы заполним все пропуски. Если все понятно, давайте приступим (учитель раздает задания по четверкам и проверяет выполнение). Если все готовы давайте проверим по презентации. Когда на экране появляется достопримечательность, группа которой она досталась поднимают руки, называют её и рассказывают о ней самые интересные факты. Остальные подписывают достопримечательности в рабочих листах. (работа с презентацией с 18 слайда ) Проверка выполнения слайд 26 | Определяют достопримечательность по тексту, подписывают уже известные им достопримечательности, выбирают кто будет рассказывать интересные факты. Заполняют пропуски в рабочих листах Выставляют баллы | организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); | построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -поиск разнообразных способов решения задач | умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне |
Рефлексия, подведение итогов занятия | Подведем итоги: Этерна урбс - вечный город с которым мы сегодня познакомились поближе. Давайте вернемся к началу рабочего листа и посмотрим, что мы хотели узнать об этом городе. Удалось ли нам ответить на все вопросы? Кому понравился урок? (рефлексия по презентации слайд 27) Проверьте себя выполнив последнее задание в рабочем листе – составьте интересное предложение с предложенными словами. За наиболее интересные поставьте себе ещё 1 балл и Вы сегодня хорошо поработали, и я попрошу вас поставить себе оценку за работу, это будет ваша самооценка. А вы хотите узнать насколько она соответствует действительности? Посчитайте сколько баллов у вас получилось и узнайте мою оценку (таблица перевода баллов в оценки на доске). Давайте проверим, у кого совпало? У кого самооценка выше, у кого ниже (учитель анализирует совпадения корректирует оценки) Мне тоже сегодня очень понравилась наша работа и я хочу вас поблагодарить маленькими итальянскими конфетками пикколини. Спасибо за работу на уроке. | формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». | восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. | |||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Д/з: для всех: параграф 58, выписать особенности римской архитектуры, Дополнительное, творческое задание на выбор: - составить приглашение в Рим для друга, - найти в нашем городе здания с элементами римской архитектуры, -составить синквейн на тему «Рим» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории Древнего мира: "Вечный город и его жители"
План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ЭОР....
Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.
Разработка урока истории в 5 классе по теме "Вечный город и его жители"...
Конспект урока истории в 5 классе "Вечный город" и его жители"
Урок построен в форме виртуального путешествия по Древнему Риму....
Презентация к уроку истории в 5 классе по теме Вечный город и его жители"
Презентация к уроку истории в 5 классе " Вечный город и его жители" посвящена культуре Древнего Рима....
Вечный город и его жители. 5 класс.
Сформировать представление об облике Древнего Рима, вошедшего в историю мировой культуры, способствовать знакомству с бытом и образом жизни различных слоев римлян.Закрепить умения усваивать новый мате...
Вечный город и его жители. 5 класс
Вечный город и его жители. 5 класс...
Рабочий лист "Вечный город и его жители"
Рабочий лист предназначен для урока истории в 5 классе по теме "Вечный город и его жители". Позволяет также закрепить материал прошлого урока. Предназначен как для работы в классе, так и для...