Доклады
методическая разработка по истории
Доклады
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на районном семинаре учителей истории.
Тема: Современный урок и компетенции 4К.
Учитель истории МБОУ «СОСОШ №2»» Аюрова Ц.Б.
На современном этапе в сфере образования важно реализовывать такие учебные задачи, решение которых помогает не только формировать знания, уметь добывать информацию, но и применять знания и информацию на практике, в жизненных ситуациях. Модель уроков 4-К : креативное мышление, критическое мышление, коммуникация, кооперация- одна из современных моделей уроков, направленных на формирование необходимых компетенций.
Наиболее важными становятся социальные умения, умения решать проблемы разного характера, поэтому когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей неотделимы друг от друга. Формируя компетенции по системе 4К, школа формирует такие необходимые качества характера как инициативность, настойчивость, лидерство, адаптивность.
Как можно определить , например, критическое мышление?
К. Поппер писал, что " мы учимся на ошибках , а не посредством накопления данных". Лучшая ситуация для критического мышления - это социальная ситуация общения и взаимодействия. Для развития критического мы шления на уроках важно создавать учебные ситуации, которые вызывают когнитивный конфликт. Когнитивный конфликт становится вызовом для мышления ученика. Основными элементами критического мышления можно назвать: анализ (умение находить связи между утверждениями), оценку (умение оценивать доводы), аргументацию, выведение гипотез, саморегуляцию (самопроверку, коррекцию). В структуру креативности принято включать создание идей, развитие предложенных идей. Коммуникация проявляется в умении задавать вопросы, уточнять, разъяснять свою позицию, поэтому в структуру такой компетенции как коммуникация входят: готовность ответить на чужой вопрос, адаптация к партнеру, использование вербальных и невербальных средств для достижения цели коммуникации. Кооперация-это эффективное взаимодействие с другими людьми: принятие общих целей, выполнение взятых на себя обязательств, социальное взаимодействие. Поэтому на современном уроке важно учить детей работать в команде. Необходимо отметить связь системы 4К и метапредметных результатов. Например, метапредметный результат : уметь понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и критическое мышление-это способность анализировать свою деятельность, оценивать ее результат. Другой пример: метапредметный результат -определить общую цель и пути ее достижения, компетенция кооперация , это способность работать в команде, распределять ответственность, придерживаться договоренностей. Данные примеры доказывают полную взаимосвязь метапредметных результатов и системы компетенций 4К.
Как разработать урок по формированию компетенций 4к?
Можно использовать способ перевернутого обучения: поменять работу в классе и дома местами. Дома ученики изучают нужный материал, информацию, а в классе выполняют практическое задание в группе. Ученики выступают в роли учителя друг для друга. Ученики принимают участие в оценке процесса работы на уроке. Учитель может использовать целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, дискуссии.
Как разработать урок по формированию компетенций 4К?
Задания для такого урока должны стимулировать к сотрудничеству учеников, включать раздаточные материалы для работы, описание проблемной ситуации и связанного с ней проекта.
На уроках обществознания в 11х классах при подготовке к ЕГЭ возможно использовать проект "Сам себе эксперт".
Учебные цели: развитие умений работать с разными заданиями в формате ЕГЭ, развитие умений работать с информацией.
Критерии оценки : соотнесение задания с критерием оценивания, качество вопросов и суждений на этапе обсуждения.
Связь с учебной программой: изучение демоверсии ЕГЭ по предмету, умение работать с разной формой заданий.
Связь с учебными предметами: история, литература.
Учитель может сформировать группы экспертов по каждому виду заданий: Задание 25-объяснение смысла понятия. Данная группа экспертов подбирает примеры таких заданий и объясняет критерии оценивания, готовит презентацию, предлагает выполнить подобное задание ученикам из другой группы. Задание 26-задание высокого уровня сложности, проверяет умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения социально-экономических и гуманитарных наук (задание предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах). Группа экспертов знакомит других учащихся с критериями оценивания задания 26, подбирает примеры. Организует обсуждение. Учитель работает в роли консультанта. Соответственно создается группа консультантов по заданию 27. Ученики должны понимать, что это задание-задача. Данное задание требует умения проанализировать проблемную ситуацию, высказывание. Ученик должен аргументировать свое мнение, предложить выход из моделированной проблемной ситуации. Таким образом идет процесс адаптации к экзамену, формирование важных жизненных компетенций. Группы оценивают работу друг друга, отмечают сильные и слабые стороны. Вырабатывают общие рекомендации. Продуктом работы группы может быть буклет с рекомендациями, примерами, памяткой по подготовке к соответствующему заданию.
Предварительный просмотр:
Доклад на школьном МО учителей гуманитарного цикла.
«Использование 4К –компетенций на уроках истории».
В последнее время образовательная система в нашей стране часто подвергается критике, в связи с тем, что уровень и качество образования не соответствует требованиям современного общества и его потребностям. Информационное общество, глобализация и глобальные проблемы человечества – это то, с чем необходимо работать в образовании в XXI веке. В соответствии с новыми условиями и появились новые стандарты в образовании. Опять же образование должно отвечать не только запросам общества, но и государства. Заказ государства был выражен в указе Президента России Владимир Путина, который поставил задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Такая планка поставлена в подписанном им указе "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
«Новый взгляд на образование» был сформулирован и на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2021 году. В докладе была представлена новая модель, в которой центральную часть занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество).
Сама концепция 4К — креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации — четырёх навыков, которые помогают успешно действовать в любой сфере, появилась в 1950-х годах в США. Её придумали специалисты, которые занимались подготовкой кадров для вооружённых сил, которые поняли, что для высоких результатов ученикам недостаточно того, чтобы отлично обращаться с механизмами и развивать основные навыки для работы — hard skills. Не менее важным является умение взаимодействовать с коллегами и клиентами. Их также называют мягкими или дополнительными навыками — soft skills.
Учеными был проведен ряд исследований в ведущих странах Азиатско-Тихоокеанского региона по современным методам образования — Гонконге, Южной Корее, Сингапуре, Японии, целью которых было выяснить, на какие компетенции ориентируется профессиональное сообщество, что закладывают в национальную образовательную повестку те или иные страны. Одно такое исследование, направленное на изучение документов, определяющих образовательную политику и образовательные стандарты этих стран, показало, что наиболее часто встречающиеся в них компетенции: критическое мышление, умение управлять собой и взаимодействовать с другими.
Партнерство по навыкам XXI века также выделяет критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию как важную часть рамки, определяющей обучение в XXI веке.
Следуя этой новой модели образования, необходимо формировать у нынешних учеников компетенции XXI века (критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию), которые помогут ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат учеников умением учиться на протяжении всей жизни.
Для формирования 4К- компетенций на уроках истории и обществознания можно применить ряд образовательных технологий на разных этапах урока. Согласно образовательному стандарту, современный урок, вне типологии, состоит из 10 этапов: этап мотивации, этап актуализации знаний, этап целеполагания, этап решения поставленной проблемы, этап коррекции, этап закрепления, этап систематизации знаний, этап объяснения домашнего задания, этап подведения итогов, этап рефлексии.
Так во время изучения нового материала на уроках истории и обществознания довольно часто применяется прием технологии критического мышления в виде составления кластеров. Уже в курсе истории 6 класса учащиеся сталкиваются с объемными текстами, насыщенными новыми историческими личностями, датами и ключевыми понятиями. Так, при изучении темы «Что англичане считают началом своих свобод», для целостного восприятия нового материала ученикам будет интересно с помощью текста учебника под руководством учителя составить кластеры. Работу лучше распределить по группам: 1 группа Нормандская династия – король Нормандии Вильгельм 1 Завоеватель -1066 – «Страшный Суд»; 2 группа Династия Плантагенетов – Генрих II – суд присяжных заседателей - «щитовые деньги»; 3 группа Иоанн Безземельный – сын Генриха II – 1215 «Великая хартия вольностей» - 1-я Конституция; 4 группа Генрих III – 1258 «бешеный совет» - граф Симон де Монфор 1265 – Парламент».
Например, на этапе закрепления материала по обществознанию, будет уместно, составить сложный план по темам «Политическая система», «Политические партии» и т.д. Методика составления синквейна очень помогает закрепить новые понятия. Наконец, таблицы для рефлексии, способствуют выявлению пробелов в изученном материале. Особенно важно проводить работу над ошибками – мониторинг каждому учащемуся во время подготовки к ГИА по результатам диагностик.
Таким образом, технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии – различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
Также формированию 4К - компетенций на занятиях по истории и обществознанию способствуют уроки-дискуссии и уроки-дебаты. Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией и кооперацией. Для дебатов необходимо брать темы, соответствующие не только учебной программе, но и возрастным особенностям и интересам учащихся. Так хорошо проходят дебаты по теме «Глобализация и новые вызовы XXI века» в 11 классе, так как ребята имеют накопленные знания, свои ценности и мировоззрение, которые стремятся обосновать и отстоять. Использование данной технологии способствует так же развитию ораторских способностей, расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организаторских навыков, развитию творческих качеств, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) таких как https://joyteka.com/ru/, tilda.com способствует формированию у учащихся креативности, поскольку создавая свои проекты в электронном виде, учащиеся конструируют квесты и мини-сайты с вопросами и заданиями разных типов сложности. Интересным творческим заданием для учащихся также является самостоятельное создание электронных презентаций, онлайн-тестов, видеороликов, онлайн-экскурсий, онлайн-выставок.
Таким образом, комплексное применение различных методов, таких как технология критического мышления, применение уроков-дебатов и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания способствуют формированию 4К: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.
Одна из ключевых тенденций современного образования - обучение длиною всю жизнь человека. Этот процесс должен быть интересным, познавательным, своевременным и непрерывным. И если любую нужную для нас информацию мы можем найти в интернете, то нет необходимости заучивать какие-то сведения как раньше. Главное сегодня – это научить ребенка, применяя критическое мышление, выбирать достоверную и полезную информацию; для достижения учебных и жизненных целей работать в кооперации с другими; уметь конструктивно контактировать в различных видах деятельности и с разными по социальному уровню людьми. Все перечисленные компетенции можно формировать на разных этапах уроков и разных дисциплинах, в том числе и на уроках истории и обществознания.
Литература
1. М.В. Короткова Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Владос-пресс, 2008.
2. О.А. Литовченко, Н.Е. Попова. Технология «Дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся// Педагогическое образование в России.-№8, 2016. С.108-122.
3. И.В. Муштавинская Технология критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербуург: Каро, 2009.
4. Л.В. Полынина Дискуссионные формы обучения в преподавании истории и обществознания// Преподавание истории в школе. - №6, 2007. С.123
5. М.А. Пинская, А.М. Михайлова, О.А. Рыдзе и др. Навыки XXI века: как формировать и оценивать?//Образовательная политика. - https://edpolicy.ru/form-and-evaluate
6. Д.С. Шапиев Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д. С. Шапиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/
7. Россия до 2024 года должна войти в топ-10 стран по качеству образования. -https://tass.ru/obschestvo/5182103
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если ученик в школе сам ничего не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать» Л.Н.Толстой
«Стратегия модернизации образования» В качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества
Т.о. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационных сферах
Термин « Компетенция » - происходит от латинского «Competentia» – что означает ведение, способность, принадлежность по праву: Для определения круга вопросов, в которых субъект обладает познаниями ( используется в объективном (или фактическом) смысле при обозначении ведения, компетентности субъекта) Для определения круга полномочий, которыми наделен субъект (употребляется в формальном (или юридическом) смысле при характеристике прав и обязанностей субъекта)
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально- значимой продуктивной деятельности
Иерархия компетенций Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования Общепредметные компетенции- относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (надпредметные) Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов
Ценностно- смысловые компетенции Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно- познавательные компетенции Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально- трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Принципы компетентностного подхода: Целеполагание; Проектирование собственной деятельности учащимися; Акцент на самостоятельную и продуктивную деятельность на уроке; Самоконтроль; Самооценка; Рефлексия ученика; Дифференциация;
Этапы компетентностного урока Целеполагание; Планирование; Деятельность; Рефлексия
Этапы урока Ключевые компетенции Целеполагания – самоопределение, мотивация деятельности ценностно-смысловая коммуникативная Планирования – определение места знания в системе, распределение ролей в группе, выработка алгоритма деятельности информационная коммуникативная социально-трудовая Деятельностный: Акцент на самостоятельную, продуктивную деятельность учащихся. учебно-познавательная информационная коммуникативная социально-трудовая Рефлексивный – оценка приобретенного опыта, формирование мотивации для дальнейшей деятельности. коммуникативная ценностно-смысловая социально-трудовая
Для формирования ключевых компетенций наиболее подходят интерактивные методы и формы обучения: «Мозговой штурм» Дискуссия Ролевая и деловая игра Мотод «Синквейна» Метод «Инсент»
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуя его, совершая разнообразные учебные действия. Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Этапы урока Ключевые компетенции Учебные ситуации Целеполагания Ценностно-смысловая Коммуникативная Анализ современных событий Высказывания известных людей Проблемная ситуация Работа с документами Планирования Информационная Коммуникативная Социально-трудовая «Мозговой штурм» Работа с хронологией Сравнение Эвристическая беседа Деятельностный Учебно-познавательная Информационная Коммуникативная Социально-трудовая Анализ опросов общественного мнения Анализ статистических данных Диспут, дискуссия, дебаты Просмотр учебных фильмов Работа с документами Работа с картой Работа с текстом учебника Работа со словарями Ролевая, деловая игра Сообщения учащихся Составление сравнительной таблицы «Три предложения» Рефлексивный м Коммуникативная Ценностно-смысловая Социально-трудовая «Свободный микрофон Синквейн «Три предложения»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....