Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс
занимательные факты по краеведению (9 класс) по теме
Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс.
Воздушные сражения над Кубанью.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdushnye_srazheniya_nad_kubanyu_metodich.material.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс
Воздушные сражения над Кубанью.
Разгромив врага на Волге, советские войска успешно наступали и в зимней кампании 1942/43 года нанесли немецко-фашистской армии крупное поражение, продвинувшись на запад на отдельных участках на 600-700 километров.
В начало апреля почти на всем советско-германском фронте наступило затишье. Лишь на Кубани продолжались напряженные бои. После освобождения Краснодара войска Северо-Кавказского фронта к 4 апреля вышли на рубеж Темрюкский залив, Крымская, где закрепились и начали подготовку к новому наступлению. Встала задача — довершить разгром гитлеровцев на юге, уничтожить 17-ю немецкую армию, занимавшую Таманский полуостров и важный paйон Новороссийска. Юго-восточнее этого порта наша героическая 18-я армия и моряки Черноморского флота еще в начале февраля 1943 года захватили плацдарм, названный Малой землей, и упорно удерживали его, отбивая бешеные атаки превосходящих сил врага.
На фронте пока было спокойно. Шла обычная перестрелка. Противник не предпринимал активных боевых действий. Однако настораживало повышенное оживление немецкой авиации: 11 апреля немцы совершили свыше 700 самолето-вылетов. Гитлеровцы группами в 30-35 самолетов бомбардировали наши войска в районе Свистельников, Анастасьево, Абинская, Мысхако.
ВВС Северо-Кавказского фронта в тот день производили полеты по прикрытию войск в районах Киевское, Кеслерово, бомбардировали военные объекты противника в районе Тамани и скопление фашистских самолетов на аэродроме в районе Анапы. Наша авиация вела воздушную разведку портов Керчь, Севастополь и Ялта.
13 апреля в 24.00 перешла в наступление 37-я армия. Под покровом ночи наши войска ворвались в населенный пункт Рамехувский, захватили его восточную окраину, но дальнейшего успеха не имели. Не получили развития и боевые действия 9-й, 58-й армий. С рассветом 14 апреля действовавшая на главном направлении 56-я армия перешла в наступление на станицу Крымская. Но в 6.00 она была контратакована немецкой пехотой и танками из восточной окраины станицы. Подтвердились предположения, что противник за этот район будет держаться упорно.
Погода резко ухудшилась: пошел дождь, видимость стала плохой. Быстро размокли аэродромы нашей фронтовом авиации. Немцы же располагали в южных районах Украины и Крыма довольно хорошими аэродромами с твердым покрытием и не прекращали интенсивных полетов.
На следующий день, 15 апреля, с 6 часов 30 минут начались массированные удары 4-го германского воздушного флота по войскам 56-й армии. Противник действовал группами от 20 до 60 самолетов. В середине дня налеты фашистской авиации временно прекратились, но с 16 часов возобновились опять и продолжались до самой темноты. Фашистская авиация совершила за день более 1500 самолето-вылетов.
Лишь с наступлением темноты, когда активность гитлеровской авиации спала, 56-я армия по решению Военного совета возобновила наступательные действия, но ночная атака частей к прорыву обороны не привела. С утра 16 апреля фашистские самолеты продолжали атаковать наши войска с прежним ожесточением. Операция Северо-Кавказского фронта начинала принимать затяжной характер, так как противник имел хорошо развитую оборону с мощными инженерными заграждениями, преодолеть которые было нелегко.
17 апреля гитлеровцы предприняли штурм Малой земли, намереваясь во что бы то ни стало ликвидировать наш плацдарм под Новороссийском. Фашистские самолеты буквально висели над боевыми порядками советских войск, непрерывно нанося, бомбардировочные и штурмовые удары по нашим позициям. Однако по мере прибытия на Северный Кавказ авиационных резервов Ставки Верховного Главнокомандования и небо появлялось все больше и больше и наших самолетов, вытеснявших врага.
Авиагруппа АДД, действовавшая в интересах Северо-Кавказского фронта, насчитывала около 200 дальних бомбардировщиков. На нее возлагалась задача уничтожения фашистских бомбардировщиков, базирующихся на наиболее удаленных аэродромах на Украине, в Крыму.
Общее руководство авиацией осуществлял представитель Ставки командующий ВВС Красной Армии маршал авиации А. А. Новиков.
Успехи авиационной промышленности, увеличившей выпуск новых самолетов Ил-4 и Ли-2 (бомбардировочный вариант) позволили создать в АДД 8 авиакорпусов. 30 апреля 1943 года Государственный Комитет Обороны принял об этом постановление. 1-й авиакорпус возглавил генерал Д. П. Юханов, 2-й — генерал Е. Ф. Логинов, 3-й — генерал Н. А. Волков. Эти соединения имели на вооружении дальние бомбардировщики Ил-4. 4-й авиакорпус, которым командовал полковник С.П. Ковалев (в дальнейшем — генерал Г.С. Счетчиков), пополнялся самолетами иностранного производства Б-25. 5-й авиакорпус АДД генерала И.В. Георгиева летал на тяжелых четырехмоторных ТБ-3 и на Ли-2. 6-й авиакорпус АДД, возглавляемый генералом Г.Н. Тупиковым, был вооружен дальними бомбардировщиками Ил-4. 7-й авиакорпус АДД, которым командовал генерал В.Е. Нестерцев, летал на Ли-2, как в транспортном, так и в бомбардировочном варианте. 8-й авиакорпус АДД генерала Н.Н. Буянского вел боевые действия на самолетах Ил-4. [274] В борьбе за господство в воздухе на Кубани группа АДД принимала самое активное участие, совершая ночные налеты на аэродромы врага, действуя по плану авиационного наступления ВВС Северо-Кавказского фронта,
Воздушная операция, в ходе которой подверглись ударам немецкие аэродромы на Тамани, в Крыму и на юге Украины, была успешной. Противник потерял 260 самолетов, из них 170 уничтожила авиация дальнего действия — преимущественно на аэродромах Саки и Сарабуз, где базировалась 55-я немецкая бомбардировочная эскадра.
Участник налета на эти вражеские аэродромы штурман майор Лапин позже рассказывал:
"Большинство наших летчиков и штурманов хорошо знали оба аэродрома, расположение самолетных стоянок, служебных и жилых зданий, местонахождение складов противника. Все было тщательно разведано. Наша часть в довоенное время базировалась и Крыму, местность мы знали превосходно.
Налет совпал с полнолунием. Это дало возможность хорошо просмотреть оба аэродрома и правильно выбрать точки прицеливания. Не ограничиваясь естественным освещением, впереди идущие экипажи подожгли в нескольких местах обе цели, что позволило остальным без особого труда бомбить заданные объекты.
Нашему экипажу было поручено атаковать южную окраину одного из аэродромов, где размещались стоянки самолетов. На цель мы зашли со стороны моря и, уточнив расчеты, длинной серией бомб я перекрыл стоянки самолетов. Было отчетливо видно, что разорвались они в расположении вражеских машин. Возникли взрывы, пожары..."
Захваченные в плен летчики показали, что ночные налеты русских дальних бомбардировщиков вынудили немецкое командование перебросить с аэродромов Саки и Сарабуз 55-ю бомбардировочную эскадру за пределы Крыма. На более дальние аэродромы перекочевали и немецкие авиасоединения, базировавшиеся в районах Донбасса и юга Украины. Это, несомненно, ослабило 4-й германский воздушный флот и облегчило положение героических защитников Малой земли и войск Северо-Кавказского фронта.
Военный совет авиации дальнего действия наградил орденами Красного Знамени майора Г. Е. Ткачева, капитана А. Я. Марченко, старших лейтенантов А. А. Громова, П. П. Костина и других отличившихся участников налета.
В дни боев на Кубани умножил свою боевую славу и Герой Советского Союза гвардии майор Павел Андреевич Таран. Его экипаж вылетая на задание зачастую в сложных метеорологических условиях, когда значительную часть маршрута закрывала десятибалльная облачность, и самолет временами попадал в зону дождя.
Смело, находчиво действовал гвардии майор П. А. Таран при налете на порт и аэродром Керчь, которые были прикрыты двадцатью немецкими батареями зенитной артиллерии, множеством прожекторов. Столь же удачно — и при налете на немецкий аэродром в районе Анапы, в результате которого экипаж уничтожил дна немецких самолета.
Всего на боевом счету Героя Советского Союза гвардии майора П. А. Тарана в 1943 году было 27 уничтоженных самолетов врага, 7 мостов и переправ, 30 складов с боеприпасами и горючим, 31 железнодорожный эшелон, десятки немецких автомашин и другая боевая техника. Он совершил много боевых вылетов на бомбардировку важных целей в глубоком тылу гитлеровцев. Командир гвардейского авиаполка АДД Павел Андреевич Таран, ставший впоследствии генерал-лейтенантом авиации, был награжден второй медалью "Золотая Звезда".
Отвагу, геройство, инициативу, находчивость и подлинное новаторство проявляли многие наши летчики. Наряду с ударами по вражеским аэродромам мы бомбардировали узлы обороны, живую силу и технику противника в районе станицы Крымская, другие цели на Таманском полуострове. Первые удары по немецким оборонительным сооружениям и сосредоточениям войск АДД нанесла в ночь на 29 апреля. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии врага, все самолеты благополучно вернулись на свои аэродромы.
Днем 30 апреля 1943 года напряженные воздушные бои вела в полосе Северо-Кавказского фронта наша истребительная авиация. Хотя из-за ухудшения погоды велись ограниченные действия, но и мы сумели в ту ночь поднять 125 самолетов группы АДД. В тактическом взаимодействии с войсками 56-й армии наши экипажи вновь бомбардировали узлы обороны противника в районе станицы Крымская. Одновременно советские войска нанесли удар по немецкому аэродрому, расположенному возле этой станицы.
На юго-западной окраине Крымской были обнаружены огневые позиции немецкой артиллерии, минометов, наблюдалось скопление живой силы врага. И сюда ударили экипажи группы АДД.
А чтобы обеспечить бомбардировщикам точное прицеливание, наземные войска выложили в строго определенной точке линию костров — для обозначения начала боевого пути. Это помогло штурманам в условиях темной южной ночи точно поразить цели.
Гул пролетавших самолетов, завершаемый взрывами бомб, не снимал большого нервного напряжения.
Несмотря на упорное сопротивление гитлеровцев, войскам 56-й армии удалось прорвать первую полосу обороны врага и выйти во фланг группировке противника, оборонявшейся в районе Крымской. Гитлеровцы начали поспешный отход из этого района. Тогда мы немедленно перенацелили группу АДД на удары по отступающему противнику и его оперативным резервам. Наши экипажи бомбардировали скопление живой силы и техники врага в районе узлов дорог возле Нижнебаканской, Красного, Верхнего Адагута.
В ночь на 5 мая 104 бомбардировщика продолжали уничтожать отходящие тылы гитлеровцев и били по выдвигавшимся немецким резервам в районах станиц Варениковская, Гастагаевская. Отход своих войск фашисты пытались прикрыть авиацией и проявляли повышенную активность в воздухе.
Утром к станице Абинской приближалось примерно 45 Ю-88. Группа шла девятками, словно на параде, на высоте не выше 1400 метров. Летели они вдоль дороги по направлению к Абинской, а через станицу как раз двигалась, вздымая пыль, большая колонна наших автомашин. Очевидно, по сигналу воздушной тревоги они стали съезжать с дороги, рассредоточиваться в обе стороны. Сброшенные с фашистских самолетов серии фугасных бомб пришлись по селу, взметнулись взрывы и возле дороги. Пыль, дым закрыли дома, окутали все вокруг. В огромной автоколонне постадало 5-6 автомашин. Пыль рассеялась, движение возобновилось. Бомбежка не дала боевого эффекта.
Cтремясь повысить эффективность боевых действий АДД, непрерывно совершенствовали организацию вылетов и тактические приемы поражения цели. Большое значение придавалось вопросам обеспечения точного выхода на заданную ноль, обозначения точки прицеливания. Для этого в каждом авиаполку впереди боевого порядка высылались наиболее опытные командирские экипажи, которые уточняли положение цели, обозначали ее зажигательными или специальными зажигательными бомбами. При наличии контрастных ориентиров вблизи цели применялись серии светящих. авиабомб. Продолжительность горения САБ-100 исчислялась, например, восьмью минутами. В подобных случаях каждый экипаж, ориентируясь по местным предметам, находил точку прицеливания и поражал цель. Летный состав, воспитанный в духе нерушимой святости приказа, считал делом чести во что бы то ни стало пробиться сквозь сильнейший [278] зенитный огонь и выполнить любое трудное и опасное боевое задание.
Кроме визуального наблюдения командира, находившегося возле цели, качество бомбометания подтверждалось фотоснимками, донесениями партизан, войсковой разведки, другими документами. А когда советские войска освобождали местность от фашистских захватчиков, авиационные командиры старались обязательно побывать на железнодорожных узлах, покинутых немецких аэродромах, на других объектах бомбометания, чтобы собственными глазами увидеть и опросом местных жителей уточнить результаты наших ударов по врагу.
Едва утихли бои в станице Крымская, трудолюбивые и энергичные казачки принялись белить хатки, наводить порядок, чистоту. Жизнь шла своим чередом.
После освобождения Крымской войска 56-й армии не смогли развить дальнейший успех из-за недостатка сил и средств. Постепенно затихали боевые действия и на остальных участках Северо-Кавказского фронта, в том числе и на Малой земле, героически защищаемой частями 18-й армии.
По указанию Ставки Северо-Кавказский фронт с 7 июня закреплялся на достигнутых рубежах, готовился к новой наступательной операции.
В течение двух месяцев продолжавшиеся воздушные сражения на Кубани завершились крупной победой наших ВВС. Советская авиация разгромила лучшие немецкие эскадры, уничтожив в воздушных боях и на аэродромах 1100 самолетов противника. Это коренным образом изменило дальнейший ход нашей общей борьбы за стратегическое господство в воздухе на всем советско-германском фронте.
Воздушные сражения на Кубани оказали существенное влияние и на развитие оперативного искусства ВВС. Здесь успешно было осуществлено оперативное взаимодействие авиации нескольких фронтов, ВВС Черноморского флота и группы АДД, что позволило действовать по единому плану и завоевать оперативное господство в воздухе.
На Кубани дальнейшее развитие получил принцип массированного применения авиации на направлении главного удара сухопутных войск, быстрый перенос усилий ВВС с одного направления на другое, непрерывное воздействие на противника: ночью — АДД и фронтовые ночные бомбардировщики, днем — фронтовая авиация. Новыми тактическими приемами и способами борьбы обогатились летные кадры.
Вражеская авиация, так же как и наши ВВС, располагала ограниченным количеством аэродромов. Она была стеснена относительно малым радиусом действия своих бомбардировщиков. Основные самолеты АДД почти в два раза превосходили фашистские бомбардировщики по дальности полета. Это вынуждало гитлеровцев базироваться скученно на крупных аэродромах, хорошо прикрывая их средствами ПВО. И наши авиасоединения приняли участие в воздушной операции по ослаблению авиационной группировки гитлеровцев. Удары наносили преимущественно по наиболее отдаленным аэродромам немецких бомбардировочных соединений, активно действовали и на поле боя, причиняя врагу ощутимые потери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для проведения классного часа по теме "Оборона Тулы в годы Великой отечественной войны"
Данный материал является основой для проведения тематического классного часа, а акже уроков в декабре ( в период годовщины обороны города Тулы) или же в мае (накануне дня Победы) даже для проведения у...
Материал для проведения классного часа по теме "Оборона Тулы в годы Великой отечественной войны"
Данный материал является основой для проведения тематического классного часа, а акже уроков в декабре ( в период годовщины обороны города Тулы) или же в мае (накануне дня Победы) даже для проведения у...
Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс. Голубая линия
Методический материал к теме: Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. 9 класс. Голубая линия....
Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны
Классный час посвящён событиям Великой Отечественной войны и участию в ней наших земляков - кубанцев....
Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
Сценарий урока мужества « Путешествие по памятным местам Краснодарского края в годы Великой Отечественной войны»
Цель мероприятия: Познакомить учащихся объединения «НИКА» (спортивная акробатика) с памятными местами Краснодарского края в годы Великой Отечественной войны.Задачи...
Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
конспект занятия...