Методика подготовки к ЕГЭ по истории (карты)
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10, 11 класс)

Задания ЕГЭ, проверяющие умение работать с картой традиционно вызывают затруднения у учащихся на экзаменах ЕГЭ\ОГЭ. В данном материале предложен вариант подготовительной работы, требующий от учащихся только наличие чистого листа и карандашей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_podgotovki_k_ege_karty.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории

Работа с историческими картами событий 8 – 16 вв.

Одним из наиболее трудных заданий, вызывающих серьезные затруднения на экзамене, являются задания, связанные с анализом картографического материала. В 2022\23 г. – это задания тестовой части под номерами 9, 10, 11, 12. Учащиеся выполняют эти четыре задания с опорой на одну карту.

Задание 9 и 10 похожи друг на друга, требуют приблизительно одних и тех же знаний. Могут спросить о правителе, чья деятельность как-то отражена на карте, о каком-то географическом объекте на карте: стране, реке, городе и т. п., также могут быть вопросы о времени или событии: век, название эпохи или войны и т. п.

Задание 11, пожалуй, самое легкое из всех четырех заданий, проверяет умение «читать» карту, опираться на ее «легенду». Это задание не требует собственно исторических знаний.

Задание 12 – самое сложное, нужно проанализировать 6 суждений, содержание которых связано с картой, но при этом содержание этих суждений может выходить за рамки периода, отраженного на карте.

С чего же начать ученику подготовку к выполнению этих заданий? Сначала имеет смысл проверить элементарные географические знания. Карты в период от 8 до 16 века включительно охватывают приблизительно одну территорию – это территория современных Белоруссии, Украины и европейской части России. Какие географические объекты чаще всего служат ориентирами? Это, конечно, в первую очередь водные объекты – Волхов, Ильмень, Чудское, Ладожское и Псковское озера, Неман, Припять, Днепр, Дунай, Волга, Ока, Москва, Каспийское море, Дон, Азовское, Черное, Балтийское моря. Важнейшее значение как ориентиры имеют города и их соотношение друг с другом.

Например, на картах требуется назвать цифру, под которой спрятался город Новгород. Самое простое -  вспомнить о том, что он стоит на реке Волхов; если на карте нет обозначения этой реки, вспоминаем, что рядом озеро Ильмень. А еще, чтобы себя проверить, можно вспомнить, что на северо-западе чуть ниже расположены города Псков и Изборск.

Для того чтобы учащиеся могли находить нужные объекты вне зависимости от масштаба карты, я предлагаю им достаточно несложные задания, постепенно выстраивая в их сознании географическое пространство исторических событий. Первая карта, которую учащиеся могут получить в качестве задания на экзамене и вызывающая серьезные трудности, – карта расселения восточных славян. Я предлагаю ребятам прочитать отрывок из «Повести временных лет» и, опираясь на него и атлас, на чистом альбомном или печатном листе нанести географические объекты в приблизительном соотношении друг к другу. Эта работа не требует соблюдения реальных расстояний или точности линий рек и гор при нанесении, здесь самое важное – это их отношение друг к другу. Кроме того, параллельно учащиеся выполняют еще один важный вид работы – работу с текстовым источником.

Итак, в «Повести временных лет» мы читаем: «Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом». Я предлагаю учащимся в верхней левой части листа поставить точку – Новгород, опираясь на атлас, нарисовать произвольно р. Волхов и о. Ильмень. И сразу есть смысл привязать к Новгороду Чудское и Псковские озера с городами Изборск и Полоцк.

Читаем дальше: «… а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город – Смоленск; именно там сидят кривичи». В тексте сразу два племени – полочане с рекой Полотой и кривичи с г. Смоленском и несколькими реками. Река Полота небольшая, часто на картах отсутствует, поэтому привязываем полочан к городу Полоцку и реке Западная Двина. Наносим их на карту практически под отмеченным уже ранее Псковом. Следующий важный объект, который надо нанести на нашу схему, – это река Днепр, так как именно на ней стоит город Смоленск. Кроме того, по середине Днепра можно сразу указать Киев как центр полян. Севернее и чуть восточнее рисуем точку – Чернигов, между Смоленском и Черниговом чуть восточнее Днепра – радимичи. На западе от Киева – река Припять, г. Искоростень и древляне. Над ними, между Припятью и Северной Двиной, полочанами и кривичами располагаем дреговичей. На востоке от радимичей отмечаем вятичей и их главные реки Москву и Оку, а так как Ока – приток Волги, можно и ее нанести на наш чертеж. Все эти пометки мы наносим, параллельно читая соответствующие места в «ПВЛ».

На следующих занятиях учащиеся начинают дополнять этот чертеж, добавляя, например, соседей – Хазарию и Волжскую Булгарию или отмечают маршрут торгового пути «из варяг в греки» и т. п. Рисуя географические объекты на таких чертежах, учащиеся постепенно запоминают общую географическую «сетку» исторических событий. Примеры подобных работ учащихся приведены в приложении. Первые чертежи имеет смысл рисовать вместе с учащимися на доске как образец.

Еще один вид работы, помогающий ориентироваться в карте, – это привязка события к некому яркому маркеру или элементу карты, которая поможет понять, что за события или явления отображены на этих картах. Вариантов тут много, например, мои ученики уже сразу видят на карте «крюк Батыя» - его резкий уход из-под Новгорода в степи в 1238 г. или две Болгарии, а точнее, стрелки походов, туда ведущие, узнавая в них походы Святослава. Поиск таких маркеров увлекает ребят и позволяет с легкостью узнавать потом, что на картах указано.

Третий вариант работы с картами может помочь определить временные границы нанесенных на нее событий. Самый простой пример: если на карте в границах Российского государства есть Новгород, Тверь, Ярославль, но нет Пскова, Смоленска, Рязани – перед нами карта, отражающая территорию Московского государства при Иване 3, если в границах появляются города Смоленск, Псков, Рязань, но нет присоединенных Казани и Астрахани, то перед нами территория Российского государства, если есть все вышеперечисленное, присоединены Казань и Астрахань, но Сибирь, за исключением территории приблизительно середины рек Обь и Иртыш, то это – территории при Иване Грозном и Федоре Иоанновиче. Такими сигналами могут служить, например, соседние государства. Отсутствие на карте Хазарского каганата, но присутствие Волжской Булгарии обозначает для нас временные рамки от 960-х гг. 10 века до 1237 г. При этом наличие на карте города Юрьева, основанного Ярославом Мудрым, и отсутствие Москвы укажут на то, что карта относится к 11 веку. Присутствие Москвы, Нижнего Новгорода и наличие границ различных княжеств укажут на период домонгольской раздробленности и т. д.

13,14,15 века можно определить по наличию Золотой Орды и Литовскому княжеству (Литовское княжество – маркер с 13 века до 1569 г., после объединения с Польшей на картах уже видим Речь Посполитую).

 Разумеется, я привела далеко не все приемы и методы, позволяющие ученикам справиться на экзамене с заданиями, связанными с картами, однако приведенные мной примеры могут существенно облегчить жизнь молодого учителя, только начинающего работу по подготовке к ЕГЭ по истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к выполнению части (С) государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по истории

Система подготовки учащихся к успешной сдаче Экзамена по истории в форме ЕГЭ....

Методика по подготовке домашнего задания по истории россии

Методика по подготовкедомашнего задания по истории россии...

Диагностическая карта для подготовки к ОГЭ по истории

Диагностическая карта подготовки к ОГЭ по истории учеников 9 класс. И система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ....

методика подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории

методика подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории...

Подготовка к ВПР (работа с картой, задание №5) по истории 6 класс

Данная презентация поможет учащимся успешно подготовиться к впр по истории (задание №5) , 6 класс....

Дорожная карта. По подготовке к ОГЭ по истории

Дорожная карта по подготовке ОГЭ по историии для 9 кл 2023-2024 учебный год...