Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
учебно-методический материал

Лукьянова Светлана Александровна

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных государственных документах об образовании делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Задача школы состоит в том, чтобы сегодняшние дети достигали успеха не только в школе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, уже, будучи взрослыми.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий"

Добрый день, мое выступление посвящено теме: "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий" (см. слайд 1)

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных государственных документах об образовании делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Задача школы состоит в том, чтобы сегодняшние дети достигали успеха не только в школе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, уже, будучи взрослыми.  Поэтому важной задачей является развитие творческого мышления.

Что же такое творческое мышление? Творческое мышление - это одна из удивительных способностей человеческого разума. Оно позволяет человеку решать интеллектуальные задачи творчески, то есть не по какому-либо заданному алгоритму, а гибко и с некоторой долей предприимчивости. Уроки истории и обществознания дают возможность развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Особенностью таких предметов как история и обществознание является то, что они направлены на развитие, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, так как принимают многозначность позиций, неоднозначность трактовок, открывают широкие возможности для выбора учащимися способа самовыражения, для работы в диалоге. В этом и заключается потенциал этих предметов.

Таким образом,  одна из целей, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих способностей ученика, предполагающих продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Цель: развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся (см. слайд 2)

Задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Мой педагогический опыт – сплав элементов различных педагогических технологий, которые я применяю в зависимости от содержания материала, от уровня познавательной активности класса, от целей и задач уроков.

Активные методы обучения, формирование обстановки творческой активности позволяют достигнуть целей обучения, связанных с развитием интеллекта ребенка. Формирование интеллекта начинается с образных представлений об истории на эмоционально - нравственном уровне. На следующем этапе необходимо привести знания в простейшую хронологически-пространственную систему. Далее формируется аналитическое мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные связи. Развивающее обучение стимулирует такие процессы, как восприятие, внимание, мышление, память, развивает творческие способности. Логические схемы, трёхчастный дневник, синквейн, кластер, проекты, проблемные задачи, дидактические игры, эвристическая беседа, дискуссия, групповая работа, творческо-поисковые задания, используемые на уроках истории, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности и оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое слово, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Может использоваться на разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили (см. слайд 3).

Пример: при изучении темы «Реформы Петра I» - история России 7 класс, учащиеся составили кластер, в котором отображались основные реформы данного времени и их значение. Кластеры можно использовать и на уроках обществознания. (см. слайд 4 и 5)

Синквейн - нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, причем этот дидактический прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме (см. слайд 6).

Прием «Инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях «v» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; « ?» - то, что осталось непонятным, вызывает желание узнать подробнее. (см. слайд 7и 8).

Эвристическая беседа - диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всего класса под руководством учителя (см. слайд 9). В отличие от повторительно-обобщающей беседы, для ответов на эвристические вопросы школьникам недостаточно вспомнить и воспроизвести изученный ранее материал. Учитель, применяя эвристическую беседу, рассчитывает не только на умение учеников анализировать предъявленную информацию, но и на их интуицию, творчество, озарение. Этот прием логически продолжает проблемное изложение, когда школьники не могут самостоятельно найти способ решения проблемной задачи. Привожу пример такой беседы.

Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме «В гаванях афинского порта Пирей». Основные понятия: афинские граждане и неграждане.

Сегодня демократия предполагает, прежде всего равенство всего народа. Можно ли говорить о равенстве населения в Афинах? Докажите.

Трёхчастный дневник - ученики делают в тетради таблицу из 3-х колонок, озаглавленных соответственно: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». На 1 этапе урока заполняется только первая колонка, остальные две по мере продвижение от одного этапа урока к другому.

Тема «В городе богини Афины» 5 класс. Что мы уже знаем по этой теме? Заполняем первую колонку. О чём мы ещё не говорили, что касалось бы жизни в Афинах? (заполняем вторую колонку)

Итак, в результате работы с документами, беседы, просмотра слайдов что вы узнали нового для себя? (заполняем третью колонку) (см. слайд 10)

Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках истории - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной формами, которые действуют в органическом единстве.

Использование наглядных средств обучения и, прежде всего, условно – географических (карт, схем) может стать  базой для развития мыслительной деятельности школьников. Например, при изучении темы «Древняя Греция» урок истории Древнего мира в 5 классе, учащиеся получают задание: используя карту заполнить таблицу «Природно- географические условия Древней Греции». В итоге работы в тетрадях появляется запись (см. слайд11):

Использую на уроках элементы интеграции истории с живописью, литературой. Эти элементы позволяют создать эмоциональные образы - символы.

Пример: на уроке в 6 классе при изучении темы «Борьба Руси с западными завоевателями» использую отрывок из стихотворения К.Симонова «Ледовое побоище».

Все более и более популярным в образовании становится метод проектов. Это вызвано тем, что проект – форма организации учебной деятельности,  которая предполагает выбор темы и творческое решение. В нем основное содержание деятельности определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и  накапливать опыт конструирования своей деятельности. Система проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая творческое  мышление. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом (см. слайд 12).

С учащимися 6 класса был разработан информационный коллективный проект «Рыцарский замок». Учащиеся разделились на 4 группы, каждая получила тему для изучения. С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет ресурсов группы собрали информацию, подготовили выступления по своим темам. Кто-то из учащихся нарисовал замок, кто-то сконструировал из бумаги. Данный прием является очень хорошим способом раскрытия творческого потенциала учащихся.

В 5 -6 классах хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому дается в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.

При работе с дополнительными источниками  информации использую Игру  «Три предложения». (Техника сжатия информации).  Зачитываю  короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Использование метода неологии (чужие идеи) – «Письмо президенту, губернатору». Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что бы я изменил, если бы стал ….?» Ребенок должен обладать хорошим мировоззрением, знанием  ситуацией в стране, регионе, области, городе. Обладать умениями выразить на бумаге свою  позицию, быть убедительным и доказательным.

Задания на развитие творческого воображения. Представьте себя на месте египетского крестьянина, как бы вы провели свой день (домашнее задание). В работе должны присутствовать ключевые слова, которые подтверждают признаки эпохи и неравного положения земледельца в государстве Древний Египет.

В течение урока для отработки какого-либо понятия использую  прием  «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данному понятию? Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме. Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.

Далее  записываю  на доске сведения, которые называют пары. В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.

Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей обучающихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности обучающихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи. Творческие задания предполагают применение обучающимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.

 Чтобы поддерживать  интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного урока в традиционном уроке. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, письмо к… и так далее.

Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Презентация о поэтапном приобщении учащихся к исследовательской дея тельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности....

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся во внеурочной деятельности.»

laquo;Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихсяво внеурочной деятельности.»...

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"...

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории».

В наши дни особенно остро встает вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных возможностей школьников, прежде всего, их...

Статья по теме "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания"

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных государственных документах об образовании делается ак...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...