СССР накануне Великой Отечественной войны
методическая разработка по истории (10 класс)

Михалёва Татьяна Александровна

Разработка урока истории в 10 классе. Урок предполагает групповую работу и седержит материалы для проведения занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание:

1. Прочитайте информацию о ходе и итогах Советско-финской войны 1939-1940 гг.

2. На основе предложенных  документов  определите причины неудач и потерь в ходе войны.

3. Разработайте предложения по реорганизации Красной Армии в целях повышения её боеспособности.

Советско-финская война 1939-1940

Советская сторона, ссылаясь на необходимость обеспечения своей безопасности, предлагала финнам передвинуть государственную границу от Ленинграда и передать в аренду военно-морскую базу на полуострове Ханко. В качестве компенсации предлагалось передать Финляндии значительную часть территории Карелии. После отказа финской стороны уступить советское руководство приняло решение об использовании военной силы.

Советско-финская война началась 30 ноября 1939 года.

Советское руководство всерьез не воспринимало Финляндию, полагая, что война будет завершена в несколько недель. Называлась даже цифра в 3 недели, как крайний срок.

Блицкриг не получился, и армия застряла в финской обороне. Хотя в начальные дни войны, примерно до 4 декабря, казалось, что все идет по плану – советские войска продвигались вперед. Однако очень скоро они наткнулись на линию Маннергейма. И это был шок. Огромное количество документов свидетельствуют, что войска не ожидали встретить хорошо укрепленную линию обороны. 

Только после сосредоточения мощной группировки удалось сломить сопротивление противника. В марте 1940 г. был подписан мирный договор, в соответствии с которым граница была отодвинута от Ленинграда на 120—150 км, полуостров Ханко передавался в аренду на 30 лет.

Советские потери в войне были велики. 126,9 тыс. убитых, 248 тыс. раненых, контуженных и обмороженных.

Финские потери называются следующие: 23 тыс. погибших и пропавших без вести, 45 тыс. раненных, 62 самолета, 50 танков, 500 орудий.

Документ 1. Из докладной записки Берии Сталину №5518/Б от 14 декабря 1939

  • При высадке десанта на остров Сайскари советский самолет сбросил 5-ть бомб, которые угодили на эсминец «Ленин».
  • 1 декабря дважды была обстреляна Ладожская флотилия своей же авиацией.

Документ 2. Из докладной записки Берии Сталину №5516/Б от 14 декабря 1939 года

  • В районе Туливары 529-му стрелковому корпусу было необходимо 200 пар лыж, чтобы обойти укрепления противника. Сделать этого не удалось, поскольку Штаб получил 3000 пар лыж со сломанными краплениями.
  • В прибывшем пополнении из 363-го батальона связи 30 машин требуют ремонта, а 500 человек одеты в летнюю форму одежды.
  • Для пополнения 9-ой армии прибыл 51-й корпусный артиллерийский полк. Недостает: 72 трактора, 65 прицепов. Из прибывших 37 тракторов в исправном состоянии только 9, из 150 машин – 90. 80% личного состава не обеспечены зимней формой.

Документ 3. Из протокола Совещания в ЦК ВКП(б) по опыту боевых действий в Финляндии 14-17 апреля 1940 года

  • Комбриг Пшенников: "Из начальствующего состава дивизии оказалось только 17% знающих компас, карту и умеющих ходить по азимуту... Управление огнем и движением на поле боя практически отсутствовали".
  • Майор Мухин: "Здесь говорили о том, что батальонами командовали младшие лейтенанты, а у нас командовали капитаны, но и они правильно поставить задачи артиллерии не могли".
  • Комбриг Недвигин: "Только что прибывшие командиры, окончившие военные училища, абсолютно не владеют ручным оружием, не знакомы с топографией, требовательность такого командира чрезвычайно низкая, уставные знания у него почти отсутствуют".


Предварительный просмотр:

D:\История в школе\qr-code.gif

D:\История в школе\qr-code.gif



Предварительный просмотр:

Задание для наркомата оборонной промышленности

Проанализируйте предложенную карту и выполните задания

1. Определите, какие отрасли промышленности росли наиболее быстрыми темпами. Объясните, почему именно данные отрасли?

2. Назовите крупнейшие центры

-  машиностроения и металлообработки

- черной металлургии

- цветной металлургии

3. Определите особенности местоположения добычи стратегического сырья

4. В чем, на ваш взгляд уязвимость и преимущества такого районирования эконмической базы обороны?

Справка:

11 января 1939 года        Народный комиссариат оборонной промышленности СССР разделён на:

Народный комиссариат авиационной промышленности СССР,

Народный комиссариат судостроительной промышленности СССР,

Народный комиссариат вооружения СССР и

Народный комиссариат боеприпасов СССР.

5. Подумайте, с какой целью было осуществлено разделение наркомата на четыре отдельных ведомства?



Предварительный просмотр:

Задание:

1. Прочитайте информацию о ходе и итогах Советско-финской войны 1939-1940 гг.

2. На основе предложенных  документов  определите причины неудач и потерь в ходе войны.

3. Разработайте предложения по реорганизации Красной Армии в целях повышения её боеспособности.

Советско-финская война 1939-1940

Советская сторона, ссылаясь на необходимость обеспечения своей безопасности, предлагала финнам передвинуть государственную границу от Ленинграда и передать в аренду военно-морскую базу на полуострове Ханко. В качестве компенсации предлагалось передать Финляндии значительную часть территории Карелии. После отказа финской стороны уступить советское руководство приняло решение об использовании военной силы.

Советско-финская война началась 30 ноября 1939 года.

Советское руководство всерьез не воспринимало Финляндию, полагая, что война будет завершена в несколько недель. Называлась даже цифра в 3 недели, как крайний срок.

Блицкриг не получился, и армия застряла в финской обороне. Хотя в начальные дни войны, примерно до 4 декабря, казалось, что все идет по плану – советские войска продвигались вперед. Однако очень скоро они наткнулись на линию Маннергейма. И это был шок. Огромное количество документов свидетельствуют, что войска не ожидали встретить хорошо укрепленную линию обороны. 

Только после сосредоточения мощной группировки удалось сломить сопротивление противника. В марте 1940 г. был подписан мирный договор, в соответствии с которым граница была отодвинута от Ленинграда на 120—150 км, полуостров Ханко передавался в аренду на 30 лет.

Советские потери в войне были велики. 126,9 тыс. убитых, 248 тыс. раненых, контуженных и обмороженных.

Финские потери называются следующие: 23 тыс. погибших и пропавших без вести, 45 тыс. раненных, 62 самолета, 50 танков, 500 орудий.

Документ 1. Из докладной записки Берии Сталину №5518/Б от 14 декабря 1939

  • При высадке десанта на остров Сайскари советский самолет сбросил 5-ть бомб, которые угодили на эсминец «Ленин».
  • 1 декабря дважды была обстреляна Ладожская флотилия своей же авиацией.

Документ 2. Из докладной записки Берии Сталину №5516/Б от 14 декабря 1939 года

  • В районе Туливары 529-му стрелковому корпусу было необходимо 200 пар лыж, чтобы обойти укрепления противника. Сделать этого не удалось, поскольку Штаб получил 3000 пар лыж со сломанными краплениями.
  • В прибывшем пополнении из 363-го батальона связи 30 машин требуют ремонта, а 500 человек одеты в летнюю форму одежды.
  • Для пополнения 9-ой армии прибыл 51-й корпусный артиллерийский полк. Недостает: 72 трактора, 65 прицепов. Из прибывших 37 тракторов в исправном состоянии только 9, из 150 машин – 90. 80% личного состава не обеспечены зимней формой.

Документ 3. Из протокола Совещания в ЦК ВКП(б) по опыту боевых действий в Финляндии 14-17 апреля 1940 года

  • Комбриг Пшенников: "Из начальствующего состава дивизии оказалось только 17% знающих компас, карту и умеющих ходить по азимуту... Управление огнем и движением на поле боя практически отсутствовали".
  • Майор Мухин: "Здесь говорили о том, что батальонами командовали младшие лейтенанты, а у нас командовали капитаны, но и они правильно поставить задачи артиллерии не могли".
  • Комбриг Недвигин: "Только что прибывшие командиры, окончившие военные училища, абсолютно не владеют ручным оружием, не знакомы с топографией, требовательность такого командира чрезвычайно низкая, уставные знания у него почти отсутствуют".


Предварительный просмотр:

Справочная информация

Разговорное название «шарашка» происходит от выражения «шарашкина контора», возникшего в годы нэпа и обозначавшего какую-либо несерьёзную организацию.

Шарашка — это жаргонное название конструкторского бюро закрытого типа при заводах, научно-исследовательских институтах, лабораториях, где работали заключенные ученые и технические специалисты. Таким способом советская власть пыталась решить проблему недостатка квалифицированных кадров в различных отраслях промышленности, возникшую в результате кампаний по борьбе с «вредительством» в 1928–1930 годах (Шахтинское дело, Дело промпартии). С 1930 по 1953 г. труд осужденных инженеров - «вредителей» использовался в шарашках в интересах промышленности (по большей части — военной). В системе НКВД СССР шарашки значились как «спецтюрьмы» и были объединены в Особое техническое бюро, или 4-й спецотдел НКВД–МВД СССР.

Список закрытых НИИ и КБ тюремного типа

ЦКБ-39 Первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро организовано в декабре 1929 г. Первоначально располагалось в Бутырской тюрьме.

ЦКБ-29, или «Туполевская шарага», или спецтюрьма № 156 Москва — крупнейшее в СССР 1940-х годов авиационное КБ.

Тюремное ОКБ по авиационным двигателям, 1938—1940 гг. — Тушино, завод № 82. Главный конструктор ОКБ А. Д. Чаромский. Работали: профессора Б. С. Стечкин, К. И. Страхович, А. М. Добротворский.

 Суздальский Покровский монастырь — центр микробиологического оружия. Начальник М. М. Файбич, его подчиненными были репрессированные ученые-микробиологи.

НИИОХТ первая «военно-химическая шарага», на заводе № 1 (Ольгинский завод), исследования по созданию химического оружия 1930-е гг. Здесь трудились чл.-корреспондент АН СССР, з/к Е. И. Шпитальский основатель производства отравляющих веществ, фосгена и иприта.

Особое техническое бюро (ОТБ) НКВД, позднее НИИ-6 НКВД. Здесь создавались новые образцы боеприпасов и новые технологии военно-химического производства. В ОТБ над созданием нового образца противогаза трудился бывший начальник Военно-химического управления КА (ВОХИМУ) доктор химических наук, ныне з/к Я. М. Фишман.

Особое техбюро, ОТБ-40, создано на казанском пороховом заводе № 40. Осуществляло разработку и освоение порохов, в том числе к реактивным снарядам установки «Катюша». Возглавлял группу Н. П. Путимцев (ранее главный инженер Всесоюзного порохового треста).

Автотракторное ОКБ Ижорского завода, Подольский филиал, заключенные — специалисты, осужденные по делу «Промышленной партии» разрабатывали легкие плавающие танки Т-27 и Т-37 и др. под руководством вольнонаемного Н. А. Астрова — будущего известного конструктора бронетанковой техники.


Изделия, созданные в тюремных НИИ и КБ

Истребитель И-5 — ЦКБ-39 под руководством Н. Г. Поликарпова, 1930;

Скоростной грузовой паровоз «Феликс Дзержинский» — ТБ ОГПУ, 1931;

Высотный бомбардировщик ДВБ-102 — ЦКБ-29 под руководством В. М. Мясищева, 1938;

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 — ЦКБ-29 под руководством В. М. Петлякова, 1939;

Фронтовой бомбардировщик Ту-2 — ЦКБ-29 под руководством А. Н. Туполева, 1941;

Вспомогательные авиационные ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3 — КБ 4-го Спецотдела НКВД при Казанском заводе № 16 под руководством В. П. Глушко, 1942-44;

Универсальная артиллерийская система 152 мм;

Полковая 75-мм пушка образца 1943 года; и др.

 

Задание для наркомата внутренних дел

Прочитайте отрывок из произведения Льва Зиновьевича Копелева  «Утоли моя печали» и ответьте на предложенные вопросы.

1. Как автор объясняет необходимость помещения работников интеллектуального труда  в «спецтюрьмы».

2. В чем причины эффективной работы закрытых конструкторский бюро?

3. Используя справочную информацию,  подтвердите фактами эффективность работы «шарашек».

4. Оцените данную форму организации труда  квалифицированных кадров с позиций норм права.

...Все придумано очень просто. Профессора, инженеры высших разрядов, изобретатели — народ балованный. Им большие деньги положены, персональные ставки, академические пайки. В таких условиях иногда и погулять захочется, в ресторане с девицами или на даче с законной супругой. И в отпуск ехать не раньше августа, не позже сентября, да чтобы на Южный Берег или в Сочи-Мацесту. На воле голова редко бывает занята одной работой. Там всякие посторонние мысли лезут, и заботы, и мечты. О бабах, о карьере, о квартире, о даче, о склоке с коллегой, о детях, родственниках, друзьях, знакомых...

Значит, на воле инженер не может работать в полную силу и через силу. Работяга, тот с помощью парткома-завкома еще вытягивает на стахановца, — за него думают другие; его дело только рогами упираться и не мешать другим чернуху раскидывать. Он и даст сколько велят, хоть сто, хоть двести, хоть тысячу процентов. Для этого ни ума, ни совести не надо. А вот с тем, кто мозгами шевелит, у кого душа живая, и даже может быть что-то вроде совести — дело сложнее. Да еще если он много о себе понимает, думает, что он умнее своих начальников.

Такому уже могут помочь только родные органы. Берут его за шкирку, волокут на Лубянку, в Лефортово или в Сухановку — признавайся, на кого шпионил, как вредительствовал, где саботировал... Спустят его раз-другой в кандей с морозцем, с водой. Надают по морде, по заднице, по ребрам — но так, чтобы не убить, не искалечить, но чтобы ему и боль, и стыд, чтобы  почувствовал, что он уже не человек, а никто, и они могут делать с ним все, что хотят. Прокурор ему объяснит статьи, пообещает вышку. Следователь грозит, если не признается, посадят жену...

А потом, после всего этого, дают ему великодушную десятку. Иному слабонервному и пятнадцать, и двадцать лет покажутся подарком, нечаянной радостью. И тогда его утешат: старайтесь, можете заслужить досрочное освобождение и даже награды.

Вот так и готовят кадры для шарашек. Там наш брат работает по-настоящему, с полной отдачей.

Никаких выходных. Отпуск — иностранное слово. Сверхурочные часы — одно удовольствие; все лучше, чем в камере припухать. Мысли о воле, о доме отгоняешь — от них только тоска и отчаяние. И работа уже не повинность, а единственный смысл жизни, замена всех благ, всех утех. Работа — и лекарство, и дурман...

… Там тебя по имени-отчеству величают, кормят прилично, лучше чем многих на воле; работаешь в тепле; спишь на тюфяке с простыней. Никаких тебе забот — знай только шевели мозгами, думай, изобретай, совершенствуй, двигай науку и технику...

Копелев Л. З. Утоли моя печали: Мемуары. - М.: Ex libris: Слово, 1991. - 332 с.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор

Михалёва Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой ЯНАО

Класс:

10 класс

Тема урока:

СССР накануне Великой Отечественной войны

Тип урока: 

Урок изучения нового материала

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

История России. Под ред. А.В. Торкунова. Часть 2. М.: Просвещение, 2018.

Листы с заданиями

Карикатуры 30-х гг.

Карта «Рост экономической базы обороны СССР в 1935-1939 гг.»

Копелев Л. З. «Утоли моя печали: Мемуары». - М.: Ex libris: Слово, 1991. - 332 с.

Реальные итоги советско-финской войны. //https://historical-fact.livejournal.com/57851.html

Зимняя война. //https://istoriarusi.ru/cccp/sovetsko-finskaya-vojna-zimnaya-1939-1940.html#itogi

Сталинские спецтюрьмы. //http://libed.ru/knigi-nauka/765494-1-vi-simonenkov-stalinskie-spectyurmi-sharashki-moskva-2012-horosho-vseh-palachey-vse-zhertvi-nazvat-poimenno-ib.php

Х/Ф «Утомленные солнцем». //https://www.youtube.com/watch?v=gluS3OA9dOc

Марш энтузиастов. Видеофрагмент.

Основные вопросы изучения материала:

  • Красная армия после советско-финской войны
  • Рост экономической базы обороны в 1935-1939 гг.
  • Деятельность конструкторских бюро закрытого типа
  • Реакция стран Запада на заключение пакта Молотова – Риббентропа
  • Военно-патриотическое воспитание населения

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Шарашки, ОСАВИАХИМ, ГТО, ДОСААФ

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Проектор, презентация, компьютер, сканер QR-кода

Цель урока

Формирование способности объективно понимать уровень подготовленности СССР к войне с Германией к концу 30-х гг. Анализировать деятельность государственных органов по подготовке к войне. Прогнозировать развитие отношений между СССР и странами Запада после заключения Пакта Молотова-Риббентропа. Оценивать состояние мобилизационной готовности советского народа

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Формировать умение комплексной работы с различными типами исторических источников (историческая карта, карикатуры, мемуары, исторические документы), поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач; критически анализировать полученную социальную информацию

Развивать историческое мышление, умение определять и аргументированно представлять собственное отношение к историческим событиям.

Формировать способность к рефлексии, как собственных поступков, так и других людей.

Продолжать формировать духовно-нравственные ориентиры; воспитывать гражданственность; развивать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся  нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширять социальный опыт учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

- формирование мотивации к обучению и познанию истории;

- формирование уважительного отношения к мнению других людей;

-  формирование гражданской позиции, нетерпимости к нарушению прав человека;

- умение строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

- формирование  умения самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;

-  владение навыками критического, структурного и смыслового анализа

исторического источника;

- формирование  умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;

- формирование  умения объективно оценивать события конца 30-х гг. в Советском Союзе

Познавательные:

- формирование способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;

 Коммуникативные:

- формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы

Регулятивные:

- способность самостоятельно определять цель учебной деятельности;

 - планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий

-  владение навыками рефлексии содержания материала.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Добрый день! Рада видеть вас снова на уроке истории!

Создает эмоциональный настрой, приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место

II. Постановка учебной задачи

Вступительное слово учителя:

Чтобы определить тему урока, предлагаю посмотреть сюжет из фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»

Вам необходимо будет прокомментировать происходящее в эпизоде и  объяснить цель проводимых мероприятий

Подумайте и назовите условия успешной войны

Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня должны найти ответ в течение нашего урока?

Предлагает выдвинуть предположение о теме предстоящего урока, сформулировать его  цель

Организует деятельность учащихся. Задает вопросы

Выдвигают предположения о теме урока. Самостоятельно стараются определить цель урока.

Дополняют, уточняют, корректируют высказанные мнения

III. Изучение нового материала

 Итак, нам предстоит выяснить,  готов ли был Советский союз к войне с Германией

В 30-е гг. органы исполнительной власти именовались народными комиссариатами (наркоматами). Поэтому каждая группа будет анализировать деятельность отдельного ведомства.

В тетради учащиеся заполняют таблицу

Факты, свидетельствующие о готовности к войне

Факты, свидетельствующие о

неготовности к войне

Наркомат обороны: оценка боеготовности Красной Армии после войны с Финляндией

Наркомат Оборонной промышленности: Районирование размещения отраслей и темпы роста в 1935-1939 гг.

НКВД: Организация и курирование деятельности закрытых КБ

Наркомат иностранных дел: Отношение стран Запада к СССР в конце 30-х. гг.

После завершения работы:  выступление представителей наркоматов с  результатами исследования, обсуждение полученных данных, оценка готовности страны к войне

Послушайте выступления представителей наркоматов и запишите в тетради факты, которые свидетельствую о готовности или не готовности страны к  войне. Эти записи помогут нам ответить на главный вопрос  нашего урока

Мы не назвали ещё один фактор, который помогает выиграть в войне

 Чтобы назвать этот его, предлагаю с помощью QR-coda пройти по ссылке и посмотреть хронику  1939 года

Организует групповую работу.

Предоставляет учащимся необходимые ресурсы  

Слушает ответы детей, задает уточняющие вопросы

Слушает ответы детей, задает уточняющие вопросы

Самостоятельно распределяют обязанности в группе. Знакомятся с содержанием исторических источников, анализируют их, отвечают на вопросы, делают выводы

Слушают представителей наркоматов записывают в тетрадь факты, свидетельствующие о готовности или неготовности СССР к войне

Задают уточняющие вопросы

Смотрят видеофрагмент на своих телефонах («Дополненная» реальность) и отвечают на вопрос

IV.Закрепление знаний

Итак, прошу вас ответить на главный вопрос нашего урока: Готов ли СССР к войне?

Слушает ответы детей, задает уточняющие вопросы

Высказывают свою точку зрения, приводят аргументы

V.Рефлексия

Подведение итогов урока. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Стр. 11, вопросы раздела «Думаем, сравниваем, размышляем» (устно), напишите эссе (по выбору) на тему «Если завтра война» по материалам урока

Предлагаю оценить нашу работу на уроке и ответить на предложенные вопросы

Продолжи фразу, ответь на вопрос

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь похвалить одноклассников, которые работали с тобой в группе?

Что меня удивило?

Мне было трудно…

Зачем нам был нужен этот урок?

Объясняет домашнее задание

Слушает ответы детей, подводит итог урока

Записывают домашнее задание

Оценивают работу на уроке



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СССР накануне Великой отечественной войны

Начало Второй мировой войны и внешняя политика СССР; подготовка Германии к войне против СССР; подготовка СССР к войне...

СССР накануне Великой Отечественной войны

Фрагмент урока в 9 классе с использованием технологии критического мышления...

СССР накануне Великой Отечественной Войны

Технологическая карта урока — 9 класс — История...

Презентация для 9 класса на тему 6 "СССР накануне Великой Отечественной войны"

В презентации дан обзор событий в нашей стране накануне великих испытаний - начала Великой Отечественной войны: положение советского народа, ужесточение политического пресса, соотношение военных сил Г...

СССР накануне Великой Отечественной войны: репрессии в армии (задания по дидактическому материалу)

 Предлагаемые задания актуальны в контексте ФГОС и ИКС, поскольку способствуют формированию элементов исследовательской компетентности (работа с историческими источниками, с различными фор...