СССР накануне Великой Отечественной войны
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Фрагмент урока в 9 классе с использованием технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sssr_nananune_voyny.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока
«Советский Союз накануне Великой Отечественной войны» 9 класс
Цель урока:
ознакомление учащихся с событиями внешней и внутренней политики СССР накануне войны через организацию анализа исторических источников.
Задачи:
- Воспитывающая – создать условия для саморазвития и самореализации учеников в процессе урочной деятельности;
- Образовательная – учащиеся должны проследить взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства, оценить положение СССР в системе международных отношений.
- Развивающая – в ходе урока учащиеся должны развивать навыки работы с документами, выявления причинно-следственных связей, умение ставить и разрешать проблемы.
План изучения нового материала:
- Формирование очагов военной опасности (работа с картой «Международное положение СССР и внешняя политика (1921-1941 гг.))
- Крах политики коллективной безопасности.
- Пакт о ненападении.
- Секретные протоколы. Первые военные конфликты.
- Подготовка СССР и Германии к войне. Вопрос 4 и 5 рассматриваются с применением технологии критического мышления:
I. ВЫЗОВ
Советско-германский договор о ненападении 1939 г. сопровождался строго секретным дополнительным протоколом, который, как и договор, подписали Молотов и Риббентроп. Суть протокола — разграничение «сфер влияния» СССР и Германии в Восточной Европе. Ни в советском, ни в немецком архивах оригиналы этого документа до сих пор не обнаружены. Находящиеся в научном обороте тексты имеют своим первоисточником микрофильмы, которые были сделаны в конце войны, На допросе в Нюрнбергской тюрьме, который состоялся 19 февраля 1947г., немецкий дипломат д-р Пауль Отто Шмидт рассказал, что микрофильмирование началось по указанию Риббентропа в 1943 - 1944 гг. Затем микрофильмы вместе с частью архивов МИД Германии были вывезены сначала в Крюмхюбель (Силезия), а затем в Мюльхаузен (Тюрингия). Весной 1945г. поступило указание уничтожить архивы. Этим, в частности, занимался советник и переводчик канцелярии министра Карл фон Лёш. На свой страх и риск он не стал уничтожать микрофильмы, а положил их в жестяную коробку, обмотал ее промасленной тряпкой и зарыл в парке замка Шёнберг под Мюльхаузеном. 12 мая 1945г. фон Лёщ рассказал о спрятанной коробке британскому подполковнику Роберту Томсону, а тот ввел в курс дела американцев. Коробка была выкопана и доставлена в Лондон, где американцы сделали дубликаты всех микрофильмов.
Всего оказалось 20 катушек, на которых было заснято 9725 страниц документов. Среди них были документы, подписанные в Москве 23 августа 1939г., включая и дополнительный протокол. 23 мая 1946г. протокол впервые публикуется в газете «Сан-Луи пост диспетч». До этого о его содержании не знала не только общественность, но и Верховный Совет СССР, не знало об этом и Политбюро ЦК партии.
- Как вы думаете, почему?
II. ОСМЫСЛЕНИЕ
Прочитайте предложенный отрывок: «Секретный дополнительный протокол»
По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе. Эти беседы привели к соглашению в следующем:
1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими сторонами.
2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан. Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства, и о границах такого государства будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий. В любом случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия
3. Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.
4. Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный.
- Какую оценку можно дать этому документу?
- Попробуйте сравнить дальнейший реальный ход событий с тем, что намечалось в секретном протоколе, и сделайте выводы.
Работа в парах, составление кластера «Секретный протокол (содержание и реализация)», используя документ и текст параграфа:
РЕФЛЕКСИЯ
- Каковы причины сближения Германии и СССР в августе 1939 года?
- Как вы думаете, кто проявил себя более дальновидным политиком в ходе советско - германских переговоров 1939 г. – Сталин или Гитлер? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СССР накануне Великой отечественной войны
Начало Второй мировой войны и внешняя политика СССР; подготовка Германии к войне против СССР; подготовка СССР к войне...
Конспект урока в 11 классе "СССР накануне Великой Отечественной войны"
Урок с применением ЭОР...
Приложение к уроку "СССР накануне Великой Отечественной войны"
Документы к уроку для работы в группах...
СССР накануне Великой Отечественной Войны
Технологическая карта урока — 9 класс — История...
Презентация для 9 класса на тему 6 "СССР накануне Великой Отечественной войны"
В презентации дан обзор событий в нашей стране накануне великих испытаний - начала Великой Отечественной войны: положение советского народа, ужесточение политического пресса, соотношение военных сил Г...
СССР накануне Великой Отечественной войны: репрессии в армии (задания по дидактическому материалу)
Предлагаемые задания актуальны в контексте ФГОС и ИКС, поскольку способствуют формированию элементов исследовательской компетентности (работа с историческими источниками, с различными фор...
Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»
Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...