Технологическая карта урока Как жили земледельцы и ремесленники
план-конспект урока по истории (5 класс)

Кононова Лариса Владимировна

Материал соотвествует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цели для ученика

1. изучить особенности жизни земледельцев и ремесленников в Древнем Египте;

2. закрепить первичные знания о государстве и социальной системе общества;

3. научиться работать с различными видами исторических источников (карта, иллюстрация, документ)

4. научиться строить простейшие выводы

Цели для учителя: ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников;

Образовательные – научить учащихся формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте истоорические объекты;

Развивающие – продолжить формирование умений использования иллюстративного материала и исторического источника

Воспитательные – воспитывать уважение к древним цивилизациям, воспитывать уважение к труду других людей

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Опорные понятия, термины: папирус, оазис, фараон, ил, дельта, государство, ремесло

Новые понятия: канал, шадуф, ирригационная система

Формы контроля: фронтальный опрос, устный рассказ, работа с исторической картой, работа с понятийным аппаратом (историческая эстафета),работа с тестом, работа с историческим источником, работа с иллюстрациями и вопросами к ним

Домашнее задание:

1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»: 

§ 7+ выписать в тетрадь и выучить термины: ирригация, шадуф, амулет + нарисовать на альбомном листе египтянина - земледельца

2 уровень /проблемный/- «хор» - «4»:

§ 7 + рассмотрите рисунок в учебнике н стр. 38 и составьте рассказ о том, чем заняты эти люди

3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5»:

§ 7 +  составьте рассказ от лица египетского земледельца о том, как  прошел его день                  

Оборудование урока:

Компьютер, презентация, мультимедийный проектор, доска, учебник, тетрадь, историческая карта,рабочий лист к уроку (папка индивидуальных заданий)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Обучающие и развивающие задания

Диагностирующие задания

I

1-2 мин.

Организационный момент:

Добрый день, ребята! Сегодня нам предстоит продолжить наше путешествие по Древнему Египту. Но сначала необходимо вспомнить всё, что мы с вами узнали на прошлом уроке! Вы готовы?

Слушают, проверяют готовность к уроку

1.Повторите определения в тетради и текст учебника, подготовьтесь к пересказу.

Самоконтроль и ответсвенность при подготовке к уроку

Создание психологически выверенной рабочей обстановки в классе

II.

5-7 мин

Проверка домашнего задания:

Выполняют письменно задания ИПДМ;

Работают с исторической картой

Отвечают устно на вопросы учителя;

Работают с понятийным аппаратом

3. Расскажи о :

- Природе  Древнего Египта?

- Какую роль  играл  Нил  в жизни древних египтян?

- Как и когда образовалось египетское государство?

1.Выполните задания № 1 и 2 в папке ИДЗ «Проверка домашнего задания»

2.Покажи на исторической карте:

- Где находится  Египет?

- Какие моря омывают  берега Египта?

- Покажи самую  важную  реку Египта? Как она называется?

3. Историческая эстафета: дать определения ко всем  словам, написанным на доске (папирус, дельта, оазис, ил, фараон)

Формулирование ответов на вопросы различных форм

Воспроизведение ранее изученной информации

Анализ успешности собственной деятельности

Индивидуальная и групповая работа

Контроль и самоконтроль учебных достижений

III.

3 мин

Активизация опорных знаний:

 

Знакомятся с названиями пунктов §, думают, обсуждают и предлагают названия темы урока

Вопрос-размышление:

На прошлом уроке, мы с вами отправились в путешествие в Египет.

Но кроме особенностей географического положения и природных условий, о чем еще нам надо узнать, чтобы составить более полное представление  о стране?

Сформулируйте тему урока

Итак, запишем тему урока: Как жили земледе-льцы и ремесленники Египта?

Развитие умения работать с информацией, объединять и обобщать ее по критериям

Совместно формируется название темы урока и обеспечи-вается возмож-ность перехода к формированию плана работы

IV.

3 мин

Постановка учебных задач и целей.

Предлагают вопросы для обсуждения на уроке

На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять, как жили древние египтяне?

Составьте план работы на уроке

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели

Совместно формируется план работы на уроке

V.

20 мин

Изучение нового материала:

1.Структура египетского общества

2.Жизнь и труд земледельцев

3.Ремесло  и  обмен

Работают с иллюстрациями презентации и учебника. Работают с текстом учебника (п.1 § 7 стр.35-36)

Строят предположения и ущут подтверждающие аргументы

Работают со схемой.

 

Работают с понятийным аппаратом

1.Как вы думаете,  кому  в Египте жилось труднее всего?  Почему?

2.Рассмотрите  иллюстрацию. Чем заняты эти люди? Составьте рассказ о труде земледельца

3.Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы:

4.Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы:

4.Что такое «ремесло»?  Какие ремесла мы уже знаем?

1.Найдите ответ на этот вопрос  в тексте  учебника на стр. 35-36.

2.Ответь на вопросы:

а)     Зная особенности природы Египта, какие  занятия населения должны были стать основными? Почему?

б)     С какими трудностями  сталкивались ежегодно земледельцы?

в)     Как вы думаете  сложно ли было копать такие каналы?

г)     Почему было необходимо копать каналы и строить шадуфы?

д)    Что могло произойти, если  сосед- земледелец  не  ухаживал за своим каналом?

3.Используя иллюстрации  и свои знания о природе Египта, предположите, что могло служить  пищей для бедных египтян?

4. Рассмотрите  иллюстрацию:

- Что делают эти люди?

-  Как называется это ремесло?

-  Опишите действия каждого этапа.

Работа с иллюстрациями  и проблемными

воросами

Построение аналитических выводов

Обучение построению промежуточных выводов урока

Закрепление навыков работы с иллюстрациями

Контроль познавательных умений

VI.

Физкультминутка:

Зарядка видеоурок /длительность 1 минута 17 секунд/

VI.

5 мин

Первичное закрепление:

Решают проблемные исторические задачи, расширяющие знания по теме урока

1.Реши  историческую задачу:

В древнем Египте все земледельцы  считали , что цвет имеет очень важное  значение. Два цвета они считали очень хорошими, а третий – заведомо плохим.

Какие это цвета? Почему к ним было такое разное отношение?

2. Реши историческую задачу:

В одной из древнеегипетских песен , посвященных Нилу пелось: «Если Нил медлит, жизнь прекращается и люди гибнут». Почему?

Развитие абстрактного и логического мышления

Развитие познавательного интереса к предмету

Навыки индивидуальной работы

Развитие навыков анализа текста, поиска маркеров-подсказок

VII.

5 мин

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельно работают с историческим текстом и ищут ответы на вопросы

1.Какие еще ремесла были развиты  в Древнем  Египте?

2.Какое из них  считалось  более  почетным?

3.Какое из них считалось  худшим и тяжелейшим?

Прочитайте исторический документ

(см. папка индивидуальных заданий  Урок № 10)

и ответьте на вопросы  к нему.

Задание выполняется по рядам :

I ряд – часть 1;  II ряд – часть 2;  III ряд – часть 3.

Развитие навыков самостоятельной работы

Контроль и самоконтроль знаний учащихся

VIII.

3 мин

Рефлексия

Отвечают на вопросы

Сегодня на уроке  я узнал…

Организованное осмысление, коррекция приобретённых знаний

Развитие памяти учащихся

IX.

1-2 мин.

Подведение итогов урока и работы

Беседа в произвольной форме

  1. Сегодня  на уроке я научился…
  2. Самым сложным для меня было…
  3. У меня хорошо получается…
  4. Я думаю сегодня , я заработал  отметку …

Организованное осмысление, коррекция приобретённых знаний

Развитие навыков самоконтроля и самоанализа успешности деятельности

IX.

3 мин.

Домашнее задание:

1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»

2 уровень /проблемный/- «хор» - «4»

3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5»

§ 7 + выписать в тетрадь и выучить термины: ирригация, шадуф, амулет + нарисовать на альбомном листе египтянина- земледельца

§ 7 + рассмотрите рисунок в учебнике н стр. 38 и составьте рассказ о том, чем заняты эти люди

§ 7 +  составьте рассказ от лица египетского земледельца о том, как  прошел его день                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Сценарий урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" . Урок с использованием ЦОР....

Конспект урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Большинство жителей Египта были земледельцами и ремесленниками. Давайте познакомимся с трудом земледельцев. В Египте были хорошие природные условия для занятия земледелием. Какие?Разлив Нила неравноме...

Презентация к уроку "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Данная презентация составлена к уроку "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 к...

Разработка урока "Как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте"

Урок истории "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"...

Конспект урока "Как жили земледельцы и ремесленники"

Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ. Цели урока: познакомить учащихся: с бытом и образом жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, а так же тру...