Урок "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Коновалова Ольга Леонидовна

Сценарий урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" . Урок с использованием ЦОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационная карта урока № 2

Предмет

История древнего мира

Класс 5 класс

Тема урока

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цель урока

Раскрыть особенности жизни и быта крестьян и ремесленников Древнего Египта; обратить внимание на то, что неблагоприятные природные условия преодолевались согласованным трудом многих поколений, осушавших болота, вырубавших тростники и создававших сложную систему орошения.

Оборудование урока

Учебник: А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Москва. «Просвещение» 2004.

Учебное электронное издание (на 4 дисках). «Всеобщая история. Диск «5 класс». Раздел «Смотрим и запоминаем» Тема 3. «Фараон и его ближайшее окружение. Власть и положение фараонов».

Основные понятия и термины урока

Вельможи, писцы, налоги, орошение полей, каналы, амулеты, горшечники, ткачи, кожевенники, столяры, кораблестроители.

Домашнее задание

§ 7 «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

План урока

1.Египетское общество.

2.Труд земледельцев. Быт простых египтян.

3.Обмен.

4.Писцы собирают налоги.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Проверка картографических знаний:

- Определите словами и покажите на карте местоположение древнего Египта.

- Покажите на карте дельту, пороги, оазисы.

- Назовите и покажите море, в которое впадает Нил.

- Назовите и покажите столицу Древнего Египта.

Фронтальная беседа: каким был бы Египет, если бы Нил никогда не разливался?

Вопросы учебника стр. 35.

Индивидуальные карточки с заданиями.

Сообщение темы и цели урока.

Изучение нового материала.

Пункт плана

Сообщение темы и цели урока.

Работа с учебником: чтение пункта 1 § 7.

Беседа: на какие группы делилось население Египта?

1.Египетское общество.

2.Труд земледельцев. Быт простых египтян.

Мультимедийная лекция. С 16 минуты. Продолжительность 8 минут.

Беседа:

- В каких условиях жили простые египтяне? Опишите дом простого египтянина, одежду, пищу?

Работа с рисунком учебника стр. 38 «Дом египетского земледельца».

- Чем занимались простые египтяне?

Работа с рисунками учебника стр. 36-37 «Пахота, посев и жатва», «Сбор винограда», «Дойка», «Растирание зерна».

- Когда начиналась пахота?

- Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

Работа с рисунком учебника стр. 37 «Шадуф».

Запись в тетрадь: шадуф.

- Что выращивали египтяне?

- Какое животное было тягловой силой в Египте?

- Каких животных и птиц разводили египтяне?

- Какие ремёсла были распространены в Египте?

Работа с рисунками учебника стр. 38-39. «Строительство дома», «Корабль на Ниле».

- Назовите источники рабства в Египте?

- Какую работу выполняли рабы?

3. Обмен.

Объяснение учителя.

Рисунок учебника стр. 39 «Меновая торговля».

Запись понятия: обмен.

4.Писцы собирают налоги.

Приём «Словесное рисование»: представьте, в положенный день на Ниле показывается лодка, в ней сидит писец. В правой руке он держит тростинку для письма, зам ухом ещё одна тростинка – запасная. На коленях у писца листки папируса для записей. Писца сопровождают стражники с прутьями и палками. Выйдя на берег, писец требует от земледельцев уплаты налога – значительной части урожая и приплода скота.

- Отдай налог! – обращается писец к одному из крестьян.  

- По нашим подсчётам ты должен 25 корзин зерна!

Крестьянин падает ему в ноги.

- Что ты, господин мой! Разве ты чужеземец! Ты же сам живёшь на берегах Нила и знаешь, какой высокий разлив был в этом году. Нашу плотину размыло, поля залило водой, ячмень почти весь сгнил на корню. Мы собрали всего 30 корзин, а у меня, ты знаешь, шестеро детей, старуха мать, жена. Да надо ещё оставить зерно на семена и для корма быков… Подожди несколько месяцев: со следующего урожая я отдам всё, что с меня причитается.

          Но писец ждать не желает, он помнит одно: вельможа приказал собрать налог сполна.

- Знаю я вас, земледельцев, - говорит писец, - ваши жалобы всегда одни и те же: «Где взять ячмень?! Черви его сожрали, саранча съела, птицы склевали, мыши растащили!»

          Безразлична писцу судьба крестьянина, кивнёт он стражникам, те силой отберут зерно.

Беседа: что такое налоги?

Запись в тетрадь: налог.

Закрепление полученных знаний

Задание учебника 3 стр. 39.

Рефлексия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Разработка урока по истории древнего мира предназначена для учащихся 5 класса. Она включает в себя конспект урока и презентацию. Использование разработки позволяет повторить пройденный материал и изуч...

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...

Урок истории по теме "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ.Цели урока: познакомить учащихся: с бытом и образом жизни представителей привилегированных слоёв древнеегипетского общества, а так же  ...

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Описание земледельческих работ в Египте...

Конспект урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Большинство жителей Египта были земледельцами и ремесленниками. Давайте познакомимся с трудом земледельцев. В Египте были хорошие природные условия для занятия земледелием. Какие?Разлив Нила неравноме...