Дополнительные материлы по теме Религия Древнего Египта
тренажёр по истории (5 класс)

Кононова Лариса Владимировна

Материал соответсвует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_k_uroku.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 13. Религия древних египтян.

Задание № 1. Работа с историческим документом.

*Внимательно прочитай памятку!

Миф о сотворении мира

     «…Центр мироздания - солнечный бог Ра. Он и восемь его потомков образовали жизнь в Та-Кемет.

     Атум появился из начальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню…»

Миф об истреблении людей.

     Когда Ра, благополучно процарствовав, наконец состарится, сделался дряхлым, и могущество его ослабло; тело его стало серебром, члены - золотом, волосы - истинным лазуритом, против бога Солнца ополчились люди. Узнав о мятеже, который замыслил народ Египта, Ра призвал свою свиту и приказал богам:

- Пусть явится сюда моё Око - богиня Хатхор. Позовите также Шу, Тефнут, Геба и Нут вместе с отцами и матерями, которые были со мной, а также самого Нуна. Только смотрите, приведите их тайно, чтоб люди не увидели этого. Пусть они придут и скажут, как нам бороться с мятежниками.

     Боги незамедлительно исполнили волю своего владыки. Вскоре Нун, Шу, Тефнут, Геб и Нут явились по зову Ра в Великий Чертог - земной дворец солнечного бога. Увидев сидящего на престоле Ра, они пали ниц к изножию трона. Нун спросил:

- Скажи, о владыка, что случилось?

- Бог старейшей! - воскликнул Ра. - Боги-предки! Смотрите - люди, созданные из (слёз) моего глаза, замыслили злые дела против меня. Скажите мне, что бы вы сделали на моём месте?

- Сын мой Ра, - ответил мудрый старик Нун. - Крепок твой трон, и велик страх от тебя, - да направится твоё Око против оскорбивших тебя!

- Ваш совет хорош, - подумав, промолвил Ра и посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, - поэтому лучи не причинили им никакого вреда. Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.

     Хатхор-Око приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сохмет. Она отправилась в пустыню, разыскала людей и, едва увидев их, свирепо зарычала. Шерсть на её загривке встала дыбом, в глазах засверкал кровожадный блеск. Полная ярости, Хатхор-Сохмет набросилась на людей и принялась безжалостно их терзать, убивая одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса.

     Решив, что люди уже достаточно наказаны и что отныне они уже больше никогда не осмелятся роптать на солнечного бога, а тем более восставать против него, Ра сказал дочери:

- Ты уже совершила то, ради чего я тебя послал. Довольно их убивать! Уходи с миром. Отныне жители Египта будут приносить тебе сосуды с пивом каждый год в день праздника Хатхор.

Вопросы и задания:

  1. Кого из богов египтяне считали самым старшим и почему?
  2. О каких еще богах рассказано в тексте? Чему они покровительствовали?
  3. Все ли боги были добрыми в Египте? Как египтяне относились к злым богам?

Задание № 2. Работа с историческим источником.

Та-Кемет

     «…Между двумя цепями гор, тянущимися вдоль нильских берегов, в напоенном солнцем просторе лежит царство Та-Кемет — «Черная Земля», как называют свою страну сами ее жители, древние египтяне. Если чужестранец — путешественник или приезжий торговец — спросит, почему земля «черная», ему охотно объяснят, что «черная» — значит живая, плодородная земля, а «Красная Земля» раскинула свои дышащие жаром пески по другую сторону горных хребтов; там — пустыня, царство злого Сета, там — смерть. А жизнь — здесь, в зеленой долине. Добрый речной бог Хапи — пожилой мужчина в набедренной повязке рыбака, увенчанный короной из связок папируса, лотосов и водорослей, владыка Нила и повелитель наводнений — каждый год заставляет реку разливаться вширь, а когда вода уходит, на пашнях и лугах остается густой слой плодородного ила. Это и делает землю Та-Кемет живой, черной…

    Шумят по берегам тенистые рощи финиковых пальм, колосятся хлеба на полях, по водной глади плавают ослепительно прекрасные цветы — белые, голубые и розовые лотосы, в прибрежных тростниковых зарослях вьет гнезда водоплавающая дичь. Воздух звенит птичьим многоголосием.

      Жители Та-Кемет построили города, воздвигли роскошные дворцы и величественные храмы. Один за другим плывут на юг корабли. Они плывут к южным каменоломням, где под охраной надсмотрщиков с плетками рабы добывают гранит и песчаник. Каменные глыбы по бревенчатым настилам волокут к берегу, грузят на палубы, и корабли отправляются в обратный путь. А в городах их ждут с нетерпением. На каждой пристани дежурят погонщики с упряжками быков. За небольшую плату они перетащат глыбы к храму — и вскоре трудами искусных каменотесов святилище украсится еще одной статуей бога, колонной или обелиском.

      Бурлит жизнь в Та-Кемет. Ломятся переполненные зерном амбары, тучнеет скот, наливаются соком плоды во фруктовых рощах — и благодарные египтяне славят щедрого Хапи, поют ему хвалебные гимны и приносят жертвы…»

Вопросы и задания:

  1. Где могла находиться эта страна? Что в ее описании указывает на Египет?
  2. Чем занимались люди, жившие в ней?
  3. Какому богу поклонялись жители страны? Почему?

Задание № 3. Решите исторические задачи.

Задача № 1.

     Известно, что в гробницы фараонов вместе с умершими клали дорогие чаши, великолепное оружие, изысканную мебель, украшения из золота и драгоценных камней. В 1818 году в поисках сокровищ итальянец по имени Бельцони решил проникнуть в пирамиду фараона Хефрена. Вскоре он убедился в правоте древних писателей, утверждавших, что пирамида не имеет входа. Он обследовал стены и нашел небольшое углубление и в нем незакрепленный камень. За этим камнем начинался вход в гробницу… Когда же Бельцони проник в гробницу оказалась, что она пуста – в ней находился лишь пустой гроб. Но Бельцони понял, почему, в гробнице фараона не было сокровищ!

     Подумайте, чем можно объяснить этот факт. Свою версию запиши в тетрадь.

Задача № 2.

     В гробнице одного египетского вельможи Шеши была найдена надпись:

«Я говорил истину и поступал правильно. Я рассуждал сестру и двух братьев, дабы примирить их. Я спасал несчастного от более сильного. Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего её. Я хоронил не имеющего сына своего. Я уважал отца своего, я был нежен к матери».

     Сделайте на основании этой надписи вывод: какой человек считался в древнем Египте хорошим? Какими поступками он мог гордиться? Совпадает ли представление о хорошем человеке у древних египтян и у современных людей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура и религия Древнего Египта

Данная работа рассчитана на 2 урока, в  ней представлены видео фрагменты: документ об объединении Верхнего и Нижнего Египта; пирамиды в Гизе; письмо, искусства и ремесла Египта; храм жрицы Хими....

Культура и религия Древнего Египта

4 часть окончание в 2 презентациях...

Урок по теме "Религия Древнего Египта"

Урок в 5-х классах по теме "Религия Древнего Египта" для работы по ФГОС....

Конспект урока по теме: "Религия Древнего Египта" и презентация.

Конспект урока по теме Религия Древнего Египта и презентация....

Презентация на тему "РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА"

Презентация по теме "Религия Древнего Египта"История Древнего мира. 5 класс.  Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.   ...

Методическая разработка. Презентация к уроку по теме "Религия Древнего Египта" в 5 классе

Представленная презентация позволит наглядно и детально представить тему по истории Древнего Мира в 5 классе - тему "Религия Древнего Египта". Может быть использована как основа урока изучения нового ...

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Религия Древнего Египта"

Урок  соответствует требованиям ФГОС ООО и основан на принципах системно-деятельностного подхода: деятельность, вариативность, принцип минимакса, творчество, психологическая комфортность....