Открытый урок по финансовой грамотности по истории 10 век
план-конспект урока по истории (6 класс)

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории России 6 класс по теме:

«Первые экономические реформы княгини Ольги и типы денег в Древней Руси».

Автор-составитель: Федорова К.И.

Предмет: история России

Класс: 6А

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: проблемный поиск, беседа, работа с документами

Время проведения: 40 минут.

Тема: «Первые экономические реформы и типы денег в Древней Руси»

Учебник: Андреев

Оборудование для урока: учебник, тетрадь, раздаточный материал, компьютер, проектор.

Цель: сформировать у учащихся представление о реформах княгини Ольги, выяснить политические, экономические и социальные задачи

Задачи:

Образовательная: выявить цели, сущность и итоги экономической реформы княгини Ольги

Развивающая: продолжить формирование умений анализировать текст исторических источников, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать исторический материал.

Воспитательная: формирование активной гражданской позиции, уважение к истории Древнерусского государства

На доске написан эпиграф к уроку «»

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Рефлексия.

5. Итог урока. Домашнее задание.

1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.

Учитель:

        Начальные страницы российской истории связаны с племенами восточных славян, которые заселили Восточно-Европейскую равнину в 6-7 вв. Источником пропитания этих славянских племен были земледелие, скотоводство, промыслы: охота, рыболовство, собирательство. Племена восточных славян объединялись в союзы племен. Древнерусская летопись, «Повесть временных лет», называет около десяти таких объединений.

        Первая династия, правившая русским государством с 9 по 16 вв., берет свое начало с 862 года, когда ильменские славяне призвали в Новгород варяжского князя Рюрика с дружиной. В это время славянские племена подвергались внешнем давлению и вынуждены были платить дань соседнему государству, Хазарскому каганату.

        Древнерусское государство увеличивало свои территории. Подчиненные племена выплачивали Киевскому князю дань. Постепенно изменяется система налогообложения населения Древней Руси.

Поэтому темой и целью урока будет вопрос, на который нам предстоит найти ответ: «Первые экономические реформы княгини Ольги и типы денег в Древней Руси»  (запись темы в тетрадь)

2. Актуализация опорных знаний по теме «Образование Древнерусского государства».

Для того, чтобы приступить к изучению темы учитель просит ответить на вопросы (было дано задание на повторение):

1)В каком году было образовано государство восточных славян? (В каком веке)

Ответ: Древнерусское государство было образовано в 862 г. Это 9 век.

2) Сколько прошло веков от образования Древнерусского государства до современной России?

Ответ:  21-9=12 веков

3)Объяснить значение слова «дань»?

Дань – это натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

Дань – это налог или пошлина.

4) Объясните значение слова «налог»?

Налог – это обязательные платежи граждан.

5) Чем отличается современный налог от дани в 9 веке?

Налог уплачивается только в твердой денежной форме, а дань в натуральной и денежной форме.

3. Изучение нового материала.

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: « Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и с словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма».  С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в том деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего сбор князем дани с племён, проживавших на территории его вотчины или в непосредственной близости от неё, назывался «полюдьем». Этот термин происходит от слова «люди», обозначавшего свободное население Древней Руси.

Полюдье – это

Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина.

Кормление -  это содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории.

Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию».

Дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, общественных зданий, мостов и дорог, на содержание дружины и охрану границ государства — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая часть дани шла на личные нужды князя и его семьи.

1) Выясним куда идут налоги российских граждан?

ЗАПОЛНИМ СИНХРОНОЛОГИЧЕСКУЮ ТАБЛИЦУ и  ответим на вопрос «какую пользу от полюдья могли видеть жители Древней Руси и куда идут налоги современных граждан РФ»

«РУСЬ 9- 10 В И РОССИЯ 21 ВЕКА»

Древняя Русь – дань

Современная Россия – налог

строительство городских укреплений

На ремонт дорог, школ, больниц

общественных зданий

Заработную плату бюджетных сотрудников

мостов и дорог

Субсидии льготным гражданам

содержание дружины

охрану границ государства

содержание должностных лиц

Князь Игорь  во время сбора дани в 945 г. два раза прошелся по древлянской земле. В итоге был убит.  Княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстила древлянам, в частности сожгла их столичный град Искоростень.

Но для нас интереснее всего то, что, расправившись с убийцами мужа, Ольга всё же поспешила исправить его ошибки. Утвердившись на киевском престоле, она отправилась в поездку по подвластным ей территориям, установила твёрдые нормы сбора дани и сам порядок проведения полюдья. Считается, что в период с 945 по 947 год ею были введены «уроки» (или «уставы») и «погосты».

Уроки – это

Погосты – это

2)Почему слаженная система сбора дани 9 века претерпела изменения в 10 веке?

Ответ: потому что не были установлены размеры дани и место сбора дани.

Роль денег в Древней Руси выполняли главным образом меха и крупный рогатый скот. Поэтому их называют ещё товарными деньгами.

Древнерусское слово «куна» обозначало шкурку куницы, а «векша» — белки. Так  же наименование потом получили монеты, равные этим шкуркам по стоимости. Слово «скот» в значении «деньги» неоднократно встречается в «русской правде». Скотница— это княжеская казна, а скотник— казначей.

Постепенно в денежном обращении Древней Руси появились металлические монеты. В россии долгое время не было собственных месторождений серебра и золота. Эти благородные металлы поступали в страну в виде монет и слитков, а их главным источником служила иноземная торговля..

Прежде всего это были:

  1. серебряные арабские дирхемы,
  2. византийские милиарисии
  3. европейские денарии

заполним таблицу «Типы денег Древней Руси и современной России»

Древняя Руси

Россия

серебряные арабские дирхемы

Доллар

византийские милиарисиии.

Евро

европейские денарии

Йена

  1. Почему первые деньги на Руси были иностранными?
  2. На сегоднешний день Россия с какими странами ведет торговые связи?
  3. Дайте определение слову «деньги» Ответ: Деньги – это 
  4. Перечислите виды денег. Ответ: золотые, серебряные монеты и бумажные 
  5. Какова роль современных денег в жизни человека?(мера стоимости, средство обращения, накопления и сбережения

В современной Конституции нашей страны записано: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль… введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются». Что это означает?

1. могут ли российские магазины устанавливать цены в иностранной валюте?

2. можно ли в России оплачивать иностранной валютой товары и услуги?

3. можно ли купить иностранную валюту за рубли и хранить свои сбережения в ней?

Учащиеся делают вывод.

Учитель. (запись в тетрадь)

С проведением экономической реформы 945-947 гг. стало укрепление государственной власти князя. Налогообложение становило размер и место сбора дани.

4. Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

1.Каким образом экономическая реформа княгини Ольги укрепила положение княжеской власти Руси.

2. С какой страной или странами Русь торговала

5. Итог урока.

Княгиня Ольга в историю России вошла как волевой, властной, хладнокровной и целеустремленной личностью, обладала острым умом.

За долгие годы правления Ольга заслужила звание «Наимудрейший среди людей»

Домашнее задание:

  •  Прочитать параграф  4-5 стр. 38-46 читать
  • Ответить на вопросы письменно:

А) чем отличаются современные налоги от дани в Древней Руси?

Б) перечислите виды налогов в современной России?

Документ №1. Лаврентьевская летопись 1377 г.

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: « Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и с словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма».  С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в том деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Документ №2. Византийский император Константин Багрянородный 945-959 гг.

Византийский император Константин VII описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет"

Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет" напралена на развитие метапредметных умений. Таких как развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления, у...

Финансовая грамотность и история денег.

Доступная и полезная информация, которая касается истории развития денежного обращения в нашей стране и основ финансовой грамотности....

Урок по финансовой грамотности

Расширение представлений обучающихся о пластиковых картах Сбербанка России....

Конспект урока по финансовой грамотности

конспект урока по финансовой грамотности...

Проект к уроку по финансовой грамотности в 7классе по теме "Страхование"

Данный проект разработан группой педагогов с мои участием в рамках курса повышения квалификации по финансовой грамотности (72 часа) в марте 2019 года (организаторы Высшая школа экономики, ФГБОУ "...

История российских денег, урок по финансовой грамотности 5 класс

История российских денег, урок по финансовой грамотности 5 класс...