Открытый урок по финансовой грамотности по истории 10 век
план-конспект урока по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории России 6 класс по теме:
«Первые экономические реформы княгини Ольги и типы денег в Древней Руси».
Автор-составитель: Федорова К.И.
Предмет: история России
Класс: 6А
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: проблемный поиск, беседа, работа с документами
Время проведения: 40 минут.
Тема: «Первые экономические реформы и типы денег в Древней Руси»
Учебник: Андреев
Оборудование для урока: учебник, тетрадь, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Цель: сформировать у учащихся представление о реформах княгини Ольги, выяснить политические, экономические и социальные задачи
Задачи:
Образовательная: выявить цели, сущность и итоги экономической реформы княгини Ольги
Развивающая: продолжить формирование умений анализировать текст исторических источников, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать исторический материал.
Воспитательная: формирование активной гражданской позиции, уважение к истории Древнерусского государства
На доске написан эпиграф к уроку «»
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
5. Итог урока. Домашнее задание.
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.
Учитель:
Начальные страницы российской истории связаны с племенами восточных славян, которые заселили Восточно-Европейскую равнину в 6-7 вв. Источником пропитания этих славянских племен были земледелие, скотоводство, промыслы: охота, рыболовство, собирательство. Племена восточных славян объединялись в союзы племен. Древнерусская летопись, «Повесть временных лет», называет около десяти таких объединений.
Первая династия, правившая русским государством с 9 по 16 вв., берет свое начало с 862 года, когда ильменские славяне призвали в Новгород варяжского князя Рюрика с дружиной. В это время славянские племена подвергались внешнем давлению и вынуждены были платить дань соседнему государству, Хазарскому каганату.
Древнерусское государство увеличивало свои территории. Подчиненные племена выплачивали Киевскому князю дань. Постепенно изменяется система налогообложения населения Древней Руси.
Поэтому темой и целью урока будет вопрос, на который нам предстоит найти ответ: «Первые экономические реформы княгини Ольги и типы денег в Древней Руси» (запись темы в тетрадь)
2. Актуализация опорных знаний по теме «Образование Древнерусского государства».
Для того, чтобы приступить к изучению темы учитель просит ответить на вопросы (было дано задание на повторение):
1)В каком году было образовано государство восточных славян? (В каком веке)
Ответ: Древнерусское государство было образовано в 862 г. Это 9 век.
2) Сколько прошло веков от образования Древнерусского государства до современной России?
Ответ: 21-9=12 веков
3)Объяснить значение слова «дань»?
Дань – это натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.
Дань – это налог или пошлина.
4) Объясните значение слова «налог»?
Налог – это обязательные платежи граждан.
5) Чем отличается современный налог от дани в 9 веке?
Налог уплачивается только в твердой денежной форме, а дань в натуральной и денежной форме.
3. Изучение нового материала.
Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: « Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и с словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в том деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.
Чаще всего сбор князем дани с племён, проживавших на территории его вотчины или в непосредственной близости от неё, назывался «полюдьем». Этот термин происходит от слова «люди», обозначавшего свободное население Древней Руси.
Полюдье – это
Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина.
Кормление - это содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории.
Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию».
Дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, общественных зданий, мостов и дорог, на содержание дружины и охрану границ государства — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая часть дани шла на личные нужды князя и его семьи.
1) Выясним куда идут налоги российских граждан?
ЗАПОЛНИМ СИНХРОНОЛОГИЧЕСКУЮ ТАБЛИЦУ и ответим на вопрос «какую пользу от полюдья могли видеть жители Древней Руси и куда идут налоги современных граждан РФ»
«РУСЬ 9- 10 В И РОССИЯ 21 ВЕКА»
Древняя Русь – дань | Современная Россия – налог |
строительство городских укреплений | На ремонт дорог, школ, больниц |
общественных зданий | Заработную плату бюджетных сотрудников |
мостов и дорог | Субсидии льготным гражданам |
содержание дружины | |
охрану границ государства | |
содержание должностных лиц |
Князь Игорь во время сбора дани в 945 г. два раза прошелся по древлянской земле. В итоге был убит. Княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстила древлянам, в частности сожгла их столичный град Искоростень.
Но для нас интереснее всего то, что, расправившись с убийцами мужа, Ольга всё же поспешила исправить его ошибки. Утвердившись на киевском престоле, она отправилась в поездку по подвластным ей территориям, установила твёрдые нормы сбора дани и сам порядок проведения полюдья. Считается, что в период с 945 по 947 год ею были введены «уроки» (или «уставы») и «погосты».
Уроки – это
Погосты – это
2)Почему слаженная система сбора дани 9 века претерпела изменения в 10 веке?
Ответ: потому что не были установлены размеры дани и место сбора дани.
Роль денег в Древней Руси выполняли главным образом меха и крупный рогатый скот. Поэтому их называют ещё товарными деньгами.
Древнерусское слово «куна» обозначало шкурку куницы, а «векша» — белки. Так же наименование потом получили монеты, равные этим шкуркам по стоимости. Слово «скот» в значении «деньги» неоднократно встречается в «русской правде». Скотница— это княжеская казна, а скотник— казначей.
Постепенно в денежном обращении Древней Руси появились металлические монеты. В россии долгое время не было собственных месторождений серебра и золота. Эти благородные металлы поступали в страну в виде монет и слитков, а их главным источником служила иноземная торговля..
Прежде всего это были:
- серебряные арабские дирхемы,
- византийские милиарисии
- европейские денарии
заполним таблицу «Типы денег Древней Руси и современной России»
Древняя Руси | Россия |
серебряные арабские дирхемы | Доллар |
византийские милиарисиии. | Евро |
европейские денарии | Йена |
- Почему первые деньги на Руси были иностранными?
- На сегоднешний день Россия с какими странами ведет торговые связи?
- Дайте определение слову «деньги» Ответ: Деньги – это
- Перечислите виды денег. Ответ: золотые, серебряные монеты и бумажные
- Какова роль современных денег в жизни человека?(мера стоимости, средство обращения, накопления и сбережения
В современной Конституции нашей страны записано: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль… введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются». Что это означает?
1. могут ли российские магазины устанавливать цены в иностранной валюте?
2. можно ли в России оплачивать иностранной валютой товары и услуги?
3. можно ли купить иностранную валюту за рубли и хранить свои сбережения в ней?
Учащиеся делают вывод.
Учитель. (запись в тетрадь)
С проведением экономической реформы 945-947 гг. стало укрепление государственной власти князя. Налогообложение становило размер и место сбора дани.
4. Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
1.Каким образом экономическая реформа княгини Ольги укрепила положение княжеской власти Руси.
2. С какой страной или странами Русь торговала
5. Итог урока.
Княгиня Ольга в историю России вошла как волевой, властной, хладнокровной и целеустремленной личностью, обладала острым умом.
За долгие годы правления Ольга заслужила звание «Наимудрейший среди людей»
Домашнее задание:
- Прочитать параграф 4-5 стр. 38-46 читать
- Ответить на вопросы письменно:
А) чем отличаются современные налоги от дани в Древней Руси?
Б) перечислите виды налогов в современной России?
Документ №1. Лаврентьевская летопись 1377 г.
Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: « Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и с словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в том деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.
Документ №2. Византийский император Константин Багрянородный 945-959 гг.
Византийский император Константин VII описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет"
Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет" напралена на развитие метапредметных умений. Таких как развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления, у...
Финансовая грамотность и история денег.
Доступная и полезная информация, которая касается истории развития денежного обращения в нашей стране и основ финансовой грамотности....
Сертификат за участие в онлайн уроке по финансовой грамотности
Дни финансовой грамотности ...
Урок по финансовой грамотности
Расширение представлений обучающихся о пластиковых картах Сбербанка России....
Конспект урока по финансовой грамотности
конспект урока по финансовой грамотности...
Проект к уроку по финансовой грамотности в 7классе по теме "Страхование"
Данный проект разработан группой педагогов с мои участием в рамках курса повышения квалификации по финансовой грамотности (72 часа) в марте 2019 года (организаторы Высшая школа экономики, ФГБОУ "...
История российских денег, урок по финансовой грамотности 5 класс
История российских денег, урок по финансовой грамотности 5 класс...