ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Служу Отечеству»
учебно-методическое пособие по истории (5, 6, 7 класс)
Программа «Служу Отечеству» дополняет школьный курс истории сведениями о военной истории нашего государства с древнейших времен до начала двадцатого века и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории нашего Отечества. Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке. В рамках патриотического воспитания школьников основное внимание уделяется рассмотрению событий, связанных с историей создания российской армии, её боевому прошлому, историческим личностям, внесшим большой вклад в отстаивание независимости нашей страны, возвышению её международного авторитета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_sluzhu_otechestvu.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Служу Отечеству»
Адресат программы: 9-13 лет
Разработчики программы: Буржатова Ирина Цыреновна,
учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования
Сексенбаев Мейрам Еркенович,
педагог дополнительного образования
2019 г.
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Служу Отечеству» составлена в соответствии с:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09.03.2004 г.;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.203 №1008 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам, регулирующих организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе особенности организацию образовательной деятельности для учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
- Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в МБОУ «СОШ №40» г. Ангарска.
- Уставом учреждения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Служу Отечеству» (далее - программа) имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы. Программа «Служу Отечеству» дополняет школьный курс истории сведениями о военной истории нашего государства с древнейших времен до начала двадцатого века и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории нашего Отечества. Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.
В рамках патриотического воспитания школьников основное внимание уделяется рассмотрению событий, связанных с историей создания российской армии, её боевому прошлому, историческим личностям, внесшим большой вклад в отстаивание независимости нашей страны, возвышению её международного авторитета.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа способствует умению общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Знание родной истории является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Адресат программы: обучающиеся 9-13 лет.
Наличие специальной подготовки не требуется, набор детей в группы свободный. Программа состоит с учётом возрастных психологических особенностей детей.
Срок освоения программы: 1 год, 36 недель
Форма обучения: очная.
Режим занятий: количество часов в год – 108 часов, количество занятий в неделю – 3 часа по 40 минут.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Цели программы:
- познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей военной истории нашей страны;
- способствовать расширению знаний об этапах развития и становления Российской армии;
- расширить знания учащихся о памятных датах отечественной военной истории.
- подготовить команду участников историко-патриотических конкурсов и викторин.
Задачи программы:
- развитие культуры ведения дискуссий, объяснять и излагать своё мнение в исследовательских работах, рефератах, презентациях;
- развитие мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
- овладение умениями и навыками работы с историческими источниками, литературой, поиска и обработки информации;
- воспитание уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
- Комплекс основных характеристик программы
- Объёмы и содержание программы
Объём программы: 1 год, 108 часов.
Содержание программы
Раздел 1. Войско древней Руси
Княжеские дружины и «вои», вооружение, стратегия и тактика древнерусской рати. Крепостные оборонительные сооружения средневековой Руси, основные этапы развития русского архитектурно-строительного искусства. Роль лодейного флота в походах русских князей.
Раздел 2. Развитие военного дела в XIII веке
Евпатий Коловрат, легендарный русский богатырь, герой борьбы против монголо-татарских завоевателей в 13 в. Военное искусство Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище. Вооружение русских воинов: доспехи и холодное оружие. Дмитрий Донской и его войско в Куликовской битве.
Раздел 3. Военное дело в период складывания централизованного государства
История русского ручного огнестрельного оружия и зарождение артиллерии. Способы формирования, рода войск, вооружение, стратегия тактика и управление в Московском войске. Полки нового строя – попытка реорганизации войска по образцу западноевропейских армий.
Раздел 4. Русская армия в XVIII век
Создание регулярной армии и флота. Военное искусство Петра I и его военачальников в сухопутных и морских сражениях Северной войны: Полтавская битва, сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Первый командующий российским флотом генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.
Раздел 5. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков
Победы русской армии в войнах XVIII века. Русские полководцы и флотоводцы18 века: Г.А. Потёмкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф Ушаков. «Наука побеждать» А.В. Суворова. Русская армия времён наполеоновских войн. Полководческий талант М.И. Кутузова. Награды 18 -19 веков.
Раздел 6. Армия России во второй половине XIX века
Героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Флотоводец П.С. Нахимов. Стратегия и тактика флота 19 века. Парусное вооружение корабля XIX века. Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков. Военная реформа 1874 года. Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг.
- Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
- теоретическое содержание фактов военной истории;
- знать российских полководцев.
Обучающиеся будут уметь:
- самостоятельно находить информации по предложенной тематике, делать ее критический анализ и отбирать необходимые факты и мнения;
- анализировать точки зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулировать собственною позицию;
- обсуждать результаты исследований и рефератов, электронных презентаций;
- участвовать в викторинах и исторических конкурсах;
- уметь выполнять индивидуальные и коллективные творческие работы.
По завершению, обучающиеся научатся находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. В дальнейшем, получив знания, умения и навыки, обучающийся сможет успешно пройти итоговую аттестацию по предмету «история».
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Учебный план
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма текущего контроля и промежуточной аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел 1. Войско древней Руси | 14 | 3 | 11 | ||
1 | Древнерусская рать | 1 | 1 | ||
2 | ИЗО: рисунки древнерусской рати | 1 | 1 | ||
3 | Крепостные сооружения средневековой Руси | 1 | 1 | ||
4-7 | Изготовление макета крепостных сооружений средневековой Руси | 4 | 4 | ||
8 | Ладьи против триер | 1 | 1 | ||
9 | ИЗО: рисунки ладьи и триер | 1 | 1 | ||
10-11 | Круглый стол по теме «Войско древней Руси» | 2 | 2 | ||
12-14 | Образовательная экскурсия в музей школы №37 г. Ангарска | 3 | 3 | ||
Раздел 2. Развитие военного дела в XIII веке | 18 | 4 | 14 | ||
15 | Русский богатырь Евпатий Коловрат | 1 | 1 | ||
16 | ИЗО: рисунки с изображением русского богатыря | 1 | 1 | ||
17 | Две битвы Александра Невского | 1 | 1 | ||
18 | ИЗО: рисунки с изображением битвы на Неве | 1 | 1 | ||
19-22 | Изготовление макета Ледового побоища | 4 | 4 | ||
23 | Битва на Куликовом поле | 1 | 1 | ||
24 | ИЗО: рисунки с изображением битвы на Куликовом поле | 1 | 1 | ||
25 | Доспехи и холодное оружие русских воинов | 1 | 1 | ||
26 | ИЗО: рисунки с изображением доспехов и холодного оружия русских воинов | 1 | 1 | ||
27 | Изготовление холодного оружия русских воинов из дерева | 1 | 1 | ||
28-29 | Творческая выставка с защитой работ обучающихся | 2 | 2 | ||
30-32 | Образовательная экскурсия в музей школы №37 г. Ангарска | 3 | 3 | ||
Раздел 3. Военное дело в период складывания централизованного государства | 14 | 5 | 9 | ||
33 | Рождение огнестрельного оружия | 1 | 1 | ||
34 | ИЗО: рисунки с изображением огнестрельного оружия | 1 | 1 | ||
35 | Войско Московского государства в 15 – 17 веках | 1 | 1 | ||
36 | Служилые люди в Московском войске | 1 | 1 | ||
37 | ИЗО: рисунки с изображением служилых людей | 1 | 1 | ||
38 | Артиллерия государей московских | 1 | 1 | ||
39-40 | Изготовление макетов артиллерийского оружия | 2 | 2 | ||
41 | Тактика и управление в Московском войске | 1 | 1 | ||
42-43 | Защита творческих работ | 2 | 2 | ||
44-46 | Образовательная экскурсия в музей ГУВД г. Ангарска | 3 | 3 | ||
Раздел 4. Русская армия в XVIII веке | 12 | 3 | 9 | ||
47 | Полки нового строя | 1 | 1 | ||
48 | Армия и флот времён Петра I | 1 | 1 | ||
49-50 | ИЗО: рисунки с изображением Полтавского сражения (групповые работы - А3) | 2 | 2 | ||
51 | Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин. | 1 | 1 | ||
52-53 | Реконструкция Полтавского сражения | 2 | 2 | ||
54-55 | Защита творческих работ | 2 | 2 | ||
56-58 | Образовательная экскурсия в Иркутский музей ГАИ | 3 | 3 | ||
Раздел 5. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков | 19 | 7 | 12 | ||
59 | Победы русской армии 18 века | 1 | 1 | ||
60 | «Наука побеждать» А.В. Суворова | 1 | 1 | ||
61 | Русские полководцы и флотоводцы 18 века | 1 | 1 | ||
62 | Флотоводец Ф.Ф. Ушаков | 1 | 1 | ||
63 | Русская армия времён наполеоновских войн | 1 | 1 | ||
64 | Полководец М.И. Кутузов | 1 | 1 | ||
65-66 | Бородинское сражение в творчестве русских поэтов и писателей | 2 | 2 | ||
67 | Интеллектуальная игра «Бородино» | 1 | 1 | ||
68-71 | Изготовление макета Бородинского сражения | 4 | 4 | ||
72 | Награды 18 – начала 19 веков | 1 | 1 | ||
73-74 | Защита творческих работ | 2 | 2 | ||
75-77 | Образовательная экскурсия в музей школы №11 г. Ангарска | 3 | 3 | ||
Раздел 6. Армия и флот России во второй половине XIX века | 20 | 9 | 11 | ||
78 | Герои Севастополя | 1 | 1 | ||
79 | Военная реформа 1874 года | 1 | 1 | ||
80 | Стратегия и тактика флота 19 века | 1 | 1 | ||
81 | Флотоводец П.С. Нахимов | 1 | 1 | ||
82 | Парусное вооружение корабля | 1 | 1 | ||
83 | ИЗО: рисунки с изображением парусного судна | 1 | 1 | ||
84 | Энергия ветра парусного судна | 1 | 1 | ||
85-86 | Изготовление макетов парусного судна | 2 | 2 | ||
87 | Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков | 1 | 1 | ||
88 | ИЗО: рисунки с изображением русского стрелкового оружия 18 – 19 веков | 1 | 1 | ||
89 | Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг. | 1 | 1 | ||
90 | Подготовка исторической викторины | 1 | 1 | ||
91-92 | Викторина «Русское военное искусство» | 2 | 2 | ||
93-94 | Защита творческих работ | 2 | 2 | ||
95-97 | Образовательная экскурсия в Музей Победы | 3 | 3 | ||
Раздел 7. Подведение итогов. | 11 | 11 | |||
98-99 | Экскурсия в Музей Победы | 2 | 2 | ||
100-105 | Подготовка к НПК «Ратные страницы истории России» | 6 | 6 | ||
106-108 | НПК «Ратные страницы истории России» | 3 | 3 | ||
Итого: 108 часов – 36 недель |
- Календарный учебный график
Количество часов по месяцам | всего | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 108 |
- Оценочные материалы
В целях контроля и оценки результатов проводятся:
- текущий контроль по основным разделам программы: викторины, эссе;
- промежуточная аттестация - творческие работы (рефераты, электронные презентации, исторические портреты), участие в конкурсах.
Итоги деятельности клуба обсуждаются с обучающимися, с родителями.
В течение года проходит текущий контроль по основным разделам программы. Проверка усвоения программы осуществляется проведением промежуточной аттестации: в представлении творческой работы на НПК «Ратные страницы истории России». Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений.
Уровень теоретической подготовки:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.
Уровень практической подготовки:
- соответствие уровня развития практических умений по программным требованиям;
- качество выполнения практического задания;
- аккуратность и ответственность при работе.
Критерии оценки уровня обучающегося:
- повышение мотивации обучающихся на учебную деятельность;
- высокая оценка по предмету «история»;
- овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
- умение не только констатировать те или иные исторические факты, но и объяснять их;
- повышение исторической грамотности в знании военной истории.
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в «Протоколе результатов промежуточной аттестации обучающихся», который является одним из отчётных документов и хранится у администрации МБОУ «СОШ №40».
Протокол результатов промежуточной аттестации обучающихся
______________ учебного года
Наименование ДОП ______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога ___________________________________________
№ группы / год обучения _________________ дата проведения __________________
Форма проведения ________________________________________________________
Форма оценки результатов _________________________________________________
Члены аттестационной комиссии ____________________________________________
Результаты промежуточной аттестации
№ | Фамилия, имя обучающегося | Год обучения | Итоговая оценка |
1 | |||
2 |
Подпись педагога ________________________________________________________________________
Члены комиссии _________________________________________________________________________
- Методические материалы
Для реализации программы используются методы обучения и воспитания:
- словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные: показ презентаций, схем, таблиц;
- практические упражнения;
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоконтроль, опрос;
- стимулирующие: поощрение, награждение, участие в конкурсе;
- проблемно-творческий.
По данному курсу используются такие формы как:
- дискуссии и диалоги;
- творческие задания;
- семинары, практикумы, конкурсы, конференции.
Наглядный материал: презентации, таблицы.
Раздаточный материал: карточки, тесты.
Диагностический материал: карточки с заданиями, тесты, анкеты.
4. Условия реализации программы
Программа реализуется на базе ОО ___________________________
Оборудование
№ | наименование | Количество, шт. |
1 | Стол | 8 |
2 | Стул | 15 |
3 | Доска | 1 |
4 | Учебное оборудование: - ноутбук; - проектор; - экран. | 1 1 1 |
Список литературы
1. Борисов Н.С. Русские полководцы 13 - 16 веков. М., 1993
2. Военная энциклопедия. http://www.claw.ru/book/encilopedia.html
3. Вооружение Руси в 11 – 13 вв. Вопросы истории 1997, №1
4. История военного искусства. А.А. Строков. М.,1994.
5. Школьная энциклопедия «Руссика». М., 2003
6. Энциклопедия для детей. Аванта+. М., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка программы дополнительного образования " История Отечества - в истории костюма ".
Данная программа может быть использована в качестве дополнительного образования учителями истории, МХК,а так же педагогами школьных музеев и всеми преподавателями, интересующимися этнографией....
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника Отечества", факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные периоды истории....
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника отечества", факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные периоды истории. Особый ...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. (Музыкально-поэтическая композиция ко Дню защитника Отечества.)
23 февраля принято считать днём рождения нашей Армии. Но так ли это? Официально – да! Но армия...
Материалы по истории Русской православной церкви - дополнительный материал к урокам по истории Отечества
Презентации по истории Русской Православной церкви в синодальный и советский периоды являются источником дополнительного материала по малоизвестным аспектам отечественногй истории. Презентации содержа...