урок блокады
классный час по истории (9 класс)

Арсеньев Владимир Анатольевич

Урок памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_blokady_02.09.19.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок памяти, посвящённый блокаде Ленинграда

«Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда»

02.09.22

Цель: воспитание личной ответственности каждого человека за себя,своих соседей, своих сограждан.

Задачи:

1.Формирование гражданских и патриотических чувств  школьников  через обращение к памяти трагических блокадных событий

2.Формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, – добра, милосердия, дружбы, справедливости.

3.Актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;        

4.Развитие умений  осмыслять, анализироватькартину событий в период блокады Ленинграда, выражать своё мнение.

5.Формирование у школьников способности сопереживать и сострадать людям, жившим задолго до нас.

6. Формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением;

7.Воспитание духовной культуры учащихся;        

Ход урока

I. Вступление. 1 сентября – день Знаний.(слайд)

- 1 сентября – это день, которого вы, дети,  вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

- Расскажите, как вы готовитесь к этому празднику?

-С каким настроением вы пришли в школу?

- 1 сентября – это День Знаний. Этот день отмечает вся наша страна. Это начало нового учебного года для российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Сегодня — день новых и добрых встреч с одноклассниками, учителями после длинных летних каникул  и, конечно, с этого дня начинаютсявстречи с новыми знаниями.

2. Летние впечатления.(слайд)

- Вы замечательно отдохнули летом.  Какое настроение у вас?

- Какие чувства вызывает у вас эта фотография?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы вспоминаете  лето?

3.1. «Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда»(слайд)

- А теперь посмотрите на другую фотографию. Что вы видите? Что необычного? (ответы детей)

Эта фотография сделана в 1942 году.

– Этот снимок сделан в это страшное время в блокадном Ленинграде.

-  Что вы помните о блокаде?(ответы детей)

Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и её союзники: голод, холод, тьма, блокада, которая длилась 900 дней – это были бесконечные, долгие, страшные дни, в которые погибло огромное количество людей.

 Просмотр видеоролика «Сокровище времён блокады» из цикла «Жить»

https://yandex.ru/video/preview?filmId=1028574739858207950&text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B5%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8B

- Сегодня во всех школах Санкт Петербурга   вспоминают одну из самых страшных страниц истории города - годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. И мы вспомним, узнаем, как жили и учились дети в нашем городе в это время и попытаемся понять, что же помогало им преодолевать невероятные трудности.


 Работа школ  в блокаду. «Воспоминания моей бабушки»(слайд)

                  Началась война, но как положено в сентябре начался учебный год.  Когда

8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты больше двухсот тысяч школьников.Большинство школ было разбомблено. И несмотря на то, что жителям не хватало еды, воды, не было света, дров, теплой одежды, в конце октября в Ленинграде открылось 39 школ.  Дети учились в жутких условиях . Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.  Но многие дети учились. Это был подвиг.

Сегодня мы обратимся к воспоминаниям блокадницы, которые записала её внучка и опубликовала в журнале. Она рассказала о том, как училась её бабушка в тяжёлые блокадные дни.(Чтение учителем  и обсуждение с детьми каждой истории

(слайд)

Анна Пилецкая, 12 лет. «Воспоминания моей бабушки Натальи Федоровны Соболевой»

История 1

"Стойкий оловянный солдатик"

В эти тревожные дни учебные занятия всё же начались, правда, не в школе.Школа, где училась моя бабушка, стала военным госпиталем.  Детей собрали в полуподвальные помещения какого-то дома. Здесь не было, конечно, парт: их заменили  столы и откидные стулья. Пришла учительница. Никто из детей не знал её. Она была из другой школы. Это была удивительная женщина. Небольшого роста, худощавая, она, не смотря на возраст, держалась всегда прямо и никогда не паниковала. Страх, казалось, был ей не известен. Во время страшных осенних налётов, когда земля содрогалась, и качались стены, она уверенно направляла детей в бомбоубежище, прижимая к себе самых маленьких. Дети прозвали её "стойкий оловянный солдатик". Несмотря на бесконечные вражеские налёты, артиллерийские обстрелы, занятия продолжались, даже на дом задавали. А за не выученные уроки "стойкий оловянный солдатик" строго пробирала. Она тыкала указкой и говорила: "наши солдаты там воюют, они проливают за вас кровь, а вы обязаны учиться и хорошо учиться", и нерадивым детям становилось стыдно.

История 2 «Маленькая собачка»

Учительница, их "стойкий оловянный солдатик", никогда не расставалась со своей маленькой собачкой. Когда начиналась перемена, собачка тихонько приближалась к учительнице, вставала на задние лапки, выжидательно смотрела. А учительница незаметно доставала из кармана меленький кусочек хлеба, размером с грецкий орех, собачка осторожно слизывала его и умоляюще смотрела на хозяйку. У обоих на глазах были слёзы. Но странно вот что:  все дети уже давно голодали, и каждый хотел съесть кусочек хлеба, но никто не возмущался. Никто не просил для себя. Старая учительница была одинока, и собачка заменяла ей всё. Дети чувствовали это и уважали их любовь и преданность. Но однажды учительница не пришла. Потом узнали: маленькая собачка, её друг, умерла. А через три дня умерла их учительница. Их "стойкий оловянный солдатик". Умерла от горя.

История 3 «Новогодняя ёлка»

               Вскоре после смерти учительницы, детей собрали в бомбоубежище. Здесь им предстояло учиться зиму 41-42 года. Помещение было просторным. Длинные столы были составлены в один ряд, вместо стульев были скамейки. Но положение с продовольствием в городе непрерывно ухудшалось, многие дети уже еле ходили. А паёк всё уменьшался и достиг 125 граммов хлеба в день. Это был конец. Смерть подстерегала каждого. Учителя как могли поддерживали детей. Была организована новогодняя ёлка с обедом и маленьким кулёчком - подарком. В нём было несколько печенин, пряник и конфета. Выносить его надо было за пазухой, чтобы не отобрали хулиганы.

История 4 «Школьный суп»

В декабре отключили электричество, город погрузился во тьму. Занятия в бомбоубежище прекратились, ведь окон там не было, а светить в помещении было нечем. Казалось бы, занятия прекратились надолго. Но нет, вскоре детей  собрали в каком-то  доме.Здесь открылась очередная школа. Она помещалась в полуподвальном помещении. Занятия начинались теперь поздно - с 11 часов, чтобы пользоваться скудным дневным светом, который слабо просвечивал сквозь заклеенные бумагой окна. Парт, как таковых, конечно, не было, их заменяли узкие столики. Было много стульев, но дети старались усаживаться плотнее, ближе друг к другу, чтобы немножко согреться. Дикий холод проникал повсюду. Дети почти не писали - страшно было вытаскивать руки из карманов, да и чернила давно замёрзли. Зато никогда так не ценилась поддержка соседа по парте. Прижимаясь друг к другу, дети чувствовали себя сильнее.

Было организовано доп. питание для школьников - тарелка жидкого супа без хлеба. Но однажды в супе оказалась картошка. Как один мальчик радовался, что ему досталось целых три кусочка. И как же он переживал за опоздавших. Им не достался этот суп. Этот мальчик старался подбодрить слабых и уставших. Но самому ему выжить не удалось: в январе вымерла вся его семья. Наступила самая страшная пора. Дикие морозы охватили город. За водой надо было ходить на прорубь, и не все могли дойти. Весь транспорт встал. Всё реже и реже встречались прохожие на улицах города, а если и встречались, то с трупом на саночках. Смерть стала обычным явлением. У бабушки умерли почти все родные.

              Летом с продуктами стало немного полегче, многих эвакуировали и мою бабушку тоже.

– Какие трудности, лишения выпали на долю ленинградских школьников?

- Какие качества проявляли ребята? ( Воля, мужество, смелость, отзывчивость, взаимопомощь, сострадание, единение).(слайд)

4. Дискуссия на тему  «Как надо жить сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников?».

- Сегодня над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы людей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый подумает и задаст себе вопрос:

«Как надо жить сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников?». (ответы детей)

У вас счастливое детство. Вы имеете все необходимое для жизни и учёбы. Будьте добрыми, отзывчивыми, честными и многие сегодняшние трудности от вас отступят. Любите и цените друг друга, помогайте друг другу, учитесь радоваться друг за друга. И пусть у вас всегда будут только такие эмоции, которые вы назвали в начале урока.

5.1. Они живы, пока мы помним. Три важные даты для нашего города

С каждым годом людей, переживших войну, становится всё меньше и меньше, из жизни они уходят один за другим. И, к сожалению, с ними уходят воспоминания прошлого. В наше время очень важно сохранить память и уважениео людях, переживших ужасающие события страшных блокадных дней, чтобы не разорвалась  нить, которая связывает поколения. Если мы о них помним, то они живы.

Три важные даты для нашего города останутся навсегда  у нас в памяти: (слайд)

8 сентября – День памяти жертв блокады,

18 января – День прорыва блокады Ленинграда

27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

7. Заключение. (слайд)

 В  современное время не во всем мире,  к сожалению, существует  мир. Во многих уголках мира идёт война. Война – это разруха, голод, потери, боль, слёзы, смерть. Самыми незащищенными в этих конфликтах являются – дети. Мы должны дать детям солнечное, мирное детство. Пусть никогда  в истории человечества не повторятся все ужасы Великой Отечественной войны. Пусть у вас всегда будут только хорошие эмоции, о которых вы мне рассказывали в начале урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Данная презентация посвящается 70 годовщине снятия блокады Ленинграда. Презентацию можно испольльзовать на уроках английского языка по этой теме или на классных часах....

ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

открытый урок "Блокада Ленинграда"

Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Презентация для 7 класса к уроку "Блокада Ленинграда" по учебнику Коровина...

Разработка урока "Блокада Ленинграда"

8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....

Разработка классного часа на тему "Уроки Блокады".

Автор разработки был удостоен статуса победителя районного тура и статуса дипломанта городского тура конкурса "Уроки  Победы" за данную разработку...

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...